ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №07-19-10/2018

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
06.07.2018
Управление:
Оренбургское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 07-19-10/2018

Я, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области …………………………, изучив материалы дела об административном правонарушении №07-19-10/2018, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Экспертэнергоаудит» (ОГРН 1105658009456, ИНН 5609076541, КПП 560901001, юридический адрес: г. Оренбург, ул. Липовая, д. 3/1, кв. 41) (далее - ООО «Экспертэнергоаудит», сетевая организация) по факту нарушения п.19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, и, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии:

в присутствии:                  

- представителя по доверенности ООО «Экспертэнергоаудит» ………………... (доверенность № ……………………..

Представитель потерпевшей на рассмотрение дела об административном правонарушении № 07-19-10/2018 не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступило заявление ………………………………. (далее – ……………………, заявитель, потерпевший) на незаконные действия ООО «Экспертэнергоаудит» в части нарушения правил подключения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

В ходе рассмотрения указанного заявления, нормативно-правовых актов, а также документов, представленных сторонами, установлено следующее.

30.11.2017г. ……………….. обратилась в ООО «Экспертэнергоаудит» с заявкой на технологическое присоединение строительной площадки и жилого дома, расположенного по адресу: ………………………...

Сетевой организацией в адрес заявителя 01.02.2018 г. направлен проект договора № Ф-052/17 на технологическое присоединение (далее - Договор) и технические условия (далее - ТУ), являющиеся неотъемлемой частью договора.

27.02.2018г. …………………… направила в адрес ООО «Экспертэнергоаудит» протокол разногласий к договору № Ф-052/17, поскольку не согласилась с обязательствами, возложенными на нее п. 11.2 ТУ, а именно предусмотреть установку дополнительной ж/б опоры.

24.04.2018 г. ООО «Экспертэнергоаудит» направлено в адрес заявителя скорректированный вариант ТУ к договору № Ф-052/17 (исх. №94 от 24.04.2018г.). В скорректированном варианте ТУ заявителю рекомендовалось предусмотреть установку ж/б опоры, а также точка присоединения была заменена с опоры № 50 на опору № 51.

03.05.2018 г. ……………….. направила проект разногласий к предложенному варианту ТУ, в указанных разногласиях ……………….. предлагает полностью исключить из ТУ п. 11.2, со своей стороны обещает обеспечить расстояние от самонесущего изолированного провода до проезжей части не менее 5 (пяти) метров за счет установки трубостойки на границе своего участка.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» передача электроэнергии относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Федеральным законом от 26 марта 2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплено, что в качестве основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются: обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка; содействие развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защита прав потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20).

Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 07.03.2018 г. основным видом деятельности ООО «Экспертэнергоаудит» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код по ОКВЭД 35.12).

Порядок присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее -  Правила № 861).

Таким образом, ООО «Экспертэнергоаудит» обязано соблюдать требования, установленные Правилами № 861.

Пунктом 25(1) Правил № 861 предусмотрено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Исходя из системного толкования норм действующего законодательства следует, что мероприятия по подключению к электрическим сетям распределяются следующим образом: мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.

Должностным лицом установлено, что в действующей редакции ТУ направленной в адрес заявителя письмом № 94 от 24.02.2108г., на ………………… возложены следующие обязательства, в том числе:

п. 11.1 Электроснабжение земельного участка выполнить самонесущим изолированным проводом, сечением не менее 16 мм2 от опоры № 51 ВЛ-0,4кВ от КТП-6/0,4кВ №119 гр.1, фид. «1» ПС 110/35/6кВ «Первомайская»,

п. 11.2 рекомендуется предусмотреть, в соответствии с п.2.4.55 Правил устройства электроустановок, установку дополнительной ж/б опоры с характеристикой изгибающего момента не менее 5 тс на 1 м., в пределах границ земельного участка Заявителя (но не менее 43 м от точки присоединения, в соответствии с п. 2.4.11 и таблицами 2.5.1, 2.5.2, 2.5.3 Правил устройства электроустановок).

В материалах административного дела имеется ситуационный план, представленный ООО «Экспертэнергоаудит» подписанный кадастровым инженером ………………… с указанием месторасположения земельного участка заявителя, а также с указанием месторасположения опоры № 51 к которой планируется подключить энергопринимающие устройства ……………………

ООО «Экспертэнергоаудит» письмом № 129/О от 06.06.2018 г. представило схему линий ВЛ-0,4кВ от КТП-119, согласно которой земельный участок заявителя с кадастровым номером 56:22:0601017:173 находится на значительном расстоянии от опоры № 51 к которой планируется подключение.

Исходя из устных и письменных пояснений № 58 от 13.03.2018 г. представленных ООО «Экспертэнергоаудит», установлено, что точка присоединения заявителя ……………….. находится на расстоянии 23 м от границы участка заявителя.

Вместе с тем, в материалах административного дела имеется письмо Администрации муниципального образования Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области № 174 от 13.06.2018г., в котором указано, что от опоры № 51 ВЛ-0,4 кВ по ул. Пономаревской до участка с кадастровым номером ………………. шестнадцать погонных метров.

Исходя из вышеизложенного опора № 51, к которой планируется осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств …………………. находится за границами земельного участка потерпевшей, а именно  на расстоянии 16 (шестнадцать) погонных метров от границы земельного участка ………………… следовательно, сетевая организация, настаивая на включении в ТУ п. 11.1 и 11.2 возлагает на заявителя обязательства, выполнение которых в соответствии с Правилами № 861 возложено на сетевые организации, так как выполнение данных требований осуществляется за границами участка заявителя. Согласно ТУ выданных ООО «Экспертэнергоаудит» мероприятия сетевой организации отсутствуют.

В ходе проведения административного расследования представитель сетевой организации с вменяемым нарушением не согласился, пояснил, что обязательства по выполнению мероприятий по установке дополнительной опоры на границе земельного участка входят в перечень мероприятий заявителя, а также необходимы для соблюдения п. 2.4.55 Правил устройства электроустановок, замена в ТУ опоры № 50 на опору № 51 связана с технической ошибкой исполнителя, выходящего на место в зимнее время для визуального определения номера опоры точки присоединения (письмо № 129/О от 06.06.2018г.).

С указанными выводами Должностное лицо не может согласиться по следующим обстоятельствам:

Министерство энергетики РФ Приказом от 20 мая 2003 г. № 187 об утверждении глав правил устройства электроустановок в дополнение к седьмому изданию утвердило главы 2.4 и 2.5 раздела 2 Правил. Указанные правила обязательны для соблюдения инженерно – техническим персоналом, занятым проектированием, монтажом и эксплуатацией воздушных линий.

Следовательно, Правила устройства электроустановок обязательны для соблюдения сетевыми организациями, при проектировании и эксплуатации воздушных линий, а также при монтаже. Правила обязательные для соблюдения физическим лицом, заявителем, намеревающимся осуществить подключение своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям установлены Постановлением Правительства № 861.

Пп. г п. 25(1) предусмотрено, что заявитель осуществляет мероприятия в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, а мероприятия за границей земельного участка выполняет сетевая организация.

В п. 19 Правил №861 установлен запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами № 861.

Таким образом, ООО «Экспертэнергоаудит» нарушило п. 19 Правил №861 путем осуществления действий по навязыванию …………………………. обязательств, не предусмотренных Правилами № 861.

Периодом совершения административного правонарушения следует считать 24.04.2018 г., сетевая организация письмом № 94 включила в скорректированный вариант ТУ п. 11.1 и п. 11.2 и отправила письмом по месту нахождения юридического адрес: г. Оренбург, ул. Липовая, д. 3/1, кв. 41, обязательства по установке дополнительной ж/б опоры на границе земельного участка, а также обязательств по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за границами земельного участка, а именно самостоятельное электроснабжение земельного участка от опоры № 51.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.21   Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях является сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 Постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объект административного правонарушения – общественные правоотношения, возникающие в сфере осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

Объективная сторона вменяемого ООО «Экспертэнергоаудит» административного правонарушения состоит в нарушении требований п. 19 Правил №861 путем осуществления действий по навязыванию …………………. обязательств не предусмотренных правилами, а именно ООО «Экспертэнергоаудит» включило в скорректированный вариант ТУ п. 11.1 и п. 11.2 и отправило приложив к письму № 94 от 24.04.2018 г. по месту нахождения юридического адрес: г. Оренбург, ул. Липовая, д. 3/1, кв. 41, обязательства по установке дополнительной ж/б опоры на границе земельного участка, обязательство по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за границами земельного участка, от опоры № 51.

 В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ООО «Экспертэнергоаудит» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ поскольку у общества имелась возможность для соблюдения установленных требований Правил №861, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (обратного в материалы дела не представлено). Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, не установлены.

Субъектом административного правонарушения являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 07.03.2018 г. основным видом деятельности ООО «Экспертэнергоаудит» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код по ОКВЭД 35.12).

ООО «Экспертэнергоаудит» - это территориальная сетевая организация и, являясь участником гражданских правоотношений, общество обязано соблюдать требования осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. ………………. является непрофессиональным участником правоотношений и экономически слабой стороной в договоре.

Обстоятельств, исключающих и отягчающих административную ответственность, материалами дела не установлено.

Смягчающим обстоятельством является то, что ранее ООО «Экспертэнергоаудит» к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекался, административное правонарушение совершено впервые. 

В ходе рассмотрения дела № 07-19-10/2018 Должностное лицо считает необходимым примененить ст. 4.1.1 КоАП РФ в связи с тем, что общество состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (сведения на дату формирования 28.06.2018 ЮЭ9965-18-3793800).

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

ООО «Экспертэнергоаудит» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, категория – микропредприятие 01.08.2016г.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ ООО «Экспертэнергоаудит» совершено впервые. Со стороны данной организации отсутствуют причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб. 

На основании изложенного, а также учитывая принцип соразмерности, выражающий требования справедливости и предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, Должностное лицо считает, что замена административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ на предупреждение будет реально достигнута цель предупреждения совершения новых правонарушений.

Оценив доказательства на основании ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценив конкретные обстоятельства и характер  совершения правонарушения, руководствуясь  законом и правосознанием, Должностное лицо приходит к выводу о том, что правонарушение, за которое ООО «Экспертэнергоаудит»  привлечено Оренбургским УФАС России к административной ответственности в виде предупреждения на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего.

 

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В связи с этим, характер и степень общественной опасности конкретного деяния позволяют говорить о наличии оснований для привлечения ООО «Экспертэнергоаудит» к административной ответственности. Напротив, освобождение Общества от административной ответственности и ограничением только устным замечанием означало бы неполную реализацию ее принципов и умаление ее целей. Справедливость и целесообразность юридической ответственности не были бы соблюдены, а достижение частной превенции не могло бы рассматриваться как безусловное, поскольку предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем во многом обусловлено адекватностью санкций.

Срок давности привлечения ООО «Экспертэнергоаудит» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об электроэнергетике на момент вынесения настоящего постановления не истек.

На основании вышеизложенного, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

                                               

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Экспертэнергоаудит» (ОГРН 1105658009456, ИНН 5609076541, КПП 560901001, юридический адрес: г. Оренбург, ул. Липовая, д. 3/1, кв. 41) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      2. На основании положений статьи 4.1.1 КоАП РФ административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ заменить на предупреждение.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном ст. 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя