Решение №3-01/09-2017 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/09-2017 от 22 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/09-2017

 

 

15 июня 2017 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2017 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

рассмотрев дело №3-01/09-2017, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в марте 2017 года на ограждении, находящемся на ул. Суворова у входа на территорию Центрального рынка, рекламы финансовых услуг (кредитования) с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 23.03.2017 по факту распространения рекламы финансовых услуг возбуждено дело № 3-01/09-2017 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО.

В ходе рассмотрения дела №3-01/09-2017 было установлено, что совершенное правонарушение подлежит квалификации не по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На заседании Комиссии представитель ООО пояснил, что Общество оказывает медицинские услуги и не предоставляет услуги по кредитованию, также не имеет договоров по кредитованию и не имеет договоров (соглашений) с банками и иными кредитными организациями о предоставлении кредита. Устно пояснил, что рекламу на ограждении, находящемся на ул. Суворова у входа на территорию Центрального рынка, с содержанием «выгодные условия кредитования» Общество не размещало. Представил диск с рекламой, в которой не содержатся сведения: «выгодные условия кредитования».

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В марте 2017 года на ограждении, находящемся на ул. Суворова у входа на территорию Центрального рынка, размещено рекламное объявление следующего содержания: «DENS – СТОМАТОЛОГИЯ Гладкова 20. Все виды стоматологических услуг. Выгодные условия кредитования. г. Пенза, Гладкова, 20…(8412) . Имеются противопоказания. На все виды услуг необходима консультация специалиста».

Факт размещения вышеуказанной рекламы зафиксирован в акте от 22.03.2017, составленным специалистами Пензенского УФАС России в ходе осмотра наружной рекламы, а также подтверждается сделанными в ходе осмотра фотографиями.

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на ограждении, находящемся на ул. Суворова у входа на территорию Центрального рынка, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

Текст рекламы свидетельствует о распространении помимо рекламы стоматологических услуг и непосредственно организации «Dens – Стоматология», оказывающей данные услуги, также и рекламы финансовых услуг – «Выгодные условия кредитования», предоставляемые в связи с оказанием указанных стоматологических услуг.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Следовательно, кредит – это финансовая услуга, оказываемая банком или иной кредитной организацией.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ООО в действительности не предоставляет услуги по кредитованию и не имеет договоров (соглашений) с банками и иными кредитными организациями о предоставлении кредита на стоматологические услуги.

То есть, в данной рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о предоставлении кредита на оплату стоматологических услуг и о возможности его получения в определенном месте (выгодные условия кредитования. г. Пенза, Гладкова, 20…(8412) 68-17-09).

Объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе являются стоматологические услуги, в том числе возможность приобретения их в кредит на выгодных условиях. Целью указания на предоставление кредита является привлечение внимания потенциальных клиентов, заинтересованных получить стоматологические услуги с использованием кредитных средств.

Присутствие в рекламе недостоверных сведений о возможности приобретения услуги в кредит на выгодных условиях приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом при оказании стоматологических услуг.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Следовательно, вышеуказанная реклама не соответствует требованиям пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Комиссия не принимает довод представителя ООО относительно того, что Общество не является рекламодателем рассматриваемой рекламы, поскольку не размещало данную рекламу, по следующим основаниям.

Из документов, представленных ООО следует, что между индивидуальным предпринимателем Данилчевой Е.С. и ООО «Денс-Стоматология» заключен Договор от 01.03.2017 №12 на размещение рекламы на конструктивных элементах ограждения, размером 3,20м х 1,9м, в количестве 3 секций, расположенных по адресу: г. Пенза, ул. Суворова. Причастность каких-либо других лиц к рассматриваемой рекламе из материалов дела не усматривается. Как было указано выше, осмотр рекламной конструкции был осуществлен специалистами Пензенского УФАС России 22.03.2017, т.е. в период действия Договора на размещение рекламы на конструктивных элементах ограждения. Доказательств того, что рекламодателем рекламы выступило иное лицо, Обществом также не представлено.

Таким образом, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодателя – ООО

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО нарушило требования пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе рассмотрения дела ООО представило диск с рекламой, размещенной на ограждении, находящемся на ул. Суворова у входа на территорию Центрального рынка, в которой отсутствуют сведения о предоставлении кредита, что свидетельствует об устранении нарушения законодательства о рекламе.

В связи с изложенным Комиссия Пензенского УФАС России считает нецелесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «DENS – СТОМАТОЛОГИЯ Гладкова 20. Все виды стоматологических услуг. Выгодные условия кредитования. г. Пенза, Гладкова, 20…(8412) . Имеются противопоказания. На все виды услуг необходима консультация специалиста», распространяемую ООО в марте 2017 года на ограждении, находящемся на ул. Суворова у входа на территорию Центрального рынка, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2017 года.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны