РЕШЕНИЕ по делу № 5/07-2018

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
17.05.2018
Управление:
Приморское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:

ИП Хомяк А.В.

 

<…>

 

<…>

 

<…>

e-mail: <…>

 

<…>

e-mail: <…>

 

<…>

e-mail: <…>

 

<…>

e-mail: <…>

 

<…>

e-mail: <…>

 

<…>

e-mail: <…>

 

<…>

e-mail: <…>

 

<…>

ул. Комсомольская, д. 3, оф. 46,

г. Владивосток, 690078

 

<…>

e-mail: <…>

 

<…>

ул. Чапаева, д. 16, кв. 633,

г. Владивосток, 690022

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 5/07-2018

 

28 апреля 2017 года                                                                                          г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя;

Члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, <…> – специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,

рассмотрев 28.04.2018 дело № 5/07-2018, возбужденное в отношении ИП Хомяк А.В. (ОГРНИП 317100100009096), по факту распространения рекламной информации с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

при участии:

от заинтересованного лица <…> – представитель по доверенности серия 25АА № 1574632.

УСТАНОВИЛА:

04.12.2017 в Приморское УФАС России поступило заявление гражданки <…> (вх. № 10449), 08.12.2017 и 11.12.2017 поступили заявления гражданки <…> (вх. № 10598, вх. № 10632), 14.12.2017 поступило заявление гражданина <…> (вх. № 10758), 28.12.2017 поступило заявление гражданина <…> (вх. № 11251), 09.01.2018 поступило заявление гражданина <…> (вх. № 15), 12.01.2018 поступило заявление гражданина <…> (вх. № 176), 15.01.2018 поступило заявление гражданина <…> (вх. 232), 19.01.2018 поступило заявление <…> (вх. № 390), 25.01.2018 (вх. 599) поступило заявление гражданки <…>, 25.01.2018 поступило заявление гражданина <…> (вх. № 598), а также 22.01.2018 из Прокуратуры Приморского края поступило заявление от гражданки <…> аналогичного содержания с вх. № 10449, в которых сообщается о распространении на территории г. Владивостока рекламы поверки приборов учета воды «Единая городская служба по учету водоснабжения», «Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения» которая, по мнению заявителей, нарушает требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

Как сообщается в вышеуказанных заявлениях, реклама «Единая городская служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения» распространяется на территории города Владивостока, в почтовые ящики и, по мнению заявителей, своей содержательной частью, внешнему виду, отсутствием указания организационно-правовой формы, а также лицензии, способна ввести потребителя в заблуждение.

Приморское УФАС России, в пределах своих полномочий по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев рекламу поверки приборов учета воды, установило следующее.

На территории города Владивостока распространяется реклама «Единая городская служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения», которая содержит различную информацию об обязательном проведении метрологической поверке с указанием основания на Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также с указанием штрафных санкций («…во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального закона…») в случае не своевременного проведения поверки приборов учета воды и периода когда «необходимо» провести данные работы, а именно: с 13 марта по 13 апреля 2017 года, с 20 ноября по 31 декабря 2017 года, с 27 ноября по 11 декабря 2017 года, с 1 декабря 2017 года по 9 февраля 2018 года, с 1 декабря 2018 года по 31 декабря 2017 года.

В рассматриваемых рекламах «Единая городская служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения» указан телефонный номер 208-40-04.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. Оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Анализ информации, содержащейся в представленной рекламе, позволяет установить, что она изготовлена с использованием элементов, которые применяются при оформлении квитанций на оплату жилищно-коммунальными услуг (штрих-код, персональное извещение, ссылки на федеральные законы) и содержит наименование исполнителя услуг - «Единая городская служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения» без указания на организационно-правовую форму.

Буквальное прочтение данных словосочетаний без ссылки на «ИП» либо «ООО» может создавать у потребителей впечатление о наличии единой централизованной организации, способной и полномочной осуществлять услуги по установке/поверке приборов учета воды. Вместе с тем, установлено, что единой городской службы, объединяющей в себе все организации, оказывающие подобные услуги, в г. Владивостоке не существует. Кроме того, в рекламе исполнителя услуг используется название «городской»/»городская» и «администрация».

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Следовательно, реклама об исполнителе услуг в лице «Единая городская служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба по контролю учета водоснабжения и водоотведения», является недостоверной информацией о рекламодателе и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги.

Помимо вышеизложенного, форма изготовления рекламы-извещения в виде квитанции и наличие в ней реквизитов, включая исполнителя услуг, ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой, что также вводит в заблуждение потребителя.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В конкретном случае введение в заблуждение представляет собой рекламирование услуг по установке/поверке счетчиков воды от имени «Единая городская служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба по учету водоснабжения».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

Также в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Из информации представленной ПАО «МТС» в Приморском крае (вх. № 5 ДСП от 22.01.2018) следует, что телефонный номер 208-40-04 выделен по договору об оказании услуг связи № 125386677031 (для корпоративных клиентов) от 12.05.2017 в пользу индивидуального предпринимателя Хомяк А.В.

Определением Приморского УФАС России от 30.01.2018 (исх. № 613/06-11) в отношении ИП Хомяк А.В. возбуждено дело № 5/07-2018 по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» и назначено к рассмотрению на 28.02.2018.

28.02.2018, в назначенное время представитель ИП Хомяк А.В. на рассмотрение дела № 5/07-2018 не явился, документы, запрошенные определением о возбуждении дела, в адрес Приморского УФАС России в установленный срок представлены не были.

Комиссией установлено, что в материалах дела 5/07-2018 отсутствуют документы о надлежащем уведомлении ИП Хомяк А.В.

28.02.2018, на заседании Комиссии, <…> поддержал доводы, указанные в заявлении.

На основании изложенного, с учетом не представления документов ИП Хомяк А.В., а также с учетом ненадлежащего уведомления лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия пришла к выводу о невозможности вынесения решения по делу № 5/07-2018 в данном заседании, в связи с чем, руководствуясь пунктами 3.46, 3.48 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, определила продлить и отложить срок рассмотрения дела № 5/07-2018.

Определением Приморского УФАС России от 05.03.2018 (исх. № 1786/06-11) срок рассмотрения дела № 5/07-2018 был продлен и назначен к рассмотрению на 28.03.2018.

28.03.2018, в назначенное время представитель ИП Хомяк А.В. на рассмотрение дела № 5/07-2018 не явился, документы, запрошенные вышеуказанным определением, в адрес Приморского УФАС России, также представлены не были.

Вышеуказанное определение, направленное в адрес ИП Хомяк А.В. было получено адресатом (внутрироссийский почтовый идентификатор 69009021185898).

Кроме того, Комиссия отмечает, что до рассмотрения дела от <…> поступило ходатайство о привлечении ее к рассмотрению дела в качестве в качестве заинтересованного лица (вх. № 1754 от 02.03.2018). Представитель <…> сообщил, что его доверитель распространением рассматриваемой рекламы была введена в заблуждение, услугой не воспользовалась.

Данное ходатайство было удовлетворено Комиссией.

<…> устно заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии заявления и рекламы (вх. № 1704 от 01.03.2018).

Данное ходатайство было удовлетворено Комиссией.

На основании изложенного, с учетом не представления документов, а также с учетом удовлетворения ходатайства <…>, Комиссия пришла к выводу о невозможности вынесения решения по делу № 5/07-2018 в данном заседании, в связи с чем, руководствуясь пунктами 3.46, 3.48 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, определила отложить срок рассмотрения дела № 5/07-2018.

Определением Приморского УФАС России от 02.04.2018 (исх. № 2707/06-12) срок рассмотрения дела № 5/07-2018 был отложен и назначен к рассмотрению на 28.04.2018.

28.04.2018, в назначенное время представитель ИП Хомяк А.В. на рассмотрение дела № 5/07-2018 не явился, документы, запрошенные вышеуказанным определением, в адрес Приморского УФАС России, также представлены не были.

Вышеуказанное определение, направленное в адрес ИП Хомяк А.В. было получено адресатом (внутрироссийский почтовый идентификатор 69009022905433).

28.04.2018, на заседании Комиссии, <…> поддержал доводы, указанные в заявлении.

Комиссией установлено, что согласно информации из ФНС статус ИП Хомяк А.В. (ОГРНИП 317100100009096), в качестве индивидуального предпринимателя, по состоянию на 28.04.2018 является действующим.

Таким образом, исследовав имеющееся в деле документы, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанная реклама, в которой указан телефонный номер 208-40-04, распространяемая в интересах ИП Хомяк А.В., содержит нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку, является недостоверной информацией о рекламодателе и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58-3.61 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.112012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг по установке/поверке счетчиков воды от имени «Единая городская служба по учету водоснабжения» и «Единый городской центр обслуживания ЖКХ», рекламодателем и рекламораспространителем которой, является ИП Хомяк А.В., поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Хомяк А.В. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. В части нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью отсутствия лицензии.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 14.05.2018.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                   <…>

Члены Комиссии                                                                               <…>

                                                                                                            <…>