Решение б/н решение от 1 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 442-18-А

 

« 01 » ноября 2018 года                                                                                                         г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена « 18 » октября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено « 01 » ноября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, специалист 1 разряда отдела контроля в сфере строительства,

при участии представителей ГУ ФСИН России по Пермскому краю – <...> (паспорт <...> доверенность от 18.06.2018); ООО «Золотой лес» - <...> (паспорт <...> доверенность от 19.06.2018); ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю – <...> (паспорт <...> доверенность от 02.09.2018); представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 442-18-А, возбужденное по признакам нарушения Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Обществом с ограниченной ответственностью «Золотой лес», Фондом «Региональный центр инжиниринга» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении трехстороннего соглашения о сотрудничестве от 16.01.2018г. в сфере переработки и сбыта древесины, которое создает преимущественные условия деятельности ООО «Золотой лес», что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Из сообщений средств массовой информации («Подписано трехстороннее Соглашение о сотрудничестве ГУФСИН России по Пермскому краю с лесоперерабатывающим предприятием «Золотой лес» и Фондом «Региональный центр инжиниринга», http://perm.bezformata.ru/listnews/gufsin-rossii-po-permskomu-krayu/64147127), а также официального пресс-релиза с сайта ГУФСИН России по Пермскому краю («Подписано трехстороннее Соглашение о сотрудничестве ГУФСИН России по Пермскому краю с лесоперерабатывающим предприятием «Золотой лес» и Фондом «Региональный центр инжиниринга»,http://www.59.fsin.su/news/detail.php?month=1&year=2016&ELEMENT_ID=367093) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) стало известно о подписании 16.01.2018г. трехстороннего соглашения о сотрудничестве от 16.01.2018г. между ГУФСИН России по Пермскому краю, ООО «Золотой лес» (далее также – Общество) и Фондом «Региональный центр инжиниринга» (далее также – Фонд).

По итогам рассмотрения материалов в действиях ГУФСИН России по Пермскому краю, ООО «Золотой лес» и Фонда «Региональный центр инжиниринга» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, создающего преимущества конкретному хозяйствующему субъекту (ООО «Золотой лес»). На основании приказа от 30.05.2018 № 149-п (в ред. приказа от 06.08.2018) и определения от 30.05.2018, Пермским УФАС России в отношении названных лиц возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции.

От ГУФСИН России по Пермскому краю представлены письменные пояснения (исх. от 19.06.2018 № 60/ТО/8415/163), из которых следует, что ГУФСИН России по Пермскому краю не создавало преимущественных условий деятельности ООО «Золотой лес» и не ограничивало конкуренцию; соглашение от 16.01.2018г. заключено для объединения усилий сторон в целях расширения сотрудничества по трудоустройству осужденных; уставами исправительных учреждений предусмотрены виды приносящей доход деятельности, в т.ч. в области заготовки и переработки древесины; соглашение создает возможность продажи исправительными учреждениями производимых товаров; указано, что соглашение не ограничивает права во взаимодействии с другими организациями, не ведет к возникновению финансовых обязательств у сторон и не направлено на ограничение конкуренции (п. 5.1 соглашения); сообщается о заключении в рамках соглашения договоров на поставку пиломатериала между ООО «Золотой лес» и ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю (№ 16 от 12.02.2018, № 62 от 26.03.2018); помимо прочего ФКУ ИК-35 заключало договоры в части реализации продукции лесопиления с ООО «Лесэкспорт Пермь», ООО «Краснокамская фабрика деревянной игрушки», ООО «Гарантстрой»; у иных учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю (34 учреждения) с ООО «Золотой лес» гражданско-правовые отношения отсутствуют; указано, что к настоящему времени реализация соглашения невозможна в связи с отсутствием у учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю необходимого лесного ресурса; дополнительных соглашений по предоставлению лесозаготовительного и лесоперерабатывающего оборудования не заключалось.

От ООО «Золотой лес» представлены письменные пояснения (исх. от 19.06.2018 № 76), согласно которым следует, что соглашение от 16.01.2018г. заключалось с целью приобретения пиломатериала на взаимовыгодных условиях с ГУФСИН России по Пермскому краю без ограничения работы последнего с другими организациями при продаже пиломатериала по стандартным рыночным ценам без особых условий; интерес ГУФСИН состоял в загрузке мощностей учреждений ГУФСИН и увеличении поставок пиломатериалов; соглашение не ограничивает права во взаимодействии с другими организациями, не ведет к возникновению финансовых обязательств у сторон и не направлено на ограничение конкуренции (п. 5.1 соглашения); сообщается о заключении в рамках соглашения договоров поставки между ООО «Золотой лес» и ФКУ ИК-35 (№ 16 от 12.02.2018, №№ 61, 62 от 26.03.2018); договора на поставку и оказание услуг по распиловке с иными учреждениями ГУФСИН не заключались; к настоящему времени реализация соглашения невозможна в связи с отсутствием у учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю необходимого лесного ресурса; дополнительных соглашений по предоставлению лесозаготовительного и лесоперерабатывающего оборудования не заключалось. Дополнительно указано, что 27.02.2018г. Общество направляло в адрес ГУФСИН письмо о невыгодности дальнейшей реализации соглашения ввиду небольшого объема поставок.

Согласно письменным пояснениям Фонда «Региональный центр инжиниринга» (б/н б/д) в тексте соглашения от 16.01.2018г. отсутствует связь между предоставлением оборудования ООО «Золотой лес» в пользу ГУФСИН и предоставлением в ответ пиломатериалов; условие п.3.2, 3.3 соглашения об увеличении объемов пиломатериалов, закупаемых Обществом, не ставит Общество в преимущественное положение по сравнению с другими покупателями продукции ГУФСИН; наличие общей цели по увеличению объемов пиломатериалов у ГУФСИН и Общества не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию, т.к. ГУФСИН имеет общие цели с другими покупателями их продукции; в тексте соглашения не указано, что Общество поставляет оборудование в ГУФСИН; заключенные между ГУФСИН и Обществом договоры можно разделить на два вида: поставка пиломатериалов и услуги по распилу; услуги по распилу имеют статус договора подряда, в котором заказчиком выступает Общество, а исполнителем ГУФСИН; в этом случае отношения не регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ; ГК РФ предусмотрено возможное выполнение подряда иждивением заказчика (ст.704, 713, 714 ГК), что означает, что заказчик может предоставлять для выполнения работ материал, оборудование и другие средства для исполнения договора;  договоры поставки, в которых ГУФСИН выступает поставщиком, а Общество покупателем также не регулируется ФЗ № 44; других договоров между ГУФСИН и Обществом не имеется. В п. 3.4.1 соглашения не установлены обязанности предоставления оборудования в пользу ГУФСИН в обмен на обязанность предоставления пиломатериалов в пользу Общества; объем получаемых пиломатериалов не менее 2 000 куб.м. здесь используется в отношении ГУФСИН; в соглашении отсутствуют какие-либо условия о снижении цены для Общества по сравнению с другими покупателями продукции ГУФСИН и др.; в п. 5.1 соглашения указано на отсутствие ограничения прав сторон во взаимодействии с другими партнерами и что соглашение не ведет к возникновению финансовых и иных обязательств сторон и не направлено на ограничение конкуренции. В тексте соглашения приведены общие условия взаимодействия сторон, отсутствуют описание пиломатериалов и условия, на которых Общество или ГУФСИН предоставляют друг другу пиломатериалы, отсутствует описание оборудования и условия, на которых Общество передает его в ГУФСИН; данное соглашение не имеет статуса договора, не устанавливает права и обязанности для сторон; соглашение и действия сторон не создают Обществу преимущественное положение на каком-либо товарном рынке, не приводит и не может привести к ограничению конкуренции.

Согласно пояснениям директора Фонда «Региональный центр инжиниринга» <...> относительно обстоятельств заключения соглашения, Фонд, учрежденный Министерством промышленности и торговли Пермского края, осуществляет кооперацию в сфере развития предпринимательства; в 2017г. ООО «Золотой лес» обращался в Фонд по вопросу получения помощи в экспорте продукции. В процессе переговоров между представителем Общества <...>, являющегося гражданином Китая, и <...> выяснились потребности Общества в распиловке древесины, в результате чего сформировалось предложение о заключении сотрудничества Общества с ГУФСИН, потребности которого в обеспечении осужденных трудом также были известны; в дальнейшем было подготовлено и подписано названное соглашение.

Согласно письменным пояснениям ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю (исх. от 04.09.2018 № 60/38/19-5508) с ООО «Золотой лес» были заключены договоры поставки (№ 16 от 12.02.2018г., № 62 от 26.03.2018г.), договор № 61 от 26.03.2018 на оказание услуг по изготовлению пиломатериала обрезного; к настоящему времени полностью был исполнен только договор № 62 от 26.03.2018г.; продукция пиломатериала для поставки ООО «Золотой лес» подготавливалась бригадой осужденных ФКУ ИК-35; поставка оборудования для обработки древесины от Общества в колонию не осуществлялась; лесной ресурс ФКУ ИК-35 был предоставлен в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14.08.2009 N 529-п (ред. от 09.08.2010).

После принятия Комиссией антимонопольного органа заключения об обстоятельствах дела от 19.09.2018г. и направления его сторонам, явившееся на рассмотрение дела представители ГУФСИН России по Пермскому краю, ООО «Золотой лес» и ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю сторон выразили несогласие с выводами Комиссии антимонопольного органа, изложенными в заключении; продолжали настаивать на ранее изложенной позиции. Письменных пояснений (возражений) и заявлений от Фонда «Региональный центр инжиниринга», Давыдова Е.Д. на заключение об обстоятельствах дела не представлено.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

16.01.2018г. между ГУФСИН России по Пермскому краю, ООО «Золотой лес» и Фондом «Региональный центр инжиниринга» подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве.

Согласно п. 1 Соглашения данное соглашение заключено для объединения усилий Сторон с целью расширения сотрудничества ГУФСИН России по Пермскому краю и Общества по загрузке лесоперерабатывающих мощностей подведомственных учреждений ГУФСИН и увеличении поставок пиломатериалов Обществу, а также для реализации уставных задач Сторон.

Из содержания раздела 3 Соглашения следует, что Общество закупает у подведомственных учреждений ГУФСИН пиломатериалы, объемы, стоимость и поставка которых являются предметом отдельного соглашения (п.п. 3.2.2, 3.2.3). В свою очередь, в целях освоения лесного ресурса Общество по отдельным соглашениям предоставляет в учреждения ГУФСИН лесозаготовительное оборудование, размещает производственные мощности по переработке древесины на территории учреждений ГУФСИН при условии достижения ежемесячного объема получаемых пиломатериалов не менее 2 000 м. куб. (п.п. 3.3.3, 3.4.1, 3.4.2).

Фонд координирует реализацию мероприятий Соглашения и обеспечивает коммуникацию заинтересованных Сторон (п. 3.5). Стороны содействуют увеличению лесоперерабатывающих мощностей учреждений ГУФСИН в целях увеличения объемов поставок пиломатериалов Обществу (п.п. 3.3.4, п. 3.4).

В рамках реализации названного соглашения между ООО «Золотой лес» и ФКУ ИК 35 ГУФСИН России по Пермскому краю заключались и исполнялись нижеследующие договоры:

- договор поставки № 16 от 12.02.2018г. общей стоимостью 1,15 млн. руб., согласно которому ФКУ ИК 35 обязуется изготовить и передать Обществу продукцию пиломатериала обрезного хвойных пород ГОСТ 26002-83 (1-2 сорт) в количестве 1500 м3 по цене 6800 руб. согласно размерам из спецификации, пиломатериала обрезного хвойных пород ГОСТ 26002-83 (1-2 сорт) в количестве 300 м3 по цене 4500 руб. согласно размерам из спецификации. Дополнительным соглашением от 15.05.2018г. изменены цены на пиломатериал. Согласно приложенным счет-фактурам по названному договору осуществлены поставки на сумму 2 219 458 руб.;

- договор поставки № 62 от 26.03.2018г. общей стоимостью 298 650 руб., согласно которому ФКУ ИК 35 обязуется изготовить и передать Обществу продукцию пиломатериала обрезного хвойных пород ГОСТ 26002-83 (4-5 сорт) в количестве 59 м3 по цене 5000 руб. согласно размерам из спецификации. Согласно приложенным счет-фактурам договор полностью исполнен;

- договор № 61 от 26.03.2018 на оказание услуг по изготовлению пиломатериала обрезного общей стоимостью 570 000 руб., в силу которого ФКУ ИК 35 обязуется оказать ООО «Золотой лес» услуги по изготовлению пиломатериала обрезного из круглых лесоматериалов хвойных пород длиной 6м, принадлежащих ООО «Золотой лес» и доставленных собственными силами к месту оказания услуг. Договор исполнен частично.

В соответствии с ч.ч. 1-2.1 ст. 46 Лесного кодекса РФ использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для переработки древесины и иных лесных ресурсов. В случае, если федеральными законами допускается осуществление переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с ч.1 ст. 73.3 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

Таким образом, использование лицом лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов возможно в том числе после участия и победы в соответствующих торгах на право аренды лесного участка.

При этом, в соответствии со ст. 10.1 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в целях создания условий для функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетных ассигнований собственных бюджетов вправе оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных, реализации федеральных и региональных программ стабилизации и развития уголовно-исполнительной системы, устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также для работников (за исключением федеральных государственных служащих) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей.

Постановлением Правительства Пермского края от 14.08.2009 N 529-п (ред. от 09.08.2010) утверждены объемы лесного ресурса, передаваемого федеральным бюджетным учреждениям Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в целях заготовки и переработки древесины для внутрисистемных нужд и обеспечения топливом.

В соответствии с данным постановлением для нужд ФКУ ИК 35 выделен объем лесного ресурса в размере 32,4 тыс. м3(в т.ч. 8,1 тыс. м3- для обеспечения топливом; 24,3 тыс. м3 - для внутрисистемных нужд).

Приказом Агентства по природопользованию Пермского края от 26.10.2006 № СЭД-48-01-02-556 в постоянное (бессрочное) пользование ИК 35 в Горнозаводском районе Пермского края предоставлен лесной участок площадью 13197,9 га в целях обеспечения учреждения топливом и внутрисистемных нужд.

Таким образом, предусмотренный действующим законодательством РФ механизм безвозмездного предоставления лесных ресурсов в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям органов уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения их нужд, также реализуется на территории Пермского края. Так, ряду исправительных учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю, в т.ч. ФКУ ИК 35, Правительством Пермского края выделены соответствующие лесные участки. При этом, из условий предоставления лесных участков не следует того, что предоставленный лесной ресурс учреждение может использовать в каких-либо иных целях (в т.ч. коммерческих), кроме как для удовлетворения внутрисистемных нужд и обеспечения топливом.

Между тем, из материалов данного дела следует, что предоставленный для внутрисистемных нужд ФКУ ИК 35 лесной ресурс был реализован учреждением хозяйствующему субъекту (т.е. ООО «Золотой лес» по договорам № 62 от 26.03.2018г., № 16 от 12.02.2018г.) на коммерческой основе, что не соответствует установленным целям предоставления лесных участков учреждениям органов уголовно-исполнительной системы. Происхождение пиломатериала, заготовленного силами осужденных ФКУ ИК 35, в целях поставок ООО «Золотой лес» по заключенным договорам, было подтверждено самим учреждением в ходе рассмотрения дела. Сведения об участии ФКУ ИК 35 в аукционах на право получения в пользование лесных участков, а также о приобретении учреждением продукции пиломатериала для своих нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в материалах дела отсутствуют. Отсюда следует вывод, что иных источников происхождения пиломатериала, кроме как лесного ресурса, предоставленного учреждению на основании Постановления Правительства Пермского края от 14.08.2009 N 529-п, в действительности не имелось.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно ч. 2. ст. 50 Лесного кодекса РФ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Так, исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц. В части согласованных действий определяется, что такие действия должны быть заранее известны каждой из сторон, результаты которых соответствовали бы интересу этих сторон – ограничить конкуренцию. Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Анализ обстоятельств дела позволяет сказать, что путем заключения названного трехстороннего соглашения конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «Золотой лес» со стороны ГУФСИН была предоставлена возможность систематически получать для собственных коммерческих целей определенные объемы пиломатериалов, изготавливаемых посредством использования трудовых, лесных и др. ресурсов подведомственных учреждений ГУФСИН, в т.ч. с возможностью поставок для последних необходимого оборудования. Преимущественное положение ООО «Золотой лес» на товарном рынке в данной ситуации проявилось в том, что минуя необходимость участия в соответствии с законом в конкурентных процедурах, дающих право переработки лесного ресурса, находящегося в государственной собственности, Общество получило возможность приобрести опосредованно через исправительные учреждения, продукцию деревообработки, в т.ч. из категории лесного ресурса, выделенного государством последним исключительно для внутрисистемных нужд и обеспечения топливом, что подтверждается на вышеизложенном примере по ФКУ ИК 35.

В части положений соглашения относительно предоставления ООО «Золотой лес» в учреждения ГУФСИН лесозаготовительного и лесоперерабатывающего оборудования, следует отметить следующее. Поскольку, как правило, организационно-правовая форма, в которой созданы учреждения ГУФСИН представляет собой казенное или бюджетное учреждение, то  данное обстоятельство обязывает осуществлять их закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Между тем, из текста соглашения следует, что лесоперерабатывающее оборудование поставляется учреждениям ГУФСИН напрямую по отдельным соглашениям с Обществом, а не в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Несмотря на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о наличии подобного рода отдельных соглашений, Комиссия антимонопольного органа также рассматривает данные намерения сторон в качестве элемента антиконкурентности соглашения, которые могли привести к ограничению конкуренции.

Относительно роли Фонда в заключенном соглашении Комиссия отмечает, что его действия явились содействующими достижению воплощенных в соглашении антиконкурентных договоренностей между ГУФСИН и ООО «Золотой лес», что следует, как из самого текста заключенного соглашения (п.п. 3.4, 3.5), так и фактических обстоятельств дела.

Совокупность имеющихся материалов и анализ поведения ответчиков позволяют сделать вывод о том, что заключение данного соглашения имеет антиконкурентный характер, так как свидетельствует о достижении между ГУФСИН России по Пермскому краю, Обществом и Фондом договоренностей в отношении соответствующего товарного рынка, создании преимущественных условий для деятельности для Общества, дающих возможность в т.ч. в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров (услуг, работ) на товарном рынке, что привело либо могло привести к ограничению конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, у Комиссии антимонопольного органа имеются все основания считать действия ГУФСИН России по Пермскому краю, ООО «Золотой лес» и Фонда «Региональный центр инжиниринга» по заключению трехстороннего соглашения от 16.01.2018г., нарушающими положения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции не установлено.

Анализ состояния конкуренции за период, определенный с 16.01.2017г. по 16.01.2018г., показал, что товарным рынком для настоящего дела является рынок услуг по заготовке и переработке древесины в географических границах территории Пермского края.

Доводы ответчиков о том, что трехстороннее соглашение не создавало преимуществ деятельности ООО «Золотой лес» и не ограничивало конкуренцию, рассмотрены и признаются как несоответствующие установленным обстоятельствам дела.

Высказанная Обществом позиция о выявленной впоследствии невыгодности заключенного соглашения, не имеет определяющего значения относительно квалификации действий ответчиков, изначально направленных на создание преимуществ Обществу.

Довод Фонда о том, прописанные в соглашении общие условия взаимодействия сторон не доказывают ограничение конкуренции, отклоняется как не нашедший своего подтверждения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе: хозяйствующим субъектам - предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; выдает федеральным органам исполнительной власти - предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Установив указанное нарушение, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым выдать ГУФСИН России по Пермскому краю, ООО «Золотой лес» и Фонду «Региональный центр инжиниринга» предписание о принятии исчерпывающих мер, направленных на устранение допущенного нарушения, в  т.ч. путем прекращения заключенного 16.01.2018г. трехстороннего соглашения о сотрудничестве либо его изменения в части приведения в соответствие с положениями антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

 

2. Признать в действиях Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Общества с ограниченной ответственностью «Золотой лес», Фонда «Региональный центр инжиниринга» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении трехстороннего соглашения о сотрудничестве от 16.01.2018г. в сфере переработки и сбыта древесины, которое создает преимущественные условия деятельности ООО «Золотой лес», что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

3. Выдать Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Обществу с ограниченной ответственностью «Золотой лес», Фонду «Региональный центр инжиниринга» предписание о принятии исчерпывающих мер, направленных на устранение допущенного нарушения, в  т.ч. путем прекращения заключенного 16.01.2018г. трехстороннего соглашения о сотрудничестве либо его изменения в части приведения в соответствие с положениями антимонопольного законодательства.

 

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны