ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 13А/08-2017 об административном правонарушении

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
27.12.2017
Управление:
Приморское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 13А/08-2017

Главе Приморского городского поселения

<…>

ул. Молодежная, д. 7 кв. 5

п. Приморский, Хасанский район, Приморский край, 692701

 

адрес места работы:

ул. Центральная, д. 46 «б»

пгт. Приморский, Хасанский район,

Приморский край, 692701  

 

primorskaya@mail.primorye.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о  наложении штрафа  по делу № 13А/08-2017 об

административном правонарушении  

 

9 ноября 2017 года                                                                             г. Владивосток

Врио  руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России)  <…>, рассмотрев материалы дела № 13А/08-2017 об административном правонарушении, возбужденного в отношении  должностного лица – <…>, главы администрации Приморского городского поселения  (далее – администрация), гражданина Российской Федерации, владеющего русским языком, <…> года рождения, уроженца п. Леонидово Поронайского района Сахалинской области, место регистрации: <…>, паспорт: <…>.

      В присутствии <…>

 УСТАНОВИЛ: 

Дело № 13А/08-2017 об административном правонарушении (составлен протокол  исх. № 9277/08)  в отношении <…> было возбуждено 26 октября 2017 года по факту совершения правонарушения, предусмотренного  частью   1 статьи 14.9 КоАП РФ .    

Согласно  части 1 статьи 14.9 КоАП действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса,  влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до  пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела (составлению протокола) об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица органа власти (государственного органа или органа местного самоуправления) является принятие антимонопольным органом решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.  Иные обстоятельства исключают производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ. 

Исходя из этого, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, образует совершение (принятие) должностным лицом органа власти (государственного органа или органа местного самоуправления) недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством действий (решений), которое  установлено решением антимонопольного органа, то есть, по  существу объективную сторону  указанного правонарушения образует   совершение действия (бездействие), принятие актов (решений) должностными лицами соответствующих органов власти, нарушающее антимонопольное законодательство, и данный факт установлен решением антимонопольного органа. 

Поводом  к возбуждению дела №  13А/08-2017 (составлению протокола) об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении   <…> в  соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ явилось принятие  Приморским УФАС России решения от 20 июля 2017 года по делу № 5/08-2017,  которым установлен  факт нарушения антимонопольного законодательства.   

Решением Приморского УФАС России от 20.07.2017 по делу № 5/08-2017 признано нарушающим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции) непроведение (непринятие мер по проведению) администрацией Приморского городского поселения  конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами
№ № 1,4,5 и 5 «а», расположенными по ул. Пограничной на территории Приморского городского поселения (в/ч 2427),  что привело к ограничению конкуренции (создало угрозу конкуренции) на  товарном  рынке управления многоквартирными домами  в географических границах Приморского городского поселения Приморского края.

Таким образом, объективную сторону правонарушения, вменяемого  <…>, образует  бездействие,  недопустимое в соответствии с частью 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое установлено решением Приморского УФАС России по делу 5/08-2017, а именно непроведение (непринятие мер по проведению) администрацией Приморского городского поселения  конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами № № 1,4,5 и 5 «а», расположенными по ул. Пограничной на территории Приморского городского поселения ( в/ч 2427),  что привело к ограничению конкуренции (создало угрозу конкуренции) на  товарном  рынке управления многоквартирными домами  в географических границах Приморского городского поселения Приморского края.

 Наличие объективной стороны указанного правонарушения подтверждается следующим.  

Как следует из решения Приморского УФАС России по делу № 5/08-2017 и подтверждается материалами дела, в ведении войсковой части  находится   жилой фонд в количестве  пяти многоквартирных домов  № № 1,3,4,5,5 «а», расположенных по  ул. Пограничная на территории Приморского городского поселения. Многоквартирные дома находятся в  федеральной собственности, то есть  доля Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в  жилых домах составляет более чем пятьдесят процентов (100%) .

Письмом от 22.04.2016 № 21/703/45/6/4-1146  командир части обратился в адрес главы Приморского городского поселения с просьбой  провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления жилыми домами (далее-конкурс).

Письмом от 11.05.2016 № 377 администрация в ответ на обращение от 22.04.2016  сообщила, что у нее отсутствуют полномочия по распоряжению федеральной собственностью,  к которой относится указанный  жилой  фонд,  жилой  фонд  расположен на земельном участке, который находится в федеральной собственности. 

Письмом от  22.11.2016 №  21/703/45/6/4-3908 командир части предложил администрации решить вопрос  о проведении  конкурса.

Письмом от  22.11.2016 №21/703/45/6/4-3909 командир части предложил администрации провести совместное служебное совещание по определению срока  проведения   конкурса   и совместно провести размещение конкурсной документации по отбору управляющей организации на сайте torgi.gov.ru 

Администрация письмом от 23.11.2016 № 801 сообщила об   отсутствии полномочий по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности. 

Письмами от 25.11.2016 № 21/703/45/6/4- 3934  и  № 21/703/45/6/4- 3935 командир части  в очередной раз обратился в администрацию с просьбой провести конкурс.

Письмом от 06.12.2016 № 845 администрация указала, что обращение командира войсковой части оформлено юридически неправильно, не приложены правоустанавливающие документа на имущество, не подтверждены   полномочия  администрации по распоряжению указанным имуществом. 

Согласно заключениям от 18.04.2017 №№ 15 и 17, представленным администрацией, дома №№ 1 и 3 по ул. Пограничной  признаны аварийными и подлежащими сносу. Из пояснений, представленных сторонами при рассмотрении дела, следует, что дом № 3 расселен, дом № 1 по ул. Пограничной  не расселен.    

До возбуждения дела № 5/08-2017 предупреждением Приморского УФАС России от 22.02.2017 № 1270/08  администрации Приморского городского поселения было предложено принять меры  к прекращению бездействия, содержащего  признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путём проведения конкурса на право заключения договора управления жилыми домами, расположенными на территории Приморского городского поселения по улице Пограничной №№ 1, 3, 4, 5, 5 «а», Хасанский муниципальный район, Приморский край в срок до 24.04.2017 года. Указанное предупреждение администрацией выполнено не было.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам власти (государственным органам и органам местного самоуправления) совершать действия (бездействие), принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. При этом  указанный в данной норме перечень действий  органов власти, которые  ограничивают или  могут  представлять потенциальную угрозу конкуренции, не является исчерпывающим. 

Состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  образуют следующие два обстоятельства в совокупности: действия  уполномоченных органов приводят или могут привести к ограничению конкуренции, и такие  действия   не основаны на нормах федеральных законов (федерального законодательства).   

Нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является непроведение  торгов (аукциона/конкурса) в тех случаях, когда их проведение является обязательным.

Согласно части 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;  3) управление управляющей организацией.

В соответствии с частью  4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. 

Согласно пункту 2 статьи 163  ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации иди муниципального образования в праве обшей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 указанного кодекса.

Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в т.ч. в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в т.ч. в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 ЖК РФ; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

 Из системного толкования и применения  указанных нормоположений   ЖК РФ  и постановления Правительства РФ № 75, следует, что органом, обязанным проводить конкурсный отбор организаций для управления многоквартирными домами (управляющих организаций) в случаях предусмотренных законом,  в том числе в случае, предусмотренном  пунктом 2 статьи 163 ЖК РФ (если доля Российской Федерации в праве обшей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов),  является  орган местного самоуправления, а не собственник (уполномоченный представитель собственника) федерального имущества.  

Исходя из этого, непринятие органом местного самоуправления мер по проведению конкурсного отбора управляющей организации в связи с отсутствием   полномочий по распоряжению федеральной собственностью, к которой относятся многоквартирные дома 1,3,4,5,и 5 «а» по ул. Пограничной на территории  в/ч,   не может быть  признано  обоснованным.

Непроведение  органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации в связи с нахождением в/ч  за пределами населенного пункта пгт. Приморский, ограничением свободного доступа на территорию в/ч, непредставление в/ч информации и документов (правоустанавливающих документов на жилые дома), необходимых для проведения конкурса, признание МКД аварийными также не может быть признано обоснованным, исходя из следующего.  

Исследованием картографических материалов установлено, что указанные жилые дома  расположены в границах Приморского городского поселения Хасанского муниципального  района в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Приморского края от 06.12.2004 № 187-КЗ (ред. от 13.11.2012) «О Хасанском муниципальном районе». Следовательно, в рассматриваемом случае органом местного самоуправления,  в обязанности которого входит проведение конкурсного отбора управляющей организации на территории в/ч, является администрация Приморского городского поселения.

Пропускной режим на территорию в/ч не может являться основанием для непроведения конкурса  на право осуществления  деятельности по управлению многоквартирными домами,  так как оформление допуска на территорию в/ч  осуществляется  в соответствии с установленными правилами, что не является препятствием для  обслуживания домов.  

Признание домов аварийными и подлежащими сносу, но не расселенными, также  не  может являться   основанием для непроведения конкурса по отбору управляющей организации. Жилищное законодательство  не освобождает  орган местного самоуправления от  обязанности по   проведению конкурсного  отбора   управляющих организаций для  управления такими домами.  

Информация и  документы, необходимые для проведения конкурсного отбора управляющих организаций, администрацией не запрашивались у в/ч.

Таким образом, в рассматриваемом случае проведение конкурсного отбора управляющих организаций  является обязательным, а органом, который обязан  проводить конкурс, является администрация Приморского городского поселения.

Между тем, материалами подтверждается, что  администрацией конкурсный отбор управляющих компаний по управлению указанными многоквартирными домами  не проводился, какие-либо меры по его проведению   не  принимались,  в том числе во исполнение предупреждения Приморского УФАС России от 22.02.2017  № 1270/08, выданного в соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, о необходимости проведения в установленном порядке конкурса. 

Таким образом, бездействие администрации, выразившееся в непроведении  конкурса  по отбору управляющей организации для управления многоквартирными  домами № № 1,4,5 и 5 «а», является незаконным, не соответствующим ЖК РФ.

Согласно анализу (исследованию) состояния конкуренции  продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка определено управление многоквартирными  домами (услуги и (или) работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме), географическим границами указанного товарного рынка – границы Приморского городского поселения, временной интервал исследования товарного рынка определен с 2016 года по настоящее время.

 Непроведение   администрацией конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами ограничило  выход на  товарный  рынок управления многоквартирными домами (услуг и (или) работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) хозяйствующих субъектов, оказывающих соответствующие услуги  в географических границах Приморского городского поселения, что  привело к ограничению конкуренции, создало угрозу конкуренции на указанном товарном рынке. 

При  указанных обстоятельствах  в рассматриваемом бездействии имеется состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является соответствующее должностное лицо органа власти (государственного органа или органа местного самоуправления), действия (бездействие), акты (решения)  которого привели к нарушению органом власти антимонопольного законодательства, установленного решением антимонопольного органа.  

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ  должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.    

Как установлено пунктами 1, 2 статьи 29 Устава Приморского поселения Хасанского муниципального района Приморского края (далее – Устав), принятого решением муниципального комитета Приморского городского поселения от 04.05.2009 г. № 170, глава Приморского городского поселения является высшим должностным лицом поселения, Глава поселения наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 30 Устава закреплено, что глава поселения обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, должностным лицом,  в обязанности которого входит  принятие решения о проведении органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, является Глава поселения. 

Согласно Распоряжению администрации Приморского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 12.11.2015 № 18-Л полномочия главы Приморского городского поселения исполняет <…>   

  Исходя из этого, должностным лицом,  совершившим бездействие, выразившееся в  непроведении (в непринятии решения о проведении) конкурса на право заключения договоров управления жилыми домами, расположенными на территории Приморского городского поселения по улице Пограничной  №№ 1, 3, 4, 5, 5 «а», Хасанский муниципальный район, Приморский край,  что повлекло нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, установленное решением Приморского УФАС России по делу № 5/08-2017, является  <…>.

Таким образом,  материалами дела подтверждается, что  должностным лицом, совершившим  бездействие, не соответствующее части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, и повлекшее ограничение конкуренции (создавшее угрозу конкуренции), установленное решением по делу № 5/08-2017, ответственность за которое  предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является <…>, глава  Приморского городского поселения.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, характеризуется как умыслом, так и   неосторожностью, административная ответственность, предусмотренная   данной статьей,  не дифференцирована в зависимости от формы вины.  

Субъективная сторона правонарушения, совершенного  <…>, выражается в неосторожности,  поскольку он в силу своего правового статуса   он  обязан  и способен был предвидеть  негативные  последствия для конкуренции  в результате указанного бездействия, выразившегося  в непринятии мер  по  проведению конкурсного отбора управляющих организаций на право управления МКД.

Обстоятельств, препятствующих <…> соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, то есть препятствующих осуществлению своих полномочий в соответствии с требованиями федеральных законов и доказательств принятия  всех зависящих от него мер по их соблюдению при рассмотрении дела не установлено.

Указанные обстоятельства свидетельствует о наличии субъективной стороны правонарушения - вины <…> в совершении вменяемого ему правонарушения. 

<…> своей вины не признает, ссылается на письмо прокуратуры Пограничного района, указывающее на отсутствие обязанности у органа местного самоуправления по проведению конкурса по отбору управляющей организации в отношении МКД, являющихся федеральной собственностью, указывает, что на основании решения и предписания по  делу № 5/08-2017 конкурс проведен.

Доводы  <…> в обоснование отсутствия вины в совершении правонарушения отклоняются, исходя из следующего.

Обязанность органа местного самоуправления по проведению конкурсного отбора управляющей  организации независимо от  принадлежности жилого фонда предусмотрена ЖК РФ.

Проведение конкурса во исполнение предписания Приморского УФАС России по делу   № 5/08-2017  в соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ может  быть признано обстоятельством, смягчающим административную ответственность, но не может быть признано обстоятельством, исключающим административную  ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ. 

Таким образом, фактические обстоятельства  дела (доказательства) свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в бездействии  главы Приморского городского поселения <…>  при исполнении  своих должностных полномочий (обязанностей). 

Основания для освобождения <…> от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, на основании статьи 2.9 КоАП РФ  не усматривается.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания  административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1  КоАП РФ).

Учитывая наличие смягчающего  административную ответственность обстоятельства, возможно в данном случае применить меру ответственности в пределах  минимальной санкции, установленной частью 1  статьи  14.9 КоАП РФ   в виде наложения административного штрафа в размере  15 000 рублей.

Руководствуясь статьями  2.4, 4.1 (часть 1),  23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – <…>, главу Приморского городского поселения, совершившим установленное решением Приморского УФАС России  от 20.07.2017 по делу № 5/08-2017  бездействие,  недопустимое в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  ответственность за которое предусмотрена частью 1   статьи  14.9  КоАП РФ.

2. Наложить на  <…> штраф в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: (423) 2412-766).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч. 1. ст. 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.  

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу (руководителю ФАС России) либо в суд по месту рассмотрения дела (во Фрунзенский районный суд  г. Владивостока) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Частью 2 статьи 31.5 КоАП РФ предусмотрено, что с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена   должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

 

 

Врио руководителя                                                                                          <…>