Решение №657-17-А РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 657-17-А от 16 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 657-17-А

 

                                                                                                                                                     г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Хаснуллина Н.А., заместителя руководителя Управления,

Членов комиссии:

Бишовой И.И., начальника отдела контроля в сфере строительства,

Самариной Е.В., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере строительства;

рассмотрев материалы дела №657-17-А о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем осуществления последовательных действий группой лиц в составе ОАО «Волжская ТГК» (на сегодняшний день ПАО «Т Плюс», далее также ПАО «Т Плюс»), ООО «Пермская сетевая компания» (далее также – ООО «ПСК»), ООО «Т Плюс новые решения» (далее также – ООО «ТНР») по искусственному вовлечению теплосетевой организации (ООО «ТНР») в отношения, связанные с теплоснабжением потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, в границах которой функционирует источник тепловой энергии – Пермская ТЭЦ-14, принадлежащий ПАО «Т Плюс», в целях не обоснованного экономическими и технологическими предпосылками увеличения совокупного дохода группы лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «Пермская сетевая компания» и ООО «Т Плюс новые решения», за счет неопределенного круга потребителей, 

в присутствии на заседании представителей:

Заявителя:

Ассоциация содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт»

Ответчиков:

ПАО «Т Плюс»

ООО «Т Плюс новые решения»

ООО «Пермская сетевая компания»

 

Заинтересованных лиц:

Товарищества собственников жилья «Наш Закамск»

Товарищества собственников жилья «Новые Водники»

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Пермского УФАС России поступило заявление Ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт» (вх. № 012686 от 11.08.2017 г.) о наличии возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Т Плюс», ООО «ПСК», а также ООО «ТНР».

В заявлении, в частности, указано, что решением Пермского краевого суда по делу
№ 3а-125/2017 от 28.07.2017 г. признано недействующим на период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. Постановление РСТ Пермского края от 19.12.2014 г. № 309-Т «О тарифах на теплоноситель, тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО «Волжская ТГК» в части утверждения тарифов на тепловую энергию для потребителей зоны теплоснабжения ПТЭЦ-14 (Кировский район г. Перми) (приложение № 14 к постановлению).

В соответствии с данным Постановлением РСТ Пермского края, единовременный рост тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская ТГК» (ныне ПАО «Т Плюс») составил 56,61 %. Указанный рост тарифа в зоне теплоснабжения ПТЭЦ-14, по мнению заявителя, обусловлен включением в его состав стоимости расходов на транспортировку тепловой энергии ООО «ТНР», установленной Постановлением РСТ Пермского края № 312-т от 19.12.2014 г. «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Т Плюс новые решения». Заявитель полагает, что тариф для ООО «ТНР» был установлен путем включения в его состав экономически необоснованных расходов, в т.ч. на оплату труда персонала ООО «ТНР» без подтверждения их необходимыми документами, и соответственно установление указанного тарифа Постановлением РСТ Пермского края № 312-т от 19.12.2014 г. привело к искусственному увеличению тарифа на передачу тепловой энергии ОАО «Волжская ТГК» (ПАО «Т Плюс») в зоне теплоснабжения ПТЭЦ-14.

Кроме того, заявитель указывает, что ООО «ТНР» было создано в 2010 году за ОГРН 1101215005924, ИНН 1215151467, и до 01.01.2015 г. не осуществляло деятельности по передаче тепловой энергии, не оказывало услуги по транспортировке тепловой энергии, не имело на праве собственности или ином законном основании тепловых сетей и оборудования ЦТП.

По мнению заявителя ООО «ТНР» создано с целью включения в цепочку теплоснабжения потребителей Кировского района г. Перми промежуточного звена, посредника в сфере теплоснабжения, с целью увеличения дохода группы лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «ПСК» и ООО «ТНР» за счет неопределенного круга потребителей, поскольку ООО «ТНР» собственными силами не осуществляет обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей, не осуществляет поставку тепловой энергии потребителям, а оказывает лишь формальные услуги по транспортировке тепловой энергии в пользу ПАО «Т Плюс», являющегося Единой теплоснабжающей организацией на территории Кировского района.

Единственной целью совершения действий по вовлечению ООО «ТНР» в цепочку теплоснабжения потребителей Кировского района г. Перми, в отсутствие оправданных технологических и экономических целей, по мнению заявителя, являлось увеличение тарифа на передачу тепловой энергии у ПАО «Т Плюс», в целях совокупного увеличения, не обоснованного экономическими и технологическими предпосылками, дохода группы лиц.

Указанные действия группы лиц, по мнению заявителя, нарушают требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенных фактов приказом руководителя Пермского УФАС России от 30.11.2017 г. № 485-п, а также определением о возбуждении дела № 657-17-А от 30.11.2017 г. в отношении группы лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «ПСК» и ООО «ТНР» (в рамках ст. 9 Закона о защите конкуренции) было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 657-17-А, Комиссией Пермского УФАС России к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены: ТСЖ «Наш Закамск», ТСЖ «Новые Водники» (определение об отложении рассмотрения дела № 657-17-А от 21.12.2017 г.), ТСЖ «Танцорова, 37» (определение об отложении рассмотрения
дела № 657-17-А от 20.04.2018 г.).

Согласно письменным доводам указанных лиц, вышеописанные действия ПАО «Т Плюс», ООО «ПСК» и ООО «ТНР» не соответствуют требованиям ст. 10 Закона о защите конкуренции и направлены на ущемление интересов отдельных категорий потребителей Кировского района г. Перми.

В качестве лиц, располагающих сведениями по делу, Комиссией к участию в рассмотрении дела привлечены: (...) – председатель ТСЖ «Маршала Рыбалко, 99В», (...) – генеральный директор ООО «ТНР» с 01.08.2014, в период с 01.11.2014 г. по 30.06.2017 г. – управляющий директор ООО «ТНР» (определение об отложении рассмотрения дела № 657-17-А от 20.02.2018 г.).

 

Из анализа материалов настоящего дела, а также устных и письменных пояснений сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ПАО «Т Плюс» является теплоснабжающей организацией, осуществляет деятельность на территории г. Перми. С 15.06.2015 г. ПАО «Т Плюс» является Единой теплоснабжающей организацией в Закамском тепловом узле (Приказ Минэнерго РФ от 26.06.2015 г. № 414).

ПАО «Т Плюс» является владельцем источника тепловой энергии Пермская ТЭЦ-14, расположенного на территории Кировского района г. Перми.

Согласно представленной в материалы дела информации о группе лиц (в порядке ст. 9 Закона о защите конкуренции), ПАО «Т Плюс» (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), имеет дочернее общество ООО «ПСК» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536), с которым входит в одну группу лиц. ООО «ТНР» создано совместно ООО «ПСК» и ПАО «Т Плюс». Полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ТНР» и ООО «ПСК» переданы в управление ПАО «Т Плюс».

ООО «ТНР» образовано путем переименования зарегистрированной ранее компании ООО «Марийская теплоснабжающая компания» 04.07.2014. Цель деятельности ООО «ТНР» –реализация проекта по оптимизации Закамского теплового узла с установкой ИТП.

 

  1.  Как следует из письменных пояснений ПАО «Т Плюс» (вх. № 000468 от 17.01.2018 г.), (вх. № 001926 от 14.02.2018 г.) существующая система теплоснабжения г. Перми, основанная на использовании центральных тепловых пунктов (далее также – ЦТП), является технически устаревшей. При данной системе затруднена возможность индивидуальной регулировки подачи теплоносителя для конкретного дома в зависимости от этажности, количества квартир и класса энергоэффективности.

Общепризнанно более совершенным вариантом организации теплоснабжения является переход на установку в каждом многоквартирном доме индивидуальных тепловых пунктов (далее – ИТП), которые позволяют контролировать подачу теплоносителя, а также самостоятельно определять объем потребляемого энергоресурса. Главным преимуществом ИТП является возможность жителей самостоятельно регулировать объем потребляемого энергоресурса, принимать решение о включении или отключении тепла в здании.

Исходя из совокупности всех технических параметров для реализации пилотного проекта перехода на ИТП в границах г.Перми была выбрана территория Кировского района г. Перми. На территории Закамского теплового узла (далее – ЗТУ) отсутствуют гидравлические перепады ландшафта и функционирует крупный источник теплоснабжения – Пермская ТЭЦ-14. При этом ситуация с инфраструктурой на территории ЗТУ значительно хуже чем в других районах г. Перми. Почти пятая часть потребителей проживает в «возрастных» малоэтажных домах, часть тепловых сетей, переданная теплосетевой организации от промышленных предприятий, имеет значительный уровень износа и высокую аварийность на сетях.

Для решения задачи по модернизации ЗТУ был разработан пилотный проект, направленный на качественное улучшение отпуска и потребления тепловой энергии. Основной целью реализации проекта является оснащение жилого фонда Кировского района г. Перми индивидуальными тепловыми пунктами для повышения качества теплоснабжения, вывода из эксплуатации устаревших ЦТП, замены и реконструкции внутриквартальных и магистральных тепловых сетей, а также модернизации оборудования Пермской ТЭЦ-14.

Согласно представленным в материалы дела объяснениям управляющего директора ООО «ТНР» в период с 01.11.2014 г. по 30.06.2017 г.), отобранным заместителем начальника отдела по борьбе с коррупцией УЭБ и ПК ГУ МВД России по Пермскому краю полковником полиции (...) от 29.11.2017 г., а также устным пояснениям (стенограмма опроса от 26.03.2018) и письменным пояснениям (...) (вх. № 002710 от 02.03.2018), в 2013-2014 г.г. сотрудники подразделения ЗАО «Комплексные энергетические системы» (далее – ЗАО «КЭС»), правопреемником которого является ПАО «Т Плюс», начали заниматься вопросами улучшения качества Закамского теплового узла. Идея реализации пилотного проекта модернизации ЗТУ была высказана московским офисом ОАО «ТГК 9» (ныне ПАО «Т Плюс»).

Из материалов дела следует, что после проведения внутренней оценки проекта для соискания источников финансирования проекта в 2013 году ОАО «ТГК 9» было заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве с ОАО «Сбербанк России».

ОАО «Сбербанк России» рекомендовано ОАО «ТГК 9» при планировании и реализации проекта для оказания консультационной поддержки использовать услуги ЗАО «Стратежи Партнерс Групп» (дочерняя организация ОАО «Сбербанк России»).

04.06.2013 г. между ОАО «ТГК 9» и ЗАО «Стратежи Партнерс Групп» (далее также – ЗАО «СПГ») был заключен договор подряда на выполнение проектных (изыскательных) работ № 9100-FA050/02-012/0068-2013 в части реализации проекта реконструкции Закамского теплового узла.

По итогам исполнения указанного договора ЗАО «СПГ» подготовлено экспертное заключение от 29.12.2013 г., которым предусмотрено, что Закамский тепловой узел нуждается в глубокой технической модернизации, реализация проекта возможна посредством создания специализированной организации - SPV, объединяющей весь теплосетевой комплекс Закамского теплового узла. SPV получает долгосрочный тариф на передачу тепловой энергии и заключает с теплоснабжающей организацией договор на передачу (транспортировку) тепловой энергии.

09.10.2014 г. в городе Москве состоялось совещание по вопросу реализации пилотной части проекта по переводу жилого фонда Кировского района г. Перми на систему ИТП в Закамском тепловом узле. Согласно протоколу указанного совещания, действующий на тот период губернатор Пермского края Басаргин В.Ф. и действующий на тот период генеральный директор ЗАО «КЭС» Вайнзихер Б.Ф. признали реализацию проекта целесообразной и решили, в том числе, следующее:

- провести мероприятия по реализации механизма компенсации роста платы граждан за коммунальные услуги сверх предельно допустимого индекса в связи с установлением единого тарифа в Закамском тепловом узле (п. 5 протокола);

- произвести расчет предельного максимального индекса по муниципальным образованиям с установлением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в г. Пермь в размере, превышающем индекс по ПК более чем на величину отклонения по ПК при росте тарифов на тепловую энергию для потребителей, присоединенных к магистральным сетям ОАО «ТГК-9» на 142,2% с 01.01.2015г. для реализации инвестиционной программы (срок: 24.10.2014г.; ответственный: РСТ ПК) (абз. «а» п. 5 протокола);

- разработать и направить проект акта высшего должностного лица ПК об установлении предельного индекса роста изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в г. Пермь в размере, превышающем индекс по ПК более чем на величину отклонения по ПК в Пермскую городскую думу (срок: 25.10.2014г.; ответственный: Правительство ПК) (абз. «b» п. 5 протокола);

- принять решение Пермской городской думы в форме согласования проекта акта высшего должностного лица ПК об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в г.Пермь в размере, превышающем индекс по ПК более чем на величину отклонения по ПК (срок: 20.11.2014г.; ответственный: Пермская городская дума) (абз. «c» п. 5 протокола);

- утвердить предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в г. Пермь в размере, превышающем индекс по Пермскому краю К более чем на величину отклонения (срок: 15.11.2014г.; ответственный: Правительство ПК) (абз. «d» п. 5 протокола);

- провести мероприятия по установлению единого тарифа в Закамском тепловом узле на уровне существующего тарифа ООО «Пермская сетевая компания» с ростом тарифа в 2015 году сверх предельного уровня на один процент (п. 7 протокола);

- направить инвестиционную программу ОАО «ТГК-9» на 2015-2017 гг. для утверждения тарифов сверх предельного уровня в Министерство строительства и ЖКХ ПК и в РСТ (срок: 10.10.2014г.; ответственный: ОАО «ТГК-9») (абз. «а» п. 7 протокола);

- направить письмо о необходимости учета дополнительных факторов при утверждении предельных тарифов на тепловую энергию на 2015 г. в ФСТ России (срок: 06.10.2014г.; ответственный: РСТ ПК) (абз. «b» п. 7 протокола);

- утвердить инвестиционную программу ОАО «ТГК-9» на 2015-2017 гг. в Министерстве строительства и ЖКХ ПК (срок: 30.10.2014г.; ответственный: Министерство строительства и ЖКХ ПК) (абз. «d» п. 7 протокола);

- согласовать инвестиционную программу ОАО «ТГК-9» в РСТ (срок: 30.10.2014г.; ответственный: РСТ ПК) (абз. «е» п. 7 протокола);

- провести мероприятия по установлению тарифов на 2015г. (п. 8 протокола);

- направить в РСТ тарифную заявку по ООО «ТНР» на 2015-2017 гг. и скорректированную тарифную заявку по ОАО «ТГК-9» с учетом услуг по передаче тепловой энергии ООО «ТНР» и утвержденной инвестиционной программы (срок: 20.11.2014г.; ответственный: ПФ ОАО «ТГК-9») (абз. «а» п. 8 протокола);

- утвердить  единый тариф на тепловую энергию ОАО «ТГК-9» в Закамском тепловом узле на уровне существующего тарифа ООО «ПСК» - с 01.01.2015г. 1291,48 руб./Гкал, с 01.07.2015г. 1368,97 руб./Гкал (рост в соответствии со сценарными условиями МЭР РФ) (срок: 20.12.2014г.; ответственный: РСТ ПК) (абз. «b» п. 7 протокола);

- утвердить тариф на услуги по передаче тепловой энергии ООО «ТНР» на экономически обоснованном уровне (срок: 20.12.2014г.; ответственный: РСТ ПК) (абз. «с» п. 7 протокола).

Протокол был подписан участниками совещания: действующим на тот период губернатором Пермского края Басаргиным В.Ф. и действующим на тот период генеральным директором ЗАО «КЭС» Вайнзихером Б.Ф.

В графе «Согласовано» в протоколе были поставлены подписи действующих на тот момент: Министра строительства и архитектуры Пермского края Бородулина Д.Е., руководителя Региональной службы по тарифам Пермского края Синкина Р.С., главы Администрации города Перми Самойлова Д.И., Заместителя главы Администрации города Перми Уханова Н.Б., директора Пермского филиала ОАО «ТГК-9» Богуславского С.С. Подпись Заместителя Председателя Правительства Пермского края Демченко О.В. отсутствует.

В результате исполнения вышеуказанных договоренностей Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края для потребителей ОАО «Волжская ТГК» (ПАО «Т Плюс) в зоне теплоснабжения ПТЭЦ-14 (Кировский район г. Перми) были установлены следующие тарифы на тепловую энергию на 2015 год:

- с 01.01.2015 в размере 1071,83 руб./Гкал,

- с 01.07.2015 в размере 1678,63 руб./Гкал (приложение № 14 к постановлению).

Таким образом, единовременный рост тарифа на тепловую энергию для части потребителей Кировского района г. Перми составил 56,61%. При этом, для остальных зон теплоснабжения г.Перми рост тарифов ПАО «Т Плюс» в 2015 году не превысил 10%.

Комиссия установила, что указанный рост тарифа в зоне теплоснабжения ПТЭЦ-14 был обусловлен, в том числе, включением в его состав стоимости транспортировки тепловой энергии ООО «ТНР», установленной Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 312-т на 2015 год в размере 517,85 руб./Гкал., что превышает средний размер тарифа на передачу тепловой энергии для иных регулируемых организаций в г. Перми почти в два раза.

 

  1. Для достижения цели по реализации проекта модернизации ЗТУ, 14.07.2014 г. ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» было решено расширить уставный капитал ООО «ТНР» путем передачи собственного теплосетевого имущества, используемого в собственной операционной деятельности в целях теплоснабжения потребителей на территории действия Пермской ТЭЦ 14 (Кировский район г. Перми).

ООО «ТНР» с 01.01.2015 г. является теплосетевой организацией, осуществляющей два регулируемых вида деятельности: передачу тепловой энергии и горячее водоснабжение с использованием центральных тепловых пунктов (свидетельство о регистрации юридического лица от 12.11.2010 г. ОГРН 1101215005924).

При этом до 01.01.2015 г. ООО «ТНР» не осуществляло деятельности по передаче тепловой энергии, не оказывало услуги по транспортировке тепловой энергии, не имело на праве собственности или ином законном основании тепловых сетей и оборудования ЦТП.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 18.05.2018 г., размещенной на официальном сайте https://egrul.nalog.ru/, уставный капитал ООО «ТНР» распределен между двумя участниками: ОАО «Волжская ТГК» (ныне ПАО «Т Плюс») и ООО «ПСК». ООО «ПСК» является дочерним обществом ПАО «Т Плюс» с долей участия 100 %.

С 01.11.2014 г. ПАО «Т Плюс» приступило к осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа ООО «ТНР»

10.12.2014 г. (акты приема-передачи имущества от 10.12.2014 г.) уставный капитал ООО «ТНР» был увеличен путем внесения теплосетевого имущества (тепловые сети и оборудование ЦТП), расположенного на территории Кировского района г. Перми, ранее принадлежащего ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» и используемого ими в собственной операционной деятельности (далее – Теплосетевое имущество ЗТУ).

В декабре 2014 года была разработана и согласована с Министерством строительства и ЖКХ Пермского края, а также Региональной службой по тарифам Пермского края инвестиционная программа для ООО «ТНР» на 2015-2017 годы.

Указанная инвестиционная программа была утверждена приказом Министерства строительства и ЖКХ Пермского края от 08.12.2014 г. № СЭД-35-01-07-1511 «Об утверждении инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения».

Утвержденная для ООО «ТНР» инвестиционная программа предусматривала, в том числе реализацию мероприятий, предусматривающих оснащение жилого фонда Кировского района города Перми индивидуальными тепловыми пунктами.

19.12.2014 г. Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 312-т для ООО «ТНР» утвержден тариф на передачу тепловой энергии.

20.04.2015 г. между ПАО «Т Плюс» и ООО «ТНР» заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии № 7U00-FA051-02-003-0141-2015, в соответствии с которым ПАО «Т Плюс» оплачивает услуги ООО «ТНР» по транспортировке тепловой энергии с использованием Теплосетевого имущества ЗТУ.

06.07.2015 г. между ООО «ТНР» и ООО «ПСК» заключен договор
№3910-FA051/02-014/0003-2015 о предоставлении услуг по содержанию и эксплуатации Теплосетевого имущества ЗТУ. Информация о том, что договор заключен с соблюдением конкурентных процедур в материалах дела не имеется.

ООО «ТНР» не совершало действий на получение лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов.

 

Стоимость расходов на транспортировку тепловой энергии ООО «ТНР», утвержденного Постановлением РСТ Пермского края № 312-т, была включена в состав тарифа на тепловую энергию для ПАО «Т Плюс».

Таким образом, исходя из описанной выше хронологии событий, можно констатировать совершение со стороны ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» цепочки следующих последовательных действий:

  • создание юридического лица ООО «ТНР» и вовлечение его в качестве посредника в систему теплоснабжения;
  •  передача полномочий единоличного исполнительного органа ООО «ТНР» в ПАО «Т Плюс»;
  • передача от ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» в собственность ООО «ТНР» теплосетевого имущества, используемого до этого в собственной операционной деятельности в целях осуществления теплоснабжения в зоне теплоснабжения ПТЭЦ-14 и обслуживаемого ООО «ПСК»;
  • отсутствие со стороны ООО «ТНР»  действий направленных на получение лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов;
  •  совершение действий, способствующих последующему утверждению для ООО «ТНР» инвестиционной программы, предусматривающей выполнение мероприятий по модернизации ЗТУ и установке в жилищном фонде Кировского района г. Перми ИТП;
  • совершение действий, способствующих последующему утверждению для ООО «ТНР» тарифа на транспортировку тепловой энергии, с использованием полученного от ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» теплосетевого имущества ЗТУ, с формированием возможности последующего учета в тарифе расходов, связанных с эксплуатацией теплосетевого имущества и выполнением мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой;
  •  сохранение ООО «ПСК» в системе теплоснабжения в зоне действия ПТЭЦ-14 и продолжение осуществления ООО «ПСК» действий по возмездному эксплуатационному содержанию теплосетевого имущества ЗТУ, находящегося на балансе у ООО «ТНР»;
  •  формирование возможности для включения в состав тарифа ПАО «Т Плюс» стоимости транспортировки тепловой энергии с использованием теплосетевого имущества ООО «ТНР», в том числе затрат, связанных с обслуживанием указанного теплосетевого имущества.

Комиссия отмечает, что каждое вышеуказанное действие, совершенное в отдельности, не противоречит действующему законодательству.

Однако Комиссия полагает, что действия: по созданию ООО «ТНР», по передаче в собственность ООО «ТНР» профильного теплосетевого имущества, используемого в собственной операционной деятельности и номинальное вовлечение ООО «ТНР» в цепочку теплоснабжения жителей Кировского района г. Перми были осуществлены с единственной целью, направленной на утверждение инвестиционной программы для ООО «ТНР», предусматривающей реализацию оснащения жилого фонда Кировского района ИТП и создание возможности учета в тарифе затрат связанных с реализацией мероприятий поименованных в инвестиционной программе, а равно учета дополнительных затраты, как минимум в размере расходов на оплату труда административно-управленческого персонала и общехозяйственных расходов связанных с деятельностью ООО «ТНР», за счет тарифной нагрузки сверх предельного роста индивидуальных тарифов, в отсутствие на то каких-либо экономических, технологических и оптимизационных предпосылок, что в конечном счете привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей Кировского района г. Перми, в виде увеличения тарифа на тепловую энергию, и дополнительных расходов бюджетных средств выплаченных в виде субсидий, направленных на компенсацию убытков ТСЖ и управляющих компаний в результате единовременного роста тарифа сверх предельно допустимого уровня.

Кроме того, Комиссия отмечает, что сохранение достигнутого результата осуществленных последовательных действий по вовлечению ООО «ТНР» в теплосетевую деятельность, сохраняет для компаний входящих в группу ПАО «Т Плюс» возможность в дальнейшем легально учитывать в тарифе ООО «ТНР» дополнительные затраты и расходы связанные с деятельностью ООО «ТНР», которые не могли быть сформированы при сохранении схемы теплоснабжения существовавшей до 2015 года.

Иными словами, совершив указанные действия, ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» создали видимость изменения субъектного состава правоотношений по теплоснабжению и передаче тепловой энергии на территории действия Пермской ТЭЦ 14 (Кировский район г. Перми).

В действительности произошло усложнение фактического содержания правоотношений за счет включения в систему отношений посредника – ООО «ТНР» – и одновременного сохранение в системе отношений обществ «ПСК» и «Т Плюс».

Искусственное включение в схему теплоснабжения номинального коммерческого хозяйственного субъекта, повлекло за собой необходимость оформление с этим лицом (ООО «ТНР») сделок, носивших формальный характер, обладающих некоторыми признаками мнимости (притворности).

Кроме того, исключительно путем искусственного вовлечения посредника в систему теплоснабжения у группы компаний ПАО «Т Плюс» появилась возможность утвердить дополнительную инвестиционную программу, включающую в том числе, но, не ограничиваясь, мероприятия по установки в жилищном фонде Кировского района города Перми индивидуальных тепловых пунктов.

Безусловно считаясь с основополагающим гражданско-правовым принципом свободы договора, Комиссия, тем не менее, считает такие действия Ответчиков совершенными исключительно с намерением получить необоснованную выгоду от реализации тепловой энергии, причем совершенными группой лиц с использованием их доминирующего положения на товарном рынке (в пределах ЗТУ отсутствует какая бы то ни была альтернатива в источниках тепла либо теплоснабжающих организациях).

К нормам Гражданского кодекса РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относится, в частности, статья 10, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона.

В силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение лиц, связанное с нарушением пределов осуществления гражданских прав, направленное исключительно на причинение вреда третьим лицам.

Следовательно, для квалификации сделки как совершенной со злоупотреблением правом в дело должны быть представлены доказательства того, что совершая оспариваемую сделку, стороны или одна из них намеревались реализовать какой-либо противоправный интерес.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Как следует из п. 2 ст. 10 ГК РФ, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны.

Указанное подтверждается, в частности, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 86 Постановления Пленума №25, мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1 статьи 170 ГК РФ). Следует учитывать, что стороны такой сделки могут также осуществить для вида ее формальное исполнение, что не препятствует квалификации такой сделки как ничтожной на основании пункта 1 статьи 170 ГК РФ.

В связи с чем, Комиссия отмечает, что действия, совершенные организациями, входящими в группу лиц ПАО «Т Плюс» по вовлечению посредника ООО «ТНР» в структуру отношений по теплоснабжению потребителей на территории действия Пермской ТЭЦ 14 (Кировский район г. Перми) имеют признаки мнимости, поскольку фактически функции ООО «ТНР» продолжают осуществлять ПАО «Т Плюс» (выполнение полномочий единоличного исполнительного органа ООО «ТНР», отбор контрагентов и другие управленческие функции) и ООО «ПСК» (услуги по содержанию и эксплуатации теплосетевого имущества и другой технический функционал).

Указанные действия привели к тому, что в тариф ПАО «Т Плюс», являющегося Единой теплоснабжающей организацией в Закамском тепловом узле, была заложена (может быть заложена) выгода искусственно вовлеченного посредника ООО «ТНР», участие которой в данных экономических отношениях не требуется.

В тарифе ООО «ТНР» имеется и сохраняется в дальнейшем возможность включения затрат на реализацию мероприятий инвестиционной программы, по установке в жилищном фонде Кировского района города Перми индивидуальных тепловых пунктов. Без вовлечения ООО «ТНР» в схему теплоснабжения общества входящую в группу ПАО «Т Плюс» не имели возможности включить данные мероприятия в собственные инвестиционные программы.

Не оспаривая того факта, что рассмотрение вопроса законности тарифа не относится к компетенции Пермского УФАС России, Комиссия полагает, что сама по себе возможность роста тарифа и возможность получения дополнительной выгоды стала возможной и (или) сохраняется в перспективе исключительно из-за совершения обществами, входящими в группу лиц ПАО «Т Плюс», последовательных действий, указанных выше, достигнутая цель которых в итоге нарушает антимонопольное законодательство.

 

  1. ПАО «Т Плюс» в своих письменных пояснениях (вх. № 000468 от 17.01.2018 г.), (вх.№003806 от 26.03.2018 г.) указывает, что ООО «ТНР» использовалось для целей реализации проекта модернизации Закамского теплового узла, как специализированная организация, объединяющая в себе весь теплосетевой комплекс ЗТУ, согласно выводам, изложенным в экспертном заключении ЗАО «СПГ» от 29.12.2013 г., выданном по итогам исполнения договора подряда на выполнение проектных (изыскательных) работ № 9100-FA050/02-012/0068-2013. Сосредоточение магистральных и распределительных сетей под управлением одной компании – ООО «ТНР» – позволило бы максимально реализовать инвестиционную программу модернизации ЗТУ.

Проанализировав указанное экспертное заключение, а также фактические действия ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» в виде создания ООО «ТНР», передачи в собственность указанному обществу собственного теплосетевого имущества и вовлечения ООО «ТНР» в цепочку теплоснабжения потребителей, Комиссия установила, что схема взаимоотношений по теплоснабжению потребителей Кировского района г. Перми до реализации проекта модернизации ЗТУ выглядела следующим образом:

 

Потребители 1. 1071,83 руб.*

 

 

 

 

ПАО «Т Плюс»

Потребители 2.

1523,95 руб**

ООО «ПСК»

                                                                           Поставка т/э

 

 

                                                              Оплата т/э

 

                                                         Поставка т/э                               Поставка т/э

                                                       

                                               Оплата т/э                                         Оплата т/э

 

 

 

*Потребители 1. Постановление РСТ ПК № 309-Т от 19.12.2014. Тариф с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 1071,83 руб.

**Потребители 2. Постановление РСТ ПК № 311-Т от 19.12.2014. Тариф с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 1523,95 руб.

 

В рамках реализации проекта модернизации ЗТУ схема взаимоотношений по теплоснабжению потребителей Кировского района г. Перми стала выглядеть следующим образом:

 

Потребители 1 и 2.

1678,63 руб.***

 

 

ПАО «Т Плюс»

ООО «ПСК»

 

ООО «ТНР»

 

 

 

 

                                                            Поставка т/э

 

 

                                                                           Оплата т/э

 

 

                   Оплата за транспорт т/э и пр.                                 оплата за экспл. теплосетей

 

                          Услуга за транспорт т/э                                         услуги по экспл. сетей

 

 

***Потребители 1 и 2. Постановление РСТ ПК № 309-Т от 19.12.2014. Тариф с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 1678,63 руб./Гкал

 

Из представленных схем видно, что до момента создания ООО «ТНР» часть потребителей оплачивала тепловую энергию по тарифам ПАО «Т Плюс» (1071,83 руб./Гкал) и ООО «ПСК» (1523,95 руб./Гкал)

Далее в рамках реализации проекта модернизации ЗТУ в цепочку теплоснабжения потребителей Кировского района г. Перми включено дополнительное звено – ООО «ТНР». Все потребители перешли на взаимоотношения с ПАО «Т Плюс», для которого с 01.07.2015 установлен тариф в размере 1678,63 руб./Гкал.

Следовательно, из анализа материалов дела следует, что ООО «ТНР» является промежуточным «звеном» в цепочке теплоснабжения потребителей в зоне действия ПТЭЦ-14, эксплуатацию и обслуживание тепловых сетей собственными силами не осуществляет, так как не имеет специально обученного персонала и лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, а единственным видом деятельности ООО «ТНР» является оказание услуг по транспортировке тепловой энергии в пользу ПАО «Т Плюс», которому присвоен статус Единой теплоснабжающей организацией на территории Кировского района, с использованием имущества (сетей и ЦТП), ранее принадлежащего ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК». ООО «ТНР» деятельность осуществляет номинально, полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ТНР» фактически осуществляет ПАО «Т Плюс», отбор контрагентов для ООО «ТНР» осуществляет ПАО «Т Плюс», обслуживание, содержание и эксплуатацию теплосетевого имущества, принадлежащего ООО «ТНР», осуществляет ООО «ПСК».

Комиссия полагает, что любое включение номинального промежуточного звена в существующую цепочку теплоснабжения потребителей неизбежно создает правовую возможность для последующего увеличения расходов и, соответственно, к росту платы за тепло для потребителя ввиду следующего.

В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.

С учетом изложенных норм, передача теплосетевого имущества другому юридическому лицу (ООО «ТНР») с целью последующего его номинального вовлечения в цепочку теплоснабжения потребителей создает возможность для формирования дополнительных затратх, которые ранее не могли учитываться, как минимум – в размере расходов на оплату труда административно-управленческого персонала и общехозяйственных расходов, а также дополнительной прибыли, учитываемой в необходимой валовой выручке ООО «ТНР» по услугам передачи тепловой энергии.

После вовлечения ООО «ТНР» в цепочку теплоснабжения потребителей расходы на передачу тепловой энергии оплачиваются ПАО «Т Плюс» по тарифу, установленному для ООО «ТНР», включающему в себя расходы на содержание имущества, принадлежащего ранее ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» (расходы на сырье, материалы, расходы на амортизацию, электроэнергию, на услуги сторонних организаций, налоговые выплаты и т.д.), а также расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, отчисления на социальные нужды, общехозяйственные расходы и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что номинальное (т.е. без намерения реальной самостоятельной деятельности) вовлечение ООО «ТНР» в отношения, связанные с теплоснабжением потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, в границах которой функционирует источник тепловой энергии – Пермская ТЭЦ-14, принадлежащий ПАО «Т Плюс», создает возможность к увеличению тарифной нагрузки для конечного потребителя.

Технологической или организационной необходимости передачи имущества в собственность ООО «ТНР» из материалов дела не усматривается, поскольку свою деятельность ООО «ТНР» осуществляет с использованием имущества, которое ранее принадлежало ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК», с содержанием которого данные организации справлялись ранее собственными силами. ООО «ТНР»  не совершало действий направленных на получение лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов. Иного в материалы дело не представлено.

В целях исследования вопросов, касающихся целесообразности вовлечения ООО «ТНР» в цепочку теплоснабжения потребителей и возможным последствиям такого вовлечения на рост тарифной нагрузки для конечного потребителя, Комиссия запросило мотивированное мнение у ООО «Аудиторская фирма «Инвест-Аудит». Указанная организация является действительным членом Экспертного совета по применению законодательства в сфере тарифного регулирования, созданного при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.

Из представленного в материалы дела письменного мнения ООО «Аудиторская фирма «Инвест-Аудит» (исх. №364 от 10.05.2018 / вх. № 006329 от 11.05.2018 г.) следует, что включение дополнительного промежуточного звена в цепочку отношений по теплоснабжению потребителей, в виде вовлечения нового юридического лица (ООО «ТНР»), без исключения из структуры взаимоотношений по теплоснабжению прежних лиц (ООО «ПСК», ПАО «Т плюс»), неизбежно приводит к увеличению совокупной доли расходов, как минимум в форме затрат на административно-управленческий персонал и на общехозяйственные расходы, и к увеличению размера прибыли, закладываемой в тарифы.

По мнению ООО «Аудиторская фирма «Инвест-Аудит», экономическая обоснованность расходов при установлении тарифа на передачу тепловой энергии для потребителей в зоне теплоснабжения ПТЭЦ-14 с точки зрения итоговой тарифной нагрузки для конечного потребителя является сомнительной в связи с тем, что свою деятельность ООО «ТНР» осуществляет с использованием имущества, которое ранее принадлежало ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК», с содержанием которого ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» справлялись самостоятельно. Передача данного имущества другому юридическому лицу повлечет дополнительные затраты, которых ранее не было, как минимум в размере расходов на оплату труда административно-управленческого персонала и общехозяйственных расходов, а также дополнительную прибыль, учитываемую в необходимой валовой выручке ООО «ТНР» по услугам передачи тепловой энергии.

Кроме того, при рассмотрении дела Комиссией установлено, а представителями ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» подтверждено, что включить мероприятия по модернизации ЗТУ и установке в жилищном фонде Кировского района г. Перми индивидуальных тепловых пунктов в свои инвестиционные программы не представлялось возможным. В качестве причины такой невозможности является отрицательный баланс ООО «ПСК» и ПАО «Т Плюс», а также наличие значительного объема мероприятий, включенных в собственные инвестиционные программы.

Включить данные мероприятия в инвестиционную программу было возможным только при вовлечении ООО «ТНР» в теплосетевую деятельность.

При этом из материалов дела следует, что реализацией мероприятий, содержащихся в инвестиционной программе ООО «ТНР», данное общество самостоятельно не занималось. Инвестиционная программа ООО «ТНР» предполагала выполнение комплексов работ по реконструкции и замене тепловых сетей, установку ИТП в домах, включенных в программу и т.д.

Для осуществления выполнения вышеуказанных задач ПАО «Т Плюс» привлекало сторонние организации, которые оформляли договорные отношения с ООО «ТНР». В связи с отсутствием возможности контроля со стороны ООО «ТНР» за исполнением оформленных договоров с подрядчиками, значительная часть работ подрядчиками выполнена не была. Данный факт подтверждается объяснениями (...) (с 01.08.2014 – генеральный директор ООО «ТНР», с 01.11.2014 по 30.06.2017 – управляющий директор ООО «ТНР») от 29.11.2017 года данными заместителю начальника отдела по борьбе с коррупцией УЭБ и ПК ГУ МВД России по Пермскому краю полковнику полиции (...) и подтвержденными при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что единственной целью совершения вышеописанных последовательных действий группы лиц по искусственному вовлечению ООО «ТНР» в цепочку теплоснабжения потребителей Кировского района г. Перми являлось создание ситуации, при которой формируется возможность для неосновательного обогощения ПАО «Т Плюс» за счет неопределенного круга потребителей тепловой энергии Кировского района г. Перми и бюджета города Перми.

В силу ст.ст. 22, 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства РФ, в том числе по предупреждению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства.

Под конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под товарным рынком в силу п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Под доминирующим положением в силу п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции понимается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу требований ст. 9 Закона о защите конкуренции ПАО «Т Плюс», ООО «ПСК» и созданное ими ООО «ТНР» являются группой лиц.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях (далее – Закон о естественных монополиях), услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Закона о естественных монополиях).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, – признаётся доминирующим. В силу приведенной нормы Закона о защите конкуренции товарный рынок в части услуг по передаче тепловой энергии отнесен к состоянию естественной монополии.

С учетом изложенных норм, хозяйствующий субъект, действующий на этом рынке, обладает доминирующим положением в силу закона.

Группа лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «ПСК» и ООО «ТНР», осуществляя деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии в Кировском районе города Перми, является субъектом естественной монополии, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Её положение признается доминирующим на рынке передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Руководствуясь частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, для признания в действиях доминирующего хозяйствующего субъекта факта нарушения антимонопольного законодательства по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции достаточно лишь возможности наступления негативных последствий совершенного нарушения для неопределенного круга потребителей.

Как следует из Определения Верховного суда Российской Федерации по делу
№ А64-2941/2016 от 20.12.2017 г.,
для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции после 05.01.2016) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Из рассмотренных выше обстоятельств усматривается, что действия группы лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «Пермская сетевая компания» и ООО «Т Плюс новые решения» по искусственному вовлечению в цепочку теплоснабжения потребителей Кировского района г. Перми номинального (для вида) звена ООО «ТНР», путем осуществления последовательных действий в виде:

  • создание юридического лица ООО «ТНР» и вовлечение его в качестве посредника в систему теплоснабжения;
  •  передача полномочий единоличного исполнительного органа ООО «ТНР» в ПАО «Т Плюс»;
  • передача от ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» в собственность ООО «ТНР» теплосетевого имущества, используемого до этого в собственной операционной деятельности в целях осуществления теплоснабжения в зоне теплоснабжения ПТЭЦ-14 и обслуживаемого ООО «ПСК»;
  •  отсутствие со стороны ООО «ТНР» действий направленных на получение лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов;
  •  совершение действий, способствующих последующему утверждению для ООО «ТНР» инвестиционной программы, предусматривающей выполнение мероприятий по модернизации ЗТУ и установке в жилищном фонде Кировского района г. Перми ИТП;
  • совершение действий, способствующих последующему утверждению для ООО «ТНР» тарифа на транспортировку тепловой энергии, с использованием полученного от ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» теплосетевого имущества ЗТУ, с формированием возможности последующего учета в тарифе расходов, связанных с эксплуатацией теплосетевого имущества и выполнением мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой;
  • сохранение ООО «ПСК» в системе теплоснабжения в зоне действия ПТЭЦ-14 и продолжение осуществления ООО «ПСК» действий по возмездному эксплуатационному содержанию теплосетевого имущества ЗТУ, находящегося на балансе у ООО «ТНР»;
  •  формирование возможности для включения в состав тарифа ПАО «Т Плюс» стоимости транспортировки тепловой энергии с использованием теплосетевого имущества ООО «ТНР», в том числе затрат, связанных с обслуживанием указанного теплосетевого имущества,

в отсутствие необходимых организационных, технологических и экономических предпосылок, с целью возможности увеличения тарифа на тепловую энергию у ПАО «Т Плюс», утверждения инвестиционной программы, связанной с выполнением мероприятий по установке ИТП и формированием возможности включения в тариф затрат на реализацию данных мероприятий, а также совокупного увеличения, необоснованного экономическими и технологическими предпосылками, дохода группы лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «Пермская сетевая компания» и ООО «Т Плюс новые решения» за счет потребителей тепловой энергии Кировского района города Перми и бюджета города Перми, что приводит или может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей - жителей Кировского района г. Перми, противоречит требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и является злоупотреблением доминирующим положением.

Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела № 657-17-А о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, считает, что доводы группы лиц об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать вышеописанные действия группы лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «Пермская сетевая компания» и ООО «Т Плюс новые решения» как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Основания для прекращения рассмотрения дела 657-17-А отсутствуют.
  2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» совершенные последовательные действия группы лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «Пермская сетевая компания», ООО «Т Плюс новые решения», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем искусственного вовлечения номинальной теплосетевой организации (ООО «ТНР») в отношения, связанные с теплоснабжением потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, в границах которой функционирует источник тепловой энергии – Пермская ТЭЦ-14, принадлежащий ПАО «Т Плюс», в целях возможности получения неосновательного обогащения группы лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «Пермская сетевая компания» и ООО «Т Плюс новые решения» за счет неопределенного круга потребителей тепловой энергии Кировского района г. Перми и бюджета города Перми.
  3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства: группе лиц в составе ПАО «Т Плюс», ООО «Пермская сетевая компания», ООО «Т Плюс новые решения», в течение 6 (шести) месяцев со дня получения предписания прекратить нарушение ею части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: принять меры, направленные на восстановление ситуации, существовавшей до совершенного нарушения, в том числе путем исключения ООО «ТНР» из отношений, связанных с теплоснабжением потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, в границах которой функционирует источник тепловой энергии – Пермская ТЭЦ-14, принадлежащий ПАО «Т Плюс».
  4. Передать материалы из настоящего дела в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю для проведения соответствующей проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства РФ.

 

 

Председатель комиссии:

Н.А. Хаснуллин

 

 

Члены комиссии:

И.И. Бишова

 

 

Е.В. Самарина

 

 

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны