Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Уралреммаш» (вх. № 018572) от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Уралреммаш» (вх. № 018572)

«11» декабря 2015 г.                                                                                                                          г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д. Е., начальник отдела контроля органов власти;

Члены комиссии:

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Ваганова Е. Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

рассмотрев жалобу ООО «Уралреммаш» (вх. № 018572/э) (далее – заявитель) на действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (далее – заказчик) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автобусов ООО "Газпром трансгаз Чайковский" в 2016 году (2 лота), извещение № 31502996364 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках (далее – официальный сайт) www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка).

УСТАНОВИЛА:

 

01.12.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика, при проведении указанной закупки.

Заявитель полагает, что отдельные положения документации о закупке противоречат требованиям Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Организатор закупки с доводами жалобы не согласен, полагает, что действия заказчика являются законными, организация закупки была произведена согласно требованиям Закона о закупках.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями в определенных случаях установлены Законом о закупках.

          В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений, осуществляемых, в т.ч. в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – бюджетное учреждение обязан руководствоваться утверждённым и размещённым на официальном сайте Положением о закупках, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

25.11.2015г. заказчиком на официальном сайте опубликовано извещение о торгах, закупочная документация (в т.ч. проект договора), техническое задание, иные документы и сведения. Датой окончания подачи заявок, а также вскрытия заявок указано 17.12.2015г., дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 29.01.2016г.

В силу п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908 (далее – Положение) размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки), информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.

Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.

При размещении плана закупок на 2015 год, заказчиком нарушен п. 14 вышеуказанного Положения в части публикации плана позднее 31 декабря 2014 года, план закупок ООО «Газпром трансгаз Чайковский» размещен на официальном сайте лишь 16.01.2015г.

Положение о закупках заказчика утверждено решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19.04.2012г. № 1969 (с изменениями, утвержденными Решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 30.10.2015г. № 2620).

Разделом 9 Положения предусмотрено осуществление закупки, путем проведения открытого запроса предложений.

Документация об открытом запросе предложений в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автобусов ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в 2016г. (2 лота), утверждена председателем комиссии 25.11.2015г. и в этот же день размещена на официальном сайте.

Заявитель полагает, что требования, установленные в документации, нарушают принцип измеримости, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 3 закона о закупках.

Согласно п. 14 Приложения № 3 к документации «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» заявка участника отклоняется по причине «непредставления одного или нескольких документов в соответствии с п. 4.1.29». В данном случае имеется в виду п. 4.1.27 информационной карты.

Так, согласно данному пункту участникам необходимо представить документы, подтверждающие квалификацию участника, а именно:

- копия сертификата соответствия на право проведения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту транспортных средств, машин и оборудования (автобусы и грузовые автомобили импортного и отечественного производства), соответствующий Системе сертификации на автомобильном транспорте (ДС АТ);

- копии удостоверений специалистов, аттестованных по охране труда и промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с последующими изменениями и дополнениями, Трудовым кодексом РФ (при наличии), заверенные печатью организации;

- копии квалификационных удостоверений специалистов прошедших обучение у производителей транспортных средств и комплектующих в соответствии с предметом закупки, заверенные печатью организации;

-  копии дистрибьюторских дилерских соглашений с производителями транспортных средств и комплектующих на поставку запасных частей и материалов, заверенные печатью организации;

- копии удостоверений подтверждающих уровень квалификации персонала, заверенные печатью организации.

Заявитель ссылается на то, что требование по представлению копий удостоверений специалистов, аттестованных по охране труда и промышленной безопасности, не конкретизировано по количеству, что нарушает вышеуказанные требования Закона о закупках.

Пермское УФАС России отмечает, что данные документы представляются при наличии. Кроме того, как пояснил представитель заказчика, отсутствие таких документов не будет являться основанием для отклонения участника закупки.

Аналогично – при наличии, представляются копии дистрибьюторских дилерских соглашений, а также копии квалификационных удостоверений специалистов и сертификаты. При отсутствии которых, заявка отклонена не будет.

При этом, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее. Согласно Разделу 3 Приложения № 3 к документации оценка и сопоставление заявок участников запроса предложений производится по трем критериям:

- оценка коммерческого предложения (50 баллов, коэффициент весомости - 5);

- оценка технического предложения (30 баллов, коэффициент весомости - 3);

- оценка квалификации участника (20 баллов, коэффициент весомости - 2),

При этом конкурсная документация не содержит разграничения баллов по критериям оценки. Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов является необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

В рассматриваемом случае заказчиком не учтено, что сами по себе критерии, указанные в разделе 3 Приложения № 3 конкурсной документации, не являются достаточными, при условии не определения, в зависимости от чего тот или иной член комиссии выставляет баллы каждой заявке. Т.е. из анализа конкурсной документации не ясно, в каком случае необходимо проставлять 1 балл, а в каком 2 и более баллов, что будет свидетельствовать о наличии у одного участника большего опыта, чем у его конкурента и насколько баллов этого опыта больше.

Также не раскрыто как осуществляется оценка заявок при сопоставлении предложений по цене. Указанный в конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок носит общий, поверхностный характер. Следовательно, применение такого порядка оценки и сопоставления заявок может иметь результатом определение победителя торгов исходя лишь из немотивированного (субъективного) мнения конкурсной комиссии (организатора торгов), что, как указано выше недопустимо в соответствии с  Законом о закупках.

Под конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключения с заказчиком договора, являющегося предметом торгов.

Действующее законодательство всем без исключения хозяйствующим субъектам, заинтересованным в заключении указанного договора, гарантирует право на осуществление самостоятельных действий, в т.ч. путём участия в соответствующей процедуре торгов.

При этом, каждый из указанных лиц вправе рассчитывать, что не признание его победителем (согласно установленным порядку выбора процедуры торгов, порядку, критериям рассмотрения, оценки и сопоставления заявок) означает наличие в заявках конкурентов, соответствующих требованиям документации, лучших условий исполнения договора (цены договора, его квалификации, иных условий), т.е. на добросовестную конкуренцию на торгах.

Как указано выше обеспечение конкуренции на торгах является обязанностью заказчика (ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Нет оснований утверждать, что действия заказчика соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, в случае выбора победителя торгов в отсутствие в закупочной документации четкого и однозначного порядка присвоения баллов, и, как следствие, присвоение итоговых мест лишь на основании субъективного (немотивированного) мнения членов конкурсной комиссии

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях ООО «Газпром трансгаз Чайковский» факт нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании условий, при организации и проведении запроса котировок по извещению № 31502996364, результатом которых стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на торгах, в т.ч. путём не установления в закупочной документации порядка и процедур присвоения баллов заявкам на участие в торгах, результатом чего могло стать определение победителя торгов исключительно на основании субъективного (немотивированного) мнения членов конкурсной комиссии.

Учитывая вышеуказанное, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать заказчику предписание о совершении действий, направленных на внесение изменений в документацию о закупке в части установления порядка и процедур присвоения баллов заявкам на участие в запросе предложений.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Уралреммаш» (вх. № 018572/э) на действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автобусов ООО "Газпром трансгаз Чайковский" в 2016 году (2 лота), извещение № 31502996364 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках - www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», обоснованной.

 

  1. Признать в действиях ООО «Газпром трансгаз Чайковский» факт нарушения:

 

 -  ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в ограничении, устранении, недопущении конкуренции на торгах, путём не установления в закупочной документации по извещению № 31502996364 порядка и процедур присвоения баллов заявкам на участие в закупке, результатом чего могло стать определение победителя закупки исключительно на основании субъективного (немотивированного) мнения членов конкурсной комиссии;

 

  •   п. 14 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о   размещении на официальном сайте информации о закупке», выразившийся в неразмещении в установленный срок на официальном сайте Плана закупок ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на 2015г.

 

  1. Выдать ООО «Газпром трансгаз Чайковский» обязательное для исполнения предписание о  совершений действий, направленных на устранение допущенного нарушения.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                                Д. Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                                    Е.П. Трутнева

 

 

                                    Е. Д. Ваганова                                                   

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Д. Е. Баранов,

(342) 235-10-36.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе ООО «Уралреммаш» (вх. № 018572)

 

«11» декабря 2015 г.                                                                                                                     г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов.

Члены комиссии:

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Ваганова Е. Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов.

 

на основании решения Комиссии от 11.12.2015 г. по жалобе ООО «Уралреммаш» (вх. № 018572/э) на действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автобусов ООО "Газпром трансгаз Чайковский" в 2016 году (2 лота), извещение № 31502996364 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках  - www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка).

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Автовокзал» в срок до 04.03.2016 г.:

 

  1. Внести изменения в документацию о закупке, в части установления порядка и процедур присвоения баллов заявкам на участие в закупке.

 

  1. Издать внутренний распорядительный акт (приказ, инструкцию и т.п.), указывающий ответственным должностным лицам на недопустимость проведения закупок без указания порядка присвоения баллов, а также на необходимость соблюдения требований п. 14 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о   размещении на официальном сайте информации о закупке», устанавливающего сроки для размещения плана закупок.

 

  1. Продлить срок подачи заявок для участия в запросе предложений.  

 

 3.       В срок до 08.03.2016 г. представить в адрес Пермского УФАС России письменное подтверждение исполнения пунктов 1 - 3 настоящего предписания.

      

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа, не является основанием для освобождения лица от его выполнения.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                           Д.Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                                Е.П. Трутнева

 

                                                                                                                                                Е.Д. Ваганова

                                   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Баранов Д.Е.,

тел.: (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны