РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Герофарм»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
05.02.2018
Управление:
Пермское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ № 107652
Номер дела:
№ № 001069

                                                                                   

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Герофарм»  (вх. № 001069 от 29.01.2018 г.) 

о нарушении законодательства о закупках

01.02.2018 г.                                                                                                                        г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

       рассмотрев жалобу ООО «Герофарм» (далее – Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Пермского края (далее –Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок по Пермскому краю (далее - Уполномоченный орган)  при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата ((Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный)) (извещение № 0156200009917000658),

 

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению № 0156200009917000658 Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку лекарственного препарата ((Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный)).

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии «Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установлено следующее.

В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона  о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч.3 ст.33 Закона  о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:

- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.

При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.

Требования к товару, являющемуся объектом электронного аукциона, установлены в  Главе 5 «Техническое задание (Спецификация)», а именно:

 

№ п/п

Международное непатентованное наименование, лекарственная форма, дозировка, упаковка*

Свойства

Кол-во уп.

1

Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) раствор для инъекций  100 МЕ/мл, картриджи** 3 мл, № 5

Действие препарата наступает в течение 30 мин. после введения,  максимальный эффект проявляется в течение 1,5-3,5 часов, продолжительность действия составляет 7-8 ч.

12 000

 

По мнению подателя жалобы, требования, установленные Заказчиком ограничивают количество возможных участников, противоречат требованиям законодательства.

Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, с учетом пояснений представителей Заказчика, озвученных как в ходе рассмотрения жалобы, так и представленных в материалы жалобы, Комиссия в данном конкретном случае  не находит оснований для удовлетворения требования Заявителя  по следующим основаниям.

В соответствии с  п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг;  определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).

Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в обеспечении определенной категории граждан жизненно необходимыми лекарственными препаратами.

В материалы дела представлены письменные пояснения Заказчика,  из которых следует, что  замена одного биологического препарата другим без клинической необходимости может привести  к декомпенсации углеводного обмена  у больных сахарным диабетом. Сравнительный анализ фармакокинетики препаратов различных производителей с одинаковыми МНН показал существенные различия по времени начала действия, пику и продолжительности действия, а также составу  дополнительных ингредиентов, в связи с чем необходим индивидуальный подбор инсулинотерапии с титрацией дозы, мониторингом состояния здоровья пациента. При впервые установленном диагнозе или при изменении терапии подбор и титрация дозы препаратов инсулина проводится в стационарных условиях с целью осуществления круглосуточного наблюдения за пациентом. Данные о пациенте и подобранной ему терапии вносятся в Региональный сегмент Государственного регистра больных сахарным диабетом (далее – Регистр). С учетом данных Регистра медицинскими организациями Пермского края формируются персонифицированные заявки на препараты инсулина. На основании заявок медицинских учреждений Заказчиком формируется сводная заявка. Закупка препаратов инсулина осуществляется в соответствии со сводной заявкой.

Таким образом, потребность Заказчика определена исключительно исходя из назначений лечащих врачей. При этом упомянутый Регистр надлежащим образом документально подтверждает обоснованность и социальную значимость потребности Заказчика. В частности, каждому пациенту назначены лекарственные препараты с характеристиками, указанными в аукционной документации, что подтверждается данными Регистра. Количество пациентов, нуждающихся в обеспечении лекарственным препаратом с заявленными характеристиками с учетом данных Регистра,  составляет 863 человек.

Комиссия также отмечает, что при принятии решений учитывалась судебная практика, в частности Определения Верховного суда Российской Федерации  от  4 мая 2017 г. N 310-КГ17-1939, от 21 июня 2017 г. N 310-КГ17-1939.

Кроме того, Комиссия отмечает, что ссылка Заявителя на положения Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не может быть принята во внимание в рамках рассмотрения настоящей жалобы.

В соответствии с п.3 Постановления, настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г. Вместе с тем, извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона опубликовано Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 29.12.2017г., то есть до вступления в силу требований упомянутого Постановления.

При указанных обстоятельствах, в данном конкретном случае, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

        Признать жалобу ООО «Герофарм» на действия Министерства здравоохранения Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок по Пермскому краю при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата ((Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный)) (извещение № 0156200009917000658) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.