Решение и предписание по делу № 1004-10-А в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
05.03.2011
Управление:
Пермское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование

версия для печати

предписание

 
 

РЕШЕНИЕ по делу № 1004-10-А

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2011 года

В полном объеме Решение изготовлено 05 марта 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю  (далее –  Комиссия) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <*>

рассмотрев дело № 1004-10-А в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (614068, г.Пермь, ул.Ленина, 77) и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (614000, г.Пермь, ул.Промышленная, 85) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении, поддержании с октября по декабрь 2010 года (включительно) монопольно высоких цен на моторное топливо (автомобильные бензины марок Аи-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98 всех модификаций и дизельное топливо всех марок) в территориальных границах Пермского края, возбужденное по инициативе Управления.

в присутствии представителей:

от ООО «ЛУКОЙЛ-Пемнефтепродукт»: <*>, <*>, <*> (доверенности имеются в материалах дела)

от ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»: <*>, <*>,<*> (доверенности имеются в материалах дела)

Заседания комиссии по рассмотрению дела № 1004-10-А состоялись: 17.01.2011г. заседание отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, 11.02.2011г. комиссией объявлен перерыв в заседании для анализа вновь представленных документов и информации, 18.02.2011г.

УСТАНОВИЛА:

С ноября 2010 года до настоящего времени в адрес Пермского УФАС России поступают письменные и устные жалобы граждан и юридических лиц на необоснованное повышение розничных цен на моторное топливо (автомобильные бензины и дизельное топливо) в том числе: ОАО «Пермский свинокомплекс» (вх. № 16501-10 от 14.12.2010г.), <*> (вх.№ 16463-10 от 14.12.2010), <*> (вх. № 16705-10 от 17.12.2010), <*> (вх. № 16659-10 от 17.12.2010), <*> (вх. № 16927-10 от 22.12.2010), <*> (вх. № 16884-10 от 22.12.2010), <*> (вх. № 16986-10 от 23.12.2010), <*> (вх. № 0013-11 от 11.01.2011), <*> (вх. № 0123-11 от 11.01.2011), <*> (вх. № 0620-11 от 19.01.2011), <*> (вх. № 0794-11 от 24.01.2011), <*> (вх. № 0982-11 от 27.01.2011).

Примечание. Моторное топливо (автомобильные бензины марок Аи-80, Аи-92, Аи-95 всех модификаций и дизельное топливо всех марок) – далее по тексту: моторное топливо, автомобильные бензины, дизельное топливо.

Автомобильные бензины и дизельное топливо – смеси жидких углеводородов с неуглеводородными примесями, используемые в качестве топлив для двигателей (моторное топливо).

Согласно ОКП бензины автомобильные (код ОКП 02 5112, код ОКДП 2320212) и топливо дизельное (код ОКП 02 5130, код ОКДП 2320230) относятся к группе светлых нефтепродуктов (код ОКП 02 5100) подкласса нефтепродукты (код 02 5000).

Потребители моторного топлива – владельцы автотранспортных средств приобретают моторное топливо для личного потребления или профессионального использования (не для перепродажи) в соответствии с его:

а)         функциональным назначением в зависимости от типа двигателя автомобиля:

-          для двигателей с принудительным воспламенением – автомобильные бензины;

-          для двигателей с воспламенением от сжатия – дизельное топливо;

б)         техническими характеристиками, в том числе эксплуатационными показателями.

Таким образом, выбор владельцев автотранспортных средств того или иного вида моторного топлива предопределен техническими характеристиками двигателя транспортного средства.

Физические и юридические лица жалуются на ущемление их интересов, вследствие злоупотребления доминирующим положением предприятий группы ЛУКОЙЛ в части установления необоснованно высокой цены на моторное топливо.

В частности, ОАО «Пермский свинокомплекс» указывает, что ежедневно на предприятии находится в работе 45 единиц техники, включая автобусы и тракторы. Для стабильной работы предприятия ежемесячно расходуется АИ-80 – 24 тонны, АИ-92 – 15 тонн, ДТ 50 тонн. В связи с удорожанием моторного топлива, затраты предприятия возросли на 30-40% и, с учетом сложившейся во 2 половине 2010 года ситуацией на продовольственном рынке, могут повлечь необратимые процессы в сохранении поголовья скота и сохранении объемов производства и реализации свинины.

<*>, осуществляющий перевозки пассажиров автобусами, указывает, что повышение цены на дизельное топливо может привести к банкротству его предприятия и прекращению деятельности.

В целях рассмотрения указанных заявлений и осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (далее ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС») и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (далее ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП») была запрошена информация об объемах и ценах закупа сырой нефти; об объемах и ценах оптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива; об объемах и ценах закупа автомобильных бензинов и дизельного топлива; об объемах и ценах розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива за период с января 2009 года по декабрь 2010 года (включительно).

Проанализировав представленную информацию и с учетом имеющейся в Управлении информации о ценах на нефтепродукты (согласно задания Федеральной антимонопольной службы России от 17.12.2007г. № ЦА/24704 Пермское УФАС России проводит еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты) было установлено следующее.

За период с сентября 2010 года по декабрь 2010 года (включительно) цена одной тонны автомобильных бензинов и дизельного топлива по данным ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» (вх. №1187-11 от 31.01.2011 и вх. № 1736-11 от 10.02.2011) составила:

Дата

Цена оптовой реализации моторного топлива

ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» для ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП»,

рублей за тонну

АИ-80

АИ-92

АИ-95

ДТ ЕВРО

ДТ ЭКТО

сентябрь 2010

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

октябрь 2010

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

 

 

 

<*>

<*>

ноябрь 2010

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

декабрь 2010

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Процент увеличения оптовой цены моторного топлива в декабре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года

4,89%

 

3,14%

 

0,91%

 

49,14%<*>

42,26%<*>

54,61%<**>

52,09%<**>

В связи с тем, что в сентябре 2010 года реализовывалось только дизельное топливо с.С, а в декабре 2010 года дизельное топливо 2 и 3 классов:

<*> - сравнивались цены ДТ кл.2 в декабре 2010 года с ценами ДТ с.С в сентябре 2010 года;

<**>- сравнивались цены ДТ кл.3 в декабре 2010 года с ценами ДТ с.С в сентябре 2010 года.

За тот же период (с сентября 2010 года по декабрь 2010 года (включительно) цена реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива по данным мониторинга цен на нефтепродукты, проводимого на основании данных ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» составила:

Дата изменения цены

Цена розничной реализации моторного топлива

ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» в границах Пермского края,

рублей за литр

АИ-80

АИ-92

АИ-95

ДТ ЕВРО

ДТ ЭКТО

06.09.2010

19,50

22,80

24,50

18,80

19,10

25.10.2010

19,80

23,10

24,80

19,10

19,40

08.11.2010

19,80

23,10

24,80

20,10

20,40

22.11.2010

19,80

23,10

24,80

20,90

21,20

06.12.2010

19,80

23,30

24,80

22,00

22,30

20.12.2010

20,00

23,30

25,10

23,90

24,20

27.12.2010

20,00

23,30

25,10

23,90

24,20

Процент увеличения розничной цены моторного топлива в декабре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года

2,56%

2,19%

2,45%

27,13%

26,70%

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1)         цены оптовой реализации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на автомобильные бензины АИ-80, АИ-92, АИ-95 в декабре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года возросли соответственно на 4,8%, 3,1%, 0,9%; цены розничной реализации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» на автомобильные бензины АИ-80, АИ-92, АИ-95 в декабре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года возросли соответственно на 2,6%, 2,2%, 2,5%.

2)         цены оптовой реализации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на дизельное топливо в декабре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года возросли соответственно на ДТ ЕВРО на 49,1% - 54,6%, на ДТ ЭКТО на 42,3% - 52,1%; цены розничной реализации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» на дизельное топливо в декабре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года возросли соответственно на ДТ ЕВРО на 27,1%, на ДТ ЭКТО на 26,7%.

Таким образом, выявлены признаки злоупотребления ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» и ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» доминирующим положением, результатом которого является или может явиться ущемление интересов владельцев автотранспортных средств Пермского края вследствие установления, поддержания монопольно высокой цены на автомобильные бензины и дизельное топливо.

Примечание. На территории Пермского края реализуется низкооктановый автомобильный бензин (с октановым числом не менее 80 по ИМ): АИ–80 (нормаль), высокооктановые автомобильные бензины (с октановым числом 82,5–88 по ММ, 91–98 по ИМ): АИ–92 (различных модификаций), АИ–95 (различных модификаций), АИ–98 (различных модификаций), маловязкое дизельное топливо для быстроходных двигателей с воспламенением от сжатия (различных марок). Однако в связи с тем, что ответчик по настоящему делу - ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» не производит высокооктановый автомобильный бензин АИ–98 (различных модификаций), а с АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» реализуется автомобильный бензин АИ–98 производства ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», в настоящем деле оценка положения на рынке оптовой реализация данной марки автомобильного бензина не проводилась.

В обоснование повышения розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо в октябре – декабре 2010 года ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» (вх. № 1322-11 от 02.02.2011г. и вх. № 1791-11от 11.02.2011г.) указывает следующее

1)         цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом рынке и приводит данные мониторинга информационного центра «Кортес» и мониторинга предприятий группы ЛУКОЙЛ, в том числе ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» проанализированы цены, сложившиеся с 30.09.2010г. по 03.02.2011г. на территории Пермского края, города Москвы, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Коми, Удмуртской Республики, Нижегородской, Свердловской, Кировской и Челябинских областях, указывая, что рынок города Москвы – территория с развитым конкурентным рынком.

2)         установленные ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» цены не превышали сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли;

3)         высокий уровень затрат Общества на протяжении 2010 года и рост расходов в IV кв. 2010 года по сравнению с 9 мес. 2010 года;

4)         рост оптовых цен на нефтепродукты;

5)         рост спроса на нефтепродукты в связи с ожидаемым ростом акцизов с января 2011 года и изменениями в Техническом регламенте;

6)         рост спроса на качественные нефтепродукты в связи с обновлением транспортного парка автомобилей.

В обоснование повышения оптовых цен на дизельное топливо в октябре – декабре 2010 года ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» (вх. № 1790-11 от 11.02.2011г.) указывает на следующие факторы, повлиявшие на изменение условий обращения товара на рынке, в том числе:

1)         рост мировых котировок нефти и дизельного топлива и, как следствие – рост эффективности экспорта;

2)         повышенный спрос в связи с:

-          ужесточением экологических требований к выпускаемым на внутренний рынок нефтепродуктам, что вынудило некоторых производителей сократить продажи  и увеличить экспорт (и, как следствие, увеличение спроса на выпускаемое ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» моторное топливо);

-          ожиданием роста акциза (рост ставки акциза с 2011 года);

-          с увеличением экспортной пошлины;

3)         цены оптовой реализации выросли на всех НПЗ на территории Российской Федерации и соответствовали уровню цен, установившимся на бирже.

Заслушав объяснения ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» и ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП», рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее:

На протяжении длительного периода Пермское УФАС России проводит оценку состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в границах Пермского края. В 2007-2009 годах наибольшую долю на рынке розничной реализации моторного топлива имеет ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП». Ниже приведены доли ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» для дизельного топлива и различных марок бензина автомобильного за период с 2007 по 2009 годы.

Доля ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» на рынках розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива за 2007-2008 годы, %

Год

АИ-80

АИ-92

АИ-95

ДТ

2007

77,45

74,47

79,76

81,67

2008

74,25

68,37

73,58

75,45

2009

67,93

66,17

73,87

73,27

Таким образом, на рынках розничной реализации автомобильных бензинов (АИ-80, АИ-92, АИ-95) и дизельного топлива ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» занимает доминирующее положение.

Приказом от 31.01.2007г. № 29-п ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Реестр), по виду деятельности Розничная реализация бензина автомобильного через АЗС (код по ОКВЭД 50.50) с долей более 50%.

В соответствии с представленной информацией (вх. № 1139-11 от 31.01.2011) ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» в границах Пермского края реализует моторное топливо оптом с нефтебаз и в розницу с АЗС. Реализуемые в границах Пермского края автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» приобретает у ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» (вх. №15486-10 от 25.11.2010 и вх. № 0093-11 от 11.01.2011).

Таким образом, на территории Пермского края зависимость рынка оптовой реализации моторного топлива от рынка розничной реализации моторного топлива предопределена действующими на территории Пермского края предприятиями ВИНК ЛУКОЙЛ, деятельность которых охватывает ряд последовательных стадий процесса производства (обработки, переработки) и обращения, продукция каждой из которых может рассматриваться в качестве товара на соответствующем товарном рынке: производство моторного топлива —> оптовая реализация моторного топлива —> розничная реализация моторного топлива.

Решением комиссии по делу № 171/172-09-А от 10.06.2009 ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП», занимающее доминирующее положение на рынке розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива в территориальных границах Пермского края, признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления, поддержания с ноября по декабрь 2008 года монопольно высоких цен на автомобильные бензины марок Аи-80, Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо в территориальных границах Пермского края.

ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» выдано предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива в территориальных границах Пермского края и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.

Решение и предписание ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» обжаловало, но судами трех инстанций оставлено в силе (дело № А50-22622/2009).

В период с сентября 2010 года по декабрь 2010 года (включительно) установленные ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» цены не превышали сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли.

Установление ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» цен на моторное топливо, не превышающих сумму необходимых для производства и реализации указанных товаров расходов и прибыли, в том числе продиктовано исполнением предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, выданного ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» 10 июня 2009 года Пермским УФАС России на основании своего решения по делу № 171/172-09-А.

Кроме того, как следует из информации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» (вх. № 1140-11 от 31.01.2011) повышение цен на автомобильные бензины и дизельное топливо связано с повышением оптовых цен.

Проанализировав информацию о среднемесячных закупочных ценах ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на сырую нефть вх. №0491-11 от 17.01.2011) и среднемесячных ценах оптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива (вх. № 1187-11 от 31.01.2011) за период с января 2009 года по декабрь 2010 года (включительно) комиссия установила следующее.

Наибольшая цена закупа сырой нефти была установлена в июне 2009 года – <*> рублей за тонну.

Цена оптовой реализации автомобильных бензинов в июне 2009 года составила:

для АИ-80 – <*> руб/тн,

для АИ-92 – <*> руб/тн,

для АИ-95 – <*> руб/тн.

Цена оптовой реализации дизельного топлива в июне 2009 года составила:

для ДТ ЕВРО – <*> руб/тн,

для ДТ ЭКТО – <*> руб/тн.

Цена закупа сырой нефти в октябре, ноябре, декабре 2010 года составила соответственно: <*> рублей за тонну, <*> рублей за тонну, <*> рублей за тонну.

Цена оптовой реализации автомобильных бензинов в октябре, ноябре, декабре 2010 года составила соответственно:

для АИ-80:     <*> руб/тн, <*> руб/тн, <*> руб/тн;

для АИ-92:     <*> руб/тн, <*> руб/тн, <*> руб/тн;

для АИ-95:     <*> руб/тн, <*> руб/тн, <*> руб/тн.

Цена оптовой реализации дизельного топлива в июне 2009 года составила:

для ДТ ЕВРО:            <*> руб/тн, <*> руб/тн, <*> руб/тн,

для ДТ ЭКТО:           <*> руб/тн, <*> руб/тн, <*> руб/тн.

Таким образом, цена закупа сырой нефти в октябре, ноябре, декабре 2010 года не превышает цену закупа сырой нефти в июне 2009 года, тогда как цена оптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в октябре, ноябре, декабре 2010 года намного выше цены оптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в июне 2009 года.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2010 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

Из смысла данной нормы необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

-          наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

-          злоупотребление доминирующим положением на данном рынке.

I. Установление доминирующего положения ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на оптовом рынке моторного топлива.

В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 26.07.2010 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В рамках рассмотрения настоящего дела был проведен Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива (автомобильных бензинов и дизельного топлива) в границах Пермского края от 18.02.2011 (далее Анализ).

Продуктовые границы рынка производства и оптовой реализации моторного топлива определены следующими товарными группами нефтепродуктов, используемыми в качестве моторных топлив: автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 и топливо дизельное.

Географические границы рынка производства и оптовой реализации моторного топлива определены на основании установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» в границах Пермского края реализует оптом моторное топливо только ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП».

На рынке производства и оптовой реализации моторного топлива в границах Пермского края в соответствии с имеющейся информацией действует один продавец ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» и один покупатель – ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП».

ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» и ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» входят в вертикально интегрированную нефтяную компанию ОАО НК «ЛУКОЙЛ» (далее ВИНК ЛУКОЙЛ).

Региональной особенностью рынка производства и оптовой реализации моторного топлива на территории Пермского края, влияющей на условия обращения товара и состояние конкурентной среды на данном рынке является высокий рыночный потенциал группы лиц ВИНК ЛУКОЙЛ, обусловленный общей сбытовой и ценовой политикой предприятий, входящих в ВИНК ЛУКОЙЛ и взаимосвязью рынка оптовой и рынка розничной реализации моторного топлива в границах Пермского края.

Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической основе ряда ряд последовательных стадий процесса производства (обработки, переработки) и обращения, продукция каждой из которых может рассматриваться в качестве товара на соответствующем товарном рынке.

Особенность положения («рыночная сила») вертикально-интегрированные нефтяных компаний (далее ВИНК) определяется наличием единой инфраструктуры и возможностью маневра (капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции), что способствует сокращению удельных затрат в производстве и приводят к росту сбыта и прибыли.

ВИНК имеет конкурентные преимущества перед предприятиями и фирмами специализированного типа, так как такое положение позволяет им повысить эффективность функционирования компаний и их выживаемость в конкурентной борьбе. Преимуществом ВИНК является сбалансированность сбыта.

Факторы, влияющие на высокий рыночный потенциал группы лиц ВИНК ЛУКОЙЛ на оптовом рынке в границах Пермского края:

1)         на территории Пермского края осуществляет деятельность крупное нефтеперерабатывающее предприятие – ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС», входящее в группу предприятий ВИНК ЛУКОЙЛ.

2)         ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» в границах Пермского края реализует моторное топливо оптом только ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» (ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» также входит в группу компаний ВИНК ЛУКОЙЛ);

3)         ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» приобретает моторное топливо у ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» не только железнодорожными цистернами, но и по нефтепроводу (на нефтебазу «Пермская»), что значительно сокращает транспортные издержки;

4)         ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации моторного топлива и Приказом от 31.01.2007г. № 29-п внесено в Реестр по виду деятельности Розничная реализация бензина автомобильного через АЗС (код по ОКВЭД 50.50) с долей более 50%.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» приказом Прикамского МАП РФ № 101-п от 10.03.2000 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. На настоящее время с учетом изменений, внесенных приказами Пермского УФАС России № 478-п от 23.12.2008 и № 126-п от 24.03.2009 ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» включено в Реестр по производству, в том числе, светлых нефтепродуктов ОКП 02 5100, к которым относятся автомобильные бензины и дизельное топливо с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Внесение в Реестр ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» не обжаловало. В 2009 году ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» обращалось в адрес Пермского УФАС России с заявлением (вх. № 258 от 06.02.2009) о внесении изменений в Реестр и с заявлением (вх. № 0-1070 от 01.04.2010) об ознакомлении с документами на основании которых ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» включено в Реестр. Такая возможность обществу была предоставлена, кроме того, Пермское УФАС России направило в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» письмо (исх. № 3929-10 от 18.05.2010), в котором, в частности, просило в случае, если ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» считает, что на территории Пермского края по каким либо позициям, указанным в приложении к Приказу Пермского УФАС России от 24.03.2009г. № 126-п, ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» не занимает долю более 65% на территории Пермского края представить доказательства того, что положение ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» не может быть признано доминирующим либо доказательства иной доли (Такими доказательствами могут быть: заключения специалистов независимых организаций, экспертные оценки, данные маркетинговых исследований и др.). Ответ по данному вопросу от ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» в адрес Пермского УФАС России до настоящего времени не представлен.

Моторное топливо, произведенное ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС», в границах Пермского края реализует ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП» (вх № 11174-10 от 03.09.2010).

На момент рассмотрения дела Управление располагает информацией Пермьстата об объемах реализации моторного топлива в границах Пермского края, об объемах ввоза моторного топлива на территорию Пермского края и об объемах вывоза моторного топлива с территории Пермского края.

Примечание. Информация об объемах реализации моторного топлива, представленная Пермьстатом совпадает с информацией об объемах производства и реализации на внутренний рынок моторного топлива Пермского края ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» (вх. №1187-11 от 31.01.2011).

На основании вышеизложенного в Анализе, проведенном в рамках настоящего дела, объем рынка был определен как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию.

Согласно информации, представленной Пермьстатом (вх. № 17277-10 от 29.12.2010) объем реализации в Пермском крае в 2009 году автомобильных бензинов составляет <*> тонны, дизельного топлива – <*> тонны. Объем ввоза моторного топлива на территорию Пермского края составляет в 2009 году для автомобильных бензинов – <*> тонн, для дизельного топлива – <*> тонны.

Таким образом, объем рынка в 2009 году составил для автомобильных бензинов –<*> тонн, для дизельного топлива – <*> тонн, доля ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива в границах Пермского края в 2009 году составляла для автомобильных бензинов –74,6%, для дизельного топлива – 82,9%.

Пермское УФАС России длительный период ведет наблюдение за рынком производства и оптовой реализации моторного топлива и можно отметить, что положение ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на данном рынке стабильно.

Согласно информации, представленной Пермьстатом (вх. № 8964-09 от 29.07.2009) объем реализации моторного топлива в Пермском крае в 2008 году автомобильных бензинов составляет <*> тонн, дизельного топлива – <*> тонны. Объем ввоза моторного топлива на территорию Пермского края составляет в 2008 году для автомобильных бензинов – <*> тонн, для дизельного топлива – <*> тонны.

Таким образом, объем рынка в 2008 году составил для автомобильных бензинов –<*> тонн, для дизельного топлива – <*> тонн, доля ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива в границах Пермского края в 2009 году составляла для автомобильных бензинов –75,6%, для дизельного топлива – 80,7%.

Информация, представленная Пермьстатом (вх. № 0643-10 от 20.01.2011) об объемах реализации моторного топлива подтверждает стабильность положения ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива на территории Пермского края (в Пермском крае в 2010 году реализовано автомобильных бензинов – <*> тонны, дизельного топлива – <*> тонн).

Решением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28 октября 2008 года о признании ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» коллективно доминирующими на оптовом рынке нефтепродуктов в границах Российской Федерации.

Признание коллективного доминирования на рынке оптовой реализации нефтепродуктов в границах Пермского края не исключает того, что на каждой отдельной части территории, входящей в состав выбранного географического сегмента, участники коллективного доминирования могут иметь различное соотношение долей, связанное с реальными объемами поставок на этот сегмент рынка. Сегментирование рынка не исключает доминирование одного из хозяйствующих субъектов внутри географического рынка, определенного для коллективного доминирования. При сегментировании рынка может рассматриваться наименьшая территория, на которой продавец может действовать без учета поведения конкурентов. Тем более, что другие вертикально-интегрированные нефтяные компании на территории Пермского края отсутствуют.

II. Доказательство установления монопольно высокой цены.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

-          путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Наличие конкурентного сопоставимого рынка.

По информации Федеральной антимонопольной службы территория Российской Федерации в значительной степени поделена крупнейшими вертикально-интегрированными компаниями (ВИНКами) на зоны влияния – так называемые «регионы присутствия», и практически во всех регионах уровень конкуренции как на розничных рынках, так и на рынках оптовой реализации недостаточный (Решение ФАС России от 28.10.2008 подтверждено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 № 16678/09).

Таким образом, с учетом разделения территории Российской Федерации на зоны влияния вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, для Пермского края сопоставимых конкурентных рынков производства и оптовой реализации моторного топлива нет.

Изменение состава продавцов или покупателей товара.

На протяжении всего рассматриваемого периода 2009 – 2010 годы состав продавцов или покупателей моторного топлива на рынке производства и оптовой реализации Пермского края не изменился, неизменными также остаются отношения между организациями ВИНК ЛУКОЙЛ (ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» и ООО «ЛУКОЙЛ-ПНП»).

Изменение условий обращения товара на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива в границах Пермского края.

За рассматриваемый период не произошло изменений условий обращения товара на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива в границах Пермского края, в том числе обусловленных мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование: не произошло изменения в исчислении или ставках акцизов (акцизы были повышены с января 2011 года). Также на протяжении длительного времени не менялись принципы расчета и ставки налогов (НДС и налога на прибыль).

Цена на моторное топливо, устанавливаемая ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

НПЗ ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» производит (вх. № 1738-11 от 10.02.2011) следующие виды моторного топлива:

-          бензин автомобильный Нормаль-80;

-          бензин автомобильный Регуляр ЕВРО-92 (вид I, вид II)

-          бензин автомобильный Премиум ЕВРО-95 (вид I, вид II)

-          топливо дизельное ЕВРО, класс 1 (вид II, вид III); класс 2 (вид II); класс 3 (вид II); класс 4 (вид II, вид III);

-          топливо дизельное ЕВРО, сорт С (вид II, вид III), сорт Е (вид III);

-          топливо дизельное ЭКТО, класс 1 (вид I вид II, вид III); класс 2 (вид I); класс 3 (вид I); класс 4 (вид II, вид III);

-          топливо дизельное ЭКТО, сорт С (вид I);

-          топливо дизельное ЭКТО Diesel, класс 1 (вид II); класс 2 (вид II); класс 3 (вид II); класс 4 (вид II);

-          топливо дизельное ЭКТО Diesel, сорт С (вид I, вид II).

Выход из одной условной тонны нефти, переработанной на ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» по факту (вх. № 1738-11 от 10.02.2011) за период с января по декабрь 2010 года (включительно) автомобильных бензинов (всего) составил 142,34 кг или 14,23%; дизельного топлива (всего) 301,36 кг или 30,1% от общего выхода нефтепродуктов, в том числе:

Выход нефтепродуктов из одной условной тонны нефти составляет

 

%

кг

Топливо дизельное ЕВРО

27,92

279,23

Топливо дизельное ЭКТО

2,21

22,12

Бензин автомобильный АИ-80

1,08

10,85

Бензин автомобильный АИ-92

8,56

85,58

Бензин автомобильный АИ-95

4,59

45,91

Таким образом, выход автомобильных бензинов и дизельного топлива из одной тонны нефти составляет 44,36% (30,13% дизельного топлива и 14,23% автомобильных бензинов).

Всего ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» закупило в 2009 году <*>тонн сырой нефти на сумму <*> млн рублей; в 2010 году <*>млн тонн сырой нефти на сумму <*> млн рублей.

Всего ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» произведено:

-          в 2009 году: <*> млн тонн дизельного топлива и <*> млн тонн автомобильных бензинов;

-          в 2010 году: <*> млн тонн дизельного топлива и <*> млн тонн автомобильных бензинов.

В том числе реализовано на внутренний рынок Российской Федерации:

-          в 2009 году: <*> млн тонн дизельного топлива и <*> млн тонн автомобильных бензинов;

-          в 2010 году: <*> млн тонн дизельного топлива и <*> млн тонн автомобильных бензинов.

Из общего объема реализации на внутренний рынок примерно 50% автомобильных бензинов и дизельного топлива реализуется на рынке Пермского края:

-          в 2009 году: <*> млн тонн дизельного топлива и <*> млн тонн автомобильных бензинов;

-          в 2010 году: <*> млн тонн дизельного топлива и <*> млн тонн автомобильных бензинов;

Объем реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» в Пермском крае в 2009 – 2010 годах.

Вид моторного топлива

Объем реализации в Пермском крае

2009 год

2010 год

тонн

тыс руб

тонн

тыс руб

АИ-80

<*>

<*>

<*>

<*>

АИ-92

<*>

<*>

<*>

<*>

АИ-95

<*>

<*>

<*>

<*>

ДТ ЕВРО

<*>

<*>

<*>

<*>

ДТ ЭКТО

<*>

<*>

<*>

<*>

Валовая прибыль ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» в 2009 году составила <*> рублей чистая прибыль – <*> рублей, за 9 месяцев 2010 года валовая прибыль ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» составила <*> рублей (за этот же период 2009 года – <*> рублей); чистая прибыль – <*> рублей (за этот же период 2009 года – <*> рублей).

Указанная информация показывает, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» стабильно развивающееся предприятие, размер прибыли которого постоянно растет.

Проанализировав информацию, представленную ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» (вх № 11174-10 от 03.09.2010, исх № 1736-11от 10.02.2011) комиссия установила следующее:

-          прибыль (разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью) от реализации автомобильных бензинов в 2010 году возросла по сравнению с 2009 годом для АИ-80 на 17,35%; для АИ-92 на 16,4%, для АИ-95 на 16,52%.

-          прибыль (разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью) от реализации дизельного топлива в 2010 году возросла по сравнению с 2009 годом для ДТ ЕВРО на 25,59%; для ДТ ЭКТО на 27,3%.

ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» в обоснование повышения оптовых цен на моторное топливо ссылается на повышение цен на сырую нефть. Информации о повышении иных затрат при производстве нефтепродуктов ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» не представило.

Цена закупа сырой нефти в среднем в 2009 году для ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» составила 8 305 рублей за тонну. В 2010 году цена сырой нефти составила в среднем по году 8 937 рублей за тонну. То есть в 2010 году цена сырой нефти увеличилась на 7,61% по сравнению с 2009 годом. Рост оптовой цены автомобильных бензинов и дизельного топлива в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил для АИ-80 – 10,32%, для АИ-92 – 16,24%, для АИ-95 – 15,72%, для ДТ ЕВРО – 17,68%, для ДТ ЭКТО – 19,68%.

Согласно информации, представленной ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» (вх. № 1187-11 от 31.01.2011 и вх. № 1736-11 от 10.02.2011), общество использует котловой метод калькулирования себестоимости нефтепродуктов, который предусматривает формирование производственной себестоимости без выделения элементов затрат. Метод не предусматривает распределение коммерческих и управленческих расходов и в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся на финансовый результат. И, соответственно, как указывает ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС», не представляется возможным осуществить корректный расчет рентабельности по отдельным продуктам.

На основании вышеизложенного с учетом того, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» использует котловой метод калькулирования себестоимости нефтепродуктов, а также с учетом того, что выход моторного топлива из 1 тонны сырой нефти составляет 44,36% Комиссия считает целесообразным для доказательства установления монопольно высокой цены оптовой реализации моторного топлива сравнить цены закупа ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» сырой нефти (рублей за тонну) и цены оптовой реализации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» автомобильных бензинов и дизельного топлива (рублей за тонну) в октябре, ноябре, декабре 2010 года с ценой закупа сырой нефти (рублей за тонну) и ценой оптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива (рублей за тонну) в июне 2009 года (как указывалось ранее в июне 2009 года была установлена самая высокая за 2009-2010 годы цена закупа сырой нефти).

Месяц, год

Средняя цена закупа сырой нефти, руб/тн

Средняя цена оптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива, руб/тн

АИ-80

АИ-92,

АИ-95

ДТ ЕВРО

ДТ ЭКТО

Июнь 2009

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Октябрь 2010

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Ноябрь 2010

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Декабрь 2010

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Увеличение ( ), уменьшение (-) цены в октябре 2010 года по сравнению с июнем 2009 года

Октябрь 2010

- 17,44%

16,79%

6,35%

16,02%

19,93%

20,16%

Увеличение ( ), уменьшение (-) цены в ноябре 2010 года по сравнению с июнем 2009 года

Ноябрь 2010

- 16,58%

19,38%

7,96%

16,69%

39,30%

36,17%

Увеличение ( ), уменьшение (-) цены в декабре 2010 года по сравнению с июнем 2009 года

Декабрь 2010

- 12,21%

20,42%

8,90%

17,09%

54,85%

54,28%

Кроме того, установлено, что при повышении закупочных цен на сырую нефть в период с сентября 2010 года по декабрь 2010 года (включительно) на 18,53% цены оптовой реализации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» дизельного топлива выросли на 43,94% для ДТ ЕВРО и на 43,07% для ДТ ЭКТО.

 

сен.10

окт.10

ноя.10

дек.10

Сырая нефть, средняя цена закупа руб/тн

<*>

<*>

<*>

<*>

Увеличение ( ) цены закупа сырой нефти в декабре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года

18,53%

ДТ ЕВРО цена оптовой реализации, руб/тн

<*>

<*>

<*>

<*>

Увеличение ( ) цены оптовой реализации ДТ ЕВРО в декабре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года

43,94%

ДТ ЭКТО цена оптовой реализации, руб/тн

<*>

<*>

<*>

<*>

Увеличение ( ),цены оптовой реализации ДТ ЭКТО в декабре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года

43,07%

Из анализа информации о среднемесячных закупочных ценах ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на сырую нефть вх. №0491-11 от 17.01.2011) и среднемесячных ценах оптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива (вх. № 1187-11 от 31.01.2011) установлено следующее.

При понижении закупочных цен на сырую нефть в период с июня 2009 года по сентябрь 2009 года (включительно) на -39,67% цены оптовой реализации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» дизельного топлива снизились: на -4,45% для ДТ ЕВРО и на -4,12% для ДТ ЭКТО; автомобильных бензинов возросли: на 28,31% для АИ-80, на 10,94% для АИ-92 и на 16,87% для АИ-95.

При понижении закупочных цен на сырую нефть в период с ноября 2009 года по февраль 2010 года (включительно) на -21,09% цены оптовой реализации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» дизельного топлива выросли: на 7,62% для ДТ ЕВРО и на 7,5% для ДТ ЭКТО; автомобильных бензинов выросли: на 0,4% для АИ-80, на 11,82% для АИ-92 и на 4,12% для АИ-95.

При понижении закупочных цен на сырую нефть в период с апреля 2010 года по май 2010 года (включительно) на -25,85% цены оптовой реализации ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» дизельного топлива снизились: на -3,29% для ДТ ЕВРО и на -1,84% для ДТ ЭКТО, автомобильных бензинов выросли: на 4,1% для АИ-80, на 2,17% для АИ-92 и на 5,81% для АИ-95.

Таким образом, при снижении закупочных цен на сырую нефть не только не происходило пропорционального снижения оптовых цен на автомобильные бензины АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо, но и, в некоторых случаях, зафиксировано повышение цены, и, следовательно, период с января 2009 года по май 2010 года не может быть признан периодом добросовестного поведения ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на рынке.

В период с мая 2010 года по сентябрь 2010 года изменение оптовых цен ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на автомобильные бензины АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо происходило пропорционально изменению закупочных цен на сырую нефть.

В указанный период, с мая 2010 года по сентябрь 2010 года (включительно), цена на автомобильные бензины АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо, установленная ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» позволяло обществу получать достаточную прибыль для стабильного функционирования.

Следовательно, этот период взят комиссией как период добросовестного поведения ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на исследуемом рынке.

Обоснования повышения оптовых цен на моторное топливо, представленные ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» (вх. № 1790-11 от 11.02.2011г.) не принимаются комиссией во внимание на основании следующего.

1)         ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» обосновывает рост цен ростом мировых котировок нефти и дизельного топлива и, как следствие, ростом эффективности экспорта.

Комиссия не принимает это во внимание на основании следующего.

ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» большую часть производимого моторного топлива реализует на экспорт, таким образом, рост мировых котировок моторного топлива, и, как следствие – рост эффективности экспорта дает Обществу дополнительную прибыль и данный факт не свидетельствует об изменение условий обращения товара на внутреннем рынке.

2)         ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» обосновывает рост цен повышенным спросом на моторное топливо

Комиссия не принимает это во внимание на основании следующего.

Рынки реализации моторного топлива характеризуются неэластичным спросом: изменение цены не влияет на изменение спроса.

Спрос на моторное топливо имеет сезонный характер: увеличение спроса в летний период и уменьшение – в зимний. Также прослеживается увеличение спроса на моторное топливо в декабре месяце, что подтверждается нижеприведенной таблицей, в которой указан среднемесячный спрос на моторное топливо в 2009 и 2010 годах в целом по году и за октябрь, ноябрь, декабрь 2009 – 2010 годов.

 

2009 год

2010 год

окт.09

ноя.09

дек.09

ср мес.

окт.10

ноя.10

дек.10

ср. мес.

Автомобильные бензины (АИ-80, АИ-92, АИ-85), тонн

Всего

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

с АЗС

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Дизельное топливо (ДТ ЕВРО, ДТ ЭКТО), тонн

всего

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

с АЗС

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

В декабре 2009 года также был скачек спроса на моторное топливо по сравнению с ноябрем 2009 года, однако этот скачек не привел к росту розничной цены на дизельное топливо.

Далее приводится сравнение объемов реализации дизельного топлива ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» и цен реализации в ноябре - декабре 2009 – 2010 годов.

 

2009

2010

ноя.09

дек.09

Рост, %

ноя.10

дек.10

Рост, %

Объем реализации автомобильных бензинов, всего, тн

<*>

<*>

15,37%

<*>

<*>

8,31%

Цена реализации в розницу, руб/тн

АИ-80

<*>

<*>

-2,36%

<*>

<*>

0,48%

АИ-92

<*>

<*>

-4,54%

<*>

<*>

1,04%

АИ-95

<*>

<*>

-3,06%

<*>

<*>

0,57%

 

 

2009

2010

ноя.09

дек.09

Рост, %

ноя.10

дек.10

Рост, %

Объем реализации ДТ всего, тн

<*>

<*>

36,11%

<*>

<*>

46,05%

Объем реализации ДТ с АЗС, тн

<*>

<*>

25,50%

<*>

<*>

20,61%

Цена реализации в розницу, руб/тн

ДТ ЕВРО

<*>

<*>

0,90%

<*>

<*>

14,80%

ДТ ЭКТО

<*>

<*>

2,80%

<*>

<*>

12,41%

3)         ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» обосновывает рост цен тем, что цены оптовой реализации выросли на всех НПЗ на территории Российской Федерации и соответствовали уровню цен, установившимся на бирже.

Возросшие цены оптовой реализации на всех НПЗ на территории Российской Федерации с учетом того, что рынок поделен на сферы влияния ВИНК может свидетельствовать о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства также и в иных регионах Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Пермское УФАС России не вправе рассматривать нарушение антимонопольного законодательства в иных регионах Российской Федерации, а также не обязано доказывать отсутствие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на иных товарных рынках.

На основании вышеизложенного комиссия делает следующий вывод:

ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» в границах Пермского края в октябре – декабре 2010 года установило и поддерживало монопольно высокие цены на автомобильные бензины и дизельное топливо.

Такие действия ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» стали возможны вследствие наличия монопольного положения ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС» на рынке оптовой реализации автомобильных бензинов марки Аи-80, Аи-92, Аи 95 и дизельного топлива в границах Пермского края.

Доход ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС», полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства при производстве и оптовой реализации автомобильных бензинов марки Аи-80, Аи-92, Аи 95 и дизельного топлива в период с октября 2010 года по декабрь 2010 года (включительно) составляет 300 308 640 (триста миллионов триста восемь тысяч шестьсот сорок рублей) (расчет имеется в материалах дела).

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 6, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Р Е Ш И Л А:

Признать положение ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» доминирующими на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива (автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельного топлива всех марок) в границах Пермского края.

Признать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», занимающее доминирующее положение на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива (автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельного топлива всех марок) в границах Пермского края, нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления, поддержания в октябре – декабре 2010 года монопольно высоких цен на автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо всех марок в границах Пермского края.

Выдать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива (автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельного топлива всех марок) в границах Пермского края.

В отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» дело прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. В соответствии с ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1004–10–А о прекращении нарушений

антимонопольного законодательства

05 марта 2011 года                                                                                                             г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <*>

на основании своего решения от 05.03.2011г. по делу № 1004-10-А о нарушении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (614000, г.Пермь, ул.Промышленная, 85), занимающим доминирующее положение на рынке производства и оптовой реализации моторного топлива (автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельного топлива всех марок) в границах Пермского края пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления, поддержания в октябре – декабре 2010 года монопольно высоких цен на автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо всех марок, возбужденное по инициативе Управления.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.         ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке производства и оптовой реализации автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельного топлива всех марок на территории Пермского края, которое привело к ущемлению интересов потребителей розничного рынка моторного топлива (автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельного топлива всех марок), а именно:

не устанавливать и не поддерживать монопольно высокую цену на автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельное топливо всех марок, реализуемые на территории Пермского края.

2.         ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» совершить следующие действия, направленные на восстановление положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства:

2.1.      ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» в течение 2-х недель с момента получения предписания представить в Пермское УФАС России на согласование обоснования и расчеты по снижению оптовых цен, устанавливаемых ОАО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» на автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельное топливо всех марок, реализуемые в границах Пермского края, в том числе ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», не выше, сложившихся в мае - сентябре 2010 года (с учетом сопоставимости условий, в том числе с учетом повышения ставок налогов и акциза с 01.01.2011).

В течение семи дней после получения согласия Пермского УФАС России обеспечить указанное снижение оптовых цен и представить в Пермское УФАС России документы, подтверждающие исполнение требований пункта 2.2 настоящего предписания.

2.2.      ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» при установлении цен оптовой реализации на автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельное топливо всех марок, реализуемые на территории Пермского края не допускать действий по компенсации доходности от поставок нефтепродуктов на внешний рынок повышением оптовых цен на автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 всех модификаций и дизельное топливо всех марок.

2.3.      ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» при снижении цен закупа на сырую нефть обеспечивать пропорциональное снижение цен на автомобильные бензины марок Аи-80, Аи-92, Аи-95 всех модификаций и дизельное топливо всех марок.

2.4.      ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» при повышении цен закупа на сырую нефть не допускать превышения темпов роста оптовой цены на автомобильные бензины марок Аи-80, Аи-92, Аи-95 всех модификаций и дизельное топливо всех марок, реализуемые на территории Пермского края над темпами роста средневзвешенной цены сырой нефти.

3.         Об исполнении пункта 2.2, 2.3, 2.4 настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России в срок до 15 апреля 2011 года.

4.         ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» ежеквартально в течение 2011-2012 годов представлять в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю следующие заверенные подписью руководителя и печатью организации документы и информацию:

1)         информацию о закупе сырой нефти, в том числе:

-          информацию об объемах закупа сырой нефти в натуральном (тонн) и стоимостном (тыс руб) выражениях (помесячно);

-          информацию о среднемесячной стоимости закупа сырой нефти, включенной в себестоимость продукции (руб/тн);

2)         информацию о полной себестоимости производства автомобильных бензинов АИ-80, АИ-92, АИ-95 (всех модификаций) и дизельного топлива всех марок (руб/тн);

3)         информацию об оптовой реализации моторного топлива:

-          информацию об объемах реализации автомобильных бензинов АИ-80, АИ-92, АИ-95 (всех модификаций) и дизельного топлива всех марок на внутренний рынок (всего) и отдельно в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» за отчетный квартал (помесячно) в натуральном (тонн) и стоимостном (тыс руб) выражениях;

-          информацию о средневзвешенной цене реализации автомобильных бензинов АИ-80, АИ-92, АИ-95 (всех модификаций) и дизельного топлива всех марок на внутренний рынок (всего) и отдельно в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» за отчетный квартал (помесячно) (руб/тн).

5.         Указанную в пункте 4 настоящего предписания информацию представить в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. В соответствии с ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх