Решение б/н решение о нарушении антимонопольного законодательства от 20 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 113-04-1/2017

«19» июля 2017 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – <…>,

членов Комиссии: - <…>,

- <…>,

- <…>,

с участием представителя ответчика и третьего лица, администрации муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области – <…> (доверенность от 03.04.2017 №36),

рассмотрев дело №113-04-1/2017 по признакам нарушения Муниципальным казенным предприятием "Кораблинская транспортная компания" (391200, Рязанская область, Кораблинский район, город Кораблино, улица Зубковой, 2 А) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Рязанского УФАС России поступило заявление <…> от 19.12.2016 (вх. от 21.12.2016 №6828), указывающее на незаконные действия Муниципального казенного предприятия «Кораблинская транспортная компания» по взиманию платы за водоснабжение и водоотведение для потребителей муниципального образования - Ключанское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области с февраля 2014 года.

Из заявления следует, что до февраля 2014 года услуги по водоснабжению и водоотведению для населения Ключанского сельского поселения Кораблинского муниципального района Рязанской области осуществляло ООО «Пехлецкое». Расчеты осуществлялись по тарифам, установленным Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 16.12.2013 №249 для потребителей ООО «Пехлецкое».

С февраля 2014 года услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей Ключанского сельского поселения Кораблинского муниципального района Рязанской области оказывало МКП "Кораблинская транспортная компания" с применением тарифа, установленного для ООО «Пехлецкое».

По результатам рассмотрения материалов 21.03.2017 возбуждено дело №113-04-1/2017 (приказ Рязанского УФАС России №50) о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКП "Кораблинская транспортная компания" (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Представитель Ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства признал и пояснил следующее.

МКП "Кораблинская транспортная компания" (далее – Предприятие, Ответчик) является коммерческой организацией, учредителем которой стало муниципальное образование – Кораблинский муниципальный район Рязанской области. Одним из видов деятельности Предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг в сфере производства услуг: поднятие воды из скважин с последующей реализацией потребителям, оказание услуг в сфере приема и удаления хозяйственно-бытовых сточных вод в систему канализации и далее на очистные сооружения.

На основании Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» руководитель предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

С февраля 2014 года Предприятие стало оказывать потребителям Кораблинского муниципального района Рязанской области в том числе Ключанского сельского поселения услуги по водоснабжению и водоотведению.

Поводом для этого послужило принятое на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации Кораблинского района от 19.02.2014 №4 постановление главы администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 21.02.2014 №115.

Подтвердил, что с февраля 2014 года Предприятием применялись тарифы, утвержденные для ООО «Пехлецкое».

До 24.01.2016 Предприятие неоднократно обращалось в Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области за установлением тарифа на водоснабжение и водоотведение. Однако регулирующий орган неоднократно отказывал в установлении тарифа по причине предоставления неполного пакета документов.

25.01.2016 ГУ РЭК Рязанской области постановлением №6 установило тарифы на питьевую воду в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей МКП "Кораблинская транспортная компания".

Представитель третьего лица изложил позицию в письменных пояснениях (от 24.03.2017 исх. №477, от 20.04.2017 исх. №670).

В связи с прекращением оказания услуги по водоснабжению и водоотведению ООО «Пехлецкое» в феврале 2014 года, в соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области (далее – Администрация) взяла на себя ответственность за организацию оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению сельских поселений района.

Указал, что передача Предприятию объектов водоснабжения и водоотведения на территории Кораблинского муниципального район Рязанской области, в том числе Ключанского сельского поселения, связана с возникновением чрезвычайной ситуации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Чрезвычайная ситуация, по мнению третьего лица, выразилась в том, что на начало 2014 года ООО «Пехлецкое», оказывавшее в указанный период услуги по водоснабжению и водоотведение населению района, фактически прекратило свою деятельность. Возникшая задолженность по оплате за электрическую энергию грозила прекращением энергоснабжения объектов водоснабжения, что в свою очередь могло повлечь за собой экологическую катастрофу и повысить социальную напряженность в районе.

В связи с этим Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации Кораблинского района от 19.02.2014 №4 главам сельских поселений было рекомендовано заключить с МКП «Кораблинская транспортная компания» договоры аренды имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.

С целью недопущения нарушения прав потребителей постановлением главы администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 21.02.2014 №115 - МКП «Кораблинская транспортная компания» разрешено применять тариф, ранее установленный для ООО «Пехлецкое».

Распоряжением администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 17.03.2014 №148 - МКП "Кораблинская транспортная компания" разрешено применять тарифы на холодную воду, установленные для ООО «Пехлецкое», до утверждения тарифов в установленном порядке.

Распоряжением администрации муниципального образования - Ключанское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области от 31.03.2014 №2 - МКП "Кораблинская транспортная компания" признано гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования - Ключанское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области.

Таким образом, представитель третьего лица считает, что действия администрации муниципального района могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

Заслушав аргументы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему.

Правовое регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы на питьевую воду и водоотведение подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 12 Постановления Правительства Российской Федерации N 406 регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения.

Оплата по договору водоснабжения и водоотведения осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2012 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Частью 12 Основ ценообразования регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2012 № 406, иными нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, кроме прочего, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения – уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 17 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).

На территории Рязанской области, согласно постановлению Правительства Рязанской области от 2 июля 2008 N 121, центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах, является Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (ГУ РЭК Рязанской области).

Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 16.12.2013 N 249 установлен тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для потребителей ООО "Пехлецкое" в Ключанском сельском поселении Кораблинского муниципального района.

Тарифы, установленные данным документом, действовали с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Как следует из материалов дела, с февраля 2014 года Предприятие начинает оказывать услугу по водоснабжению и водоотведению потребителям Ключанского сельского поселения Кораблинского муниципального района Рязанской области.

25.01.2016 ГУ РЭК Рязанской области постановлением №6 установило для МКП "Кораблинская транспортная компания" тарифы за водоснабжение и водоотведение. Данный документ вступил в силу на следующий день после официального опубликования ("Рязанские ведомости", N 15, 30.01.2016).

Из вышеизложенного следует, что на деятельность Предприятия распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представитель третьего лица считает, что действия Предприятия могут быть признаны допустимыми в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции допустимыми могут быть признаны следующие действия, указанные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции:

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара (пункт 4 части 1);

- создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1);

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (пункт 9 части 1);

- манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) (пункт 11 части 1).

Законом о защите конкуренции предусмотрены условия признания указанных действий допустимыми, а именно:

1) если такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке,

2) не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), если результатом таких действий является или может являться:

- совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

- получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия).

Хозяйствующие субъекты могут рассчитывать на признание их действий (соглашений) допустимыми при обязательном установлении указанных условий и достижении (возможности достижения) результатов в совокупности.

Таким образом, допустимыми также признаются действия, если обязанность их совершения прямо предусмотрена федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Из фактических обстоятельств дела следует, что действия Предприятия по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования не могут быть признаны допустимыми и потому являются запрещающими.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 вышеназванного закона услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, МКП «Кораблинская транспортная компания», оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и, как следствие, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а, следовательно, на него распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что в период с 01 марта 2014 года по 25 января 2016 года Предприятие применяло тариф на холодное водоснабжение и водоотведение, не утвержденный в установленном порядке.

На основании вышеустановленных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МКП «Кораблинская транспортная компания» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В связи с установлением тарифа регулирующим органом комиссия решила предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

Признать действия МКП "Кораблинская транспортная компания" (391200, Рязанская область, г. Кораблино, ул. Зубковой, 2 А; ИНН 6206003479), выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии: <…>

 

<…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны