Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административно... от 27 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о  наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 2-06/02-2015

06 февраля 2015 года

г. Пенза

 

Я, <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/02-2015, возбужденного в отношении Муниципального унитарного предприятия жилищно-социального и коммунального хозяйства (ИНН 5838004669, ОГРН 1025801499030, Пензенская область, г. Заречный, ул. Зеленая,     д. 6, далее – МУП ЖСКХ), в присутствии <…> , действующего на основании доверенности<...>

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 2-06/02-2015 от 26.01.2015 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) <…> в отношении МУП ЖСКХ, и материалы административного дела № 2-06/02-2015.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 15.09.2014 по результатам рассмотрения дела № 2-03/22-2014 действия МУП ЖСКХ,  выразившиеся в установлении и взимании платы за обслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, горячего и холодного водоснабжения, выставляемой собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов в г. Заречном Пензенской области, с нарушением установленного действующим законодательством порядка ценообразования, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.2. статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 2-06/02-2015, выслушав объяснения представителя лица, в отношении которого возбуждено данное дело, прихожу к следующим выводам.

Факт совершения МУП ЖСКХ действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается представленными в деле доказательствами.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории                г. Заречного Пензенской области за период 2013 – 1 полугодие 2014 годов.

По результатам проведенного анализа подготовлен аналитический отчет, которым установлено, что доля МУП ЖСКХ на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в пределах г. Заречного Пензенской области составляет более 50%.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Таким образом, МУП ЖСКХ занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами (ОКВЭД 70.32.1) на территории    г. Заречного Пензенской области и может оказывать решающие воздействие на общие условия обращения товара на данном товарном рынке.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», являясь организацией осуществляющей поставку тепловой энергии, горячей и холодной воды в многоквартирные дома г. Заречного Пензенской области, обязано в срок до 01.07.2013 совершить действия по оснащению многоквартирных домов ОДПУ коммунальных ресурсов в случаях, когда собственники жилых помещений не установили указанные приборы учета самостоятельно.

В целях исполнения указанной обязанности ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» был проведен открытый конкурс на выполнение работ по установке ОДПУ в жилых домах г. Заречного Пензенской области.

В указанном конкурсе принял участие единственный хозяйствующих субъект – ООО «Энергоучёт», с которым и были заключены договоры №81 ПУ-244/2013 от 28.05.2013 и    № 81ПУ-245/2013 от 08.07.2013.

С августа 2013 года ООО «Энергоучёт» осуществляет работы по установке ОДПУ в многоквартирных домах г. Заречного Пензенской области.

Управление многоквартирным домом в г. Заречном Пензенской области, расположенном по адресу: ул. Светлая, д.32, осуществляет МУП ЖСКХ.

После установки ОДПУ МУП ЖСКХ выставляло жителям указанного дома плату за обслуживание ОДПУ.

Общим собранием собственников указанного МКД, проведенного 24.06.2013, принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общедомового имущества в указанном МКД в размере 10,68 руб. с 1кв.м. площади жилого помещения.

В указанном доме ОДПУ был введен в эксплуатацию 27.02.2014.

Как следует из счет – квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг с марта 2014 года, МУП ЖСКХ выставляет собственникам помещений в указанном многоквартирном доме, помимо платы за содержание и ремонт общедомового имущества в размере 10,68 руб./км.м жилого помещения, плату за обслуживание ОДПУ, в размере 1,26 руб./кв.м жилого помещения.

Материалами дела установлено, что помимо вышеуказанного многоквартирного дома, МУП ЖСКХ с 2013 г. выставляет плату за обслуживание ОДПУ собственникам помещений еще в 99 многоквартирных домах, находящихся под его управлением, в которых были установлены ОДПУ. При этом, плата за обслуживание ОДПУ выставлялась в указанных домах дополнительно к плате за содержание и ремонт общего имущества, без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД.

Установлено, что общими собраниями собственников помещений в МКД, 01.07.2013 также утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД в размере 10,68 руб. с 1 кв.м. площади жилого помещения.

Вместе с тем, с августа 2013 года МУП ЖСКХ выставляет собственникам помещений в МКД, находящихся под его управлением и в которых были установлены ОДПУ, плату за их обслуживание в размере 1,26 руб./кв.м площади жилого помещения.

С учетом начисления отдельной строкой платы за обслуживание ОДПУ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составляет 11,94 руб. с 1 кв. м. жилого помещения (10,68 руб. за содержание и ремонт помещений и 1,26 руб. за обслуживание ОДПУ).

При этом решение общего собрания собственников помещений в МКД об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 11,94 руб., об установлении платы за обслуживание ОДПУ в размере 1,26 руб. с 1 кв.м. площади жилого помещения отсутствует.

Материалами дела установлено что, в многоквартирных домах г. Заречного Пензенской области, находящихся под управлением МУП ЖСКХ, 01.07.2014, т.е. после возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведены общие собрания собственников помещений, на которых приняты в том числе следующие решения:

- утвердить тариф на содержание и ремонт жилого помещения в размере 11,962 руб.;

- утвердить и плату за обслуживание ОДПУ в размере 1,26 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения.

Указанные решения не были приняты в следующих домах:

- пр-т 30-летия Победы, 30 (проголосовали против нового тарифа за содержание и ремонт жилого помещения в размере 11,962 руб. и платы за обслуживание ОДПУ в размере 1,26 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения),

- ул. Светлая, 33 (утвердили только новый тариф за содержание и ремонт жилого помещения в размере 11,962 руб.),

- ул. Светлая, 32 (не голосовали за утверждение нового тарифа за содержание и ремонт жилого помещения в размере 11,962 руб. и платы за обслуживание ОДПУ в размере 1,26 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения),

- ул. Заречная, 26 (утвердили только новый тариф за содержание и ремонт жилого помещения в размере 11,962 руб.).

Материалами дела также установлено, что МУП ЖСКХ 25.01.2013 и 15.07.2013  заключило договоры на техническое обслуживание ОДПУ с ООО «Энергоучет».

Согласно пункту 2.1. вышеуказанных договоров, МУП ЖСКХ поручает и оплачивает, а ООО «Энергоучёт» принимает на себя обязательства своими силами и средствами выполнить работы по техническому обслуживанию узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на объекте МУП ЖСКХ.

Размер платы за обслуживание ОДПУ в МКД согласован сторонами в пункте 5.1. вышеуказанных договоров и составляет 1,26 руб./кв.м общей площади квартир многоквартирного дома в месяц, в том числе стоимость поверки приборов учета – 0,18 руб., которые аккумулируются на отдельном счете. Сумма за техническое обслуживание при общей площади квартир МКД 2 566,3 кв.м., составляет 3 233,54 руб. в месяц.

Между МУП ЖСКХ и собственниками помещений в МКД, находящихся под его управлением, заключены договоры управления МКД на следующих условиях.

Согласно пункту 2.1. типового договора управления многоквартирным домом, заключенного между МУП ЖСКХ и собственником жилого помещения в МКД, предметом настоящего договора является оказание Управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома; предоставление коммунальных услуг Собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицами; оказание Управляющей организацией услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в пределах денежных средств, собранных с собственников помещений и сметы на проведение капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 2.2. вышеуказанного договора, состав общего имущества в многоквартирных домах, в отношении которых МУП ЖСКХ осуществляет управление, включает в себя, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета.

В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения, в том числе, платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

 2) взнос на капитальный ремонт;

 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 5 Правил № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, утвержден Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее – Перечень).

Пунктом 18 Перечня установлено, что для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных дома проводятся, в том числе, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета.

Таким образом, ОДПУ являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных коммуникаций, содержание и обслуживание которых, в рамках исполнения договора управления МКД, обязана осуществлять управляющая организация.

Учитывая то обстоятельство, что ОДПУ входит в состав общего имущества МКД, плата за обслуживание ОДПУ должна взиматься с собственников в составе платы за содержание и ремонт общего имущества.

Взимание управляющей организацией с собственников помещений в МКД иной платы пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ, помимо платы за содержание и ремонт общедомового имущества, не предусмотрено.

В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.

При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (пункт 31 Правил № 491).

Следовательно, решение об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе установление платы за обслуживание ОДПУ в связи с изменением перечня оказываемых услуги состава общедомового имущества, должно утверждаться решением общего собрания собственников помещений.

Действующим законодательством управляющей организации не предоставлено право в одностороннем порядке изменять (увеличивать) плату за обслуживание и ремонт общего имущества МКД, без согласования (утверждения) указанной платы собранием собственников помещений в МКД.

МУП ЖСКХ выставляло плату за обслуживание ОДПУ в дополнение к плате на содержание и ремонт общего имущества МКД в одностороннем порядке, увеличив установленный тариф на ремонт и содержание общедомового имущества МКД повторно в течение одного года, тем самым нарушив пункт 31 Правил № 491.

Таким образом, МУП ЖСКХ не имело законных оснований на изменение размера платы за обслуживание и ремонт общего имущества МКД в одностороннем порядке, в том числе при изменении состава работ по содержанию и ремонту общедомового имущества МКД.

Материалами дела установлено, что действия МУП ЖСКХ по установлению и взиманию платы за обслуживание ОДПУ, выставляемой собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов г. Заречном Пензенской области были произведены с нарушением статьи 157 ЖК РФ и требований Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 15.09.2014 по делу
о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/22-2014 действия МУП ЖСКХ, выразившиеся в установлении и взимании платы за обслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, горячего и холодного водоснабжения, выставляемой собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов в г. Заречном Пензенской области, с нарушением установленного действующим законодательством порядка ценообразования, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

По результатам рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Предписание исполнено МУП ЖСКХ в установленный срок.

Место совершения правонарушения – г. Заречный Пензенской области. Время совершения правонарушения – с 01.08.2013 года по 01.11.2014 года.

Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, в действиях МУП ЖСКХ содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП, а именно, совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По информации, предоставленной МУП ЖСКХ, общая сумма выручки, полученная от оказания всех работ и услуг за 2013 год, составила 464 911 000 рублей, выручка от оказания услуг по управлению многоквартирными домами за 2013 год составила 120 683 300 рублей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, учитывается следующее.

МУП ЖСКХ оказало содействие Пензенскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, предоставив информацию, в объеме достаточном для полного и всестороннего рассмотрения дела № 2-06/02-2015.

МУП ЖСКХ добровольно исполнило предписание № 2-03/22-2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

МУП ЖСКХ впервые совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено статьей 14.31 КоАП РФ.

Финансовое положение МУП ЖСКХ  является сложным. Убыток МУП ЖСКХ от осуществляемой деятельности за 2013 год составил 18 695 000 рублей.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность согласно статье 4.3 и части 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ  не установлены.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного  МУП ЖСКХ административного правонарушения, при рассмотрении дела не выявлено.

Злоупотребление доминирующим положением создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции и интересов потребителей услуг.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на интересы государства, а также на интересы граждан, потребителей. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества оказанных услуг, а также для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Совершенное МУП ЖСКХ правонарушение создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции и интересов потребителей услуг. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении   МУП ЖСКХ к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленного государством запрета на злоупотребление доминирующим положением.

Рассматриваемые действия МУП ЖСКХ повлекли ущемление интересов собственников помещений в МКД, находящихся под управлением предприятия, которые были вынуждены нести необоснованные расходы на обслуживание ОДПУ в дополнение к плате на содержание и ремонт общего имущества МКД.

Кроме того, собственники помещений в МКД, находящихся под управлением предприятия, оказались лишены возможности реализовать свое право на внесение изменений в тариф на ремонт и содержание общего имущества МКД.

Согласно части 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Исходя из характера совершенного МУП ЖСКХ административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия жилищно-социального и коммунального хозяйства (ИНН 5838004669, ОГРН 1025801499030, Пензенская область, г. Заречный, ул. Зеленая, д. 6) состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на Муниципальное унитарное предприятие жилищно-социального и коммунального хозяйства административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны