Решение №3-01/18-2016 Решение по делу 3-01/18-2016 от 22 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/18-2016

 

20 сентября 2016 года                                                             г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2016 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе в составе:

 

рассмотрев дело №3-01/18-2016, возбужденное в отношении ООО «» (ИНН 5823901063) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

- в отсутствие заявителя – Р<…>,

- в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Д» Б<…> по доверенности от 14.09.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России 29.08.2016 поступило заявление гражданина     Р<…> по поводу рекламы семейного кафе «Донна» с информацией о бесплатном посещении игровой комнаты.

Из заявления следует, что в октябре 2015 года Р<…> получил 2 купона на бесплатное посещение игровой комнаты в семейном кафе «Донна». В августе 2016 года при посещении с дочкой семейного кафе «Донна» ему было отказано в бесплатном посещении игровой комнаты в связи с тем, что акция закончилась в марте 2016 года.

По мнению заявителя, в рекламе отсутствует информация о сроке проведения данной акции.

Пензенским УФАС России определением от 30.08.2016 по факту распространения рекламы семейного кафе «Донна» возбуждено дело № 3-01/18-2016 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Д».

На заседании Комиссии представитель ООО «Д» пояснил, что в апреле 2015 года сотрудниками Общества распространялась реклама семейного кафе «Донна» в форме картонных визиток-купонов. Предполагаемым сроком окончания действия акции являлось 01 марта 2016 года, однако в распространяемых ООО «Д» визитках соответствующая информация отражена не была. С конца апреля 2015 года и до настоящего времени ООО «» не осуществляет раздачу визиток, не содержащих информацию о сроках действия предложения о бесплатном посещении игровой комнаты (раздача всего тиража была завершена в апреле 2015 года).

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.

Рекламный купон, представленный заявителем, содержит следующую информацию: «Семейное кафе «Донна» 08:30-21:45 ТЦ «Терновский куст», 2 этаж ул. Терновского, 108 ост. «Дом Культуры» . Детские праздники с аниматорами по воскресениям с 14.00 до 16.00 – Вход свободный. Творческие Мастер-Классы по четвергам с 18.00 до 19.00 – предварительная запись по телефону. Дни рождения, Праздники, Выпускные в VIP комнате. Игровая площадка для детей от 1 до 9 лет. Детские игровые аппараты более 20 видов. КУПОН НА 1 ДЕНЬ В ИГРОВОЙ КОМНАТЕ БЕСПЛАТНО».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация, размещенная на рекламном буклете, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе содержится информация, исполненная крупным шрифтом, - «КУПОН НА 1 ДЕНЬ В ИГРОВОЙ КОМНАТЕ БЕСПЛАТНО».

Из представленных в материалы дела документов следует, что акция, указанная в рекламе, действовала с апреля 2015 года по март 2016 года.

Информация о сроке действия акции, а именно период, на основании купона можно бесплатно посетить игровую комнату, в рекламе отсутствует.

Используемое в рекламе утверждение «купон на 1 день в игровой комнате бесплатно» создает впечатление, что данный купон действует бессрочно.

В рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие – «купон на 1 день в игровой комнате бесплатно». Иное условие, необходимое потребителю для принятия осознанного решения, не указано. Тем самым потребители рекламы при ее прочтении вводятся в заблуждение относительно предоставляемой услуги.

Отсутствие в рекламе существенной информации об условиях предоставляемой услуги привело к искажению смысловой нагрузки информации и ввело в заблуждение потребителя рекламы относительно срока действия купона. Об этом свидетельствует заявление гражданина-потребителя.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодателя – ООО «Д».

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Донна» нарушило требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из заявления, реклама кафе «Донна» распространялась в октябре 2015 года.

Из документов и пояснений, представленных представителем ООО «Д» в ходе рассмотрения дела, следует, что с конца апреля 2015 года и до настоящего времени Общество не осуществляет раздачу визиток, не содержащих информацию о сроках действия предложения о бесплатном посещении игровой комнаты (раздача всего тиража была завершена в апреле 2015 года)

Доказательств распространения рассматриваемой рекламы в октябре 2015 года заявителем не представлено.

В связи с изложенным, Комиссия Пензенского УФАС России считает нецелесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется со дня последнего распространения рекламы.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Пензенского УФАС России считает, что срок давности привлечения ООО » к административной ответственности истек в апреле 2016 года.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Семейное кафе «Донна» 08:30-21:45 ТЦ «Терновский куст», 2 этаж ул. Терновского, 108 ост. «Дом Культуры» . Детские праздники с аниматорами по воскресениям с 14.00 до 16.00 – Вход свободный. Творческие Мастер-Классы по четвергам с 18.00 до 19.00 – предварительная запись по телефону. Дни рождения, Праздники, Выпускные в VIP комнате. Игровая площадка для детей от 1 до 9 лет. Детские игровые аппараты более 20 видов. КУПОН НА 1 ДЕНЬ В ИГРОВОЙ КОМНАТЕ БЕСПЛАТНО», распространяемую ООО «Д» в г. Пензе в апреле 2015 года, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. В связи с тем, что реклама в настоящее время не распространяется, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Решение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2016 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

                                                                                     

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны