Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 07-17-38/2018 от 22 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ  о рекламе в составе:

«…»  – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

«…» - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

«…» - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

в отсутствии:

заявителя – «…», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 07-17-38/2018 (доказательства надлежащего извещения находятся в материалах дела);

представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе:

 – ООО «САМАРСКИЙ ТОРГОВЫЙ ХОЛДИНГ» надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 07-17-38/2018 (директором ООО «СТХ» «…»  заявлено ходатайство вх. 7924э  от 22.10.2018г. о рассмотрении дела в отсутствие Общества);

-ООО «ОСТАП-5», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 07-17-38/2018 (директором ООО «ОСТАП-5» «…» заявлено ходатайство вх. 7925э  от 22.10.2018г. о рассмотрении дела в отсутствие Общества),

рассмотрев дело № 07-17-38/2018 по признакам нарушения требований,        установленных частью 3 статьи 21 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ  от 13.03.2006 года (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), выраженные в распространении 23.08.2018г. в торговом центре «Орбита» по адресу: г.Бузулук, 2й микрорайон, д.30 буклетов рекламного характера с содержанием, в том числе алкогольной продукции (стр.8), в отсутствие предупредительной надписи о вреде чрезмерного употребления алкоголя,

УСТАНОВИЛА:

 

07.09.2018г. (вх. 6661) в Оренбургское УФАС России поступило обращение гр. «…» о распространении 23.08.2018г. в магазине сети экономаркетов «КУПИ ТУТ» в торговом центре «Орбита» по адресу:                  г.Бузулук, 2й микрорайон, д.30 буклетов рекламного характера с содержанием алкогольной продукции (стр.8) в отсутствие предупредительной надписи о вреде чрезмерного употребления алкоголя.

Вышеуказанная информация с содержанием: «сеть экономаркетов КУПИ ТУТ с 13августа по 16 сентября 2018г. ЭКОНОМИЯ 230 р ВИСКИ БЭЛС ОРИДЖИНАЛ 40% ШОТЛАНДИЯ О,5л 540, экономия 70р водка смирнов №21 40% о,5л 299, экономия 116р водка смирнов №21 40% 0,7л 399, экономия 34р вино сокровища азова в ассортименте ст/б 0,75л 155, экономия 31р напиток винный аромат.белбоска в ассортименте 7,5% ст/б 0,75л 129,  ЭКОНОМИЯ 190р КОНЬЯК АРМЯНСКИЙ  НОЙ АРАСПЕЛ 5* П/УП. 0,7л 1399,  -15% пиво карлсберг светлое 4,6 ж/б 0,45л 44.90,  -14% пиво клинское светлое 4,7% пл/б 1,4л 79.90,  -20% пиво балтика № 3 4,8% светлое ж/б 0,45л 36.90, экономия 15р пиво балтика №9 8% крепкое пл/б 1,35л 99.90 СИГАРЕТЫ ПО НИЗКИМ ЦЕНАМ», распространяемой 23.08.2018г. в сети экономаркетов «КУПИ ТУТ», распространяемая в ТЦ «Орбита» по адресу: г.Бузулук, 2й микрорайон, д.30 - отвечает понятию «реклама», закрепленного п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», поскольку преследует цель привлечения внимания потребителей к конкретному объекту рекламирования.

По результатам правового анализа установлено, что в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения требований части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе». В отношении ООО «САМАРСКИЙ ТОРГОВЫЙ ХОЛДИНГ» и ООО «ОСТАП-5» возбуждено дело № 07-17-38/2018 по признакам нарушения требований законодательства РФ о рекламе.

Проанализировав содержание рассматриваемой рекламы, Комиссия устанавливает следующее.

Объектом рекламирования пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В данном случае, объектом рекламирования является алкогольная продукция, в частности – виски Bells ORIGINAL (40%) о,5л., коньяк армянский НОЙ Араспел 5*, водка Смирнов № 21 (40%) 0,5л., водка Смирнов № 21 (40%) 0,7л., вино Сокровища Азова столовое белое 0,75л., винный ароматизированный напиток BeLBoscO столовое белое (7,5 %) 0,75л., пиво Балтика крепкое № 9 (8%), реализуемая в магазине сети экономаркетов «КУПИ ТУТ», ТЦ «Орбита» г. Бузулук, 2й микрорайон, д.30.

Товар, заявленный в рассматриваемой рекламе, является алкогольной продукцией исходя из требований части 7 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года.

Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «О рекламе» - специальные требования и ограничения, установленные ФЗ «О рекламе»  в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу продавцов таких товаров.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой перечисленной алкогольной продукции (содержащейся в буклетах), и рекламой продавца  алкогольной продукции – магазина сети экономаркетов «КУПИ ТУТ», располагающегося в ТЦ «Орбита» по адресу: г. Бузулук, 2й микрорайон, д.30.

Статья 21 ФЗ «О рекламе» устанавливает специальные требования и ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства). Данное требование Закона применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе алкогольной продукции.

Из обращения гр. «…» и представленного рекламного буклета следует, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции распространялась без предупредительной надписи о вреде чрезмерного употребления алкоголя.

Оренбургским УФАС России было установлено, что предпринимательскую деятельность (торговлю алкогольной продукцией) в магазине «КУПИ ТУТ» по адресу: г. Бузулук, д. 2й микрорайон, д.30 осуществляет ООО «САМАРСКИЙ ТОРГОВЫЙ ХОЛДИНГ» (далее по тексту ООО «СТХ») (ОГРН 1086316001760,  г. Самара, ул. Загородная, д. 1, комн.17).

В адрес ООО «СТХ» Оренбургским УФАС России был направлен запрос о предоставлении учредительных документов Общества, правоустанавливающих документов на изготовление рассматриваемой рекламы алкогольной продукции, а также письменных пояснений кем определено содержание рассматриваемых буклетов. На данный запрос ООО «СТХ» предоставило письменный ответ, согласно которому, подтвердило распространение рассматриваемых рекламных буклетов по указанному адресу и пояснило, что макет рассматриваемых буклетов был утвержден руководителем организации, изготовлены данные рекламные буклеты в рамках заключенного агентского договора № б/н от 28.03.2018г. с ООО «ОСТАП-5» (ОГРН   1176313027197, 443070, г. Самара, ул. Загородная, д. 1, эт.1, оф.48). Срок действия указанного договора с 28.03.2018г. по 31.12.2018г.

В соответствии с представленными документами, ООО «СТХ» является юридическим лицом, основной вид деятельности которого – торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах; и дополнительный вид деятельности – торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт, торговля табачными изделиями и т.д.

22.10.2018 г. в адрес Оренбургского УФАС России от ООО «СТХ» и ООО «ОСТАП-5» поступили ходатайства о рассмотрении дела № 07-17-38/2018 в отсутствие Обществ, а также сведения, дополнительно запрошенные определением от 08.10.2018г. исх. № 10251.

Согласно ответу, представленному ООО «СТХ», утверждение макетов и их приемку осуществляла руководитель ООО «СТХ» «…». Нарушение требований ч.3 ст.21 ФЗ «О рекламе» было допущено указанным должностным лицом по причине невнимательности, ввиду чего предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя в рассматриваемых рекламных буклетах отсутствовало.

Из представленного ООО «ОСТАП-5» ответа следует, что в рамках заключенного договора с ООО «СТХ» от 28.03.2018г. – у ООО «ОСТАП-5» возникли договорные отношения с ООО Офорт», которое выполняло типографические работы по изготовлению рассматриваемых рекламных материалов, а именно -  изготовление буклетов рекламного характера с содержанием, в том числе, алкогольной продукции. По указанной причине «ОСТАП-5» считает, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых рекламных буклетов не является.

Однако, Комиссией не может быть принят во внимание данный факт, поскольку именно ООО «ОСТАП-5» заключило договор № б/н от 28.03.2018г. с ООО «СТХ», а значит и действия, направленные на распространение рассматриваемой рекламы алкогольной продукции посредством ее размещения в рекламных буклетах -  осуществлялись ООО «ОСТАП-5». ООО Офорт», в данном случае, по смыслу пункта 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламопроизводителем, то есть лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Кроме того, исходя из нормы статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель не несет ответственность за нарушение требований ч.3 ст.21 ФЗ «О рекламе».

Материалами дела № 07-17-38/2018 установлено, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции распространялась без предупредительной надписи о вреде чрезмерного употребления алкоголя – в нарушение требований установленных ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6,7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе»,  несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем определяется изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

С учетом имеющихся материалов дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы алкогольной продукции является ООО «СТХ»  (ОГРН 1086316001760, юридический адрес: г. Самара, ул. Загородная, д. 1, комн. 17); рекламораспространителем - ООО «ОСТАП-5» (ОГРН 1176313027197, юридический адрес: 443070, г. Самара, ул. Загородная, д. 1,эт.1, оф.48).

Комиссией установлено, что на момент принятия решения, рассматриваемая реклама алкогольной продукции, распространяемая посредством рекламных буклетов (стр.8) в магазине сети экономаркетов «КУПИ ТУТ», располагающегося в ТЦ «Орбита» по адресу: г. Бузулук, 2й микрорайон, д.30 - не распространяется. Комиссия приходит к выводу предписание ООО «СТХ» и ООО «ОСТАП-5» не выдавать.                                                                                                               

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года  № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

        1.Признать рекламу: «сеть экономаркетов КУПИ ТУТ с 13августа по 16 сентября 2018г. ЭКОНОМИЯ 230 р ВИСКИ БЭЛС ОРИДЖИНАЛ 40% ШОТЛАНДИЯ О,5л 540, экономия 70р водка смирнов №21 40% о,5л 299, экономия 116р водка смирнов №21 40% 0,7л 399, экономия 34р вино сокровища азова в ассортименте ст/б 0,75л 155, экономия 31р напиток винный аромат.белбоска в ассортименте 7,5% ст/б 0,75л 129,  ЭКОНОМИЯ 190р КОНЬЯК АРМЯНСКИЙ  НОЙ АРАСПЕЛ 5* П/УП. 0,7л 1399,  -15% пиво карлсберг светлое 4,6 ж/б 0,45л 44.90,  -14% пиво клинское светлое 4,7% пл/б 1,4л 79.90,  -20% пиво балтика № 3 4,8% светлое ж/б 0,45л 36.90, экономия 15р пиво балтика №9 8% крепкое пл/б 1,35л 99.90 СИГАРЕТЫ ПО НИЗКИМ ЦЕНАМ», распространяемой 23.08.2018г. в сети экономаркетов «КУПИ ТУТ», распространяемой в рекламных буклетах в торговом центре «Орбита» по адресу: г.Бузулук, 2й микрорайон, д.30 - ненадлежащей, поскольку распространение осуществлялось с нарушением требований, установленных частью 3 статьи 21 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе».

2.Предписание ООО «СТХ» и ООО «ОСТАП-5» не выдавать.

3.Передать материалы дела № 07-17-38/2018 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

                      

                   

Председатель Комиссии                                                                                      «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                  «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны