Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «АААвто» (вх. №003099) от 9 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «АААвто» (вх. №003099)

                  

«12» марта 2015 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Плаксин А.В.,  и.о. заместителя руководителя управления;                          

Члены комиссии:                                                  

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Шадрина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев жалобу ООО «АААвто» (вх. №003099) (далее – заявитель) на действия Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми (далее – организатор торгов), конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 42, извещение от 12.01.2015 г., размещено на сайте www.gorodperm.ru (далее – конкурс, торги),

УСТАНОВИЛА:

 

04.03.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов.

В жалобе указано, что конкурсная комиссия незаконно признала заявку Общества несоответствующей требованиям конкурсной документации. Все необходимые документы и сведения были представлены в полном объёме.

Организатор торгов представил письменную позицию, в которой высказал мнение о законности действий конкурсной комиссии. В ходе рассмотрения заявки Общества было установлено несоответствие представленных ПТС требованиям нормативных документов.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа является вопросом местного значения, для решения которого органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты.

В пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статья 5 Закона о безопасности дорожного движения приводит перечень мер, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, но не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти-подчинения, характерные для административных правоотношений.

Данные отношения возникают между перевозчиком и уполномоченными органами, устанавливающими соответствующие правила, в том числе при определении допуска перевозчиков к осуществлению регулярных перевозок.

Из приведенных норм следует, что транспортное обслуживание населения может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и субъектами предпринимательской деятельности, при этом органы местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки, лишь, в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения, и не вправе ущемлять их экономические интересы.

При этом, муниципальные правовые принятые в указанной сфере входят в систему Законодательства РФ о безопасности дорожного движения (ст. 4 Закона о безопасности дорожного движения).

В данном случае обязательность проведения конкурса установлена п.п. 1.3, 1.7 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённого Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293 (далее также – Положение), т.е. муниципального правового акта, непосредственно регулирующего вопросы допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок и как следствие соблюдения последними требований безопасности дорожного движения.

Таким образом, проведение рассматриваемых торгов обязательно в соответствии с законодательством РФ.

12.01.2015 г. на официальном сайте Администрации г. Перми в сети «Интернет» - www.gorodperm.ru (далее - официальный сайт) организатор торгов разместил извещение о проведении торгов, конкурсную документацию. Датой окончания срока подачи заявок и вскрытия конвертов указано 16.02.2015 г. Проведение торгов назначено на 25.02.2015 г.

Помимо прочего в разделе конкурсной документации «Требования к заявке на участие в конкурсе и составу документов, входящих в её состав» установлено, что к заявке прилагаются надлежаще заверенные копии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом вместимостью более 8 (восьми) человек, паспортов транспортных средств, соответствующих установленным требованиям, а также документов, подтверждающих право владения транспортными средствами.

Аналогичные требования содержаться в п.п. 3.2.3 Положения.

Согласно раздела конкурсной документации «Порядок проведения конкурса» основанием для отказа в допуске к участию во втором этапе конкурса (оценка заявок и определение победителя) являются случаи:

- когда заявка и/или прилагаемые к ней документы на участие в конкурсе не соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением, и конкурсной документации;

-когда участник конкурса не соответствует требованиям, установленным настоящим Положением, и конкурсной документации.

Аналогичные требования содержатся в п.п. 8.4, 8.5 Положения.

17.02.2015 г. на официальном сайте организатором размещён протокол конкурсной комиссии по проведению первого этапа конкурса (вскрытие конвертов и проверка документов в составе конверта на соответствие требованиям, установленным Положением, и конкурсной документацией) от 16.02.2015 г., в котором указано об объявлении перерыва в заседании комиссии до 25.02.2015 г.

Впоследствии, секретарём конкурсной комиссии А.А. Подрезенко, в соответствии с п. 8.8 Положения было подготовлено и направлено в адрес ООО «АААвто» уведомление об отказе в допуске к участию в торгах, в связи с несоответствием его заявки требованиям п. 3.2.3 Положения.

Из анализа заявки заявителя на участие в торгах следует, что им были представлены, в т.ч. копии 14 ПТС, в двух из которых не заполнено поле «Идентификационный номер (VIN)».

Учитывая отсутствие каких-либо пояснений конкурсной комиссии в данной части, а также не указание в протоколе и уведомлении конкретизации «несоответствия», выявленного конкурсной комиссией, нет оснований утверждать, что отказ в допуске ООО «АААвто» ко второму этапу конкурса основан на нормах действующего законодательства РФ, Положения.

При этом, нельзя не учесть отсутствие у органов местного самоуправления (конкурсной комиссии) обязанности по проверке достоверности сведений, содержащихся в представляемых перевозчиками документах, ровно по выяснению причин отсутствия в них каких-либо данных (решение АС ПК по делу №А50-8130/2014), а также то обстоятельство, что ПТС заполняются таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции, а не перевозчиками и его наличие  является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (п.п. 9, 20 Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005).

Частью 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключение договоров на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Перми, в т.ч. по регулярному маршруту № 42.

При этом, действующее законодательство, Положение гарантируют каждому из заинтересованных хозяйствующих субъектов право на осуществление самостоятельных действий, влияющих на общие условия оказания услуг по перевозке пассажиров в г. Перми, в т.ч. путём участия в соответствующих торгах.

Ограничение (лишение) указанного права, как указано выше, возможно исключительно на основании федерального закона, Положения.

В данном случае конкурсная комиссия не вправе проверять правильность заполнения ПТС при наличии соответствующих штампов Госавтоинспекции и лицензии на осуществление пассажирских перевозок, выданной УГАДН по Пермскому краю.

Учитывая изложенное Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях Конкурсной комиссии факт нарушения ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившийся в необоснованном ограничении хозяйствующих субъектов, в т.ч. ООО «АААвто» в участии в торгах на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми №42 путём отказа в допуске к участию во втором этапе указанного конкурса, по основаниям, не предусмотренным федеральными законами, Положением, что привело, либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Перми.

При этом, факт признания торгов несостоявшимися не имеет правового значения, т.к. такой итог торгов является прямым следствием незаконных действий организатора торгов, результатом чего стало лишение хозяйствующих субъектов – добросовестных участников торгов права находится в состоянии здоровой конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в т.ч. путём отмены протоколов, оформленных по результатам торгов и повторном рассмотрении и оценке заявок.

Предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами является функцией антимонопольного органа (п. 3 ст. 22 Закона о защите конкуренции).

Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления (п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции).

Учитывая указанные нормы права, а также, что согласно информации размещённой на сайте Администрации г. Перми в настоящий момент объявлены и проводятся аналогичные конкурсы по иным лотам (маршрутам регулярных перевозок), Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать конкурсной комиссии рекомендацию о необходимости соблюдения требований антимонопольного законодательства, в т.ч. ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при рассмотрении и оценке соответствующих заявок по иным торгам, в т.ч. в части выявленного нарушения.

           Учитывая изложенное, на основании ст.ст. 18.1, 23 Закона о защите конкуренции  Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АААвто» (вх. №003099) на действия Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми, конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми №42, извещение от 12.01.2015 г., размещено на сайте www.gorodperm.ru обоснованной.

 

2. Признать в действиях конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми №42 (извещение от      12.01.2015 г., размещено на сайте www.gorodperm.ru.) факт нарушения ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившейся в необоснованном ограничении хозяйствующих субъектов, в т.ч. ООО «АААвто» в участии в торгах на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми №42 путём отказа в допуске к участию во втором этапе указанного конкурса, по основаниям, не предусмотренным федеральными законами, Положением о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённым Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293 что привело, либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Перми.

 

3. Выдать конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми №42 обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения, в т.ч. путём отмены протоколов, оформленных по результатам торгов и повторном рассмотрении и оценке заявок.

 

4. Рекомендовать конкурсной комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми соблюдать требования антимонопольного законодательства, в т.ч. ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении и оценке соответствующих заявок по иным аналогичным торгам, в т.ч. в части выявленного нарушения.

 

Председатель Комиссии                                                                                                    А. В. Плаксин

 

Члены Комиссии                                                                                                             П. И. Литвинов

 

                                                                                                                                                А.А. Шадрина

                                                                                                                        

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Д. Е. Баранов, 8(342) 2 351-036.

Связанные организации

Связанные организации не указаны