Решение №3-01/09-2018 решение по делу №3-01/09-2018 от 29 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/09-2018

 

 

29 июня 2018 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2018 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

рассмотрев дело № 3-01/09-2018, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно по факту распространения в марте 2018 года на «Русском Радио» на частоте 104.8 Мгц рекламы анонимно-наркологического центра «Шанс», содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе отделом контроля органов власти и рекламы установлено следующее.

В марте 2018 года на «Русском Радио» на частоте 104.8 Мгц транслировалась реклама анонимно-наркологического центра «Шанс» с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 07.05.2018 по факту распространения рекламы анонимно-наркологического центра «Шанс» возбуждено дело № 3-01/09-2018 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена индивидуальный предприниматель.

Определениями Пензенского УФАС России от 04.06.2018 № 2003-3, от 14.06.2018 № 2136-3 рассмотрение дела № 3-01/09-2018 откладывалось, срок рассмотрения дела был продлен до 07.08.2018.

Из письменных пояснений ИП следует, что при размещении рекламы она хотела донести до потенциальных клиентов информацию о том, что такое явление и заболевание как алкоголизм по своей сути не имеет ни каких противопоказаний к лечению, т.к. от него (алкоголизма) может вылечиться каждый с учетом индивидуального подобранного способа и метода лечения, предложенного профессиональным врачом-наркологом, осуществляющим деятельность в соответствии с лицензией. Смысл рекламы заключается в том, чтобы привлечь больных алкоголизмом на прием и лечение к специалисту.

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.

Факт распространения рассматриваемой рекламы анонимно-наркологического центра «Шанс» подтверждается следующим:

- на основании договора от 10.01.2018 об оказании рекламно-информационных услуг, заключенного между ООО «Пенза-Медиа» (Исполнитель) и ИП (Заказчик), осуществлялось распространение рекламы в радиопрограмме «Русское Радио» в г. Пензе на частоте 104, 8 Мгц (далее – «Радиопрограмма»).

Реклама, размещенная в эфире «Радиопрограммы», содержит информацию следующего содержания: «Анонимно-наркологический центр «Шанс» режим работы с 8 до 17. После 17 часов по предварительному телефонному звонку. Телефон 3... Адрес: Пенза, ул. С... Запомните: противопоказаний для лечения алкоголизма нет. Специалисты помогут Вам с выбором курса лечения».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, распространяемая в эфире «Радиопрограммы», содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Объектом рекламирования является: услуги анонимно-наркологического центра «Шанс».

В рассматриваемой рекламе содержится текст «Запомните: противопоказаний для лечения алкоголизма нет», в состав которого включено слово «противопоказания».

Согласно толковому словарю Ожегова противопоказание это – признак, данные, указывающие на вредность, нецелесообразность применения какого-нибудь средства, действия (обычно в медицине).

Согласно толковому словарю Ушакова противопоказание это – симптом, признак, указывающий на невозможность, вредность применения какого-нибудь лекарства или лечения (мед.).

В ходе рассмотрения дела установлено, что лицензия от 15.02.2010 предоставлена Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области индивидуальному предпринимателю на медицинскую деятельность: «При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: психиатрии-наркологии» по адресу места осуществления деятельности: г. Пенза…

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указанная лицензия действует бессрочно.

Из письменных пояснений ИП следует, что способы и методы лечения алкоголизма, оказываемые анонимно наркологическим центром «Шанс», включают в себя: лечение алкогольного абстинентного синдрома, медикаментозное противоалкогольное лечение, консультация врача-нарколога, нейтрализация (раскодирование), кодирование по методу Довженко.

 

Из письма Министерства здравоохранения Пензенской области (от 23.04.2018 исх. №2026) следует, что медицинские услуги при лечении алкоголизма назначаются в соответствии со Стандартами специализированной медицинской помощи, регламентирующие на сегодняшний день следующими приказами:

- приказ Минздрава России от 17.05.2016 №299н «Об утверждении стандарта первичной специализированной медико-санитарной помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ»;

- приказ Минздрава России от 17.05.2016 №302н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ»;

- приказ Минздрава России от 17.05.2016 №301н «Об утверждении стандарта первичной специализированной медико-санитарной помощи при пагубном употреблении психоактивных веществ»;

- приказ Минздрава России от 17.05.2016 №300н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при пагубном употреблении психоактивных веществ».

Согласно вышеперечисленным законодательным актам медицинские услуги делятся на обязательные, которые в плановом порядке оказываются всем больным, и услуги, которые оказываются в соответствии с состоянием больного, то есть по показаниям. Кроме того, отдельные услуги можно оказать только в стационарных условиях, или наоборот – только в амбулаторных условиях.

Лечение в стационарных условиях рекомендовано при средне-тяжелом и тяжелом состоянии больного на момент решения вопроса о выборе условий оказания медицинской помощи. Лечение в амбулаторных условиях рекомендовано при состоянии легкой степени тяжести больного на момент решения вопроса о выборе условий оказания медицинской помощи.

Терапия алкоголизма назначается с учетом задач (мишеней) терапии, использованием определенной тактики, общего алгоритма лечебных мероприятий и оценкой эффективности проводимого лечения.

Лекарственные средства, применяемые при лечении алкоголизма:

1 – психотропные препараты: применяют как в психиатрии, так и в наркологии – антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы, нормотимики;

2 – специфические препараты: применяют преимущественно в наркологии – аверсивные средства – эметики: апоморфин и эметин; сенсибилизирующие средства, блокирующие ацетальдегиддегидрогеназу – дисульфирам, цианамид, метронидазол; блокатор опиатных рецепторов – налтрексон;

3 – системные (соматические) препараты: применяют в терапии, наркологии – гепатотропные препараты, витамины, ноотропы.

При применении каждого из перечисленных медикаментов есть вероятность столкнуться с индивидуальной непереносимостью пациентом лекарственного препарата, что является противопоказанием в назначении данного препарата.

Общими противопоказаниями при назначении медикаментов может служить тяжелые заболевания печени и почек, нарушения функции органов кроветворения, сердечно-сосудистая и легочная недостаточность, прогрессирующие системные заболевания головного и спинного мозга, лихорадочные состояния, антипсихотики с холинолитической активностью противопоказаны при закрытоугольной глаукоме и аденоме предстательной железы.

Психотерапевтические способы и методы лечения алкоголизма многообразны, используются в комплексе с психофармакологическим воздействием, противопоказаний к применению не имеют.

Противопоказания к лечению любого заболевания, в том числе алкоголизма, определяются врачом для каждого конкретного пациента с учетом имеющихся сопутствующих заболеваний.

 

Вместе с тем, в рекламе потребителей убеждают в том, что противопоказаний для лечения алкоголизма нет.

Потребитель при выборе товара (услуги) посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание «Запомните: противопоказаний для лечения алкоголизма нет», из чего можно сделать вывод о том, что все методы (способы) лечения алкоголизма не имеют противопоказаний, то в данном случае установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку информация о характере рекламируемых услуг является недостоверной.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Материалами настоящего дела установлено, что рекламодателем выступает ИП Орешкина Н.А. (анонимно-наркологический цент «Шанс»), заказавшая в своих предпринимательских интересах распространение рассматриваемой рекламы рекламораспространителю – ООО «Пенза-Медиа».

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель нарушила требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 ФЗ «О рекламе», целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 ФЗ «О рекламе» предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ИП и ООО «Пенза-Медиа» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю и рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Анонимно-наркологический центр «Шанс» режим работы с 8 до 17. После 17 часов по предварительному телефонному звонку. Телефон . Адрес: Пенза, ул. С... Запомните: противопоказаний для лечения алкоголизма нет. Специалисты помогут Вам с выбором курса лечения», распространяемую в марте 2018 года в радиопрограмме «Русское Радио» в г. Пензе на частоте 104, 8 Мгц, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю – индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Выдать рекламораспространителю – ООО «Пенза-Медиа» (ИНН 5837021414) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны