Определение б/н заключение об обстоятельствах дела № 06-05-02/2017 от 24 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заключение об обстоятельствах дела № 06-05-02/2017

 

 

«21» апреля 2017 г.                                                                                             г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России – <…>, членов Комиссии: <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее – министерство) обратились: ИП глава КФХ <…> (вх. № 85с/20 от 19.05.2016г.), ООО «Искра» (вх. № 44с/20 от 05.04.2016г.), ИП глава КФХ <…> (вх. № 48с/20 от 08.04.2016г.), ИП глава КФХ <…> (вх. № 185/20 от 05.08.2016г.), АО «Майский» (вх. № 276/20 от 30.09.2016г.), ООО «Луговое» (вх. № 146/20 от 11.07.2016г.) для получения субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, предоставив полный пакет документов.

Министерством в адрес ИП главы КФХ <…>, ООО «Искра», ИП главы КФХ <…>, ИП главы КФХ <…>, АО «Майский», ООО «Луговое» были направлены письма об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники: № 01-04-12/171 от 26.05.2016г., № 01-04-12/81 от 11.04.2016г., № 01-04-12/124 от 22.04.2016г., № 01-04-12/247 от 10.08.2016г., № 01-04-12/296 от 17.10.2016г., № 01-04-12/221 от 21.07.2016г. соответственно,

Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что техника приобретена у официально уполномоченного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, что противоречит п.4 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 11.03.2013 № 182-п.

Подпунктом 1 пункта 4 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (утв. постановлением Правительства Оренбургской области № 182-п от 11.03.2013г.) (далее – Порядок предоставления субсидий) установлено, что субсидии предоставляются на компенсацию части затрат за приобретенные не ранее 1 января 2016 года за полную стоимость новые тракторы с двигателями мощностью от 300 лошадиных сил и выше, зерноуборочные и самоходные кормоуборочные комбайны российского производства, тракторы, произведенные на территории Оренбургской области (далее - сельскохозяйственная техника), у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области не менее 5 лет с момента регистрации (далее - продавец).

Ранее, Оренбургским УФАС России было рассмотрено дело № 06-05-01/2016 по признакам нарушения Правительством Оренбургской области п.8 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий в отношении производителей сельскохозяйственной техники (официально уполномоченных производителями сельскохозяйственной техники юридических лиц), а также в отношении сельхозтоваропроизводителей, приобретающих (приобретших) сельскохозяйственную технику у производителей (официально уполномоченных производителями сельскохозяйственной техники юридических лиц) данной техники. Вынесено решение (исх. № 1815 от 22.02.2017г.) о признании Правительства Оренбургской области нарушившим п.8 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выдано предписание о прекращении нарушения п.8 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Оренбургского УФАС России было установлено, что изменения, внесенные постановлением Правительства Оренбургской области от 28.03.2016 года № 204-п в абзац 1 подп. 1 п. 4 постановления Правительства Оренбургской области от 11.03.2013 года № 182-п, влекут или могут повлечь ограничение конкуренции путем создания дискриминационных условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, приобретающих сельскохозяйственную технику у официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, а также для официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации.

Изначально, Оренбургским УФАС России Правительству Оренбургской области было выдано предупреждение № 06-19-07/2016 (исх. № 5096 от 04.05.2016г.) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В предупреждении было указано на наличие в действиях Правительства Оренбургской области признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного п.8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в целях устранения нарушений Правительству Оренбургской области было предложено внести изменения в абзац 1 подп.1 п.4 Порядка предоставления субсидий в указанный срок.

Позицию Оренбургского УФАС России поддержали суды первой, апелляционной, кассационной инстанций, указав на то, что Правительством Оренбургской области были созданы дискриминационные условия в отношении официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, а также в отношении сельхозтоваропроизводителей, приобретающих (приобретших) сельскохозяйственную технику у официально уполномоченных производителем сельскохозяйственной техники юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации.

Из абз. 1 подп. 1 п. 4 Порядка предоставления субсидий следует, что для получения права на субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники сельхозтоваропроизводителям необходимо приобретать указанную технику либо у производителя сельскохозяйственной техники, либо у официально уполномоченного им юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области не менее 5 лет с момента регистрации.

Следовательно, из состава указанных юридических лиц исключены организации, являющиеся официальными представителями заводов-изготовителей сельскохозяйственной техники, зарегистрированные (созданные) и осуществляющие свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, в связи с чем, сельхозтоваропроизводители, приобретшие у данных поставщиков сельскохозяйственную технику, теряют право на субсидирование части затрат приобретенного товара.

Как следует из представленных документов, ИП глава КФХ <…> приобрел комбайн зерноуборочный самоходный КЗС-812-19 у ООО «ТехникаСервис» (договор № 64 от 24.11.2015г. купли-продажи техники и/или оборудования, не требующих монтажа), ООО «Искра» и ИП глава КФХ <…>  приобрели тракторы «Беларус – 82.1» БМЗ у ООО «ТехТорг» (договоры купли-продажи № 238/02-16 от 06.02.2016г., № 226/01-16 от 11.01.2016г. соответственно), ИП глава КФХ <…>, АО «Майский», ООО «Луговое» приобрели тракторы «Кировец» К-744 Р1, Р2, Р3 комплектации «Стандарт» у ООО ПКФ «Техника» (договоры № 207 от 19.10.2015г., № 200/44 от 20.04.2016г., № 201/45 от 20.04.2016г., № 215/50 от 27.04.2016г., № 48 от 27.01.2016г. соответственно).

Согласно Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц  МИФНС № 10 по Оренбургской области в качестве юридического лица зарегистрированы: ООО «ТехникаСервис» - 06.08.2015г., ООО «ТехТорг» - 20.09.2012г., ООО ПКФ «Техника»  - 03.09.2014г., то есть, осуществляют свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации.

На основании статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Как следует из ч.1 ст. 5 Закона № 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Согласно ст. 6 Закона № 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;

9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Критерии отбора юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, которым предоставляются названные субсидии, Правительством Оренбургской области установлены без должного экономического обоснования и законодательного закрепления, поскольку федеральное законодательство не содержит каких-либо положений об установлении приоритета поддержки сельскохозяйственного производства на территории Оренбургской области в связи с наличием каких-либо объективных обстоятельств с целью достижения равенства всех товаропроизводителей названной сферы производства.

Такое нормативное правовое регулирование нарушает требования антимонопольного законодательства, поскольку ведет к созданию неравных условий в сфере производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации между производителями по признаку приобретения сельскохозяйственной техники у поставщиков имеющих определенный опыт работы на рынке Оренбургской области и не имеющий такового, что недопустимо без законодательного обоснования (с экономическим подтверждением) правомерности такой превенции как льготы отдельным товаропроизводителям, к примеру, по объективным причинам находящимся в неравном положении с другими производителями сельскохозяйственной продукции, для выравнивания их положения, преследующего общие цели поддержки и развития сельского хозяйства. Более того, закрепление данного положения в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации приводит к ограничению конкуренции на рынке поставки (продажи) сельскохозяйственной техники и создает неравные условия между данными хозяйствующими субъектами.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия министерства по отказу в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники являются незаконными и содержат в себе признаки нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства в адрес министерства были направлены предупреждения № 06-19-26/2016, № 06-19-46/2016, № 06-19-49/2016, № 06-19-53/2016, № 06-19-54/2016, № 06-19-65/2016 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, которым министерству указывалась необходимость в указанные сроки (до 30.09.2016г., до 25.11.2016г., до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.) отозвать письма №№  01-04-12/171 от 26.05.2016г.,  01-04-12/81 от 11.04.2016г.,  01-04-12/124 от 22.04.2016г.,  01-04-12/247 от 10.08.2016г.,  01-04-12/296 от 17.10.2016г.,  01-04-12/221 от 21.07.2016г. об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, направленных в адрес: ИП главы КФХ <…>, ООО «Искра», ИП главы КФХ <…>, ИП главы КФХ <…>, АО «Майский», ООО «Луговое», повторно рассмотреть данные обращения с прилагаемыми пакетами документов с учетом требований антимонопольного законодательства.

Впоследствии сроки по выданным министерству предупреждениям № 06-19-26/2016 (исх. № 10259 от 27.07.2016г., сроки – до 30.09.2016г., до 25.11.2016г., до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.), № 06-19-46/2016 (исх. № 14533 от 06.10.2016г, сроки – до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 15.03.2017г.), № 06-19-49/2016(исх. № 14874 от 13.10.2016г., сроки – до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.), № 06-19-53/2016 (исх. № 16108 от 07.11.2016г, сроки – до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.), № 06-19-54/2016  (исх. № 16110 от 07.11.2016г., сроки – до 15.12.2016г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.), № 06-19-65/2016 (исх. № 16802 от 22.11.2016г., сроки – до 15.12.2017г., до 10.02.2017г., до 13.03.2017г.)   неоднократно продлялись, в связи с внесением изменений в постановление Правительства Оренбургской области № 182-п от 11.03.2013г., по всем предупреждениям срок был продлен до 13 марта 2017 года.

09.02.2017г. Правительством Оренбургской области было принято постановление № 93-п «О предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства» (далее – постановление № 93-п), вступило в силу 16.02.2017г.

В связи с принятием нового нормативного правового акта было признано утратившим силу постановление Правительства Оренбургской области от 11.03.2013г. № 182-п со всеми внесенными в него изменениями.

Пунктом 3 постановления № 93-п установлено, что заявления сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых до вступления в силу настоящего постановления, принято решение об отказе в предоставлении субсидии в связи с приобретением сельскохозяйственной техники у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Оренбургской области менее 5 лет с момента регистрации, подлежат новому рассмотрению в 2017 году.

В своем письме (исх. № 01-05-06/284 от 13.03.2017г.) во исполнение выданных предупреждений министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области указало на то, что пакеты документов, в том числе и лиц, указанных в предупреждениях, рассматриваются министерством и проходят согласования на условиях и сроках, предусмотренных постановлением № 93-п от 09.02.2017г.

 При этом, ни на дату возбуждения дела № 06-05-02/2017, ни на дату принятия заключения об обстоятельствах дела не представлена информация об исполнении выданных предупреждений в части направления уведомления об отзыве писем №№ 01-04-12/171 от 26.05.2016г., № 01-04-12/81 от 11.04.2016г., № 01-04-12/124 от 22.04.2016г., № 01-04-12/247 от 10.08.2016г., № 01-04-12/296 от 17.10.2016г., № 01-04-12/221 от 21.07.2016г. об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, направленных в адрес: ИП главы КФХ <…>, ООО «Искра», ИП главы КФХ <…>, ИП главы КФХ <…>, АО «Майский», ООО «Луговое».

10.03.2017г. в Оренбургское УФАС России поступило заявление ООО «Луговое» (вх. № 1384к от 10.03.2017г.) (выданное министерству предупреждение № 06-19-65/2016), в котором указано, что 09.03.2017г. по телефону директор <…> узнал от сотрудника министерства об отказе в выплате субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в связи с тем, что у ООО «Луговое» имеется задолженность по налогам и сборам на 01.02.2017г. В пакете документов, сданных ООО «Луговое» в министерство в 2016 году, задолженность по налогам и сборам отсутствовала, что подтверждается имеющейся справкой. Считает данный отказ неправомерным и ущемляющим его права и законные интересы как сельхозтоваропроизводителя.

Заявления ИП главы КФХ <…>, ООО «Искра», ИП главы КФХ <…>, ИП главы КФХ <…>, АО «Майский», ООО «Луговое» рассмотрены министерством как вновь (первоначально) поданные в 2017 году, по правилам постановления № 93-п от 09.02.2017г.

ИП главе КФХ <…>, ИП главе КФХ <…>, АО «Майский», ООО «Искра» субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники были выплачены: ИП <…> – 1 417 737, 29 руб., ИП <…> – 1 434 030 руб., ООО «Искра» - 286 601, 95 руб., АО «Майский» - 5 729 911, 47 руб., что подтверждается информацией о хозяйствах, которым отказано в получении субсидии в рамках постановления № 93-п от 09.02.2017г. за приобретенную технику по состоянию на 14.04.2017г., платежными поручениями № 129696 от 31.03.2017г., № 129686 от 31.03.2017г., № 129787 от 31.03.2017г., № 129817 от 31.03.2017г.

ИП главе КФХ <…>  и ООО «Луговое» министерством отказано по основаниям, предусмотренным абз. «а» п.11 постановления № 93-п, а именно не соблюдение условия, предусмотренного абз. «б» п.6 постановления № 93-п, - наличие задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, что указано в уведомлениях об отказе от 14.03.2017г. №№ 01-04-12/574, 01-04-12/577.

Министерство ссылается на то, что указанное условие предоставления субсидии предусмотрено в постановлении № 93-п как обязательное общее требование, содержащееся в постановлении Правительства РФ от 06.09.2016г. № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг». То есть, наличие условия, предусмотренного абз. «б» п. 6 постановления № 93-п, является обязательным требованием, установленным нормами федерального законодательства.

Однако, Оренбургское УФАС России считает, что данные действия министерства нарушают права и законные интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

Согласно ч.7 ст. 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

В силу ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 4 ГК РФ).

 Как следует из ч. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, в том числе и предпринимателей, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, о равной защите государственной и частной форм собственности и о критериях справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1) это означает, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права; участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (данная позиция указана в постановлении Конституционного Суда РФ от 20.07.2011г. № 20-П).

После подачи заявлений сельскохозяйственными товаропроизводителями в министерство на выплату субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, между министерством и сельхозтоваропроизводителями возникли правоотношения с соответствующими правами и обязанностями. В случае подачи заявления сельхозтоваропроизводителем с пакетом документов, соответствующим перечню документов, установленному Порядку предоставления субсидий, у министерства возникла обязанность по выплате субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в момент подачи сельхозтоваропроизводителем заявления.

Министерством вышеуказанным сельхозтоваропроизводителям были даны незаконные отказы в выплате субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, что было установлено Оренбургским УФАС России.

Следовательно, в случае признания отказа в выплате субсидии незаконным, у министерства не прекратилась обязанность по отзыву незаконного отказа в выплате субсидии и по выплате субсидии сельхозтоваропроизводителю на момент подачи им соответствующего заявления о выплате субсидии. То есть, правоотношения, сложившиеся между сторонами, прекращены не были, соответственно, рассматривать заявления по новому Порядку предоставления субсидии (утв. постановлением Правительства Оренбургской области № 93-п от 09.02.2017г.) и запрашивать новый пакет документов (собирать информацию на новый период – 2017 год) министерство не имело права, так как это нарушает права и законные интересы сельхозтоваропроизводителей.

Также, в выданных Оренбургским УФАС России предупреждениях в адрес министерства, было указано о необходимости прекращения действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно, отозвать письма об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, направленные в адрес сельхозтоваропроизводителей, а также повторно рассмотреть обращения сельхозтоваропроизводителей на предоставление вышеуказанной субсидии с прилагаемым пакетом документов с учетом требований антимонопольного законодательства.

То есть, министерству предписывалось отозвать письма №№ 01-04-12/171 от 26.05.2016г.,  01-04-12/81 от 11.04.2016г.,  01-04-12/124 от 22.04.2016г.,  01-04-12/247 от 10.08.2016г.,  01-04-12/296 от 17.10.2016г.,  01-04-12/221 от 21.07.2016г. и рассмотреть обращения с приложенным пакетом документов сельхозтоваропроизводителей.

Однако, из представленной информации следует, что уведомлений об отзыве вышеуказанных писем министерством направлено не было, при этом, обращения сельхозтоваропроизводителей были рассмотрены по правилам постановления № 93-п, то есть, запрошена дополнительная информация по состоянию на 2017 год.

Согласно Аналитическому отчету состояния конкурентной среды на рынке производства сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства на территории Оренбургской области за 2016 год, на данном рынке осуществляли свою деятельность 2 658 сельхозтоваропроизводителей, из них: 1 998 зарегистрированных в форме индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Выделяются основные факторы, снижающие конкуренцию на агропродовольственном рынке: большое количество производителей сельскохозяйственной продукции (позиция каждого в отдельности на рынке слаба); большие постоянные издержки сельских товаропроизводителей, которые не изменяются в зависимости от объема производимой продукции, что часто приводит к ухудшению их финансово-экономического положения в случае снижения производства; продолжительность и непрерывность биологического процесса производства, вследствие чего сельскохозяйственному товаропроизводителю сложно быстро приспособить предложение к спросу на рынке, так как время от посева до уборки урожая исчисляется многими месяцами и даже годами; сезонное поступление значительной части сельскохозяйственной продукции, приводящее к временному избытку продукции, не позволяющее им обеспечить сбыт продукции на более выгодных условиях.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в форме субсидирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования.

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим возделывание яровых и (или) озимых зерновых культур, а также производство продукции животноводства (молока, мяса крупного рогатого скота, свиней, овец и лошадей, шерсти) в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на эти цели министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области по разделу «Национальная экономика», подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство».

Отбор юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, которым предоставляются субсидии, должен быть экономически обоснованным и законодательно закрепленным.

Рынок производства растениеводства и животноводства Оренбургской области обладает слабой степенью концентрации и в целом характеризуется развитой конкуренцией.

Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что в действиях министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области имеются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Следовательно, рассмотрение дела подлежит отложению для предоставления лицам, участвующим в деле, возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы в случае их наличия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                                              <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны