Предупреждение №3-20-1/01-2017 Предупреждение от 4 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3-20-1/01-2017
о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства 

 

31 марта 2017 года                                                                                                                                                                                                      г. Пенза

                                                          

                                                   

 

 

 

В ходе проведенной Пензенским УФАС России внеплановой выездной проверки администрации г. Пенза (далее по тексту  – Администрация) (акт проверки от 07.02.2017 № 1) было установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, согласно части 1 статьи 10 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"  (далее по тексту – Закон о торговой деятельности) осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что  схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.59 статьи 33 Устава  к компетенции Администрации относится в том числе, разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области.

Порядок разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области  от 23 ноября 2010 № 1174 (в редакции Приказов Минсельхоза Пензенской области от 23.07.2012 N 1510, от 05.11.2015 N 575, от 21.06.2016 N 242) (далее – Порядок), пунктом 8 которого установлен порядок рассмотрения предложений заинтересованных лиц о включении нестационарных торговых объектов в схему. 

Так, пунктом 8.1. Порядка предусмотрено, что  для включения нестационарных торговых объектов в схему заинтересованные лица представляют в уполномоченный орган местного самоуправления следующие документы:

- заявление с указанием информации об адресе или адресном обозначении предполагаемого к размещению нестационарного торгового объекта, типе нестационарного торгового объекта в соответствии с "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", группе товаров, размере площади места размещения нестационарного торгового объекта, периоде размещения и предельной высоте нестационарного торгового объекта. К заявлению прилагается план-схема расположения предполагаемого к размещению нестационарного торгового объекта, подготовленная в соответствии с требованиями пункта 6 настоящего Порядка;

- копию документа, удостоверяющего личность заявителя (для индивидуальных предпринимателей), либо копию документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица;

- копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;

- копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо юридического лица, предоставляется по желанию. При его отсутствии уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает необходимую информацию у уполномоченных органов в рамках межведомственного взаимодействия.

В соответствии с пунктом 8.3. Порядка уполномоченный орган местного самоуправления отказывает во включении нестационарного торгового объекта в схему в случае, если:

- принято в установленном действующим законодательством порядке решение о резервировании или изъятии земельного участка, на котором предполагается размещение нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд;

- строительство, реконструкция, ремонт объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, ремонт или реконструкция автомобильных дорог влечет невозможность размещения нестационарного торгового объекта в предполагаемом месте;

- предполагаемое размещение нестационарного торгового объекта может повлечь нарушения требований действующего законодательства;

- в месте предполагаемого размещения нестационарного торгового объекта отсутствуют неиспользуемые земельные участки, здания, строения и сооружения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также установлены законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте;

- не представлены в полном объеме документы, предусмотренные подпунктом 8.1 настоящего пункта;

- размещение нестационарного торгового объекта предполагается по адресному ориентиру, находящемуся:

а) в охранных зонах коммуникаций;

б) в охранных зонах и границах территорий объектов культурного наследия местного, регионального и федерального назначения;

в) на землях особо охраняемых природных территорий, в зонах охраны гидрометеорологических станций, в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, в первой зоне округа санитарной охраны курортов на минеральных источниках, лечебных грязях, санаториев, бальнеологических лечебниц, пансионатов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией природных лечебных средств курортов, в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах;

г) в границах красных линий, находящихся полностью или частично.

        

В ходе анализа заявлений хозяйствующих субъектов о включении в схему  торговых объектов и ответов на них установлено следующее.

        В Администрацию поступили заявления:  ИП Егорова  В.В. от 29.09.2016 о включении в схему размещения нестационарного торгового объекта: павильона (г. Пенза, пр. Строителей, 51), Орлова Е.В.  от 19.09.2016 о включении в схему размещения нестационарного торгового объекта: павильона (г. Пенза, ул. Суворова, 146 а), ИП Киселева В.В. от 19.09.2016  о включении в схему размещения нестационарного торгового объекта: павильон(ы), киоск(и) (г. Пенза, ул. Калинина, 93).

            По результатам рассмотрения указанных заявлений Администрацией были приняты решения об отказе во включении торговых объектов в схему. При этом тексты ответов, направленных в адрес предпринимателей идентичны. Согласно ответам Администрации от 11.10.2016 № 4-0-8089, от 11.10.2016 № 4-Е-8390, от 11.10.2016 № 4-К-8090 во включении в схему размещения нестационарного торгового объекта указанным выше индивидуальным предпринимателям отказано на основании пунктов 8.1, 8.2, 8.3 Приказа Минсельхоза Пензенской обл. от 23.11.2010 N 1174 "Об утверждении Порядка разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области".

            Вместе с тем, как было указано выше, пункт 8.3 предусматривает 9 самостоятельных оснований для отказа во включении объекта в схему.

Однако  в ответах Администрации отсутствует информация о том, какое из содержащихся в пункте 8.3 Порядка оснований послужило причиной отказа.  Данное обстоятельство лишает  заинтересованное лицо возможности повторного обращения в Администрацию с заявлением, отвечающим установленным  требованиям, а в случае невозможности размещения объектов по предполагаемым адресам  – обратиться с заявлением о включении в схему объекта по иному адресу, и тем самым приводит к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующим субъектам и приводит (может привести) к ограничению их доступа на товарный рынок.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, в действиях Администрации, выразившихся в неуказании в ответах хозяйствующим субъектам об отказе во включении нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов конкретного основания отказа, предусмотренного пунктом 8.3 Порядка,  усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача  предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях администрации    г. Пензы признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в неуказании в ответах хозяйствующим субъектам об отказе во включении нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов конкретного основания отказа, предусмотренного пунктом 8.3 Порядка, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает администрацию г. Пензы о необходимости принятия  мер по устранению такого нарушения,  для чего в срок до  21 апреля 2017 в случае принятия решения об отказе хозяйствующим субъектам во включении нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов указывать конкретное основание отказа, предусмотренное пунктом 8.3 Порядка разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области,  утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области  от 23 ноября 2010 № 1174.  

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны