Постановление №2-06/60-2017 Постановление о прекращении производства по делу об админист... от 9 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении №2-06/60-2017

"03" августа 2017 г.

г. Пенза

Я, исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России, антимонопольный орган) (...), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/60-2017, возбужденного в отношении Закрытого акционерного общества «Пензенская горэлектросеть» (ИНН 5836601606, ОГРН 1025801354391, г. Пенза, ул. Московская, д.82-в) (далее – ЗАО «ПГЭС», Общество, сетевая организация) по факту нарушения порядка технологического присоединения к электрическим сетям, в присутствии защитника ЗАО «Пензенская горэлектросеть» - заместителя начальника юридического отдела (...) (паспорт гражданина РФ (...), выдан (...), действующей на основании доверенности от (...) № (...),

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 2-06/60-2017 от 20.07.2017 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный начальником отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Пензенского УФАС России (...) в отношении ЗАО «Пензенская горэлектросеть» по результатам административного расследования и материалы административного дела № 2-06/60-2017.

При рассмотрении дела защитник ЗАО «Пензенская горэлектросеть» (...) ознакомлена с правами лица, в отношении которого ведётся производство по делу, установленными частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ЗАО «Пензенская горэлектросеть» владеет объектами электросетевого хозяйства и осуществляет деятельность по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям на территории г. Пензы Пензенской области (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 35.12).

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 31.07.2013 №1024-э ЗАО «Пензенская горэлектросеть» включено в Реестр субъектов естественных монополий в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в топливно-энергетическом комплексе по передаче электрической энергии под регистрационным номером № 58.1.21.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

Как следует из статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

В силу пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) к субъектам розничных рынков электрической энергии относятся участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В соответствии с пунктом 3 Основных положений, субъектами розничного рынка являются, в том числе сетевые организации.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила № 861).

На основании указанных норм ЗАО «Пензенская горэлектросеть» является сетевой организацией, на которую законом возложены обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в порядке, установленном Правилами № 861.

В Пензенское УФАС России поступило обращение гр. (...) по вопросу нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) (далее – Правила № 861) при осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства жилого строения, расположенного в С/Т(...) , уч.(...) (далее также - объект).

Из представленных в ходе рассмотрения обращения материалов установлено следующее.

Гр. (...) является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого строения, расположенных по адресу: г. Пенза (...).

20.10.2016 (...) обратился в ЗАО «ПГЭС» с заявкой на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (далее – заявка, заявка на технологическое присоединение), в которой просил осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства жилого строения в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Пенза (...). Планируемый срок введения энергопринимающего устройства в эксплуатацию – апрель 2017 года. К заявке были приложены копии правоустанавливающих документов на земельный участок и жилое строение, план участка и договор о пользовании объектами инфраструктуры СНТ (...).

31.10.2016 ЗАО «Пензенская горэлектросеть» направило заявителю Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2016-00818-ТП от 24.10.2016 (далее - Договор) и технические условия № 2016-00818-ТУ от 21.10.2016 (далее - ТУ) как неотъемлемую часть Договора.

Согласно пункта 3 Договора точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрической сети и располагается на расстоянии не далее 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

Пунктом 7 ТУ точка присоединения определена как «энергопринимающее устройство и проектируемая ЛЭП-0,4 кВ от ВЛ-0,4 кВ ТП-24со».

Согласно пункту 11.2 ТУ заявитель осуществляет монтаж прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также раздела Х Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сетевой организации и заявителя.

20.02.2017 ЗАО «Пензенская горэлектросеть» письмом № 4/815 сообщило гр. (...) о готовности осуществить технологическое присоединение и просило представить информацию о готовности объекта к подключению.

14.03.2017 гр. (...) обратился в ЗАО «Пензенская горэлектросеть» (вх. № 1505 от 14.03.2017) с заявлением о необходимости осуществить технологическое присоединение объекта в связи с выполнением ТУ и готовностью объекта к подаче напряжения. Согласно заявлению, место узла учета указано как «жилой дом».

17.03.2017 ЗАО «ПГЭС» произвело осмотр (обследование) электроустановки гр. (...), в ходе которого установлено (Акт осмотра (обследования) электроустановки № 2016-00818-ТП от 17.03.2017), что прибор учета установлен в доме. ЗАО «ПГЭС» сделало вывод о неготовности электроустановки для осуществления технологического присоединения. Согласно Акту № 2-ОРН-К-0853 от 17.03.2017 на гр. (...) возложена обязанность по установке щита ввода и учета на наружной стене дома в 30-дневный срок.

17.03.2017 гр. (...) обратился в ЗАО «ПГЭС» с просьбой дать письменный ответ по факту отказа в приемке прибора учета.

Как следует из пункта 89 Правил № 861 при невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя. При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий, сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению. Повторный осмотр электроустановки заявителя осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению.

23.03.2017 ЗАО «ПГЭС» сообщило гр. (...), что причиной отказа в приемке прибора учета стало невыполнение пункта 1 приложенной к техническим условиям памятки. Информации о невыполнении мероприятий, предусмотренных ТУ, ответ ЗАО «ПГЭС» не содержал.

При таких обстоятельствах основания считать установку прибора учета в жилом доме как невыполнение заявителем требований технических условий отсутствуют.

Исходя из позиции ЗАО «ПГЭС», отраженной в письменных объяснениях по рассматриваемому делу от 12.07.2017, действия сетевой организации по не допуску установленного у заявителя прибора учета в эксплуатацию обусловлены несоответствием энергопринимающего устройства пункту 11.2. ТУ, согласно которому «Монтаж прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства об обеспечении единства измерений, а также раздела Х Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сетевой организации и заявителя». ЗАО «ПГЭС» указало, что прибор учета заявителя находится за пределами границы балансовой принадлежности объектов сторон. ЗАО «ПГЭС» считает, что место размещения прибора учета (внутри жилого дома) расположено на максимально удаленном от границы расстоянии, что не соответствует пункту 144 Основных положений, пункту 11.2 ТУ и требованиям к местам установки приборов учета.

ЗАО «ПГЭС» также в письменных объяснениях указало, что прибор учета типа ЦЭ6807Б1-А, установленный заявителем, имеет расширенный температурный диапазон, благодаря чему не требуется его установка исключительно в теплых или отапливаемых помещениях.

Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее также – Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Согласно пункту 1.5.27 "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (далее - ПУЭ) Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. С. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. С.

Пункт 1.5.30 ПУЭ предусматривает, что в местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).

Требования ПУЭ являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок.

Пунктом 1.5.27 ПУЭ прямо предусмотрена обязательность стационарного утепления на зимнее время электросчетчиков, устанавливаемых в шкафах наружной установки.

Из изложенного следует, что требование ЗАО «ПГЭС» об установке щита ввода и учета на наружной стене дома может негативно сказаться на охраняемых законом интересах и правах заявителя, поскольку повлечет для него дополнительные затраты.

Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не исключает установку прибора учета в помещении – жилом доме.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в разъяснениях от 06.05.2014, «действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил № 861, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.»

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении установлено, что ЗАО «Пензенская горэлектросеть» установлен и введен в эексплуатацию 21.07.2017 прибор учета РиМ заводской номер <...> на границе объектов электросетевого хозяйства заявителя и сетевой организации. Между гр. (...) и ЗАО «Пензенская горэлектросеть» подписан акт о выполнении технических условий № 2016-00818-ТП от 20.07.2017 и об осуществлении технологического присоединения № 2016-00818-ТП от 21.07.2017.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям ЗАО «ПГЭС» выполнено в полном объеме.

Принимая во внимание согласие заявителя (...) на установку прибора учета электрической энергии на границе объектов электросетевого хозяйства заявителя и сетевой организации, прихожу к выводу об отсутствии нарушения Правил № 861 в рассматриваемых действиях сетевой организации.

Таким образом, в действиях ЗАО «Пензенская горэлектросеть» отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 24.5, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Дело об административном правонарушении № 2-06/60-2017, возбужденное в отношении ЗАО «Пензенская горэлектросеть» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

И.о. руководителя (...)

Связанные организации

Связанные организации не указаны