Решение №3-01/13-2016 Решение по делу №3-01/13-2016 от 22 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/13-2016

 

14 июля 2016 года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

        Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2016 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев дело № 3-01/13-2016, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью микрофинансовая организация «Р» (ИНН 5835114663; далее – ООО МФО «Р»), по признакам нарушения части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО МФО «Р» С<…> по доверенности от 07.07.2016,

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля органов власти и рекламы установлено следующее.

В городе Пензе в июне 2016 года на стене павильона остановки общественного транспорта: «Центральный рынок» размещено рекламное объявление ООО МФО «Р» с указанием одного из условий предоставления займа - % ставка.

Пензенским УФАС России определением от 17.06.2016 по факту распространения рекламы услуг по предоставлению займов, размещенной на стене павильона остановки общественного транспорта, возбуждено дело № 3-01/13-2016 по признакам нарушения части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО МФО «Резервный Фонд».

На рассмотрении дела представитель ООО МФО «Резервный Фонд» согласилась с тем, что в рекламе по предоставлению займов, размещенной на стене павильона остановки общественного транспорта: «Центральный рынок», отсутствует срок и сумма, на который выдается займ.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В городе Пензе в июне 2016 года на стене павильона остановки общественного транспорта: «Центральный рынок» размещена информация следующего содержания: «Деньги на срочные нужды? Гарантировано быстро комфортно. ОТ 0,8% В ДЕНЬ! Данное объявление не является публичной офертой. ООО МФО «Р» зарегистрирована в гос.реестре МФО №001603356007619 от 16.03.2016г. ПСК от 295 процентов до 730 процентов годовых. ТЦ «Муравейник», 1 этаж (8412)» (с изображением пенсионного удостоверения).

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Вышеуказанная информация о предоставлении займа, размещенная на стене павильона остановки общественного транспорта, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным клиентам-заемщикам); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (получению займа) и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

Вышеуказанная реклама содержит информацию об оказании услуг по предоставлению займа ООО МФО «Резервный Фонд».

ООО МФО «Резервный Фонд» включена в государственный реестр микрофинансовых организаций 16.03.2016, регистрационный № записи 001603356007619.

Таким образом, ООО МФО «Р» является финансовой организацией, рекламирующей в рассматриваемом случае финансовую услугу по предоставлению займов.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого ФЗ «О рекламе» следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5данного закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" относит к финансовым услугам банковские услуге, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовыми организациями и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 указанного выше Закона финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Определение микрофинансовой организации содержится в пункте 2 части 1 статьи  2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", а именно:  микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 5 указанного выше закона юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Как было указано выше, ООО МФО «Р» включена в государственный реестр микрофинансовых организаций 16.03.2016.

Таким образом, ООО МФО «Р», являясь микрофинансовой организацией, оказывает финансовые услуги. В связи с этим реклама его услуг должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

В рекламе ООО МФО «Р» содержится информация о предоставлении займов «от 0,8% в день» без указания иных существенных условий, влияющих на сумму расходов, установленных Общими условиями предоставления займа.

Согласно пункту 9, 10 Условий предоставления займа, сумма займа - от 3000 до 30000 рублей, сроки возврата микрозайма – от 1 до 16 дней.

Указание в рекламе «от 0,8% в день» является неполной информацией, поскольку не сообщается на какой срок и на какую сумму выдается займ, следовательно, подача информации в таком виде может ввести потребителей рекламы в заблуждение.

Данные существенные условия, как срок и сумма, на который выдается займ, в рекламном объявлении не отражены.

Таким образом, в рекламе финансовых услуг о предоставлении займов указана только часть условий ее оказания. В рекламе не содержится существенной информации об иных условиях предоставления услуги, влияющих на стоимость займа.

Кроме того, указание в рекламе процентной ставки по займу (от 0,8% в день) в отсутствие информации о сроке и сумме, за который она применяется, нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», который предусматривает, что  реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, а также нарушением части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,  согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Включение в текст рекламы телефонов компании для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении ООО МФО «Р» требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Таким образом, реклама ООО МФО «Р», размещенная в   городе Пензе в июне 2016 года на стене павильона остановки общественного транспорта: «Центральный рынок», нарушает требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодателя – ООО МФО «Р».

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО МФО «Р» нарушило требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ООО МФО «Р» представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Деньги на срочные нужды? Гарантировано быстро комфортно. ОТ 0,8% В ДЕНЬ! Данное объявление не является публичной офертой. ООО МФО «Р» заегистрирована в гос.реестре МФО №001603356007619 от 16.03.2016г. ПСК от 295 процентов до 730 процентов годовых. ТЦ «Муравейник», 1 этаж (8412)» (с изображением пенсионного удостоверения), распространяемую ООО МФО «Резервный Фонд» в   городе Пензе в июне 2016 года на стене павильона остановки общественного транспорта: «Центральный рынок», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать ООО МФО «Р» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2016 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              

Члены Комиссии                                                                                      

                           

                                                                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны