Решение б/н Решение по делу № 2-03/44-2014 от 10 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «15» января 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «29» января 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

при участии

со стороны ООО «ССВ»:

- <…>;

со стороны Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области

- <…>;

ООО «СтройГрупп», ООО «Стройком», ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, представители на заседание Комиссии не явились.

рассмотрев дело № 2-03/44-2014 по признакам нарушения ООО «ССВ», ООО «СтройГрупп», ООО «Стройком» требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

Пензенским УФАС России на основании информации, поступившей из Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области, возбуждено дело № 2-03/44-2014 в отношении ООО «ССВ», ООО «СтройГрупп», ООО «Стройком» по признакам нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0155200002214001985.

Из сведений, представленных электронной площадкой ООО «РТС-тендер», установлено, что IP-адрес участников ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп», с которых продавались заявки на участие в указанном аукционе  и ценовые предложения, один и тот же, что могло свидетельствовать о заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело или могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Приказом Пензенского УФАС России от 19.12.2014г. № 265 в отношении ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» возбуждено дело № 2-03/44-2014 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 22.12.2014г. дело № 2-03/44-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 15.01.2015г.

На заседании Комиссии представитель ООО «ССВ» отрицал наличие соглашения между указанными хозяйствующими субъектами. Однако, не смог пояснить факт подачи заявок и ценовых предложений ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» при проведении указанного аукциона с одного IP-адреса.

Представитель Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области поддержала позицию, изложенную в письме от 24.10.2014 вх. № 4538 указав, что поскольку по результатам аукциона было установлено, что заявки участников ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп», способствующих максимальному снижению цены контракты, в итоге были отклонены, а также то обстоятельство, что одним из учредителей ООО «ССВ» и ООО «СтройГрупп» было одно и тоже физическое лицо, то было принято решение направить указанную информацию о проведенном аукционе в Пензенское УФАС России для дальнейшего рассмотрения на наличие среди участников проводимого аукциона антиконкурентного соглашения.

ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, представители на заседание Комиссии не явились.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Уполномоченный орган в лице Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области 05.09.2014 опубликовало извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на размещение государственного заказа: Капитальный ремонт 3-х этажного корпуса стационара "Литер Д" ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина".

Аукцион проводился на площадке: www.rts-tender.ru

Начальная максимальная цена контракта (далее – НМЦ): 48 580 561,67 рублей.

Заказчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А.Захарьина".

Дата проведения открытого аукциона в электронной форме: 29.09.2014

Для участия в аукционе было подано 4 заявки:

ООО «ССВ» (ИНН 5834040264, г. Пенза, ул. Собинова, 7);

ООО «АлексСтрой» (ИНН 5835077468, г. Пенза, ул. Лядова, 16)

ООО «СтройГрупп» (ИНН 5835088082, г. Пенза, проезд Онежский 1-й, 6)

ООО «Стройком» (ИНН 5835100950, г. Пенза, проезд Онежский 1-й, 6)

Аукцион был начат в 29.09.2014 09:45 и продолжался до 29.09.2014 10:11.

В ходе аукциона было сделано 12 ценовых предложений.

Участник

Время подачи предложения

Ценовое предложение

IP-адреса участников

ООО «АлексСтрой»

9:45:19

48 337 658,86

37.113.17.150   

ООО «ССВ»

9:49:51

48 094 756,05

95.152.32.99  

ООО «Стройком»

9:49:55

45 908 630,78

95.152.32.99  

ООО «СтройГрупп»

9:50:14

43 484 010,21

95.152.32.99  

ООО «Стройком»

9:50:21

41 054 982,13

95.152.32.99  

ООО «АлексСтрой»

9:50:22

43 241 107,40

37.113.17.150   

ООО «Стройком»

9:50:34

38 625 954,05

95.152.32.99  

ООО «СтройГрупп»

9:50:44

36 196 925,97

95.152.32.99  

ООО «Стройком»

9:50:54

33 789 935,44

95.152.32.99  

ООО «СтройГрупп»

9:51:11

31 360 907,36

95.152.32.99  

ООО «Стройком»

9:51:24

28 953 916,83

95.152.32.99  

ООО «СтройГрупп»

9:51:38

26 524 888,75

95.152.32.99  

Первое ценовое предложение было сделано со стороны ООО «АлексСтрой».

Второе и единственное ценовое предложение ООО «ССВ» было сделано через 4:51 после начала аукциона.

Снижению начальной (максимальной) цены способствовали поочередные и неоднократные действия ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» по подаче ценовых предложений, направленные на понижение начальной (максимальной) цены контракта с интервалом в 10-19 секунд.

В итоге, цена была снижена ООО «СтройГрупп» до 26 524 888,75 рублей (снижение на 46 %от НМЦ) – Победитель.

Вторым участником аукциона, давшим лучшее предложение о цене контракта после победителя было ООО «Стройком» (ценовое предложение  28 953 916,83 руб.).

Однако, согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.10.2014 заявки ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» признана не соответствующими.

Заявка ООО «СтройГрупп» была отклонена на основании  пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями) (далее -  Закон о контрактной системе) по следующим причинам:

- по причине  непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктом 7 части 2  статьи 62  Закона о контрактной системе, а именно в составе второй части заявки участника отсутствует копия документа, подтверждающего полномочия лица исполняющего функции единоличного исполнительного органа общества. В соответствии с пунктом 6.9.1 Устава Общества и части 1 статьи 40 Федерального закона от 14.01.1998 №14-ФЗ (с последующими изменениями), общее собрание участников общества избирает генерального директора общества сроком на 5 пять лет,  в нарушение требований  пункта 24 информационной карты документации электронного аукциона.

 - по причине непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно отсутствует ИНН учредителя ООО «СтройГрупп» Смирнова Сергея Вадимовича в нарушение требований  пункта 24 информационной карты документации электронного аукциона.

Заявка ООО «Стройком» была отклонена на основании пункта 1 части 6 Статьи 69 «Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном  аукционе» Закона контрактной системе по причине непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона контрактной системе – отсутствует копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске  к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,  в нарушение требований  пункта 24 информационной карты документации электронного аукциона.

ООО «Стройком» при подаче заявки на участие в аукционе были известны условия аукционной документации, в том числе требование о предоставлении копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации.

ООО «СтройГрупп» при подаче заявки на участие в аукционе должны были быть известны требования действующего законодательства, в том числе требование о предоставлении копии документа, подтверждающего полномочия лица исполняющего функции единоличного исполнительного органа общества, и указание ИНН учредителя общества.

Следовательно, каждый участник аукциона должен был осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий вследствие не предоставления указанного документа, а именно невозможности заключения государственного контракта и, как следствие, невозможности получения прибыли и выполнения работ, являющихся предметом аукциона.

Таким образом, в действиях указанных организаций имело место преднамеренное исключение возможности заключения контракта с заказчиком.

Из сведений, представленных электронной площадкой ООО «РТС-тендер», IP-адрес участников ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп», с которых продавались ценовые предложения 29.09.2014 с 9:45:19 до 9:51:38, один и тот же: 95.152.32.99.

Также IP-адрес участников ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп», с которых подавались заявки на участие в указанном аукционе 21.09.2014 с 23:01:34 по 23:45:41 (время подачи заявок определено в соответствии с данными электронной площадки ООО «РТС-тендер»), один и тот же: 93.124.117.230.

Согласно сведениям ОАО «Ростелеком» - владельца IP-адресов: 95.152.32.99 и 93.124.117.230, в указанные периоды данные адреса предоставлены в пользование ООО «ССВ» (г. Пенза, ул. Окружная,3).

Согласно протоколу подведения итогов проводимого аукциона контракт был заключен с ООО «АлексСтрой», по цене 43 241 107,40 (что на 38,65 выше, чем ценовое предложение ООО «СтройГрупп»).

ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» согласно выпискам из ЕГРЮЛ не являются группой лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» принимали участие в вышеуказанном конкурсе (были допущены к участию в аукционе) на осуществление работ по капитальному ремонту 3-х этажного корпуса стационара «Литер Д» ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина» (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) 45.21.15.160 - Работы общестроительные по ремонту прочих зданий).

С учетом изложенного, продуктовые границы рынка ограничены предметом проводимого электронного аукциона и определены как общестроительные работы по ремонту прочих зданий.

Участниками рынка общестроительных работ по ремонту прочих зданий являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий, в том числе и организации, местом нахождения которых являются иные, помимо Пензенской области, субъекты Российской Федерации.

Соответственно, географическими границами названного товарного рынка, исходя из предмета указанного конкурса, места осуществления рассматриваемой деятельности хозяйствующих субъектов и его участников, определена территория административно-территориального образования, т.е. территория  г. Пензы.

Согласно пункту 5 части 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» производство общестроительных работ (ОКВЭД 45.21). Основной вид деятельности ООО «ССВ» строительство зданий и сооружений (ОКВЭД 45.2), включающий в том числе производство общестроительных работ.

Таким образом, в рассматриваемом случае ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп», подавая заявки и принимая участие в открытом аукционе в электронной форме на размещение государственного заказа: Капитальный ремонт 3-х этажного корпуса стационара «Литер Д» ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина»,  являются конкурентами.

ООО «ССВ» согласно выписке из ЕГРЮЛ зарегистрировано по адресу: г. Пенза, ул. Собинова, 7.

При этом, адрес места предоставления доступа к услугам связи: г. Пенза, ул. Онежская, 3.

ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» согласно выпискам из ЕГРЮЛ зарегистрированы по адресу: г. Пенза, проезд Онежский 1-й, 6.

В подаваемых заявках на проводимый аукцион № 0155200002214001985 данные хозяйствующие субъекты указали адреса местонахождения такие же, как указаны в выписках из ЕГРЮЛ.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, доказательства фактического осуществления деятельности по адресу г. Пенза, ул. Онежская, 3 ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» не представлены.

Указанные обстоятельства подтверждают, что действия ответчиков по подаче заявок на участие в аукционе и подаче ценовых предложений при его проведении с одного IP-адреса не является случайным и подтверждает наличие возможности информационного обмена между ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» во время проведения аукциона.

IP-адресом представляет собой уникальный четырехбайтный числовой идентификатор, позволяющий осуществлять доступ в сеть Интернет и однозначно определяющий устройство в сети. При этом неоднократный выход в Интернет разными лицами (не менее трех) в течение 10-15 минут с одного и того же IP-адреса возможен в случае, если данные лица используют одно и то же сетевое устройство (компьютер, ноутбук), либо сетевые устройства, входящие в одну локальную сеть, а также при использовании пользователями прокси-серверов.

Предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно, в силу того что действующие стандартны DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла) — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

На основании вышеизложенного следует, что ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп»  осуществляли совместное участие (подачу ценовых предложений) в проводимом электронном аукционе, что подтверждается совпадением IP-адреса, с которого подавались ценовые предложения данных хозяйствующих субъектов.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп»  возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Таким образом, ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп», действуя с одного IP-адреса, заранее знали о намерениях друг друга. Поэтому в аукционе смогли выступить с таким ценовыми предложениями (значительно снизив цену контракта), чтобы ввести в заблуждение конкурентов, в результате чего последние отказались бы от конкурентной борьбы.

Участие в аукционе должно иметь определенный экономический смысл, поскольку участники аукциона понесли определенные затраты временных, трудовых и денежных ресурсов на изготовление и подачу заявок на участие в аукционе, ввиду особых требований к содержанию, оформлению и сроку подачи заявок на участие в аукционе, установленных статье 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявки проводимого электронного аукциона № 0155200002214001985 установлен в извещении о проведении электронного аукциона в размере 2 429 028,08 рублей.

Согласно части 18 статьи 44  Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе данного участника, подавшего указанную заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.

Таким образом, участие в аукционе потребовало определённых затрат хозяйствующих субъектов, так как все участники аукциона понесли расходы, связанные с внесением обеспечения заявки (блокированием их на счете) в размере 2 429 028,08 рублей.

Частью 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Отсутствие рационального объяснения расходов ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» по внесению обеспечения заявок для участия в аукционе при  непредставлении необходимых документов свидетельствует о реализации группового «стратегического» поведения, направленного на достижение иной, чем победа в торгах, цели, а именно обеспечение победы и заключение контракта по высокой цене  одному из участников соглашения.

Статьей 6 Закона о закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Установленные по делу обстоятельства в совокупности дают Комиссии основания сделать вывод, что поведение ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» являются результатом достигнутого между ними соглашения.

Целью указанного соглашения между ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп» является создание видимости конкурентной борьбы, введение в заблуждение остальных участников аукциона и заключения контракта по наибольшей цене (максимально приближенной к начальной).

То обстоятельство, что ООО «ССВ» не стало победителем по итогам реализации данной схемы в рассмотренных аукционах, не свидетельствует об отсутствии антиконкурентного картельного соглашения, так как в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения направленные на поддержание цен на торгах вне зависимости от наступления общественно опасных последствий таких соглашений, поскольку положения указанной нормы предусматривают запрет на соглашения, которые могут привести к таким последствиям.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «ССВ», ООО «Стройком» и ООО «СтройГрупп», выразившиеся заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое могло привести к повышению, поддержанию цены на торгах при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0155200002214001985, нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «ССВ» (ИНН 5834040264, ОГРН 1075834004674, г. Пенза, ул. Собинова, 7), Общество с ограниченной ответственностью «Стройком» (ИНН 5835100950, ОГРН 1135835001059, г. Пенза, проезд Онежский 1-й, 6) и Общество с ограниченной ответственностью «СтройГрупп» (ИНН 5835088082, ОГРН 1105835003361, г. Пенза, проезд Онежский 1-й, 6) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое могло привести к повышению, поддержанию цен на торгах, при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0155200002214001985.

Выдать ООО «ССВ» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

Выдать ООО «Стройком» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

Выдать ООО «СтройГрупп» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны