РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 229-04-1/2018

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
26.06.2018
Управление:
Рязанское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ № 229-04-1/2018

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 229-04-1/2018

26 июня 2018 года                                                                                           г. Рязань

            Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2018 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

с участием представителя ответчика – <…>,, при отсутствии представителей ООО «ТехЭнергохолдинг» и ООО «РегионЭнергоСнаб», уведомленных надлежащим образом (исх. №3054 от 13.06.2018),

рассмотрев дело №229-04-1/2018 по признакам нарушения АО «Рязанская областная электросетевая компания» пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление ООО «ТехЭнергохолдинг» (далее – Заявитель, Общество), в котором сообщается о нарушении антимонопольного законодательства Акционерным обществом «Рязанская областная электросетевая компания» (адрес: 390000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 27, лит. А2,                  ИНН 6234073260, ОГРН 1096234008936, далее - Ответчик, Заказчик, АО «РОЭК») при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы (извещение №31806009637 от 12.01.2018). 

По мнению Заявителя, Ответчик в закупочной документации установил необоснованные требования к участникам закупки, а именно: предоставление в составе заявки документов, подтверждающих наличие у поставщика специального оборудования, обеспечивающего возможность проверки отгружаемой продукции на соответствие качеству и параметрам продукции, установленным стандартам (нормам, правилам) и документов,  подтверждающих наличие у участника прав владения складскими помещениями на территории города Рязани, а также транспортными средствами, погрузочно-разгрузочными механизмами.  

Заявитель полагает, что данные требования, установленные в закупочной документации, влекут за собой ограничение конкуренции, создание преимущественных условий для отдельных участников закупки. 

20.04.2018 приказом №24 Рязанского УФАС России возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) по признакам нарушения АО «РОЭК»             пункта 2 части 1 статьи Закона о защите конкуренции.

Ответчик нарушение не признал и в своих пояснениях исх.№518 от 03.05.2018 и №706 от 0.06.2018, а также в ходе заседаний Комиссии, пояснил следующее.

АО «РОЭК» занимается деятельностью по эксплуатации и обслуживанию объектов электросетевого хозяйства. Логистическая деятельность АО «РОЭК» организована таким образом, что приезжающие в центральный исполнительный аппарат (г. Рязань) сотрудники филиалов при необходимости самостоятельно забирают сантехнический товар и опоры линий электропередач, не дожидаясь поставки со стороны поставщика. Организация данной логистики исходит из необходимости незамедлительного устранения аварий и обеспечения энергобезопасности региона. В отсутствие складских помещений на территории             г. Рязани и необходимого складского запаса, поставщик физически не сможет обеспечить поставку товара в максимально короткие сроки в данном городе. Условие наличия погрузочно-разгрузочных механизмов закономерно, так как поставляемый товар необходимо вывозить из складов и грузить в транспортные средства АО «РОЭК». Под погрузочно-разгрузочными механизмами понимаются такие машины, как, например, кран, кран-манипулятор, кран-балка и т.п. Специальное оборудование для проверки товара необходимо, так как после монтажа опор ЛЭП не допустим выход из строя линий электропередач вследствие преждевременного разрушения опор, то есть недопустима поставка некачественного товара. Под специальным оборудованием понимается инструмент, позволяющий определить прочность бетона, как правило, специальный молоток. Указанные требования в закупочной документации установлены в целях исключения риска неисполнения договора или ненадлежащего его исполнения.

Заинтересованное лицо (ООО «РегионЭнергоСнаб») своих пояснений не представило.

Заслушав аргументы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 1 Положения о закупках целями регулирования настоящего Положения о закупках являются в том числе развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере осуществления закупок.

АО «РОЭК» проводился запрос предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы (далее – запрос предложений).

Запрос предложений проводился на основании Распоряжения заместителя генерального директора АО «РОЭК» по правовым вопросам Д.В. Шибаева № 04-зд от 11.01.2018, размещенном на сайте в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» www. zakupki.gov.ru.

            Документация по запросу предложений на право заключения договора   на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы (далее – Закупочная документация) утверждена заместителем генерального директора               АО «РОЭК» по правовым вопросам,   председателем закупочной комиссии                        Д.В. Шибаевым.

Дата и время окончания подачи заявок: 22.01.2018 в 17:00.

Дата и время подведения итогов: 23.01.2018 в 12:00.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 040 000 рублей.

Предметом запроса предложений являлась поставка опор линий электропередачи (ЛЭП).

На участие в запросе предложений поступила заявка одного участника – ООО «Регионэнергоснаб», с которым по результатам рассмотрения запроса предложений заключен договор поставки.

Закупочной документацией  Заказчика при проведении запроса предложений установлено следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 15 раздела 3 «Информационная карта запроса предложений» (далее – Информационная карта) Закупочной документации «Требования к участникам запроса предложений, установленные Заказчиком (Организатором торгов)», к участникам Запроса предложений предъявляются требования в виде наличия собственной (арендованной) материально-технической базы.

Подпунктом 12 пункта 16 «Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям и входящие в состав Предложения» того же раздела Информационной карты предусмотрено предоставление участником закупки документа, подтверждающего наличие у поставщика специального оборудования, обеспечивающего возможность проверки отгружаемой продукции на соответствие качеству и параметрам продукции, установленным стандартам (нормам, правилам) с приложением заверенных копий подтверждающих документов.

Подпунктом 13 того же пункта предусмотрено предоставление участником закупки документа, подтверждающего наличие у участника закупки прав владения складскими помещениями на территории города Рязани, а также  транспортными средствами, погрузочно-разрузочными механизмами с приложением заверенных копий подтверждающих документов.

Согласно проекту договора предметом договора является поставка поставщиком товара, в количестве и ассортименте, предусмотренном настоящим договором (Приложение №1 к договору), а покупатель  обязуется оплачивать и принимать поставленный товар согласно условиям настоящего договора.

Приложением №1 предусмотрена поставка опор железобетонных СВ95-3 и СВ110-35  в филиалы АО «РОЭК», расположенные в Александро-Невском районе, г. Ряжск, г. Спасск-Рязанский,  г. Сасово Рязанской области. 

В закупочной документации отсутствуют сведения о наименовании специального оборудования, обеспечивающего возможность проверки отгружаемой продукции на соответствие качеству и параметрам продукции, установленным стандартам (нормам, правилам).

Также отсутствуют сведения, позволяющие участнику закупки понять, какие именно стандарты (нормы, правила) подлежат проверке на соответствие качеству и параметрам продукции.

Техническое задание к запросу предложений в пункте 1 «Наличие требований к ж/б опорам ЛЭП» предусматривает, что поставщик представляет в конкурсной документации сертификаты, обязательные для данного вида товара, соответствующие ГОСТ, ТУ или иные документы, подтверждающие качество  товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и необходимые при использовании товара по его назначению. 

В этом же пункте установлены производители железобетонных опор:                «ОАО «Светлогорский завод железобетонных изделий», ОАО «Барановичский комбинат железобетонных конструкций», ОАО «Электроопора-Р»,                                ООО «Рязанский завод ЖБИ-3», и требования по стандарту (ТУ): СТБ 1247.2000; ТУ 5863-007-00113557-94.

Предполагается, что производители железобетонных опор изготавливают качественные опоры, соответствующие вышеуказанным стандартам (ТУ), и подтверждают качество опор соответствующими документами. 

Указанные технические условия предусматривают требования как ко всему изделию, так и его составным частям в виде морозостойкости, прочности,  жесткости, трещиностойкости, плотности, влажности, водопоглощению, пористости, водонепроницаемости и иным характеристикам. 

Таким образом, Ответчик не указал в закупочной документации какое именно специальное оборудование предлагалось иметь участнику закупочной процедуры и на предмет проверки каких именно стандартов, норм и правил.

Кроме того, наличие специального оборудования для проверки поставляемого товара на соответствие стандартам, нормам и правилам, предполагает наличие специального измерительного оборудования, что не требуется при выполнении договора поставки товара.  

Данное требование является избыточным и ограничивает количество участников закупочной процедуры.

Как видно из проекта договора, приложенного в составе закупочной документации, предусматривается поставка товара и отсутствует обязанность поставщика осуществлять проверку поставляемого товара (опоры ЛЭП, предусмотренные вышеуказанным ОКПД2) на предмет соответствия стандартам, нормам и правилам.

Кроме того, закупочной документацией установлен гарантийный срок (не менее 36 месяцев) на поставляемый товар.

Гарантийный срок устанавливается производителем товара.

Таким образом, требование о наличии специального оборудования, необходимого для проверки товара в момент его поставки, является излишним.

Таким образом, АО «РОЭК», установив в закупочной документации требования о наличии специального оборудования для проверки поставляемой продукции на соответствие стандартам, нормам и правилам, ограничило конкуренцию. 

Доводы АО «РОЭК» в отношении правомерности установления требований о владении участниками закупки складскими помещениями на территории города Рязани, Комиссия Рязанского УФАС России отвергает по следующим основаниям.

По мнению АО «РОЭК», установление данного требования связано с организацией логистики в компании, предусматривающей посещение сотрудниками АО «РОЭК» центрального исполнительного аппарата АО «РОЭК» в городе Рязани и последующую погрузку товара со склада в городе Рязани, а также необходимостью поставки товара в максимально короткие сроки в данном городе, в целях своевременного оказания Обществом услуг по передаче электроэнергии.   АО «РОЭК» полагает, что  в отсутствии складских помещений на территории города Рязани и необходимого складского запаса, поставщик физически не сможет обеспечить поставку товара в максимально короткие сроки.

Данный довод АО «РОЭК» является необоснованным.

Из пункта 6 раздела 3.1 «Информационная карта запроса предложений»  следует, что срок поставки товара январь-май 2018 года.

Из проекта договора следует, что  «Поставщик обязуется поставить Товар Покупателю в течение____(________) рабочих дней с момента подачи заявки Покупателем, если иной срок не оговорен сторонам».

Кроме того, проектом договора предусмотрено, что покупатель вправе самостоятельно забирать товар со склада Поставщика, уведомив его об это в заявке не менее чем за 1 рабочий день.

Из этого следует, что проект договора предусматривает, что поставка товара осуществляется в срок не менее одного рабочего дня после подачи заявки.

Кроме того, согласно статьи 508 Гражданского кодекса РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Таким образом, поставка может быть осуществлена с территории склада, расположенного вне территории города Рязани, но позволяющего осуществить доставку до объекта, предусмотренного проектом договора (Александро-Невский район, г. Ряжск, г. Спасск-Рязанский,  г. Сасово Рязанской области), в течение минимум рабочего дня.   

Доводы о невозможности физической поставки оборудования поставщиком в указанные территориальные образования в установленный договором срок являются надуманными. 

Кроме того, Ответчиком не обоснована необходимость наличия у поставщика прав владения складским помещением.

Комиссия полагает, что для выполнения требований договора поставщик мог использовать и иные способы для хранения поставляемого товара, например, путем заключения договоров о хранении с иными хозяйствующими субъектами.  

Таким образом, установление требования о владении участником закупки  складским помещением на территории города Рязани является необоснованным, ограничивающим конкуренцию, создающим преимущественные условия для отдельных участников закупочной процедуры. 

            Довод АО «РОЭК» о том, что необходимо наличие у поставщика во владении транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов, Комиссией отвергается.

В своих пояснениях и в ходе заседания Комиссии Ответчик не смог пояснить, для чего требуется для выполнения договора наличие у поставщика во владении  транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов.

По мнению Комиссии, для выполнения договора поставки опор ЛЭП поставщик мог использовать и иные способы для поставки и разгрузки-погрузки товара, например, путем заключения соответствующих договоров с иными хозяйствующими субъектами, имеющими во владении транспортные средства и погрузочно-разгрузочные механизмы.   

Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что АО «РОЭК» установило в закупочной документации  требования, которые привели к ограничению конкуренции, в том числе создав для отдельного участника закупки преимущественные условия участия в торгах, чем нарушило требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.   

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 41, 49 и 50  Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Акционерное общество «Рязанская областная электросетевая компания» (адрес: 390000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 27, лит. А2,                     ИНН 6234073260, ОГРН 1096234008936)  при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы (извещение №31806009637 от 12.01.2018) нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать предписание Акционерному обществу «Рязанская областная электросетевая компания» об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

3.  В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трёх месяцев со дня его принятия. 

 

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 229-04-1/2018

26 июня 2018 года                                                                                                г. Рязань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

на основании своего решения от 26.06.2018 по делу №229-04-1/2018, принятого по результатам рассмотрения заявления ООО «ТехЭнергохолдинг» на действия акционерного общества  «Рязанская областная электросетевая компания» (далее – Общество) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку железобетонных опор для инвестиционной программы (извещение №31806009637 от 12.01.2018),   

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Акционерному обществу «Рязанская областная электросетевая компания» (адрес: 390000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 27, лит. А2, ИНН 6234073260, ОГРН 1096234008936) прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»:  при проведении закупок не предъявлять к участникам закупки необоснованные избыточные требования, влекущие ограничение конкуренции.

2. В целях контроля исполнения данного предписания АО «Рязанская областная электросетевая компания» сообщать в Рязанское УФАС России в течение 3 (трёх) месяцев с момента получения настоящего предписания о всех закупках, проводимых Обществом в соответствии с требованиями Федерального закона  от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (необходимо указать только идентификационный номер и  предмет закупки).

Сообщение о проводимой закупке направлять в течение 3 (трёх) рабочих дней с момента размещения в Единой информационной системе в сфере закупок извещения о проводимой закупочной процедуре.  

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трёх месяцев со дня его принятия. 

 

 

<…>