Решение Псковского УФАС России по делу 01/21/18Р

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
13.06.2018
Управление:
Псковское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:

 
 


     

 

 

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ                            

  АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА                        

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Псковской области

 

              ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017

         тел. (8112) 66-55-53, факс (8112) 66-55-53

                   e-mail: to60@fas.gov.ru

 

  _________________№  _____________

 

 На №  __________  от   _____________

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

                                                                         ИП _____________________________

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2018 года                                            г. Псков

В полном объёме решение изготовлено 11 мая 2018 года   

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

– заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России.

Члены Комиссии:

– начальник отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России;

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 01/21/18Р, возбужденного в отношении ИП, по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона № 38–ФЗ от 13.03.2006 года «О рекламе» при размещении рекламной конструкции, на фасаде жилого многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков

                                                         

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе был установлен факт размещения рекламной конструкции, на фасаде жилого многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков.

Согласно Акту осмотра на рекламной конструкции, расположенной, на фасаде магазина по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков, содержится следующая информация: «Белорусское разливное пенное» с изображением стеклянного бокала и стеклянной кружки наполненных жидкостью похожей на пиво.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

 В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (Далее - Закона о рекламе) реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Реклама размещенная на рекламной конструкции, расположенной, на фасаде магазина по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков, с изображением стеклянного бокала и стеклянной кружки наполненных жидкостью похожей на пиво, следующая информация: «Белорусское разливное пенное», информирует о распространении в магазине алкогольной продукции – пива.

Лицом, осуществляющим деятельность по данному адресу является ИП «»

Определением № 443/АК от 08.02.2018 года Псковским УФАС России  возбуждено дело № 01/21/18Р по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела № 01/21/18Р, пришла к следующим выводам:

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

 В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно статье 3 закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеназванная информация является рекламой, так как содержит признаки рекламы, установленные п. 1 ст.3 Федерального Закона о рекламе:

1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе»);

Объектом рекламирования рекламного баннера является пиво белорусского производства.

2. Информация, адресована неопределенному кругу лиц, поскольку расположена на фасаде многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков.

3. Информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – алкогольной продукции то есть пиву, реализуемой ИП, формирование и поддержание интереса к ней, продвижение ее на рынке.

Следовательно, информация на рекламной конструкции содержит квалифицирующие признаки рекламы, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к товару, а именно – алкогольной продукции.

Оценивая содержание конструкций на окнах многоквартирного дома, Комиссией принято во внимание, что пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 08.10.2012 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в данном случае для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Таким образом, информация на фасаде многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков: «Белорусское разливное пенное» с изображением стеклянного бокала и стеклянной кружки наполненных жидкостью похожей на пиво, явно вызывает у потребителя ассоциацию с алкогольной продукцией - пивом, а следовательно указывает как на место её  реализации в магазине по указанному адресу.

Рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которому, пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Поскольку согласно части 3 статьи 21 Закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), а реклама размещенная на фасаде многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков не содержит такого предупреждения.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт размещения рекламы алкогольной продукции без указания предупреждения о вреде её чрезмерного потребления.

Выше указанная информация, размещена с использованием технических средств стабильного территориального размещения на фасаде жилого многоквартирного дома, то есть на конструктивных элементах здания, что является нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований, установленных за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе несёт рекламораспространитель, за нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе несёт рекламодатель (части 6,7 статьи 38 Закона о рекламе).

Согласно пояснениям ИП от 24.11.2017 г., им по адресу ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков осуществляется реализация напитков белорусского производства. Рассматриваемая рекламная конструкция изготовлена по его заказу (договор б/н от 02.10.2017 г.) и размещена им самостоятельно.

В соответствии с п.5 и п.7 ст.3 Закона рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ИП, как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо осуществляющее распространение рекламы данной рекламы.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, осуществившего распространение рекламы - ИП.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.2 п.1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения  антимонопольным органом дел, возбужденных  по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП на фасаде многоквартирного дома по адресу: ул. Юбилейная, д. 89, г. Псков в виде рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения, без указания предупреждения о вреде её чрезмерного потребления, поскольку она размещена с нарушениями части 3 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21, Федерального закона от 13.03.2006 года № 38 «О рекламе».  

2. Выдать ИП предписание о прекращении нарушения  законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  ___________        

 

Члены Комиссии:                                                             ___________        

                                                                                          

                                                                                            ___________