Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 07-23-01/2018 от 9 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Управление) в рамках рассмотрения обращения (вх. 7342 от 12.10.2017 г.) хозяйствующего субъекта установило в действиях (бездействии) при осуществлении текущей хозяйственной деятельности АО «Страховое общество газовой промышленности» Оренбургский филиал (г. Оренбург, ул. Пролетарская, 286/1, 460035) нарушение статьи 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) выразившееся в нарушении порядка применения базовых ставок определенных Указаниями Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту также – Указания Банка России) и «Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденным постановлением Банка России 19.09.2014 № 431-П (далее — Положение о правилах ОСАГО) при расчете страховой суммы для участия в электронном аукционе.

В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено, что Администрация города Оренбурга для нужд МКУ «Управление по ОФХДОУ» проведен электронный аукцион на право заключения договора об оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), реестровый номер извещения 0153300066917000779 (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта 41 020,31 руб. Цена предложения АО «Страховое общество газовой промышленности» - 35 774, 88 руб.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона, в электронной форме Закупочная комиссия Уполномоченного органа признала победителем электронного аукциона АО «Страховое общество газовой промышленности», предложившего наиболее низкую цену договора 35 774, 88 руб.

При этом размер базовых ставок определяется в соответствии с Указаниями Банка России Положения о правилах ОСАГО согласно с которыми при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Расчет страховой премии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО). В соответствии с пп. "б" ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, входящий в состав страховых тарифов, коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Указанием Банка установлены предельные размеры базовых ставок, страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО.

Антимонопольным органом установлено, что источником данных, характеризующих транспортные средства, подлежащие страхованию, являлась техническая часть, прилагаемая к аукционной документации, которая в совокупности с таким разделом аукционной документации, как обоснование начальной (максимальной) цены контракта, давала представление о потребности заказчика в вопросе страхования транспортных средств и предоставляла для участников все необходимые для расчета данные.

Указанный расчет и приведенные в его обоснование данные о базовых ставках и коэффициентах страховых тарифов, используемых в нем, никто из участников закупки не оспорил.

Поскольку расчет страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) осуществляется путем умножения базовых ставок (тарифов) на коэффициенты страховых тарифов, при одинаковых исходных данных, заявленных страхователем в отношении транспортных средств и представляемых страховщику (-ам) к расчету, цена контракта может быть только одной неизменной величиной.

Учитывая норму абз. 5,6 п.1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России от 19.09.2014г.), в соответствии с которой, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений, о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Пункт 1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прямо указывает, что при выявлении несоответствия между предоставленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, а не данных РСА.

В силу ч.10.1 ст.15 Закона об ОСАГО, обязанность страховщика по проверке соответствия представленных страхователем сведений, содержащихся в системе РСА, относится к самому моменту заключения договора страхования ОСАГО. При участии в торгах на право заключения такого договора производится предварительный расчет, именно на основании данных, представленных заказчиком. Проверка КБМ в системе РСА должна производится уже при непосредственном оформлении полиса ОСАГО.

Кроме того, коэффициент КБМ влияет на размер страховой премии и является обязательным для ее расчета. Вместе с тем аукцион проводится до окончания действия предыдущих договоров ОСАГО в связи с необходимостью отсутствия временного промежутка, при котором отсутствуют полисы ОСАГО.

Таким образом, КБМ не может быть рассчитан участником на дату проведения аукциона, так как период предыдущего страхования, из которого он рассчитывается, еще не закончен. 

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 цитируемых Правил (при оформлении электронного полиса ОСАГО).

Как поясняет АО «Страховое общество газовой промышленности» после размещения на сайте извещения о проведении электронного аукциона направил запрос в АИС РСА, с целью получения сведений для определения класса собственника ТС (КБМ), был получен ответ о текущем классе (на дату обращения с запросом). По ряду автомобилей данные в АИС РСА отсутствовали. В связи с этим АО «СОГАЗ» применило в расчете страховой премии данные Заказчика, указанные в закупке по этим же автомобилям в 2016 году, размещенным на сайте zakupki.gov.ru.

Для определения цены предложения (позиции № 1,2,3,4,5 технического задания Закупочной документации) были использованы сведения автоматизированной информационной системs обязательного страхования сведения из закупочной документации не учитывались.

В результате указанных действий стоимость предложения АО «Страховое общество газовой промышленности» оказалась ниже предусмотренной законом, а также ниже стоимости предложения участников Закупки рассчитавших цену предложения в соответствии с действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Нарушение порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке позволило АО «Страховое общество газовой промышленности» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с остальными участниками.

В результате действий АО «Страховое общество газовой промышленности» участники, добросовестно определившие стоимость своих предложений, лишились возможности стать победителем Закупки.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст.4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст.1  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Основой контрактной системы в сфере закупок является то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.6 Закона о контрактной системе).

Принципами обеспечения конкуренции согласно ст.8 Закона о контрактной системе является то, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч.2).

Реализация указанных положений и норм настоящего Закона, осуществляется в том числе посредством принципов открытости и прозрачности процедур торгов (ст.7 Закона  контрактной системе), через обеспечение свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (ч.1); открытость и прозрачность информации, обеспечиваемых, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (ч.2); размещение в единой информационной системе, полной и достоверной информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом (ч.3).

В рассматриваемом же случае, обеспечение указанных принципов происходит через доведение заказчиком полной и достоверной информации для каждого участника процедуры размещения заказа (закупки), а также предоставление участникам равного доступа к ее получению и возможности применения при участии в размещении заказа.

Отступление от указанных принципов, в том числе и участниками размещения заказа, желающих обеспечить себе преимущество перед иными потенциальными участниками процедуры размещения заказа, полностью исключает конкурентные начала, положенные в основу антимонопольного законодательства (Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции).

Заказчиком были обеспечены указанные принципы, через раскрытие полной информации в документации, однако участником размещения заказа – АО «Страховое общество газовой промышленности», требования указанной документации не были соблюдены.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное действия АО «Страховое общество газовой промышленности» отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции.

Кроме того, расчет страховой премии с применением заниженных коэффициентов страховых тарифов, в том числе совершенный ошибочно, однозначно признается недобросовестной конкуренцией судами различных инстанций, что подтверждается • определением Верховного Суда РФ от 17.07.2015 № 308-КГ15-8926 по делу № А53-19327/2014, • постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2012 по делу № А52-1714/2011, • определением ВАС РФ от 09.02.2012 № ВАС-319/12 по делу № А58-2053/11, • определением ВАС РФ от 10.08.2012 № ВАС-10484/12 по делу № А53-3716/2012, • постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2013 по делу № А39-2781/2012. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28 июля 2016 г. по делу N А42-3238/2016, Постановление Арбитражного суда Северо – Западного округа от 10 апреля 2017 г. по делу N А42-3238/2016, определение Верховного суда РФ от 10 августа 2017 г. N 307-КГ17-9994.

Кроме того, согласно ст.10-bis Парижской конвенции («Конвенция по охране промышленной собственности», заключена в Париже 20.03.1883 г.), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

На основании изложенного, использование АО «Страховое общество газовой промышленности» в расчете страховой премии иного значения коэффициента страхового тарифа КБМ в отношении ряда транспортных средств, обеспечило общество преимуществом перед другими участниками аукциона, в виде возможности снижения начальной (максимальной) цены муниципального контракта   и, как итог, предложения наименьшего его размера среди участников закупки

Согласно ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях АО «Страховое общество газовой промышленности» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Оренбургское УФАС России предупреждает о необходимости в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить нарушение ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» для чего:

1) в целях устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения издать локальный нормативный акт (внести изменения в существующий) содержащий требования об осуществлении расчета страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, провести разъяснительную работу с сотрудниками об осуществлении расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

2) в целях устранения последствий выявленного нарушения перечислить в бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный АО «Страховое общество газовой промышленности» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 29210, 25 (Двадцать девять тысяч двести десять рублей 25 копеек), причитающуюся АО «Страховое общество газовой промышленности» в соответствии с муниципальным контрактом № 0153300066917000779-0383050-01 от 13.10.2017, заключенным по результатам электронного аукциона на право заключения договора об оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) МКУ «Управление по обеспечению финансово – хозяйственной деятельности образовательных учреждений», реестровый номер извещения 0153300066917000779.

Срок для выполнения настоящего предупреждения — до 15.02.2018.

Информируем, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

   В соответствии с ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководителя управления                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны