Решение б/н Решение по делу № 2-03/33-2011 в отношении МУП «ОГСАГиТИ» и ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена «01» ноября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено «16» ноября  2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, 

Прокаева Е.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии

при участии со стороны

- МУП «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» (далее – МУП «ОГСАГиТИ»): <…>, представителя по доверенности от 28.09.2011 г. № 87 исх/11;

- ООО «Вектор УГиА»: <…>, представителя по доверенности от 10.10.2011 г. № 23;

- Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы: <…>, начальника юридического отдела (доверенность от 01.11.2011 г. № 9/10206);

рассмотрев дело № 2-03/33-2011 по признакам нарушения МУП  «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

26.08.2011 г. в Пензенское УФАС России поступили материалы проверки Прокуратуры Ленинского района г. Пензы законности осуществления ООО «Вектор УГиА» и МУП «ОГСАГиТИ» деятельности по подготовке и выдаче исходных данных для проектирования инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства в части исполнения законодательства о конкуренции.

Из поступивших материалов следует, что МУП «ОГСАГиТИ» прекратило оказывать услуги архитектурно-строительного проектирования объектов, осуществляя только прием заявок и заключение договоров на данные услуги в пользу ООО «Вектор УГиА».

Приказом Пензенского УФАС России от 21.09.2011 г. № 204 в отношении  МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 21.09.2011 г. дело № 2-03/33-2011 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 10.10.2011 г.

На заседании Комиссии 10.10.2011 г. представитель ответчиков по делу не согласился с тем, что в действиях МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, пояснив, что в силу ч. 1 ст. 423 ГК РФ соглашение о взаимодействии от 01.04.2010 г.  заключение и исполнение соглашения о взаимодействии от 01.04.2010 г. носит возмездный характер.

Одновременно, представитель ООО «Вектор УГиА» и МУП «ОГСАГиТИ» указал, что осуществление ООО «Вектор УГиА» хозяйственной деятельности через агента не противоречит законодательству РФ. Предусмотренные п. 2.1. и 3.2.6. договора не могут рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, поскольку возможность включения подобных условий в договор прямо предусмотрена ч.1, 2 ст. 1007 ГК РФ.

В связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств от участвующих в деле лиц, на основании ч. 1 и 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 2-03/33-2011 на 01.11.2011 г.

На заседании Комиссии 01.11.2011 г. представитель Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы пояснила, что МУП «ОГСАГиТИ» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и свободно в выборе предмета и содержания договоров и взятых на себя обязательств.

Представитель МУП «ОГСАГиТИ» указал, что 14.10.2011 г. МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» расторгли соглашение о взаимодействии от 01.04.2010 г., а также исключили из агентского договора пункты 3.2.6. и 5.1.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

МУП «ОГСАГиТИ» создано 15.07.2011 г. в результате слияния МУП «Управление градостроительства и архитектуры» (далее - МУП «УГиА») и МУП «Бюро технической инвентаризации г. Пензы» и является их правопреемником.

Целями уставной деятельности МУП «ОГСАГиТИ» является обеспечение удовлетворения потребностей населения города в продукции (товарах), работах и услугах в области градостроительства, архитектуры и технической инвентаризации, а также получение прибыли.

ООО «Вектор УГиА» создано 29.01.2010 г. Одним из учредителей общества с октября 2010 г. выступает МУП «ОГСАГиТИ», как правоприемник МУП «УГиА», с долей в уставном капитале в размере 2400 рублей (24%).

Предметом уставной деятельности общества является деятельность в области архитектуры, в области права, бухгалтерского учета и аудита, технические испытания, исследования и сертификация, операции с недвижимым имуществом, строительство.

Как следует из уставных документов МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА», основным видом деятельности организаций является архитектурная деятельность (ОКВЭД 74.20.11). Среди дополнительных видов деятельности, указаны инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве (ОКВЭД 74.20.12 – 74.20.15).

В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

На основании вышеизложенного, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства (далее – архитектурно-строительное проектирование).

Как следует из договоров, предоставленных МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» в ходе рассмотрения дела, заказчиками услуг архитектурно-строительного проектирования выступают физические и юридические лица, расположенные на территории г. Пензы.

МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» располагаются по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, 2.

Как следует из уставных документов и заключенных договоров, МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» являются участниками товарного рынка архитектурно-строительного проектирования на территории г. Пензы.

Материалами дела установлено, что до 2010 г. МУП «УГиА», правоприемником которого выступает МУП «ОГСАГиТИ», осуществляло деятельность в области архитектурно-строительного проектирования на основании лицензии на осуществление проектирования зданий и сооружений I и II уровней ответственности от 20.03.2008 г. № Е 042128.

В соответствии с информацией, предоставленной МУП «ОГСАГиТИ», сумма выручки от оказания услуг МУП «УГиА» в области архитектурно-строительного проектирования составила в 2008 г. – 13 811 000 рублей, в 2009 г. – 11 529 021,35 рублей.

С 01.01.2010 г. МУП «УГиА» прекратило оказывать услуги в области архитектурно-строительного проектирования, осуществляя только следующие виды деятельности:

топографо-геодезическая деятельность;

картографическая деятельность;

деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита;

деятельность по учету и технической инвентаризации.

Как следует из письменного пояснения МУП «ОГСАГиТИ» от 20.10.2011 г. № 138 исх/11 прекращение оказания услуг по архитектурно-строительному проектированию связано с отсутствием свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией (далее – свидетельство о допуске СРО).

Вместе с тем, согласно реестру договоров, предоставленных МУП «ОГСАГиТИ» в ходе рассмотрения дела, после 01.01.2010 г. МУП «УГиА» несколько раз оказывало услуги на рынке архитектурно-строительного проектирования, а именно услуги по подготовке и сбору исходных данных на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства. Так, 28.02.2011 г. между МУП «УГиА» и ОАО «Пензагазификация» заключен договор № 634 на подготовку исходных данных на газификацию объекта; 16.06.2010 г. договоры на сбор исходных данных для выполнения проекта планировки территории заключены с ОАО «Пензастрой» (договор № 2643), с ООО Сан-Лико (договор № 2644) и с Федоровым М.А. (договор № 2645).

В соответствии с имеющимися в деле документами, ООО «Вектор УГиА» получило свидетельство о допуске СРО только 01.12.2010 г. Тем не менее, до 01.12.2010 г. ООО «Вектор УГиА» оказывало услуги на рассматриваемом товарном рынке. Так, за период с 01.04.2010 г. по 30.11.2010 г. ООО «Вектор УГиА» заключило 3440 договоров на оказание услуг архитектурно-строительного проектирования.

В письме Управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы от 29.09.2010 г. № 490 исх/10 МУП «УГиА» сообщает, что приобретение доли в уставном капитале ООО «Вектор «УГиА» позволит МУП «УГиА» расширить перечень оказываемых услуг за счет наличия у ООО «Вектор УГиА» свидетельства о допуске СРО. Материалами дела установлено, что на момент согласования сделки ООО «Вектор УГиА» свидетельство о допуске СРО не имело.

Указанное обстоятельство свидетельствует о намеренном отказе МУП «ОГСАГиТИ», как правоприемника МУП «УГиА», от выполнения услуг архитектурно-строительного проектирования путем не получения свидетельства о допуске СРО.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 01.02.2010 г.   № 3378-СК/08 деятельность по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с 01.01.2010 г. осуществляется только на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624 утвержден перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень).

Как следует из письма Минрегиона РФ от 31.08.2010 г. N 31330-ИП/08 «О разъяснении вопросов, связанных с введением саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования, строительства» на виды работ, которые не вошли в указанный выше Перечень, не требуется вступление в СРО и получение свидетельства о допуске.

Кроме того, для выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, указанных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также иных объектов, указанных в письме Минрегиона РФ от 31.08.2010 N 31330-ИП/08 не требуется наличия свидетельства о допуске СРО.

Согласно пояснению Пензенского филиала Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз строителей» от 18.10.2011 г. № 144 для выполнения некоторых работ на рынке архитектурно-технического проектирования не требуется наличия свидетельства о допуске СРО (например, работы по подготовке исходных данных на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства).

Таким образом, доводы МУП «ОГСАГиТИ» о том, что организация не может оказывать услуги архитектурно-строительного проектирования, в связи с отсутствием свидетельства о допуске СРО являются не обоснованными.

Постановлением главы администрации г. Пензы от 19.08.2008 г. № 1368 утверждены тарифы на оказываемые услуги МУП «УГиА», применяемые МУП «ОГСАГиТИ», в том числе, на услуги архитектурно-строительного проектирования.

Согласно пункту 3 решения Пензенской городской думы от 26.06.2009 г. № 73-7/5 «Об утверждении порядка установления тарифов на услуги, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями  г. Пензы» тарифы устанавливаются с учетом экономически обоснованных норм и нормативов материальных и трудовых затрат, объемов потребления и уровня прибыли, достаточного для развития муниципальных предприятий и учреждений, социальных последствий для населения города, эффективного и рационального использования бюджетных средств.

Учитывая тот факт, что на услуги архитектурно-строительного проектирования для МУП «ОГСАГиТИ» утверждены экономически обоснованные тарифы, учитывающие уровень прибыли, достаточной для развития предприятия, следовательно, оказание данных услуг является для организации рентабельным.

По информации, предоставленной ООО «Вектор УГиА» за период с 01.04.2010 г. по 01.09.2011 г., организацией заключено 7057 договоров. Выручка от оказания услуг архитектурно-строительного проектирования за 2010 г. составила 15 779 583,89 руб., за январь-сентябрь 2011 г. – 12 394 321,01 руб. Указанное обстоятельство свидетельствует о стабильном спросе на данный вид услуг.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у МУП «ОГСАГиТИ» отсутствовали объективные причины для прекращения оказания услуг по архитектурно-строительному проектированию.

Из выше изложенного следует, что действия МУП «ОГСАГиТИ» по прекращению оказания услуг на рассматриваемом товарном рынке, при наличии спроса на данные услуги и возможности их рентабельного производства, совершены по соглашению с ООО «Вектор УГиА».

В дальнейшем, указанное соглашение сторон приобрело письменную форму, а именно, 16.07.2011 г. между МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» заключен агентский договор, согласно которому Принципал (ООО «Вектор УГиА») предоставляет Агенту (МУП «ОГСАГиТИ») монопольное право осуществлять продажу товаров, работ, услуг, реализуемых Принципалом на основании целей и предмета его уставной деятельности на территории РФ.

Согласно п. 3.1. агентского договора Агент имеет право осуществлять поиск Заказчиков и заключать договоры купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг от своего имени, за счет Принципала и вознаграждение, получать от заказчиков денежные средства, связанные  с исполнением договоров, подписывать любую документацию, касающуюся деятельности Принципала в связи с исполнением условий настоящего договора, в том числе счета, договоры, изменения и дополнения к ним, акты выполненных работ, оказанных услуг, иные финансово-хозяйственные документы, оформляемые  в связи с совершением сделок, результаты выполненных работ, оказанных услуг.

На основании п. 4.1.4. агентского договора ООО «Вектор УГиА» предоставляет  МУП «ОГСАГиТИ» в целях исполнения агентского договора в пользование помещение по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, д. 2, к. 413.

Из письменного пояснения МУП «ОГСАГиТИ» от 17.08.2011 г. № 3/исх/11 следует, что в кабинете № 413 по адресу г. Пенза, ул. Пушкина, 2 осуществляют свою деятельность сотрудники МУП «ОГСАГиТИ», в том числе деятельность по приему заявок на работы, выполняемые ООО «Вектор УГиА». МУП «ОГСАГиТИ» осуществляет поиск заказчиков и заключает договоры купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг в пользу ООО «Вектор УГиА», получая за это вознаграждение в размере 10 % от принятых заказов.

Материалами дела установлено, что существующий порядок взаимодействия между сторонами сложился задолго до заключения агентского договора.

Указанное обстоятельство подтверждается актом осмотра интернет-сайта от 10.10.2011 г., согласно которому на официальном сайте МУП «ОГСАГиТИ» 11.03.2011 г. размещена информация об открытии службы «Одно окно». В соответствии с размещенной информацией, «все документы на любые виды работ и услуг, оказываемых МУП «ОГСАГиТИ», принимаются и проверяются в кабинете 413 по ул. Пушкина, 2 в г. Пензе».

Таким образом, в результате соглашения с ООО «Вектор УГиА», МУП «ОГСАГиТИ», имея возможность оказывать услуги архитектурно-строительного проектирования, не требующие свидетельства о допуске СРО, необоснованно прекратило оказывать данные услуги, осуществляя только прием заявок и заключение договоров на услуги архитектурно-строительного проектирования в интересах ООО «Вектор УГиА».

Указанное соглашение между МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» привело к тому, что вместо двух организаций, имеющих возможность оказывать услуги архитектурно-строительного проектирования, и призванных конкурировать между собой на данном рынке, услуги оказывает только ООО «Вектор УГиА».

Отказ МУП «ОГСАГиТИ» от оказания услуг архитектурно-строительного проектирования в пользу ООО «Вектор УГиА», привело к тому, что муниципальное предприятие не оказывает услуги по утвержденным для него тарифам, а применяет в рамках агентского договора цены ООО «Вектор УГиА».

В случае  самостоятельного оказания  МУП «ОГСАГиТИ» услуг архитектурно-строительного проектирования по утвержденным тарифам, ООО «Вектор УГиА», для того чтобы конкурировать с МУП «ОГСАГиТИ» вынуждено было бы снижать свои цены на данные услуги.

Подобное поведение является проявлением отказа хозяйствующих субъектов от ценовой состязательности как от одного из рыночных механизмов, осуществляющего регулятивные функции в отношении цен, что приводит к ограничению конкуренции

Таким образом, соглашение указанных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке приводит к установлению (поддержанию) цен на данные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 3. решения Пензенской городской думы от 22.12.2009 г.  № 227-13/5, от 21.12.2010 г. № 488-24/5 в 2010 - 2013 годах муниципальные предприятия обязаны перечислить в бюджет г. Пензы 20 % прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, по итогам работы за год не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.

Агентский договор, предусматривающий оплату МУП «ОГСАГиТИ» услуг по приему заявок и заключению договоров в пользу ООО «Вектор УГиА» заключен сторонами только 16.07.2011 г. Следовательно, до 16.07.2011 г. порядок взаимодействия МУП «ОГСАГиТИ» с ООО «Вектор УГиА» урегулирован не был, и МУП «ОГСАГиТИ» оказывало данные услуги безвозмездно.

Согласно акту приемки-сдачи работ (услуг) по агентскому договору МУП «ОГСАГиТИ» приняло заявки и заключило договоры на услуги архитектурно-строительного проектирования в пользу ООО «Вектор УГиА» в июле 2011 г. на сумму 544 429,85 руб., в августе 2011 г. на сумму 1 328 306,77 руб. За оказанные услуги в рамках агентского договора МУП «ОГСАГиТИ» получило только вознаграждение в размере 10 % от суммы принятых заявок и заключенных договоров.

При этом, по информации, предоставленной ООО «Вектор УГиА», выручка от оказания услуг архитектурно-строительного проектирования в 2010 г. составила 15 779 583,89 руб., в 2011 г. (за период, предшествовавший принятию решения по делу) – 12 394 321,01 руб.

Таким образом, в связи с прекращением МУП «ОГСАГиТИ» оказания услуг архитектурно-строительного проектирования, в бюджет города Пензы не поступают денежные средства, предусмотренные законодательными актами.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что при совершении соглашения между МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» на рынке архитектурно-строительного проектирования на территории г. Пензы, имели место, во-первых, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; во-вторых, отказ от самостоятельности при установлении цены на приемлемом для них уровне; в-третьих, определение общих условий обращения товара на товарном рынке.

Указанные обстоятельства, согласно пункту 17 статьи  4 Закона «О защите конкуренции», являются последствиями соглашения и относятся к признакам ограничения конкуренции.

Пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Согласно пункту 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения, если такие соглашения приводят или могут привести к сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос при наличии возможности их рентабельного производства.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала вышеуказанные действия МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» как соглашение, приводящее к установлению (поддержанию) цен на услуги архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства на территории г. Пензы, а также к прекращению оказания МУП «ОГСАГиТИ»  указанных услуг, при наличии спроса на данные услуги и возможности их рентабельного производства, и нарушение пункта 1 и 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Пензенского УФАС России принимается во внимание то обстоятельство, что на момент вынесения решения по делу № 2-03/33-2011, а именно с 14.09.2011 г. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» признаются группой лиц.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях МУП «ОГСАГиТИ» нарушение пункта 1 и 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в  соглашении с ООО «Вектор УГиА» на рынке услуг архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства города Пензы, которое привело к установлению (поддержанию) цен на услуги архитектурно-строительного проектирования, а также к прекращению МУП «ОГСАГиТИ» оказания услуг архитектурно-строительного проектирования, при наличии спроса на данные услуги и возможности их рентабельного производства.

2. Признать в действиях ООО «Вектор УГиА» нарушение пункта 1 и 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в соглашении с МУП «ОГСАГиТИ» на рынке услуг архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства города Пензы, которое привело к установлению (поддержанию) цен на услуги архитектурно-строительного проектирования, а также к прекращению МУП «ОГСАГиТИ» оказания услуг архитектурно-строительного проектирования, при наличии спроса на данные услуги и возможности их рентабельного производства.

3. В связи с тем, что на момент вынесения решения МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» являются группой лиц, предписание о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства МУП «ОГСАГиТИ» и ООО «Вектор УГиА» не выдавать.

Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны