Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 5 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Ростов-на-Дону

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.11.2017 года

В полном объеме решение изготовлено 05.12.2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

Батурин С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ;

Алексенко И.В. – заместитель начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

Варавва Е.Н. – старший специалист 2 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

(далее по тексту - Комиссия), рассмотрев дело № 1516/02 от 13.07.2017г. по признакам нарушения публичного акционерного общества «МРСК Юга» (далее-ПАО «МРСК Юга», 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 49) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - ФЗ «О защите конкуренции»), руководствуясь ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ростовское УФАС России поступило обращение ИП Иванова Сергея Владимировича (Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Златника, д.46, 347909), о неправомерных, по мнению заявителя, действиях ПАО «МРСК Юга», выразившихся в отказе от выполнения мероприятий по восстановлению энергоснабжения объекта (магазин «Матильда»), расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Октябрьская, 24 – пер. Гоголевский, 4.

Так, в ходе проверки Ростовским УФАС России было установлено следующее.

Между ПАО «МРСК Юга» и ИП Ивановым С.В. заключен договор № 753 от 05.12.2006 на оказание услуги по выдаче актов границ раздела (на напряжение 10-6-0,4 кВ), сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 05.12.2006г. в отношении магазина, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Октябрьская, 24 – пер. Гоголевский, 4. Согласно данному акту от 05.12.2006г. магазин ИП Иванова С.В. присоединен к опоре №9 ВЛ-0,4кВТП №28 ПАО «МРСК Юга». Граница балансовой и эксплуатационной ответственности сторон установлена на изоляторах указанной опоры.

30.09.2016г. в связи с аварией на перекрестке ул. Октябрьская, 24- пер. Гоголевский, 4 была повреждена опора, от которой запитан магазин ИП Иванова С.В., соответственно было нарушено энергоснабжение объекта.

С 01.10.2016г. энергоснабжение объекта ИП Иванова С.В. временно осуществляется от сетей рынка «Торговый ряд», однако, руководство рынка требует отключение от их сетей электроснабжения.

11.04.2017г. ИП Иванов С.В. обратился с заявление в адрес ПАО «МРСК Юга» о восстановлении энергоснабжения объекта, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Октябрьская, 24 – пер. Гоголевский, 4.

19.04.2017г. ПАО «МРСК Юга» направило в адрес заявителя ответ о том, что работы по ремонту ВЛ 0,4кВ ТП 6/0,4кА №28 Таганрогского РЭС ПО ЮЗЭС были выполнены в течении 4-х часов с момента аварии. Поврежденная опора МУП «Трамвайно-троллейбусное управление» г. Таганрога является промежуточной опорой для абонентской ВЛ к магазину. Так после выполнения ИП Иванову С.В. работ по восстановлению ВЛ, будет осуществлено ее подключение на границе балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

24.04.2017г. ИП Иванов С.В. повторно обратился с заявлением в адрес ПАО «МРСК Юга» о восстановлении энергоснабжения объекта, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Октябрьская, 24 – пер. Гоголевский, 4.

10.05.2017г. ПАО «МРСК Юга» уведомило заявителя о том, что для восстановления энергоснабжения объекта ИП Иванова С.В., заявителю необходимо выполнить монтажные работы, предварительно согласовав их с владельцем опор муниципальным унитарным предприятием «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее-МУП «ТТУ»).

  • силу положений п. 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее Правила) определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.

Согласно п.2 Правил сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с п.3 Правил недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Согласно п. 6 Правил Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Так, 24.09.1999г. ИП Иванов С.В. приобрел в собственность часть здания и стал собственником 3/14 доли нежилого помещения, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Октябрьская, д. 24. Данное здание было введено в эксплуатацию и подключено к электрической сети. ПАО «МРСК Юга» осуществило технологическое присоединение объекта ИП Иванова С.В. по существующей схеме от ТП№28 от опоры №9. В связи с чем и были подписаны договоры оказания услуг №551 от 11.08.2006г. и №752 от 05.12.1006г., согласно которым ИП Иванову С.В. были выданы разрешения на электроснабжение объекта и акт раздела границ от 05.12.2006г.

Таким образом, на момент технологического присоединения к сетям ПАО «МРСК Юга» не требовалось согласования с МУП «ТТУ», более того, ни одни технические условия и акты раздела границ не содержат обязанности согласовать с МУП «ТТУ» возможность использования опор предприятия для поддержания СИП ИП Иванова С.В.

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, Комиссия установила следующие обстоятельства:

1. На деятельность ПАО «МРСК Юга» распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 Закон о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов, либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с аналитическим отчетом, составленным в рамках данного дела ПАО «МРСК Юга» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих ПАО «МРСК Юга» и расположенных на территории Ростовской области.

2. Согласно ч. 1 ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51 ФЗ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является заключенный между сторонами договор.

Как следует из правил ст. 425 ГК РФ, после заключения условия договора становятся обязательными для его сторон.

Согласно п. 12 Правил в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.

Местом исполнения обязательств сетевой организации является объект, расположенный по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Октябрьская – пер. Гоголевский, 4. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности устанавливается на изоляторах промежуточной опоры № 9 ВЛ – 0,4 кВ общего пользования от ТП № 28, что отражается в Акте от 05.12.2006г.

Объектом энергоснабжения является магазин, расположенный по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Октябрьская, 24 – пер. Гоголевский, 4.

Согласно п. 16.1 Правил №861 заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В силу п. 16.3 Правил №861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В п. 12(1) указаны юридические лица или индивидуальные предприниматели в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

Согласно п. 7(г) Правил №861 в случае технологического присоединения объектов лиц, , указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется.

Согласно п. 6 Правил Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012г. по делу№А50-5359/2011 отмечено, что соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами №861.

20.11.2017г. составлен акт о возможном подключении объекта ИП Иванова С.В. к сетям электроснабжения по существующей схеме. В заключении данного акта указано , что «электроустановка технически готова к подключению электрической сети общего пользования 0,4 кВ. Все мероприятия со стороны потребителя выполнены.»

Однако потребитель с своих пояснениях указывает, что позиция МУП «ТТУ» сводится к возмездному подключению СИПа к проводам предприятия, а также к получению технических условий возможности использования опор МУП «ТТУ».

Таким образом, ПАО «МРСК Юга» препятствует перетоку электроэнергии на объект, расположенный по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Октябрьская, 24 – пер. Гоголевский, 4, путем уклонения от выполнения мероприятий по восстановлению энергоснабжения после проведения ремонтных работ вследствие аварии, в том числе уклонения от осуществления мероприятий по взаимодействию с собственником опор МУП «ТТУ».

При указанных обстоятельствах Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи ПАО «МРСК Юга» предписания о выполнении обществом мероприятий по восстановлению энергоснабжения объекта ИП Иванова С.В., а также урегулировании данного вопроса с третьими лицами.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ПАО «МРСК Юга» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. На основании пункта 1 настоящего решения выдать ПАО «МРСК Юга» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела специалисту Ростовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении ПАО «МРСК Юга».

 

Председатель Комиссии: С.В. Батурин

 

Члены Комиссии: И.В. Алексенко

Е.Н. Варавва

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны