Решение б/н Решение по делу 44/11/17-ТР от 14 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 44/11/17-ТР

 

14 декабря 2017 года                                                                                                 г. Псков

                                                                                                             

Резолютивная часть решения оглашена 01 декабря 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: «…» - заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

членов Комиссии: «…» – главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, «…» – главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 44/11/17-ТР по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ЛидерГрупп» (ИНН 6037005574, 192029, г. Санкт-Петербург, ул. Проспект Обуховской обороны, д. 86, лит. М), обществом с ограниченной ответственностью «Стройсистема» (ИНН 6027149288, 180020, г. Псков, ул. Алмазная, д. 7) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме № 0157200000316000351, 0157200000315000505,

в присутствии на заседании представителя ООО «ЛидерГрупп» – «…» по доверенности № б/н от 25.10.2017;

в присутствии на заседании представителя ООО «Стройсистема» – «…» по доверенности № б/н от 23.06.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Псковским УФАС России в ходе осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства выявлены признаки наличия соглашения между обществом с ограниченной ответственностью «ЛидерГрупп» (ИНН 6037005574, 192029, г. Санкт-Петербург, ул. Проспект Обуховской обороны, д. 86, лит. М), обществом с ограниченной ответственностью «Стройсистема» (ИНН 6027149288, 180020, г. Псков, ул. Алмазная, д. 7).

В целях получения информации по делу Псковским УФАС России в адрес организаций, электронных площадок, а также иных субъектов, обладающих сведениями, были направлены запросы.

На основании информации, полученной от ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «Псковлайн» было установлено, что:

1. ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» в период с 01.01.2015 по 01.01.2016 одновременно принимали участие в 2 аукционах в электронной форме;

2. В 2 рассматриваемых аукционах торги завершились с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК);

3. Для участия в торгах участники аукционов - конкуренты часто использовали единую инфраструктуру, включая одинаковые IP-адреса;

4. Участники аукционов имеют устойчивые связи (характер которых, однако, исключает их юридическую подконтрольность одному лицу);

5. По заключению аукционов проигравшая организация заключала договоры субподряда;

6. Ценовые предложения подавались одной организацией, вторая организация - участник, заявившаяся на проведение торгов, отказывалась от конкурентной борьбы.

По результатам анализа документов и информации, полученных на запросы Управления и иной информации, полученной антимонопольным органом, были выявлены электронные аукционы, результаты которых могли свидетельствовать о заключенном между участниками ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» антиконкурентном соглашении по поддержанию цен на торгах.

Учитывая изложенное, Управлением были выявлены признаки наличия соглашения между ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» при участии в аукционах в электронной форме на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Согласно ст. 39 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.

Место нахождения ООО «Стройсистема» – г. Псков, ул. Алмазная, д. 7, в связи с чем рассмотрение материалов подведомственно Псковскому УФАС России.

В связи с нахождением ООО «ЛидерГрупп» за переделами Псковской области антимонопольным органом направлен запрос в ФАС России о предоставлении полномочий по рассмотрению в соответствии с п. 3.13 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации,  утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Письмом ФАС России от 13.06.2017 № АЦ/39453/17 Псковскому УФАС России предоставлены полномочия по рассмотрению данных материалов.

На основании материалов, а также информации, полученной в ходе рассмотрения, 13.10.2017 Псковским УФАС России возбуждено дело № 44/11/17-ТР о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ № 98 от 13.10.2017) в отношении ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» (далее – Ответчики) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (далее также — антимонопольное дело).

В рамках рассмотрения дела и в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкурентной среды при проведении рассматриваемых электронных аукционов, который приобщен к материалам дела № 44/11/17-ТР (далее – аналитический отчет).

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытых аукционов в электронной форме для государственных и муниципальных нужд в 2015-2016 году, рассматриваемых в рамках дела № 44/11/17-ТР о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела № 44/11/17-ТР и по результатам аналитического исследования Комиссией Псковского УФАС России в совокупности выявлено 2 аукциона, прошедших в 2015 - 2016 году, с признаками антиконкурентного соглашения - картеля, целью которого являлось поддержание цен на торгах.

В перечень рассматриваемых электронных аукционов вошли следующие: № 0157200000316000351, 0157200000315000505.

Рассмотрение дела в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 01.12.2017 в связи с принятием комиссией заключения об обстоятельствах дела.

Ответчики согласились с вменяемыми нарушениями, представили письменные пояснения (материалы дела).

 

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции Ответчиков, приходит к следующим выводам.

 

Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», вход на сайт электронной площадки для подачи заявок на участие во всех рассматриваемых аукционах был выполнен с одного IP-адреса: 31.132.122.1:

Указанный IP-адрес: 31.132.122.1 принадлежит интернет - провайдеру ООО «Псковлайн», с местом нахождения: г. Псков, Октябрьский пр., д. 54.

Согласно сведениям, представленным ООО «Псковлайн» (Вх. от 21.02.2017), IP-адрес 31.132.122.1 с 10.02.2014 по настоящее время выделен абоненту ООО «Арсенал-Маркет» согласно договору № 25354, адрес установки оконечного оборудования: г. Псков, ул. Алмазная, д. 7.

Адрес г. Псков, ул. Алмазная, д. 7 является адресом регистрации и фактическим местом нахождения юридического лица – ООО «Стройсистема».

Следует учитывать, что при нахождении ООО «ЛидерГрупп» в г. Санкт - Петербурге, а ООО «Стройсистема» в г. Пскове невозможно подать заявку с одного IP-адреса с разницей во времени в несколько минут.

Кроме того, поскольку предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов, при попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

В результате анализа рассматриваемых аукционов установлено, что ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» совершали юридически значимые действия такие, как подача заявок, подача ценовых предложений, используя единую инфраструктуру, принадлежащую ООО «Стройсистема». Использование ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в ходе реализации предварительной договоренности.

В ходе рассмотрения материалов Псковским УФАС России проанализировано 2 аукциона, в которых совместно принимали участие ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема».

1. Открытый аукцион в электронной форме (извещение № 0157200000316000351) на право заключения государственного контракта «Выполнение работ по строительству объекта: «Пристройка к ДК п. Бежаницы, ул. Смольная, д.14 универсального зала вместимостью до 250 человек, в т.ч. ПИР»:

20.05.2016 в 16 часов 25 минут с IP-адреса: 31.132.122.1 поступила заявка на участие в аукционе от ООО «Стройсистема».

23.05.2016 в 09 часов 41 минуту с IP-адреса: 31.132.122.1 поступила заявка на участие в аукционе от ООО «ЛидерГрупп».

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.06.2016 победителем признано ООО «Стройсистема» с ценой 43047142.70 рублей. 14.06.2016 с ООО «Стройсистема» заключен государственный контракт.

2. Открытый аукцион в электронной форме (извещение № 0157200000315000505) на право заключения государственного контракта  «Выполнение работ по строительству объекта «Социальный городок», в т.ч. ПИР (идентификационный номер <...> -А-ГЗ)»:

05.08.2015 в 17 часов 44 минуты с IP-адреса: 31.132.122.1 поступила заявка на участие в аукционе от ООО «Стройсистема».

05.08.2015 в 17 часов 51 минуту с IP-адреса: 31.132.122.1 поступила заявка на участие в аукционе от ООО «ЛидерГрупп».

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.08.2015 победителем признано ООО «Стройсистема» с ценой 28994039.90 рублей. 02.09.2015 с ООО «Стройсистема» заключен государственный контракт.

05.10.2015 между ООО «Стройсистема» и ООО «ЛидерГрупп» заключен договор подряда на выполнение комплекса строительных (монтажных) работ, предметом указанного договора явилось выполнение работ по строительству объекта «Социальный городок в т.ч. ПИР», срок окончания работ – 11.12.2015.

Принимая во внимание тот факт с каким временным интервалом подавались предложения участниками торгов – ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема», а также тот факт, что местом установки сертификатов ключей являлся общий компьютер, можно сделать вывод о том, что участие от двух организаций – конкурентов в торгах осуществлялось одним лицом.

Факт нахождения Ответчиков в конкурентных отношениях подтверждается также анализом состояния конкуренции, проведенным антимонопольным органом (в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции). Анализом установлены: временной интервал исследования рынка, продуктовые границы (предмет торгов), географические границы товарного рынка, а также состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, то есть состав участников аукционов в 2015 - 2016 гг.

Все участники аукционов, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» в период участия в рассматриваемых торгах являлись конкурентами, следовательно, при участии в электронных аукционах должны были соблюдать запрет пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Также на Ответчиков в рассматриваемом случае не распространяются положения ч. 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции в связи со следующим.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, положения данной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, под контролем в данной статье понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

- распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

- осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ единственным учредителем с долее 100 %, а так же директором ООО «ЛидерГрупп» является Колиберский Д.И.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ учредителями ООО «Стройсиситема» являются Палкин А.П. с долей 50 %, Мулькеев В.К. с долей 50 %, директор – Венедиктов О.В.

До 24.02.2014 ООО «Стройсистема» и ООО «ЛидерГрупп» входили в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, однако, в связи с внесением изменений с 24.02.2014 Ответчики не образуют группу лиц и являются самостоятельными хозяйствующими субъектами.

Таким образом, условия о допустимости антиконкурентных соглашений, установленных в части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, не распространяются на ООО «Стройсистема», ООО «ЛидерГрупп», и при осуществлении своей деятельности они должны были соблюдать требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о том, что Ответчики имеют устойчивые связи, характер которых, однако, исключает их юридическую подконтрольность одному лицу.

ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» активно принимали участие в  аукционах с одинаковым поведением, что, в свою очередь, говорит, а систематичности созданного взаимодействия между участниками.

В связи с тем, что заказчиками ни одна заявка не отклонена, данный факт свидетельствует о том, что обмен информацией между ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» осуществлялся в целях допуска всех участников до аукциона.

ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» при участии в торгах имеют единую модель поведения, которая заранее известна каждому из участников правоотношений. Их действия направлены не на обеспечение конкуренции, не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение победы одного из участников сговора с минимальным снижением начальной (максимальной) цены контракта.

Вышеуказанные действия ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» явились результатом реализованного ими при участии в аукционе устного соглашения, которые привели к поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции, совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

Из анализа указанных норм закона следует, что Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязи статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Анализ поведения ООО «ЛидерГрупп», ООО «Стройсистема» показывает, что в ходе участия в открытых аукционах в электронной форме, указанные хозяйствующие субъекты применяли следующую стратегию поведения: подача двух заявок с целью имитации конкурентной процедуры.

Указанное соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

Изложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия Ответчиков возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Вышеуказанное поведение хозяйствующих субъектов позволило Ответчикам выигрывать торги по аукционам с приемлемой для себя ценой контракта, избегая процедуру согласования закупки с единственным поставщиком, либо создавая условия на случай, если победитель торгов не сможет исполнить контракт, то в таком случае право заключения контракта автоматически переводится на второго участника, сделавшего лучшее предложение.

Кроме того, следует учитывать, что картельные соглашения запрещены per se, т.е. сами по себе, вне зависимости от того, установлено ли антимонопольным органом, что такое соглашение привело или могло привести к ограничению конкуренции, то есть: антимонопольный орган или суд, применяющие такой запрет, не устанавливают вредоносное воздействие картеля на конкуренцию, а квалифицируют такое соглашение, как незаконное, по формальным основаниям, то есть по цели соглашения и природе отношений, в которых состоят стороны соглашения – конкуренты.

В ходе рассмотрения настоящего дела в адрес антимонопольного органа поступило заявление ООО «Стройсистема» о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, поданное в соответствии с примечанием к ст. 14.32 КоАП РФ

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008 г. «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в силу примечания к статье 14.32 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 этой статьи, при выполнении всех перечисленных в пункте 1 примечания условий в совокупности.

При разрешении вопроса, соблюдено ли условие применения примечания о том, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, судам следует учитывать, что такое условие соблюдено, если обращение состоялось до момента оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции), явившегося поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ).

На основании анализа документов, полученных Псковским УФАС России в ходе рассмотрения дела, Комиссия приходит к выводу, что между ООО «Стройсистема», ООО «ЛидерГрупп» заключено соглашение в устной форме, направленное на поддержание цен на торгах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание, что доказательств прекращения антиконкурентного соглашения в материалы дела не представлено, в целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, обеспечения конкуренции, Комиссия на основании статей 23 и статьи 50 Закона о защите конкуренции считает необходимым выдать Ответчикам предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Стройсистема», общество с ограниченной ответственностью «ЛидерГрупп» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме № 0157200000316000351, 0157200000315000505.

2. Выдать предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела в отношении ООО «ЛидерГрупп» уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.32 КоАП РФ.

Материалы дела в отношении ООО «Стройсистема» не передавать в связи с добровольным заявлением в территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, поданным в соответствии с примечанием к ст. 14.32 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны