Решение б/н Решение по делу № 3-09/38-2016 от 17 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/38-2016

«16» августа 2016 года                                                                                            г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» августа 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» августа 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- ... – и.о. руководителя управления, председателя Комиссии;

- ... – начальника отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- ... – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

-... – государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- при участии:

со стороны администрации Нижнеломовского района Пензенской области (далее – Администрация):

- ... – заместителя главы администрации Нижнеломовского района Пензенской области по доверенности от 05.07.2016 № б/н;

со стороны ИП . заявлено ходатайство от 28.06.2016 о рассмотрении дела в его отсутствие,

рассмотрев дело № 3-09/38-2016 по признакам нарушения администрацией Нижнеломовского района Пензенской области (442153, Пензенская область, Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул.Розы Люксембург, д.4) частей 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Пензенской области поступила информация в отношении администрации Нижнеломовского района Пензенской области по вопросу нарушения антимонопольного законодательства при приобретении жилых помещений в строящихся многоквартирных домах каркасно-щитового типа для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По результатам анализа представленных документов и информации приказами антимонопольного органа от 10.06.2016 № 85, № 88 в отношении Администрации возбуждены дела № 3-09/38-2016 и № 3-09/39-2016 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дел № 3-09/38-2016, № 3-09/39-2016, Комиссией установлено, что данные дела являются однородными.

Руководствуясь частью 1 и 2 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией вынесено определение от 05.07.2016 об объединении дел № 3-09/38-2016, № 3-09/39-2016 в одно производство и присвоении объединенному делу                 № 3-09/38-2016.

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель Администрации указал, что электронные аукционы № 0155300018514000119,                 № 0155300018514000122 размещены с целью приобретения квартир для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Нижний Ломов. Заказчиком является городская администрация. На основании соглашения от 21.03.2014 Администрация является уполномоченным органом, муниципальные контракты с победителями аукционов заключены администрацией г. Нижний Ломов самостоятельно. Пояснил, что жилые помещения должны отвечать всем санитарно-гигиеническим нормам. Дополнил, что каркасные дома имеют ряд преимуществ по отношению к домам иной категории.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

Решением Собрания представителей Нижнеломовского района Пензенской области от 18.02.2014 № 422-33/3 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков Нижнеломовского района с уполномоченным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее – Положение), которым Администрация Нижнеломовского района определена органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление действий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков района при закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 3.1. главы 3 Положения установлено, что уполномоченный орган:

- проверяет обоснование выбора способа определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на соответствие требованиям Федерального закона (пп.3.1.1.);

- запрашивает и получает у заказчиков информацию и документы, необходимые для проверки сведений, содержащихся в заявке на закупку (пп.3.1.2.);

- в течение двадцати рабочих дней со дня регистрации заявки на закупку проводит экспертизу заявки на закупку, осуществляет подготовку документов для размещения в единой информационной системе, согласование и подписание таких документов, за исключением документов и сведений, содержащихся в заявках на закупку, утверждаемых непосредственно заказчиком, размещение в единой информационной системе таких документов (3.1.5);

- принимает в установленных действующим законодательством случаях и порядке решение о внесении изменений в документацию (пп. 3.1.8).

Согласно пункту 6.1. главы 6 Положения в отношении заявки на закупку заказчика, принятой к рассмотрению, уполномоченный орган проводит экспертизу на соответствие сведений и документов, представляемых в составе заявки:

- требованиям действующего законодательства (пп. 6.1.1.);

- требованиям настоящего Положения (пп.6.1.2.).

Пунктом 8.1. раздела 8 Положения предусмотрено, что по результатам экспертизы заявки заказчика на соответствие установленным требованиям уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

- признать заявку на закупку соответствующей установленным требованиям и приступить к разработке извещения и документации и закупке без замечаний (пп.8.1.1.);

- признать заявку на закупку не соответствующей установленным требованиям, вернуть заявку заказчика и предложить ему привести заявку в соответствии с установленными требованиями (пп.8.1.2.).

Заказчик согласно пункту 8.4. Положения вправе в соответствии с заключением уполномоченного органа в полном объеме устранить все выявленные нарушения и повторно представить заявку на закупку на рассмотрение в уполномоченный орган.

18.08.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155300018514000119 (изменения в извещение от 13.08.2014) о проведении аукциона в электронной форме «Приобретение однокомнатного жилого помещения (квартиры) в доме малоэтажной застройки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области» (далее – Аукцион) и соответствующая Аукционная документация, утвержденная главой администрации Нижнеломовского района.

Дата проведения Аукциона – 01.09.2014.

Согласно Аукционной документации муниципальным заказчиком Аукциона является Администрация города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее - Администрация города, городская Администрация), уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – Администрация Нижнеломовского района Пензенской области.

Из Информационной карты (раздел 3 Документации об Аукционе) следует, что объектом закупки является жилое помещение (квартира), которое должно иметь характеристики, соответствующие технической части документации (Приложение № 1 к информационной карте аукционной документации).

Начальная (максимальная) цена контракта – 823 900 рублей 00 копеек.

Техническим заданием (Приложение № 1 к Информационной карте) предусмотрено следующее:

- «Категория дома» - многоквартирный жилой дом: каркасно-щитовой;

- «Требования к функциональным характеристикам жилого помещения» - год постройки жилого дома - не ранее 2014 года.

Согласно протоколу № 0155300018514000119-1 рассмотрения заявок и признания электронного аукциона несостоявшимся 27 августа 2014 г. до окончания срока подачи заявок, 26 августа 2014 г. 08 часов 30 минут включительно, по времени сервера площадки ЭТП ММВБ «Госзакупки» http://www.etp-micex.ru, указанного в извещении, от оператора ЭТП «Госзакупки» ММВБ поступили первая и вторая части единственной заявки на участие в электронном аукционе от ИП С...

Муниципальный контракт заключен с единственным участником Аукциона по начальной (максимальной) цене.

Также антимонопольным органом установлено, что 18.08.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение                                  № 0155300018514000122 (изменения в извещение от 13.08.2016) о проведении аукциона в электронной форме «Приобретение однокомнатного жилого помещения (квартиры) в доме малоэтажной застройки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области» (далее – Аукцион) и соответствующая Аукционная документация, утвержденная главой администрации Нижнеломовского района.

Дата проведения Аукциона – 01.09.2014.

Согласно Аукционной документации муниципальным заказчиком Аукциона является Администрация города, уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – Администрация Нижнеломовского района Пензенской области.

Из Информационной карты (раздел 3 Документации об Аукционе) следует, что объектом закупки является жилое помещение (квартира), которое должно иметь характеристики, соответствующие технической части документации (Приложение № 1 к информационной карте аукционной документации).

Начальная (максимальная) цена контракта – 823 900 рублей 00 копеек.

Техническим заданием (Приложение № 1 к Информационной карте) предусмотрено следующее:

- «Категория дома» - многоквартирный жилой дом: каркасно-щитовой;

- «Требования к функциональным характеристикам жилого помещения» - год постройки жилого дома - не ранее 2014 года.

Согласно протоколу №0155300018514000122-1 рассмотрения заявок и признания электронного аукциона несостоявшимся 27 августа 2014 г. до окончания срока подачи заявок, 26 августа 2014 г. 08 часов 30 минут включительно, по времени сервера площадки ЭТП ММВБ «Госзакупки» http://www.etp-micex.ru, указанного в извещении, от оператора ЭТП «Госзакупки» ММВБ поступили первая и вторая части единственной заявки на участие в электронном аукционе от ИП С...

Муниципальный контракт заключен с единственным участником Аукциона по начальной (максимальной) цене.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что писание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007                  № 185-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее – Закон № 185-ФЗ) переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

При этом частью 6.1 статьи 16 Закона № 185-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе заключать за счет средств, указанных в части 6 настоящей статьи, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии со статьей  86 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Приказом Минстроя России от 05.05.2014 N 223/пр были утверждены Условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса (зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2014 N 32911) (далее – Условия).

Указанными Условиями предусмотрены следующие критерии, которым должно отвечать жилье экономического класса:

 - жилое помещение не признано в установленном порядке непригодным для проживания и не расположено в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- общая площадь жилого помещения составляет:

а) не более 150 квадратных метров, если жилое помещение является жилым домом или блоком в составе жилого дома блокированной застройки;

б) не более 100 квадратных метров, если жилое помещение является квартирой.

- внутренняя отделка жилого помещения, пригодного для проживания, и установка инженерного оборудования, в том числе в целях поквартирного учета водопотребления, теплопотребления, электропотребления и газопотребления (при наличии газопотребления).

Действующим законодательством РФ требования о необходимости приобретения жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного в многоквартирном жилом доме категории – каркасно-щитовой и определенного года постройки,  не установлено.

Согласно письму Администрации от 20.04.2016 № 1175 в 2014 году на территории Нижнеломовского района Пензенской области введено в эксплуатацию 4 многоквартирных дома, строительство которых осуществлено одним хозяйствующим субъектом  – ИП

Установление в техническом задании Документаций Аукционов вышеуказанных конкретных требований к категории многоквартирного жилого дома, году постройки здания, в котором должна находиться данная квартира, создало преимущественные условия участия в данных торгах ИП , а также привело (могло привести) к сокращению круга потенциальных участников Аукционов.

Правовых оснований установления в Аукционной документации вышеуказанных требований к приобретаемому жилому помещению в антимонопольный орган не представлено.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия Администрации по установлению в техническом задании Документаций Аукционов (извещения №№ 0155300018514000119, 0155300018514000122) конкретных требований к объектам закупки, приводит (может привести) к ограничению конкуренции в торгах и нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Нижнеломовского района Пензенской области нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате совершения при организации и проведении открытых аукционов в электронной форме «Приобретение жилых помещений (квартир) в доме малоэтажной застройки для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Нижнеломовского района Пензенской области» (извещение №№ 0155300018514000119, 0155300018514000122) действий, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции.

2. Выдать администрации Нижнеломовского района Пензенской области предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    

 

Члены Комиссии                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны