Решение б/н Решение по делу № 38/07-2017 от 11 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF23 июня 2017 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: – заместитель руководителя;
Члены Комиссии: – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, – специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,
рассмотрев 23.06.2017 дело № 38/07-2017, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Живая вода» (ОГРН 1162536068023, ИНН/КПП 2536294892/253601001, юридический адрес: ул. Крылова, д. 10, 690014) (далее – ООО «Живая вода») и гражданки <......> по факту нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе,
при участии:
от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
ООО «Живая вода» - на основании документа удостоверяющего личность, представитель по доверенности <......>;
<......> - на основании документа удостоверяющего личность.
УСТАНОВИЛА:
Приморское УФАС России в пределах своих полномочий по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев рекламу дистанционного способа продажи воды «Livonia», установило следующее.
Актом фиксации Приморского УФАС России от 18.10.2016 зафиксирован факт распространения рекламных листовок с рекламой дистанционного способа продажи воды «Livonia» в почтовый ящик по ул. Анны Щетининой д. 3, кв. 182, г. Владивостока.
В рекламных листовках содержится следующая информация: «130 рублей LIVONIA SINCE 1907 Природная вода с удобной доставкой! Livonia – вода из самой глубокой скважины Приморья Закажи воду LIVONIA с бесплатной доставкой 245-57-59 245-57-09 245-57-13 +7924265-15-15 Пенсионерам вода с доставкой 100 рублей».
Согласно информации из реестра Российской системы и плана нумерации Федерального агентства связи (Россвязь), телефонный номер <...> -15-15, содержащийся в вышеуказанной информации, выделен оператору связи ПАО «Мегафон», Приморский край.
Из информации представленной оператором связи ПАО «Мегафон» (вх. № 1171 от 13.02.2017) следует, что вышеуказанный телефонный номер выделен по договору в пользу <......>.
Из содержательной части размещенной рекламы, а также из информации, содержащейся на сайте http://xn--b1albjmf5j.xn--p1ai/ (ливония.рф), Приморским УФАС России установлено, что деятельность по дистанционному способу продажи воды «Livonia» осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Живая вода» (далее – ООО «Живая вода»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом продажа товаров дистанционным способом регулируется Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ФЗ «О защите прав потребителей), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
Таким образом, в ФЗ «О защите прав потребителей» закреплены специальные требования к информации (в первую очередь к рекламе) о товаре, распространяемом дистанционным способом, и форме ее предоставления. Продавец до заключения договора должен довести до сведения потребителя информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара и др.
Дополнительные права покупателям при дистанционной торговле необходимы, поскольку в этом случае товары приобретаются без ознакомления с ними, а потребовать возврата денег, обмена или возврата товара от «виртуального» продавца достаточно затруднительно.
Таким образом, реклама дистанционного способа продажи воды «Livonia», распространявшаяся в почтовых ящиках по ул. Анны Щетининой д. 3, кв. 182, г. Владивостока, распространяется с признаками нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушение статьи 8 ФЗ «О рекламе», в соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель. Рекламодателем в рассматриваемом случае является гражданка <......> и ООО «Живая вода», в интересах которых распространялась вышеуказанная реклама.
Определением Приморского УФАС России от 24.05.2017 (исх. № 4301/06-2) в отношении ООО «Живая вода» <......> возбуждено дело № 38/07-2017 по признакам нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе» и назначено к рассмотрению на 23.06.2017.
23.06.2017, на заседании Комиссии, представить ООО «Живая вода», <......> поддержала доводы, указанные в ранее представленных пояснениях (вх. № 5152 от 20.06.2017).
Из вышеуказанных письменных пояснений следует, что ранее на складах ООО «Живая вода» хранились рекламные материалы (листовки) для утилизации. Менеджер по продажам ООО «Живая вода» <......>, получив листовки для утилизации, самовольно распространила листовки по адресу ул. Анны Щитининой, д. 3. Менеджер был наказан строгим выговором и вину свою признал.
23.06.2017, на заседании Комиссии, <......> поддержала доводы, указанные в ранее представленных пояснениях (вх. № 5152 от 20.06.2017).
Из вышеуказанных письменных пояснений следует, что она, получив рекламные материалы для утилизации, самостоятельно распространила все листовки по адресу: ул. Анны Щетининой, д. 3.
Кроме того, нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» признала.
Таким образом, исследовав имеющееся в деле документы, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанная реклама содержит нарушение статьи 8 ФЗ «О рекламе», поскольку, в ней отсутствуют сведения об основных потребительских свойствах товара: об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене, об условиях приобретения товара и др.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58-3.61 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.112012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу ООО «Живая вода», распространяющаяся в почтовых ящиках по ул. Анны Щетининой д. 3, кв. 182, г. Владивостока, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».
Производство по делу № 38/07-2017 в отношении <......> прекратить в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе.
- Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» ООО «Живая вода» не выдавать, в связи с добровольным устранением правонарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26.06.2017.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии