Решение №3-01/22-2018 решение по делу от 24 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/22-2018

 

24 декабря 2018 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2018 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 3-01/22-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении ХХХ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно по факту распространения по адресу: г. Пенза, ул. Октябрьская, д. 6 рекламы табачной продукции, содержащей признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ХХХ,

представителя ООО «МедиаАльянс»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) из УМВД России по г. Пензе поступили материалы проверки по факту распространения рекламы табачных изделий.

Из представленных материалов следует, что в КУСП №35826 26.09.2018 по заявлению Т.. зарегистрировано сообщение по факту рекламирования ХХХ табачных изделий в киоске сети «Точка», расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Октябрьская, д. 6.

  • УФАС России определением от 30.10.2018 по факту распространения рекламы табачных изделий возбуждено дело № 3-01/22-2018 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ХХХ.

Определением Пензенского УФАС России от 27.11.2018 № 4545-3 рассмотрение дела № 3-01/22-2018 откладывалось, срок рассмотрения дела продлен до 30.01.2019. Рассмотрение дела назначено на 17.12.2018 в 14 час. 00 мин.

В письменных пояснениях (вх. от 26.11.2018 № 3581), а также в ходе рассмотрения дела ХХХ пояснено, что в киоске сети «Точка» по адресу: г. Пенза, ул. Октябрьская, д. 6 он проводил консультационные сессии о потребительских свойствах табачной продукции British American Tobacco. В указанном киоске он находился в связи с оказанием услуг ООО «МедиаАльянс», на основании договора № 0109-П от 01.09.2018.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «МедиаАльянс» пояснил, что между ООО «МедиаАльянс» (Исполнитель) и АО «МУМТ» (Заказчик) заключен договор № 1 от 01.06.2016, в соответствии с которым Исполнитель по заданию Заказчика оказывает услуги по проведению консультационных сессий, направленных на информирование совершеннолетних потребителей о характеристиках и потребительских свойствах табачной продукции British American Tobacco. Задания Заказчика оформляются дополнительными соглашениями к Договору. В соответствии с дополнительным соглашением №20 от 27.07.2018 Заказчиком и Исполнителем были утверждены даты и список мест для проведения консультационных сессий. Консультационная сессия не является рекламой, так как проводится только в тех торговых точках, где представлена продукция British American Tobacco и только с совершеннолетними потребителями табачной продукции. В случае, если консультантом не получено подтверждение того, что лицо является потребителем табачной продукции – консультационная сессия не проводится. Консультационные сессии проводятся на основании Закона «О защите прав потребителей». До потребителей табачной продукции доводились такие потребительские характеристики продукта как: наличие или отсутствие капсулы, МРЦ, особенности фильтра.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

26 сентября 2018 года ХХХ в киоске сети «Точка», расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Октябрьская, д. 6, распространял информацию о табачной продукции British American Tobacco.

В соответствии с представленными ХХХ документами и сведениями информация, распространяемая в киоске сети «Точка», содержит следующий текст: «Добрый день! Вы курите? – Ответ: Да. Меня зовут хххх. Я консультант по табачной продукции. Какую марку сигарет Вы предпочитаете? Какой, формат? С капсулой или без?

- Kent Nano Mикс Амбер. В таком случае впервые представляем Вам Кент Нано Микс с уникальным вкусом персика. Активируйте новую капсулу и почувствуйте насыщенный вкус табака с персиковыми нотками. Вы можете купить Кент по цене не выше ххх рублей (МРЦ).

- Kent Nano. Если потребителю не интересен Кент с капсулой. Тогда хочу вам представить сигареты Кент Нано без капсулы. В этих сигаретах используются новые технологии. Они призваны уменьшить сухость во рту и запах дыма на одежде и руках. В этом магазине вы можете купить Кент Нано по цене ххх руб. (цена в торговой точке).

- Kent KS. Сейчас в основной линейке сигарет Кент используются новые технологии. Они призваны уменьшить сухость во рту и запах дыма на одежде и руках. Потребители признают Кент наиболее приятным по вкусу среди сигарет регулярного формата. И более миллиона людей в России покупают сигареты этой марки. Вы можете купить обновленный Кент сейчас в этом магазине.

- Rothmans international. Представляю вам новинку Rothmans international с добавлением табаков двойной выдержки! Лучшие табаки сорта Вирджиния тщательно отбираются и выдерживаются вдвое дольше обычного. Благодаря этому табак приобретает карамельные оттенки и благородный вкус. Уровень смолы в дыме этих сигарет средний – шесть миллиграмм. Вы можете купить Rothmans international по цене не выше ххх руб. (МРЦ).

- Royals Berry-KS+Demi. По цене хх руб. есть новые сигареты Ротманс Роялс с ягодной капсулой и фильтром премиум+, который сохраняет форму во время курения. Если потребителю не интересен Роялс Берри. В таком случае есть версии… в классическом и компактном формате. Ротмас Роялс – Отборные табаки и фильтр мундштук по цене от хх рублей. (цена в торговой точке).

- Royals Nanokings. По схожей цене есть сигареты Ротманс Роялс Нанокингз – это отборные табаки сигарет Ротманс в компактном формате. Цена в этой торговой точке хх рублей (цена в торговой точке).

- Rothmans Aэро Блю (с 2 капсулами). Лидер продаж сигарет с капсулами Rothmans выпустил новинку с двумя вкусами в одной пачке. Впервые вы можете активировать ананасовую капсулу, а также сочетать ее с привычной ягодной. Купить новый Ротманс Аэро Блю можно по цене не выше 100 руб.

- Rothmans Деми. Представляю вам новый Rothmans Demi с добавлением табаков двойной выдержки. Лучшие табаки сорта Вирджиния тщательно отбираются и дополнительно выдерживаются при высокой температуре. Благодаря этому табак приобретает карамельные оттенки и благородный вкус. Вы можете купить обновленные Rothmans Demi по цене не выше ххх рублей (МРЦ).

- Vogue Юник. Юник – это новое предложение от марки Vogue по разумной МРЦ хх руб. Сигареты с оригинальной фруктовой капсулой. *нажмите на капсулу* Нажимая на капсулу, вы дополняете сбалансированный табачный вкус новыми фруктовыми оттенками.

- Ява Белое Золото 78/83 руб. Сейчас в магазинах доступна Ява Белое Золото. Классическая по цене не выше 78 рублей. В этих сигаретах сочетаются традиционный вкус и высокое стандарты марки Ява, а это более 60 ступеней контроля качества. А еще в линейке Явы Белое Золото есть оригинальная версия по разумной МРЦ. О наличии данных сигарет вы можете уточнить у продавца.

- Ява Белое Золото оба по 83 руб. Сейчас в магазинах доступны сигареты Ява Белое Золото в двух версиях: Классическая и Оригинальная – по цене не выше 83 рублей. В этих сигаретах сочетаются традиционный вкус и высокое стандарты марки Ява, а это более 60 ступеней контроля качества. О наличии данных сигарет вы можете уточнить у продавца».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с письмом ФАС России № АД/45557/18 от 20.06.2018 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

Если информация отвечает признакам рекламы и имея некую целевую аудиторию (например, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Федерального закона "О рекламе".

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Рассматриваемая реклама распространялась ХХХ в киоске сети «Точка» по адресу: г. Пенза, ул. Октябрьская, д. 6 и была доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является табачная продукция British American Tobacco, а именно сигареты - Kent Nano Mикс Амбер, Kent Nano, Kent KS, Rothmans international, Royals Berry-KS+Demi, Royals Nanokings, Rothmans Aэро Блю, Rothmans Деми, Vogue Юник, Ява Белое Золото.

Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (табачной продукции British American Tobacco, а именно сигареты - Kent Nano Mикс Амбер, Kent Nano, Kent KS, Rothmans international, Royals Berry-KS+Demi, Royals Nanokings, Rothmans Aэро Блю, Rothmans Деми, Vogue Юник, Ява Белое Золото), а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».

Пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения.

Таким образом, Законом о рекламе установлен прямой запрет на привлечение внимания потребителей к определенному объекту рекламирования – товарам для курения, так и непосредственно к продавцу таких товаров.

Указанный запрет введен в Закон о рекламе Федеральным законом от 21.10.2013 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон о внесении изменений).

Согласно пояснительной записке к проекту Закона о внесении изменений данный проект подготовлен в целях установления административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных Федеральным законом «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», направленным на совершенствование законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака для совершенствования обеспечения охраны таких основополагающих прав граждан, как право на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, установленный запрет направлен на пресечение распространения рекламы товаров, прямо или косвенно относящихся к потреблению табака, а равно направлен на ограждение неопределенного круга лиц-потребителей рекламы от рекламы продукции, которая вредит их здоровью.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака.

Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигарной бумаги, зажигалок любым способом.

В настоящем случае установлено, что рассматриваемая реклама, распространяемая в киоске сети «Точка» по адресу: г. Пенза, ул. Октябрьская, д. 6, была направлена на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса и продвижение рекламы табачной продукции British American Tobacco, а именно сигарет - Kent Nano Mикс Амбер, Kent Nano, Kent KS, Rothmans international, Royals Berry-KS+Demi, Royals Nanokings, Rothmans Aэро Блю, Rothmans Деми, Vogue Юник, Ява Белое Золото.

На основании вышеизложенного Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе табачной продукции British American Tobacco, а именно сигарет - Kent Nano Mикс Амбер, Kent Nano, Kent KS, Rothmans international, Royals Berry-KS+Demi, Royals Nanokings, Rothmans Aэро Блю, Rothmans Деми, Vogue Юник, Ява Белое Золото, распространяемой в киоске сети «Точка» по адресу: г. Пенза, ул. Октябрьская, д. 6, факта нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, в соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как установлено выше, рассматриваемая реклама распространялась ХХХ в киоске сети «Точка» по адресу: г. Пенза, ул. Октябрьская, д. 6, на основании договора об оказании услуг № 0109-П от 01.09.2018, заключенного с ООО «МедиаАльянс».

Предметом указанного договора (пункт 1.1) является оказание услуги по проведению маркетинговых исследований в виде опросов и/или консультаций, направленных на информирование совершеннолетних потребителей о характеристиках и потребительских свойствах табачной продукции British American Tobacco.

В соответствии с пунктом 2.1.6 указанного Договора  (Исполнитель) обязан при оказании услуг соблюдать требования законодательства РФ; соглашений, регулирующих или затрагивающих подобную деятельность.

Таким образом, в данном случае, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ХХХ

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ХХХ нарушил требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе ххх представлено не было.

На основании изложенного Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ХХХ предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу табачной продукции British American Tobacco, а именно сигарет - Kent Nano Mикс Амбер, Kent Nano, Kent KS, Rothmans international, Royals Berry-KS+Demi, Royals Nanokings, Rothmans Aэро Блю, Rothmans Деми, Vogue Юник, Ява Белое Золото, распространяемую ХХХ в сентябре 2018 года в киоске сети «Точка» по адресу: г. Пенза, ул. Октябрьская, д. 6, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

2. Выдать ХХХ предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 24 декабря 2018 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны