Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 07-16-102/2017 о нарушении ... от 18 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области <……….>– заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей по рассмотрению дела № 07-16-102/2017 о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила на рассмотрение жалоба ООО «УниверМАМ» <……….>на действия филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» в части незаконного составления актов о безучетном пользовании электроэнергии (№3/5 от 20.01.2017г., №77/10 от 20.01.2017г.) по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

В целях проведения проверки по указанной жалобе на основании ч. 1 ст. 25, ст. 44 Закона о защите конкуренции Оренбургским УФАС России были направлены запросы в филиал ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» (исх. №4033 от 17.04.2017г.) и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Оренбургский филиал (исх. №4034 от 17.04.2017г.) о представлении необходимых документов. Ответы на запросы представлены.

Исходя из анализа всех представленных документов и действующего законодательства, Оренбургское УФАС Росси и приходит к следующим выводам.

В соответствии с Обзором от 16.05.2017г. состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии (мощности) сетям на территории г. Орска Оренбургской области за период с 01.01.2016г. по 30.04.2017г., составленному Оренбургским УФАС России, Орское ПО «Оренбургэнерго» <……….>), является  территориально - сетевой организацией,  в 2016,  за период с 01.01.2017 по 310.04.2017 оказывало естественно-монопольный вид деятельности в границах балансовой принадлежности (пролегания) сетей, следовательно, на 01.05.2017  занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии (мощности) в г. Орске Оренбургской области  в продуктовых границах  «услуги по передаче электрической энергии (мощности) на уровне напряжения точек потребителя ООО «УниверМАМ» низкое (НН); код ОКВЭД: 35.12.1- передаче электрической энергии.

На данном товарном рынке конкуренция отсутствует в силу естественно – монопольного вида деятельности Орское ПО «Оренбургэнерго».

Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2016 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, деятельность ПАО «МРСК Волги», филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» должна осуществляться с учетом требований Закона о защите конкуренции.

01.12.2005г. между ООО «УниверМАМ» (потребитель) и ОАО «Оренбургэнергосбыт» (энергоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения №20402.

В соответствии с подписанным между сторонами актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и электроустановок от 19.11.2007г. граница балансовой принадлежности устанавливается - на наконечниках кабелей в месте присоединения на 1 сек. и 2 сек. РУ-0,4 кВ ТП-66г в сторону спорткомплекса.

07.10.2016г. персоналом Орского производственного отделения филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» осуществлялась инструментальная проверка приборов учета электрической энергии марки ЦЭ 6803 В с заводскими номерами: 0711170409200796 и 0711170308397368 в связи с заменой измерительных трансформаторов тока.

Данные приборы учета принадлежат на праве собственности ООО «УниверМАМ» и установлены в РУ-0,4 кВ ТП-66, принадлежащим Орскому производственному отделению филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго».

По итогам проведенной проверки от 07.10.2016г., составлены Акты проверки измерительных комплексов №13-3/1093 и №13- 3/1099 с выводами о пригодности указанных выше приборов учета к коммерческим расчетам за электрическую энергию.

12 января 2017г. в адрес ООО «УниверМАМ» было направлено письмо о проведении проверки средств учета электрической энергии приборов учета ЦЭ 6803 В, с заводскими номерами: 0711170409200796 и 0711170308397368 и просьбой направить представителя для участия в данной работе.

20.01.2017г. - при выполнении проверки приборов учета, в присутствии представителя ООО «УниверМАМ», были составлены акты № 77/9 и 3/6 с выводами о непригодности указанных выше приборов учета электрической энергии к коммерческим расчетам за электрическую энергию, в связи с нарушением пломб государственной поверки и пломб на клемных крышках прибора учета, а также имело место вскрытия (развольцевания) пломб и установки их заново.

20.01.2017г. составлены Акты о безучетном потреблении электрической энергии № 3/5 и №77/10. Кроме этого, в связи с тем, что приборы учета электрической энергии находятся на балансе Потребителя, Потребителю указано на необходимость установки новых приборов учета электрической энергии.

На основании данных актов ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» был выставлен ООО «УниверМАМ» счет №224 от 31.01.2017г. на сумму 594 047 (пятьсот девяноста четыре тысячи сорок семь) руб. 25 коп.

21.04.2017г. МУ МВД «Орское» по факту хищения электроэнергии на территории г. Орска вынесено Постановление о назначении технической судебной экспертизы в отношении приборов учета ЦЭ 6803 В, с заводскими номерами: 0711170409200796 и 0711170308397368, принадлежащих ООО «УниверМАМ».

По результатам проверки 02.06.2017г. в отношении указанных приборов учета, составлены технические акты №152/161 и №152/160 соответственно, согласно которым на лицевых крышках счетчиков выявлены следы механического воздействия. 

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

С учетом выявления факта и составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии к спорным отношениям подлежат применению Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения №442).

Как следует из абзаца 10 пункта 2 Основных положений №442 безучетное потребление – это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и данным документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 192 Основных положений №442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений №442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, – в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Согласно абзацу 11 пункта 84 Основных положений №442 стоимость объема безучетного потребления по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с названным документом за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями договора.

Согласно пункту 145 Основных положений №442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

В случае если собственник прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, не является собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета был установлен и допущен к эксплуатации, то, если иное не установлено соглашением между указанными собственниками:

собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета установлен, несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний в соответствии с настоящим документом, по своевременному информированию собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности), а также по возобновлению учета электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) путем установки нового прибора учета в случае выхода из строя ранее установленного прибора учета.

Исходя из изложенного, следует, что обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля возложена на собственника энергопринимающих устройств, т.е. на филиал ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» как собственника РУ-0,4 кВ ТП-66.

Следовательно, филиал ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», составив акты от 20.01.2017г. о безучетном потреблении электрической энергии №3/5 и №77/10, переложило свою обязанность на потребителя ООО «УниверМАМ», тем самым ущемив интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности.

Частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выраженные в злоупотреблении доминирующим положением путем составления актов о безучетном потреблении электрической энергии №3/5 и №77/10 от 20.01.2017г.

На основании изложенного, издан Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области №60 от 12 июля 2017г. о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «МРСК Волги» в лице филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» <……….> ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выраженного в злоупотреблении доминирующим положением путем составления актов о безучетном потреблении электрической энергии №3/5 и №77/10 от 20.01.2017г.,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 07-16-102/2017 к рассмотрению на «05» сентября 2017г. на 10 часов 30 мин. по адресу: г. Оренбург, ул. 9 Января, д.64, каб. 911.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 07-16-102/2017 в качестве заявителя - ООО «УниверМАМ».

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 07-16-102/2017 в качестве ответчика - ПАО «МРСК Волги».

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 07-16-102/2017 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Оренбургский филиал.

5. Ответчику на рассмотрение дела представить письменные пояснения по обстоятельствам жалобы.

6. Лицу, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, на рассмотрение дела представить письменные пояснения по обстоятельствам жалобы.

7. Явка законных представителей (с документами, удостоверяющими служебное положение) и/или представителя по доверенности (с подлинной доверенностью на участие в деле) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <……….>   

 

<……….>                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны