Решение б/н Решение по делу №Решение по делу № 06-05-33/2015 Решение... от 21 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…..>; членов Комиссии: <…..>,<…..>,<…..>

в присутствии начальника Управления образования администрации МО Кувандыкский район <…..> (распоряжение № 27-рл от 16.04.2007г.);

в присутствии директора  МАОУ «СОШ № 2» <…..> (приказ № 188 от 22.04.2009г.);

рассмотрев дело № 06-05-34/2015 по признакам нарушения Управлением образования Администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившимся в выделении денежных средств на ремонт здания автономного учреждения в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством соглашения № 31-7/20 от 10.01.2013г.; дополнительное соглашение №41-7/10/1 от 30.07.2013г.; №31-8/20 от 10.01.2013г.; дополнительное соглашение № 41-8/10/1 от 30.07.2013г.; №41-13/10 от 06.05.2013г.; № 41-21/10 от 28.06.2013г.; №41-13/10 от 01.08.2013г.; дополнительное соглашение № 41-13/10/1 от 11.09.2013г.; №41-16/10 от 08.11.2013г.; дополнительное соглашение № 41-13/10/2 от 08.11.2013г.; дополнительное соглашение № 41-13/10/3 от 25.12.2013г. № 31-7/20 от 10.01.2013г.; дополнительное соглашение №41-7/10/1 от 30.07.2013г.; №31-8/20 от 10.01.2013г.; дополнительное соглашение № 41-8/10/1 от 30.07.2013г.; №41-13/10 от 06.05.2013г.; № 41-21/10 от 28.06.2013г.; №41-13/10 от 01.08.2013г.; дополнительное соглашение № 41-13/10/1 от 11.09.2013г.; №41-16/10 от 08.11.2013г.; дополнительное соглашение № 41-13/10/2 от 08.11.2013г.; дополнительное соглашение № 41-13/10/3 от 25.12.2013г.; № 41-14/10 от 21.04.2014г.; дополнительное соглашение №41-14/10/2 от 11.07.2014г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

20.04.2012г. между Министерством образования Оренбургской области и 18.03.2013г. между Министерством образования и администрацией МО Кувандыкский район заключено соглашение № 5 ПАМ о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2013г., согласно которому муниципалитету выделяются субсидии в размере 15.214 500 руб.

03.09.2013г. между Министерством образования и администрацией МО Кувандыкский район заключено соглашение № 7 ПАМ о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2013г., согласно которому муниципалитету выделяются субсидии в размере 24 945 500 руб.

Между Управлением образования администрации МО Кувандыкский район и МАОУ «СОШ № 2 г. Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» в 2013-2014гг. заключен ряд соглашений о выделении денежных средств на текущий и капитальный ремонт здания автономного учреждения, а также ремонт путей эвакуации, эвакуационных выходов и т.д.

Наблюдательным советом МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка принимались решения о заключении договоров подряда с ЗАО «Волга-Урал-Строй». И в последствие между МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка и ЗАО «Волга-Урал-Строй» заключены договоры подряда на осуществление работ по капитальному ремонту здания, ремонту путей вакуации и т.д.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 13).

Таким образом, принятие мер организации  образовательной деятельности является обязанностью муниципального образования, и соответственно муниципальной нуждой.

Частью 1 ст.54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

В соответствии с ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Таким образом, капитальный ремонт зданий автономных учреждений являющийся муниципальными нуждами, был осуществлен без проведения торгов. Действий по размещению заказа в данной сфере управлением образования МО Кувандыкский район предпринято не было.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Управления образования администрации МО Кувандыкский район усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившиеся в выделении денежных средств на ремонт здания автономного учреждения в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством (соглашения № 41-12/07 от 20.04.2012г.; 08.03.2013г. от  № 41-12/07).

Приказом Оренбургского УФАС России № 179 от 18.09.2015г. в отношении  Управления образования администрации МО Кувандыкский район было возбуждено дело № 06-05-33/2015.

Определением о назначении дела №06-05-33/2015 от 18.09.2015г. рассмотрение дела назначено на 07 октября 2015г. на 12 часов 00 минут.  Приказом № 194 от 07.20.2015г. изменен состав Комиссии, председателем Комиссии назначен Шлычков А.А.

В ходе рассмотрения дела начальник управления образования администрации МО Кувандыкский район нарушение не признал, пояснил следующее.

Как следует из Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.  Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является муниципальное образование. Финансирование  капитального ремонта имущества, находящегося на праве оперативного управления у автономного учреждения, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Порядок выделения субсидий автономным учреждениям на иные цели определен ст. 78.1 БК РФ, при этом перечень иных целей законодателем не определен. Следовательно, орган местного самоуправления самостоятельно определяет иные цели, на которые выделяются субсидии

Учитывая изложенное, в действиях управления образования отсутствует нарушение ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Представитель автономного учреждения пояснила следующее.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Финансирование автономного учреждения предусмотрено ст. 78.1 БК РФ, в т.ч. на иные цели.  Нормы ФЗ № 223 обязательны для применения автономным учреждения с 01.01.2014г. Следовательно, денежные средства выделены в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

18.03.2013г. между Министерством образования и администрацией МО Кувандыкский район заключено соглашение № 5 ПАМ о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2013г.

Согласно п.2.1.3 соглашения Министерство перечисляет Муниципалитету субсидии в размере 15 214 500 руб., при условии софинансирования из бюджета Муниципалитета  800 800 руб. на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2013г.

Согласно п.2.2.5 соглашения Муниципалитет  в целях реализации указанного соглашения обеспечивает своевременное размещение муниципальных заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд». Объектом ремонта является МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка (приложение № 1 к соглашению).

03.09.2013г. между Министерством образования и администрацией МО Кувандыкский район заключено соглашение № 7 ПАМ о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2013г.

Согласно п.2.1.3 соглашения Министерство перечисляет Муниципалитету субсидии в размере 34 945 500 руб., при условии софинансирования из бюджета Муниципалитета  1 747 275 руб. на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2013г.

Согласно п.2.2.5 соглашения Муниципалитет  в целях реализации указанного соглашения обеспечивает своевременное размещение муниципальных заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд».  В соответствии с приложением № 1 к соглашению на ремонт МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка выделено 26 612 800руб.

Дополнительным соглашением к соглашению № 7 ПАМ от 03.09.2013г. сумма субсидий увеличена до 39 683 700 руб., при этом на ремонт МАОУ «СОШ № 2» выделено 26 679 500 руб.

Между Управлением образования администрации МО Кувандыкский район и МАОУ «СОШ № 2 г. Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» (далее МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка) заключены следующие соглашения в 2013г.

 - № 31-7/20 от 10.01.2013г., согласно которому, учреждение получает субсидии в размере 254 600 руб. на приведение путей эвакуации, эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности.

- дополнительное соглашение №41-7/10/1 от 30.07.2013г., согласно которому Управление образования выделяет денежные средства на приведение путей эвакуации, эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности в размере 247700 руб.;

- №31-8/20 от 10.01.2013г., согласно которому учреждение получает субсидии в размере 509300 руб. на приведение путей эвакуации, эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности;

- дополнительное соглашение № 41-8/10/1 от 30.07.2013г.,  согласно которому учреждение получает субсидии в размере 13899 руб. на приведение путей эвакуации, эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности;

- №41-13/10 от 06.05.2013г., согласно которому учреждение получает субсидии в размере 15 214 500 руб. на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году;

- № 41-21/10 от 28.06.2013г., согласно которому учреждение получает субсидии в размере 20 000 000 руб. на проведение противоаварийных мероприятий и капитального ремонта здания.

- №41-13/10 от 01.08.2013г., согласно которому учреждение получает субсидии в размере 129 743 руб. на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году;

- дополнительное соглашение № 41-13/10/1 от 11.09.2013г., согласно которому учреждение получает субсидии в размере 25345500 руб. на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году;

- №41-16/10 от 08.11.2013г., согласно которому учреждение получает субсидии в размере 130 190 руб. на демонтаж котельной;

- дополнительное соглашение № 41-13/10/2 от 08.11.2013г., согласно которому учреждение получает субсидии в размере 1 398 400 руб. на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году;

 - дополнительное соглашение № 41-13/10/3 от 25.12.2013г., согласно которому учреждение получает субсидии в размере  66619,08  руб. на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году.

Согласно протокола № 2 наблюдательного совета МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка от 26.04.2013г.  наблюдательным советом принято решено о заключении договора подряда с ЗАО «Волга-Урал-Строй».

06.05.2013г. между МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка и ЗАО «Волга-Урал-Строй» заключен договор № 01 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания МОАУ СОШ № 2 с проведением противоаварийных мероприятий.

Согласно п.1.2 договора Подрядчик обязуется выполнить капитальный ремонт здания МАОУ СОШ № 2  с проведением противоаварийных мероприятий на сумму 16 015 262 руб.

Согласно протоколу № 3 МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка от 25.05.2013г.  наблюдательным советом принято решено о заключении договора подряда с ЗАО «Волга-Урал-Строй».

01.06.2013г. между МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка и ЗАО «Волга-Урал-Строй» заключен договор № 01 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания МОАУ СОШ № 2 с проведением противоаварийных мероприятий.

Согласно п.1.2 договора Подрядчик обязуется выполнить капитальный ремонт здания МАОУ СОШ № 2  с проведением противоаварийных мероприятий на сумму 46 612 800 руб.

 

08.05.2014г. между Министерством образования и администрацией МО Кувандыкский район заключено соглашение № 10 ПАМ о взаимодействии при проведении противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных организаций в 2014г.

Согласно п.1.2 соглашения Министерство перечисляет Муниципалитету субсидии в размере 14075100 руб. В соответствии с приложением № 1 к соглашению на ремонт МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка выделено 7 861 000руб.

14.07.2014г. между Министерством образования и администрацией МО Кувандыкский район заключено соглашение № 5 ПАМ -2 о взаимодействии при проведении противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных организаций в 2014г.

Согласно п.1.2 соглашения Министерство перечисляет Муниципалитету субсидии в размере 1 005 000 руб. В соответствии с приложением № 1 к соглашению на ремонт МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка выделено 646 800руб.

Между Управлением образования администрации МО Кувандыкский район и МАОУ «СОШ № 2 г. Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» (далее МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка) заключены следующие соглашения в 2014г.

 - № 41-14/10 от 21.04.2014г., согласно которому учреждение получает субсидии в размере  7 000 000 руб. на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных организаций;

- дополнительное соглашение №41-14/10/2 от 11.07.2014г., согласно которому, учреждение получает субсидии в размере  97 015 руб. на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных организаций.

15.07.2013г. между МАОУ СОШ № 2 г. Кувандыка и ЗАО «Волга-Урал-Строй» заключен договор № 03 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания МОАУ СОШ № 2 с проведением противоаварийных мероприятий.

Согласно п.1.2 договора Подрядчик обязуется выполнить капитальный ремонт здания МАОУ СОШ № 2  на сумму 8 574 467 руб.

Согласно актам КС-2, КС-3 работы выполнены в 2013-2014гг. ЗАО «Волга-Урал-Строй».

В соответствии с ч.  1  ст.  2  Федерального закона от 03.11.2006  г.  № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация,  созданная Российской Федерацией,  субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ,  оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти,  полномочий органов местного самоуправления в сферах науки,  образования,  здравоохранения,  культуры,  социальной защиты,  занятости населения,  физической культуры и спорта,  а также в иных сферах в случаях,  установленных федеральными законами.

Согласно п.  3  ст.  4  Федерального закона от 03.11.2006  N  174-ФЗ «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)  задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества,  закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств,  выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества,  расходов на уплату налогов,  в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество,  в том числе земельные участки.

Таким образом,  Федеральным законом от 03.11.2006  № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено государственное (муниципальное)  содержания недвижимого имущества.

 Между тем, расходы на капитальный ремонт и обустройство прилегающей территории не могут быть отнесены к расходам на содержание недвижимого имущества автономного учреждения в силу следующего.

В соответствии с п.  1  ст.  252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты,  оценка которых выражена в денежной форме.  Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,  подтвержденные документами,  оформленными в соответствии с законодательством РФ.  Расходами признаются любые затраты при условии,  что они произведены для осуществления деятельности,  направленной на получение дохода.

В соответствии с п.  2  ч.  1  ст.  253  НК РФ расходы,  связанные с производством и реализацией,  включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию,  ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества,  а также на поддержание их в исправном (актуальном)  состоянии.

Таким образом, нормы Налогового кодекса выделяют самостоятельно расходы на содержание и эксплуатацию имущества и его ремонт.

В соответствии с пунктом 66  Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств,  утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003  № 91н содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.  Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта,  модернизации и реконструкции.  Согласно пункту 67  Методических рекомендаций затраты,  производимые при ремонте объекта основных средств,  отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода)  материальных ценностей,  начисления оплаты труда,  задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов. 

Таким образом,  расходы на содержание недвижимого имущества автономного учреждения и расходы на его ремонт, и обустройство прилегающей территории являются самостоятельными видами расходов.

Учитывая изложенное, ни Федеральный закон № 174-ФЗ, ни иной нормативный правовой акт не содержат положений,  предусматривающих наделение автономных учреждений субсидиями на капитальный ремонт недвижимого имущества и благоустройство территорий.

Согласно подп. 4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения района организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (подп.9 ч.1 ст.14 ФЗ № 131).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 13).

В соответствии с п.4  ч.1 ст. 31 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.50,82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее технический регламент пожарной безопасности) электропроводка и кабельные линии должны соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Согласноч.5 ст.6 Технического регламента о пожарной безопасности. собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

При этом, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона (ч.4 ст. 6 ФЗ № 123).

 В соответствии с ч.1 ст. 63  Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

При этом, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров ст.1 Федерального закона от 21.12.1994  № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Таким образом, приведение зданий образовательных учреждений в соответствии с требованиями пожарной безопасности являются в т.ч. потребностями муниципального образования, т.к. способствуют достижения цели предоставления образования населению.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с ч.  2  ст.  1  Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений,  за исключением случаев,  если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями,  созданными в соответствии с международными договорами,  участником которых является Российская Федерация,  а также международными финансовыми организациями,  с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

В соответствии со ст.  5  Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке,  предусмотренном настоящим Федеральным законом,  действия заказчиков,  уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей,  подрядчиков)  в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов,  а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также -  контракты),  а в случае,  предусмотренном пунктом 14  части 2  статьи 55  настоящего Федерального закона,  в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Из анализа приведенных норм в совокупности следует,  что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.  При этом указанные работы (услуги)  являются полномочиями органов местного самоуправления.  Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг)  для муниципального образования или органа местного самоуправления Федеральным законом «Об автономных учреждениях» не предусмотрено.  Указанные работы (услуги)  относятся к муниципальным нуждам и финансирование их выполнения осуществляется в порядке,  предусмотренном Законом о размещении заказов.

Действительно, в соответствии с ч.  1  ст.  78.1  Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат,  связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным)  заданием государственных (муниципальных)  услуг (выполнением работ).  Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.  Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,  бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,  местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации,  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,  местной администрацией.

Между тем, правоотношения возникли по вопросу выполнения работ (ремонт здания лагеря) для муниципальных нужд, что регулируется ст.72 Бюджетного кодекса, согласно которой  размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд

Кроме того,  предоставление субсидий на иные цели не может рассматриваться как предоставление субсидий на выполнение работ для муниципальных нужд,  поскольку бюджетные ассигнования на закупку товаров,  работ и услуг для муниципальных нужд и ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениями относятся к различным самостоятельным видами бюджетных ассигнований.  Кроме того,  для размещения заказов на поставки товаров,  выполнения работ,  оказание услуг для муниципальных нужд установлено специальное регулирование в виде Закона о размещении заказов.

Частью 1 ст.54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

В соответствии с ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" целями осуществления закупок является в т.ч. выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Таким образом, капитальный ремонт зданий автономных учреждений, ремонт путей эвакуации, эвакуационных выходов являющийся муниципальными нуждами, был осуществлен без проведения торгов. Действий по размещению заказа в данной сфере Управление образования администрации м/о Кувандыкский район не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказов. Вследствие чего хозяйствующие субъекты были лишены доступа на рынок по производству общестроительных  работ (ОКВЭД 45.21) в границах муниципального образования Кувандыкский район, поскольку для доступа на данные рынки необходимо соблюдение определенных процедур – участие в торгах; что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке,  недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Рынок по производству общестроительных работ на территории Оренбургской области является конкурентным. Так на территории Оренбургской области деятельность по строительству, монтажу, ремонту, помимо ООО «ПКФ «МАСТЕР-СЕРВИС», осуществляет следующие хозяйствующие субъекты: ИП Ионов Е.М., ООО «СнабСтройИнвест», ООО «Оренбурггражданстрой», ООО «Артивиа», ЗАО «Оренбургнефтехиммонтаж», ООО «Оренбургзаводстройсервис» ООО «Группа СПЕКТР», ООО «УралРемСтрой», ООО «Блиц-2» и др.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 28 Устава Мо Кувандыкский район структуру органов местного самоуправления Кувандыкского района составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п.1.1.  Положения об Управлении образования, утв. решением Совета депутатов МО Кувандыкский район от 22.12.201г. № 166/281-Ш-СД управление образования является отраслевым подразделением МО Кувандыкский район Оренбургской области.

В соответствии с п. 1.8 положения управление образования имеет право осуществлять координаторскую деятельность при распределении бюджетных средств Кувандыкского район, выделяемых на развитие образования.

Кроме того, управление образование организует мероприятия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств (гл. 2.3. положения). В компетенцию управления образования также входит использование бюджетных средств выделяемых на организацию образовательного процесса и создание необходимых условий для предоставления качественного образования. Согласно справки заместителя начальника финансового управления администрации МО Кувандыкский район управлении образования является главным распорядителем бюджетных средств.

Согласно ч.1 ст. 4 Закона о размещении заказа государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Таким образом, Управлением образования администрации м/о Кувандыкский район, при информированности об условиях освоения бюджетных средств в соответствии с  требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», не были предприняты действия  по размещению заказа, а также не было предпринято иных действий, способствующих уведомлению уполномоченного на размещении заказа органа о необходимости проведения размещения заказа.

Целью Закона о размещении заказов  является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Несоблюдение требований Закона о размещении заказа при расходовании бюджетных средств для реализации муниципальных нужд ведет к отбору неквалифицированных недобросовестных подрядчиков, в связи с чем,  работы, услуги выполняются подрядчиками некачественно. Соответственно, органам власти, либо автономным учреждениям приходится обращаться с требованиями об устранении недостатков работ, или заключать договоры с  иными подрядчиками, что затягивает срок выполнения работ, и, как правило, требует дополнительного финансирования.

Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС признан доказанным факт нарушения Управлением образования администрации МО Кувандыкский район ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившимся в выделении денежных средств автономному учреждению на капитальный ремонт здания автономного учреждения, ремонт путей эвакуации, эвакуационных выходов в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности  за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать управление образования администрации м/о Кувандыкский район Оренбургской области нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». 

2. Выдать управлению образования администрации м/о Кувандыкский район Оренбургской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:

- довести до сведения сотрудников управления образования администрации м/о Кувандыкский район Оренбургской области положения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и данное решение по делу №06-05-33/2015;

-  не допускать отбора подрядчиков для осуществления капитального ремонта зданий школ, находящихся в муниципальной собственности в границах муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области в нарушение требований антимонопольного законодательства. 

3. Передать материалы дела № 06-05-33/2015 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствие с Кодексом РФ об административных правонарушениях. 

 

Председатель Комиссии                                                                                     <…..>

 

Члены Комиссии                                                                                                  <…..>

<…..>

<…..>

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Предписание

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

по делу № 06-05-33/2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…..>,<…..>,<…..>, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частью 4 ст. 41, статьей 50  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу  № 06-05-33/2015 о нарушении Управлением образования Администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

 

1. Управлению образования Администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области ПРЕКРАТИТЬ нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г.  «О  защите конкуренции», выразившимся в выделении денежных средств на ремонт здания автономного учреждения в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции для этого в срок до «10» ноября 2015 года:

- довести до сведения сотрудников Управления образования Администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области положения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и данное решение по делу №06-05-33/2015;

-  не допускать отбора подрядчиков для осуществления капитального ремонта зданий школ, находящихся в муниципальной собственности, в границах муниципального образования г. Кувандыкский район Оренбургской области в нарушение требований антимонопольного законодательства. 

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России  до «15» ноября 2015г. с момента исполнения,  представив документы, подтверждающие его исполнение.

  

 

 Председатель Комиссии                                                                                    <…..>

 

Члены Комиссии                                                                                                 <…..>

<…..>

<…..> 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны