Решение №3-09/65-2018 Решение по жалобе № 3-09/65-2018 от 22 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 3-09/65-2018
22.10.2018 г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в составе:
<П…> – председателя комиссии, заместителя руководителя;
<М…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы;
<П…> – члена комиссии, государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы,
при участии:
- ответчика: финансового управляющего гражданина <С…> члена «Саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Стабильность» <М…> (<К…>) – паспорт;
- представителя должника <С…> – <Р…> (доверенность от 04.10.2017 № 58АА1110139);
- заинтересованного лица <С…> – паспорт <...>
в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу <К…> на действия организатора торгов финансового управляющего <С…> члена «Саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Стабильность» <М…> (<К…>) при проведении торгов по продаже имущества должника – 2/21 доли в праве, квартиры, состоящей из двух жилых комнат, назначение жилое, общая площадь 41,3 кв.м., кадастровый (или условный) номер <...> -58-01/067/2007-445, местоположение: Пензенская область, г. Пенза, ул. Чаадаева, д. 93, кв. 38 (объявление о проведении торгов № 2949254 от 14.08.2018, лот №1, размещено на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/; номер процедуры 5064842 на электронной торговой площадке https://www.fabrikant.ru/).
установила:
В Пензенское УФАС России поступила жалоба <К…> на действия организатора торгов финансового управляющего <С…> члена «Саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Стабильность» <М…> (<К…>) при проведении торгов по продаже имущества должника – 2/21 доли в праве, квартиры, состоящей из двух жилых комнат, назначение жилое, общая площадь 41,3 кв.м., кадастровый (или условный) номер <...> -58-01/067/2007-445, местоположение: Пензенская область, г. Пенза, ул. Чаадаева, д. 93, кв. 38 (объявление о проведении торгов № 2949254 от 14.08.2018, лот №1, размещено на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/; номер процедуры 5064842 на электронной торговой площадке https://www.fabrikant.ru/).
В жалобе заявитель указывает на следующие нарушения законодательства о банкротстве, допущенные финансовым управляющим <М…> (<К…>):
1. В публикации о проведении торгов на электронной площадке не указаны порядок и критерии выявления победителя торгов, а также порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению.
2. Финансовым управляющим нарушен срок подведения итогов торгов, установленный п. 15 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
3. Указание в сообщении о проведении торгов в качестве документа, прилагаемого к заявке, документа по оплате задатка и приложение в документации проекта договора задатка противоречат п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве.
4. Протокол об определении участников торгов не содержит сведений о поступлении задатка победителя торгов на счет, указанный в сообщении о проведении торгов. При этом, в соответствии с п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве, не подтверждение поступления задатка на дату составления протокола об определении участников торгов, должно было повлечь отказ в допуске второго участника – победителя торгов – к участию в торгах.
5. В нарушение законодательства о банкротстве, в сообщении о проведении торгов на электронной торговой площадке отсутствует приложенная в электронной форме подписанная квалифицированной электронной подписью организатора торгов копия действующего договора арбитражного управляющего со специализированной организацией, привлекаемой в качестве организатора торгов.
6. Финансовым управляющим нарушены срок опубликования сообщения о продаже имущества должника и срок предоставления заявок на участие в торгах, установленные п. 9 ст. 110, абз. 11 п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве.
Жалоба принята к рассмотрению Пензенским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения от 04.10.2018 исх. № 3581-3).
Рассмотрение жалобы назначено и проведено Комиссией Управления 09.10.2018 в 14 ч 30 мин.
На заседании комиссии финансовый управляющий <М…> (<К…>) пояснила, что нарушений при проведении торгов по продаже имущества должника <С…> допущено не было, торги проводились в соответствии с Законом о банкротстве и Положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника – гражданина <С…>, утвержденным определением Арбитражного суда Пензенской области, поддержав доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 08.10.2018.
В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения жалобы продлен, рассмотрение отложено на 17.10.2018 на 15 ч 00 мин.
На заседании комиссии финансовый управляющий <М…> (<К…>) поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 08.10.2018.
Изучив представленные документы, Комиссия Управления установила следующее.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
На основании изложенного, жалоба <К…> подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции дает возможность любому лицу, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка организации и проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.12.2017, дело №А49-14185/2017, гражданка <С…> признана несостоятельным (банкротом), в отношении гражданки <С…> введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев – до 20 июня 2018 года.
Финансовым управляющим должником <С…> утверждена <К…>, член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Стабильность».
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 13.06.2018, дело №А49-14185/2017, срок реализации имущества должника <С…> продлен на четыре месяца – до 20 октября 2018 года.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 23.04.2018, дело №А49-14185/2017, удовлетворено заявление финансового управляющего <К…> об утверждении положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества гражданина, утверждено Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника <С…>. 14.08.2018 в сети Интернет на официальном сайте Единого Федерального Реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru/ размещено объявление № 2949254 о проведении торгов в форме публичного предложения продавца.
Дата и время начала подачи заявок: 15.08.2018 10:00.
Правила подачи заявок: Заявки на участие, договор задатка, предложения о цене имущества должника подаются участниками в открытой форме посредством электронного документа оператору электронной площадки. Форма подачи заявок – письменная.
Форма подачи предложения о цене: Открытая.
Место проведения: «Межотраслевая торговая система «Фабрикант».
В тексте объявления указано:
«Организатор торгов – Финансовый управляющий <С…> (…), действующий на основании решения Арбитражного суда Пензенской области № А49-14185/2017 от 20.12.2017), <К…> (…), член «СРО АУ «Стабильность» (ИНН 5834900047, ОГРН 1115800001074, адрес: 440000, Пензенская область, г. Пенза, ул. Стрельбищенская, д. 60) тел. …, …)
На торги выставляется имущество одним лотом.
Лот №1 2/21 доля в праве, квартира, состоящая из двух жилых комнат, назначение жилое, общая площадь 41,3 кв.м., кадастровый (или условный) номер <...> -58-01/067/2007-445, местоположение: Пензенская область, г. Пенза, ул. Чаадаева, д. 93, кв. 38.
Цена первоначального предложения в течении 5 дней составляет 120 600,00 рублей, понижение каждые 5 календарных дней на 10% от цены первоначального предложения, минимальная цена (цена отсечения) 30% от начальной цены продажи, указанной в сообщении о продажи имущества на повторных торгах.
Размер задатка – 10% от цены в соответствующий период вносится на расчетный счет Должника <С…>: Банк получателя: открытый доп. Офис №8624/0500 ПАО Сбербанк, р/счёт: № …, БИК: 045655635, Кор/счет банка: 30101810000000000635.
Торги будут производиться на электронной торговой площадке, размещенной в сети «Интернет».
Место проведения торгов: www.fabrikant.ru.
Для участия в торгах необходимо зарегистрироваться и подать заявку на сайте.
Получение справок, ознакомление с документами по имуществу в будние дни с 11.00 до 17.00.
Заявки на участие, договор задатка, предложения о цене имущества должника подаются участниками аукциона в открытой форме посредством электронного документа оператору электронной площадки.
Форма подачи заявок – письменная.
Для участия в торгах оформляется заявка в соответствии со ст. 110 п. 11 Закона о банкротстве, к которой прилагается выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, документы, удостоверяющие личность (для физического лица), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, документ по оплате задатка.
Договор купли-продажи подписывается с победителем торгов в порядке и сроки, предусмотренные ст. 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Оплата производится на расчетный счет <С….>: Банк получателя: открытый доп. Офис №8624/0500 ПАО Сбербанк, р/счёт: № …, БИК: 045655635, Кор/счет банка: 30101810000000000635, переход права собственности переходит к покупателю после полной оплаты».
К объявлению прикреплены проект договора задатка и проект договора купли-продажи имущества должника.
Согласно публикации о проведении торгов на электронной площадке, торговая процедура включала восемь этапов приема заявок.
Заявки всех участников поданы в последний период приема заявок на участие в торгах, определенный с 00 ч 00 мин 19.09.2018 до 23 ч 40 мин 23.09.2018, начальная цена имущества на указанном этапе составила 36 180, 00 Рубль (RUB).
Протоколом по рассмотрению предложений участников от 25.09.2018 определено две заявки, допущенные к участию в торгах:
<К…> – предложение о цене: 37 680, 00 Рубль (RUB);
<С…> – предложение о цене: 40 101, 00 Рубль (RUB).
Победителем торговой процедуры признан <С…>, предложивший наибольшую цену за указанное имущество должника.
1. Относительно довода заявителя о том, что в нарушение п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве в публикации о проведении торгов на электронной площадке не были указаны порядок и критерии выявления победителя торгов, а также порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению Комиссия Управления установила следующее.
Согласно абзацу 11 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: порядок и критерии выявления победителя торгов.
Порядок и критерии выявления победителя торгов посредством публичного предложения определены ч. 4 ст. 139 Закона о банкротстве.
Установлено, что сообщение о проведении торгов по продаже имущества должника <С…> не содержит информацию о порядке и критериях выявления победителя.
При этом сообщение о продаже имущества должника <С…> содержит информацию о возможности получения дополнительных сведений о ходе проведения процедуры и имуществе.
За разъяснениями по вопросам проведения процедуры заявитель либо иные лица не обращались.
Вместе с тем, отсутствие информации о порядке и критериях выявления победителя не помешало заявителю принять участие в торгах и предложить цену не ниже начальной цены в указанный период приема заявок. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что заявитель знал порядок и критерии выявления победителя при проведении публичного предложения.
Учитывая, что торги посредством публичного предложения состоялись (поданы заявки от двух участников), отсутствие информации о порядке и критериях выявления победителя не привело к невозможности заявителя либо иных лиц принять участие в торгах, а также не привело к нарушению прав и законных интересов участников публичного предложения либо иных лиц.
В соответствии с абзацем 7 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться в том числе, сведения о порядке оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению.
Из сообщения о проведении торгов по продаже имущества должника <С…> следует, что для участия в торгах оформляется заявка в соответствии с п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве, к которой прилагается выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, документы, удостоверяющие личность (для физического лица), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, документ по оплате задатка в размере 10% от цены в соответствующий период, внесенный на расчетный счет должника <С…> на р/с № … в открытом доп. Офисе №8624/0500 ПАО Сбербанк, БИК 045655635, к/с 30101810000000000635.
Учитывая изложенное, лица, заинтересованные принять участие в торгах, располагали необходимой информацией о порядке и условиях оформления заявок, и прилагаемых к ним документов для участия в торгах.
2. Довод заявителя о том, что финансовым управляющим нарушен срок подведения итогов торгов, установленный п. 15 ст. 110 Закона о банкротстве, признан Комиссией несостоятельным по следующим основаниям.
Порядок проведения торгов по продаже имущества должника регулируется Законом о банкротстве, а также Положением о порядке, об условиях и сроках реализации имущества гражданина.
Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника <С…> утверждено определением Арбитражного суда Пензенской области от 23.04.2018, дело №А49-14185/2017 (далее – Положение).
Согласно абз. 1 п. 15 ст. 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов.
Пунктом 2.6.11 Положения установлено, что подписание протокола организатором и покупателем производится в течение 5 дней после подведения итогов публичного предложения.
Согласно публикации о проведении торгов на электронной площадке, длительность последнего периода приема заявок на участие в торгах определена с 00 ч 00 мин 19.09.2018 до 23 ч 40 мин 23.09.2018. Дата и время подведения результатов торгов указаны – 24.09.2018 11:20. Протокол по рассмотрению предложений участников по торговой процедуре «Публичное предложение продавца», которым принято решение о признании победителем торгов <С…>, датирован 25.09.2018.
Таким образом, протокол составлен в срок, установленный Положением.
3. Довод о том, что указание в сообщении о проведении торгов в качестве документа, прилагаемого к заявке, документа по оплате задатка и приложение в документации проекта договора задатка противоречит п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве, не принят Комиссией ввиду следующего.
Согласно абзацу 19 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно сообщению о проведении торгов по продаже имущества должника <С…> для участия в торгах оформляется заявка в соответствии со ст. 110 п. 11 Закона о банкротстве, к которой прилагается выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, документы, удостоверяющие личность (для физического лица), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, документ по оплате задатка.
К сообщению о проведении торгов по продаже имущества должника <С…> прикреплены проект договора задатка и проект договора купли-продажи имущества должника.
Пунктом 2.3.4 Положения установлено, что претендент вправе зарегистрироваться на указанном сайте в любое время с даты и времени начала регистрации, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, до дня проведения аукциона (даты определения участников аукциона). Для участия в аукционе претендент представляет Организатору аукциона средствами электронного документооборота системы, размещенной на сайте www.fabrikant.ru, в установленный срок в форме электронных документов:
- заявку по форме, утвержденной продавцом;
- платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества;
- иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении аукциона.
Согласно п. 2.3.5 Положения, для участия в аукционе претендент вносит задаток на счет Должника. Договор о задатке заключается в порядке, предусмотренном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, представление документа по оплате задатка, а также заключение договора задатка предусмотрены Положением.
4. Довод жалобы о том, что в протоколе определения участников торгов не отражено поступление задатка на счет, указанный в сообщении о проведении торгов, признан Комиссией несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве, решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Законом о банкротстве, Положением не предусмотрена обязанность указания в протоколе определения участников торгов информации о поступлении задатка от участника.
Кроме того, Комиссией установлено, что задаток для участия в торгах по продаже имущества должника <С…> перечислен вторым участником – победителем торгов <С…> – 19.09.2018 и в тот же день зачислен на счет должника <С…>.
5. Комиссия не приняла довод о том, что отсутствие в сообщении о проведении торгов на электронной торговой площадке приложенной в электронной форме подписанной квалифицированной электронной подписью организатора торгов копии действующего договора арбитражного управляющего со специализированной организацией, привлекаемой в качестве организатора торгов, является нарушением законодательства о банкротстве ввиду следующего.
В жалобе заявитель указывает, что в качестве Организатора торгов на электронной торговой площадке https://www.fabrikant.ru/ указана ИП <Ш…>, при этом, в нарушение п. 3.1.1 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России», к сообщению о проведении торгов на электронной торговой площадке не приложена в электронной форме подписанная квалифицированной электронной подписью организатора торгов копия действующего договора арбитражного управляющего со специализированной организацией, привлекаемой в качестве организатора торгов.
Указанная заявителем норма регулирует порядок представления организатором торгов заявки на проведение торгов оператору электронной площадки и не требует приложения копии действующего договора финансового управляющего со специализированной организацией, привлекаемой в качестве организатора торгов, к сообщению о продаже имущества или предприятия должника.
6. Довод о том, что финансовым управляющим нарушены срок опубликования сообщения о продаже имущества должника и срок предоставления заявок на участие в торгах, установленные п. 9 ст. 110, абз. 11 п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве, признан Комиссией несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве, не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 11 п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве, срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.
Сообщение о проведении торгов на сайте ЕФРСБ было опубликовано 14.08.2018, то есть за один рабочий день до начала представления предложений о цене, на сайте электронной торговой площадки – 15.08.2018 – в день начала представления предложений о цене.
При этом, согласно п. 2.6.6. Положения при продаже имущества посредством публичного предложения в течение 5 дней со дня публикации сообщения о продаже имущества посредством публичного предложения, на сайте ЕФРСБ начальная цена продажи имущества устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества на повторных торгах. Впоследствии цена имущества понижается каждые 5 календарных дней на 10%. При этом минимальная цена продажи имущества не может быть ниже 30% начальной стоимости имущества (цена отсечения).
Таким образом, сроки, установленные Положением, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <К…> на действия организатора торгов финансового управляющего <С…> члена «Саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Стабильность» <М…> (<К…>) при проведении торгов по продаже имущества должника – 2/21 доли в праве, квартиры, состоящей из двух жилых комнат, назначение жилое, общая площадь 41,3 кв.м., кадастровый (или условный) номер <...> -58-01/067/2007-445, местоположение: Пензенская область, г. Пенза, ул. Чаадаева, д. 93, кв. 38 (объявление о проведении торгов № 2949254 от 14.08.2018, лот №1, размещено на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/; номер процедуры 5064842 на электронной торговой площадке https://www.fabrikant.ru/) необоснованной.