Решение б/н Решение по делу № 21/07-2017 от 27 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF25 июля 2017 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: – руководитель;
члены Комиссии: – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, – специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
рассмотрев 25.07.2017 дело № 21/07-2017 возбужденное в отношении юридического лица «Ломбард автозайм» (ОГРН 1162536082708, ИНН/КПП 2543101580/254301001) (далее – ООО «Ломбард автозайм») по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
от ООО «Ломбард автозайм» представитель не явился,
УСТАНОВИЛА:
Приморское УФАС России в пределах своих полномочий по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрев поступившее заявление <......> о размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте http://www.farpost.ru рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), установило следующее.
В рекламе распространяемой обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард автозайм» (далее – ООО «Ломбард автозайм») содержится информация о предоставлении займов под залог паспорта транспортного средства (далее – ПТС).
Из информации представленной Дальневосточным главным управлением Центрального банка Российской Федерации (вх. № 2437 от 29.03.2017) следует, что ООО «Ломбард автозайм» является ломбардом в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах»). Указанная организация вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
В соответствии с ФЗ «О ломбардах», Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» потребительские займы под залог автотранспортного средства вправе представлять микрофинансовые организации, кредитные кооперативы (кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кооперативы) и ломбарды.
Действующим законодательством не запрещено хранение имущества (автотранспортного средства) у заемщика, который по согласованию сторон может передать заимодавцу (в ломбард) ПТС. При этом предметом залога является автотранспортное средство, а не ПТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
На основании изложенного реклама ООО «Ломбард автозайм» содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» так как содержит не соответствующие действительности сведения о предмете залога.
Ответственность за нарушение части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. Рекламодателем в рассматриваемом случае является ООО «Ломбард автозайм», в интересах которого, распространялась вышеуказанная реклама.
Определением Приморского УФАС России от 12.05.2017 (исх. № 3879/06) в отношении ООО «Ломбард автозайм» возбуждено дело № 21/07-2017 по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и назначено к рассмотрению на 08.06.2017.
08.06.2017 в назначенное время представитель ООО «Ломбард автозайм» на рассмотрение дела не явился, документы запрошенные определение в адрес Приморского УФАС России не поступали.
Определением Приморского УФАС России от 13.06.2017 (исх. № 4789/06) рассмотрение дела № 21/07-2017 было отложено и назначено к рассмотрению на 25.07.2017.
25.07.2017 в назначенное время представитель ООО «Ломбард автозайм» на рассмотрение дела не явился, документы запрошенные определение в адрес Приморского УФАС России не поступали.
Вышеуказанные определения вернулись в адрес Приморского УФАС России в связи с истечением срока хранения.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
Исследовав имеющиеся в деле документы, Комиссия установила, что вышеуказанные определения были направлены в адрес ООО «Ломбард автозайм», указанный в ЕГРЮЛ.
Данное обстоятельство свидетельствует об уклонении адресата от получения почтовых отправлений антимонопольного органа и расценивается как надлежащее уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения дела № 21/07-2017.
Поскольку Приморским УФАС России были предприняты необходимые меры для соблюдения законных прав ООО «Ломбард автозайм» и его надлежащего уведомления, дело № 21/07-2017 было рассмотрено в его отсутствии.
Комиссией установлено, что содержательная часть рекламы на дату рассмотрения дела не изменена, произведен скриншот размещенной рекламы.
Исследовав имеющееся в деле документы, с учетом представленных пояснений, Комиссия пришла к выводу, что данная реклама, распространяется с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг ООО «Ломбард автозайм» содержащей информацию о предоставлении займов под залог ПТС, распространяемую в сети «Интернет» на сайте http://www.farpost.ru, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Ломбард автозайм» предписание о прекращении нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27.07.2017. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии