Решение №РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/20-2017 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ от 13 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/20-2017

 

 

05 октября 2017 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2017 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 3-01/20-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью по факту распространения рекламы комиссионного магазина, содержащей признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступили материалы, представленные Прокуратурой Октябрьского района г.Пензы и Прокуратурой Первомайского района г.Пензы.

Из представленных материалов следует, что на интернет-сайтах («Ломбарда.net», «вЛомбарде.com»), на вывесках (рекламных конструкциях) по адресам: г. Пенза, , а также на тротуаре в районе домов по адресам: г. Пенза, размещена реклама комиссионного магазина в которой используется слово «Ломбард».

Деятельность, указанную в рекламе, осуществляет ООО - комиссионный магазин, осуществляет покупку, продажу бывших в употреблении вещей.

Пензенским УФАС России определением от 12.09.2017 по факту распространения рекламы комиссионного магазина возбуждено дело № 3-01/20-2017 по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО.

На рассмотрении дела представитель ООО факт нарушения законодательства о рекламе признал. Пояснил, что допущенное нарушение произошло в связи с незнанием требований законодательства о рекламе.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Из представленных материалов следует, что в августе-сентябре 2017 г. на вывесках (рекламных конструкциях) по адресам: г. Пенза,  размещена информация следующего содержания: «МАЯК федеральная сеть. 24 часа. в ЛОМБАРД е.com Комиссионный магазин. ЛОМБАРД а.net…2...…золото, телефоны, телевизоры, игровые приставки, навигаторы регистраторы, ноутбуки, фотоаппараты, инструменты…». Слова «ЛОМБАРД» обведены рамкой, при этом визуально выделяется слово «ЛОМБАРД», поскольку его буквы имеют самый большой размер;

- на асфальте (ул. Кирова, 69 и 71) краской нанесены надписи следующего содержания: «Маяк.Ломбарда.net 24 часа, 2..»;

- на интернет-сайтах «Ломбарда.net», «вЛомбарде.com» размещена информация следующего содержания: «Ломбард-комиссионный магазин «Маяк» выдает займы под залог различного имущества…», «Ломбард-магазин «Маяк» работает 24 часа скупка, залог, продажа. Золото, телефоны, ноутбуки, планшеты, электроинструмент, бытовая техника. Принимаем все!!! Принимает технику (в том числе и без документов) при наличии удостоверения личности. Ул. Калинина, ....».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация, размещенная на интернет-сайтах («Ломбарда.net», «вЛомбарде.com»), на вывесках (рекламных конструкциях) , содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Деятельность, указанную в рекламе, осуществляет ООО , видами деятельности которого, согласно выписке из ЕГРЮЛ, являются торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах; обработка отходов и лома драгоценных металлов; торговля автотранспортными средствами; деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах; деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле играми и игрушками, спортивными товарами, велосипедами, книгами, газетами, журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами, музыкальными инструментами, часами и ювелирными изделиями, фототоварами и оптическими товарами; торговля оптовая ювелирными изделиями; торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами; торговля оптовая драгоценными камнями; торговля оптовая отходами и ломом; торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах; торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах; торговля розничная музыкальными записями, аудиолентами, компакт-дисками и кассетами в специализированных магазинах; торговля розничная лентами и дисками без записей в специализированных магазинах; торговля розничная чулочно-носочными изделиями в специализированных магазинах; торговля розничная часами в специализированных магазинах; торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах; торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах; торговля розничная предметами антиквариата; торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами; ремонт электронной бытовой техники; ремонт бытовой техники; ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт прочих предметов личного потребления и бытовых товаров; предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

  • рекламе содержится слово «Ломбард», что дает основание потребителям предполагать, что хозяйствующий субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 14.2. ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определения целей.

Как было указано выше, исходя из текста рассматриваемой рекламы, объектом рекламирования являются, в том числе, услуги ломбарда.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. При этом ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование, которое должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму. Ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

В силу части 4 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» организации, зарегистрированной как ломбард, запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

  • сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ от 01.09.2017), наименование общества с ограниченной ответственностью «Маяк» не содержит слово «ломбард». Кроме того, из выписки из ЕГРЮЛ следует, что такой вид экономической деятельности как деятельность ломбардов (код 64.92.6 ОКВЭД2) ООО при государственной регистрации не заявлялся.

Учитывая данные обстоятельства, ООО не соответствует вышеназванным требованиям, установленным законодательством, в связи с чем не является ломбардом и, следовательно, не вправе осуществлять ломбардную деятельность.

Т.о. использование в рекламе комиссионного магазина слова «ломбард» в нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и пункта 1 статьи 14.2. ФЗ «О защите конкуренции» вводит потребителей в заблуждение относительно характера и потребительских свойств услуг, оказываемых ООО «Маяк».

На территории г. Пензы деятельность на рынке розничной торговли бывшими в употреблении товарами (ОКВЭД2 – 47.79) осуществляет ряд хозяйствующих субъектов (салон-магазин «Скупка», комиссионный магазин детских товаров «Ромашка», комиссионный магазин 34 и т.д.).

Кроме того, неправомерное размещение ООО на одном информационном поле со словосочетанием «комиссионный магазин» слова «ломбард» предоставляет указанному комиссионному магазину дополнительные преимущества на рынке розничной торговли товарами, бывшими в употреблении, поскольку привлекает внимание не только участников указанного рынка, но и еще потребителей, заинтересованных в услугах ломбарда, которые при посещении магазина могут стать дополнительными покупателями товаров, выставленных на комиссию, что является нарушением пункта 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» и, соответственно, пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Также на интернет-сайтах «Ломбарда.net», «вЛомбарде.com» указывается на предоставление займа под залог.

Согласно части 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В соответствии с пунктом 1 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.1998 № 569, под комиссионером понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи. Под комитентом понимается гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение.

Таким образом, комиссионный магазин осуществляет розничную торговлю товарами в рамках договора комиссии.

При этом согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 334 ГК РФ предусмотрено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.

По договору комиссии, по которому товар передается на реализацию, в силу статьи 990 ГК РФ, в обязанность комиссионера входит передача комитенту всего полученного для последнего по сделке данного вида, а в обязанность комитента уплатить вознаграждение за оказанные услуги.

Таким образом, залог как обеспечение обязательств комитента либо комиссионера по договору комиссии, по которому товар передается на реализацию, не предусмотрен.

В рекламе комиссионного магазина «Ломбард» потребителям рекламы предлагается услуга «займы под залог», которую комиссионный магазин осуществлять не вправе.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы, распространяемой в г. Пензе, является ООО.

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО нарушило требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу комиссионного магазина, распространяемую ООО в августе-сентябре 2017 г. на интернет-сайтах («Ломбарда.net», «вЛомбарде.com»), на вывесках (рекламных конструкциях) , а также на тротуаре в районе домов по адресам: г. Пенза,  поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 05 октября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны