решение и предписание по жалобе ИП на действия конкурсной комиссии министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
11.07.2018
Управление:
Рязанское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер дела:
№ № 408-07-1/2018

РЕШЕНИЕ

по делу № 408-07-1/2018

по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <…>

на действия конкурсной комиссии организатора открытого конкурса

10 июля 2018 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: <…>,

в присутствии заявителя индивидуального предпринимателя <…> (далее – Заявитель),

при участии представителей министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области <…> (по доверенности от <…>) и <…> (по доверенности от <…>), индивидуального предпринимателя <…>, рассмотрев жалобу ИП <…> на действия конкурсной комиссии министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее - Министерство, Организатор открытого конкурса) при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 555 «Рязань АВЦ - Чернава» (далее – открытый конкурс),

УСТАНОВИЛА:

02 июля 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии Министерства при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 555 «Рязань АВЦ - Чернава».

По мнению Заявителя, конкурсной комиссией Организатора открытого конкурса нарушен установленный порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса и определения победителя по следующим основаниям.

1. Заявитель считает, что заявка и документы, поданные в составе данной заявки, другого участника открытого конкурса индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>), признанного впоследствии победителем, не соответствуют требованиям пункта «д» части 6.3 конкурсной документации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 555 «Рязань АВЦ - Чернава» (далее – конкурсная документация).

В частности, по мнению заявителя, заявка ИП <…> не содержит сведений о государственных регистрационных знаках транспортных средств, планируемых для обслуживания маршрута, а также к заявке не приложены копии свидетельств регистрации транспортных средств, что противоречит требованиям конкурсной документации.

Данное обстоятельство Заявитель расценивает как существенное нарушение, не позволяющее принимать <…> участие в открытом конкурсе, в связи с чем, считает определение победителем конкурса данного участника неправомерным.

Организатор открытого конкурса в письменных возражениях по существу жалобы (исх. от 05.07.2018 № АС/6-3810) считает, что жалоба является необоснованной, поскольку со стороны конкурсной комиссии нарушения в порядке оценки и сопоставления заявок участников конкурса, определения победителя отсутствуют.

Представители Министерства, присутствующие на заседании Комиссии, поддержали позицию Организатора открытого конкурса, приведя в обоснование следующие доводы.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 220 – ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220 - ФЗ) участник открытого конкурса обязуется подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Организатор открытого конкурса указывает, что ИП <…> в своей заявке на участие в открытом конкурсе представил копии паспортов на транспортные средства, планируемые к обслуживанию маршрута, а также копии договоров купли – продажи данных транспортных средств, подтверждающие их приобретение.

Согласно части 4 статьи 21 Федерального закон № 220 – ФЗ участник открытого конкурса, которому свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязан приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня утверждения результатов открытого конкурса. Тем самым победителю открытого конкурса предоставлено право выполнить взятые на себя обязательства по приобретению транспортных средств с заявленными характеристиками в течение установленного срока, что ИП <…> и подтвердил в поданной заявке, приложив упомянутые выше документы.

По мнению Организатора открытого конкурса, у участника открытого конкурса, на момент его проведения, могут отсутствовать на любом законном основании транспортные средства с заявленными характеристиками, планируемые к обслуживанию маршрута.

2. Заявитель указывает в качестве основания для его обращения в Рязанское УФАС России нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вышеуказанные федеральные законы не регулируют отношения, связанные с организацией проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. Указанные отношения регулируются Федеральным законом № 220 – ФЗ.

3. Министерство полагает, что рассмотрение жалобы Заявителя не подпадает по действие статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в связи с чем, не относится к компетенции антимонопольного органа.

Данную позицию представители Организатора открытого конкурса обосновали тем, что, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом рассматриваются жалобы на нарушение процедуры торгов.

По их мнению, процедура открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок не является торгами, поскольку ее предметом является получение права осуществлять перевозки, поэтому согласно части 8 статьи 24 Федерального закона № 220 – ФЗ результаты открытого конкурса могут быть обжалованы только в судебном порядке.

Учитывая данные обстоятельства, Министерство считает, что порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса не нарушен, победитель открытого конкурса определен законным образом.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия установила следующее.

Процедура проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 555 «Рязань АВЦ - Чернава» проводилась в соответствии с Федеральным законом № 220 - ФЗ.

Извещение о проведении открытого конкурса размещено в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства https://mintrans.ryazangov.ru/activities/perevozciki/ 10.05.2018.

Предмет конкурса – право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту № 555 «Рязань АВЦ-Чернава».

Дата и время начала срока подачи заявок: 11.05.2018 в 09.00.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.06.2018 в 17.00.

Дата окончания рассмотрения заявок: 22.06.2018 в 11.00.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 22 июня 2018 года № 3 – рз следует, что на участие в открытом конкурсе подано две заявки, в частности заявки Заявителя и ИП <…>.

Согласно данному протоколу оба претендента, подавших заявки, допущены к участию в открытом конкурсе и признаны его участниками.

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 22 июня 2018 года № 1 – ос победителем открытого конкурса признан индивидуальный предприниматель <…> заявка которого получила высшую оценку и которой присвоен первый порядковый номер.

Согласно подпункту «д» пункта 6.3 конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать справку о транспортных средствах, планируемых для обслуживания маршрута, с указанием класса и марки транспортного средства, его вместимости, года выпуска, государственного регистрационного знака и условий пользования (собственность, лизинг, аренда) транспортным средством с приложением копий свидетельств регистрации транспортных средств, а в случае аренды, лизинга транспортного средства, дополнительно копию договора аренды, лизинга (по форме приложения № 2 к настоящей конкурсной документации).

Исходя из анализа документов, представленных ИП <…> для участия в открытом конкурсе следует, что данный участник в составе заявки приложил справку о транспортных средствах, планируемых для выполнения регулярных перевозок по маршруту лота № 555 Рязань АВЦ – Чернава, в которой отсутствует информация о государственных номерных знаках транспортных средств, планируемых к обслуживанию данного маршрута. Кроме того, участником не представлены копии свидетельств о регистрации транспортных средств.

Комиссией установлено, ИП <…> в составе заявки представлены копии паспортов транспортных средств 40 ОМ 963632 и 40 ОМ 963635 на автобусы «Неман 420224-11».

В указанных паспортах сведения о собственнике, а также данные свидетельства о регистрации транспортного средства отсутствуют.

Кроме того, ИП <…> представлены копии договоров купли – продажи транспортных средств марки «Неман 420224-11» от 04.06.2018 № 104-ТС/18-БП и от 08.05.2018 № 072-ТС/18-БП.

Данные договоры со стороны покупателя не подписаны (на последней странице договора).

Как пояснил <…> на заседании Комиссии, представленные в составе заявки договоры носят предварительный характер и приобретут силу юридического документа только после признания его победителем открытого конкурса. В противном случае приобретение автобусов для него является нецелесообразным.

Данные обстоятельства означают, что на момент участия в открытом конкурсе у ИП <…> фактически отсутствовали на праве собственности или ином законном праве транспортные средства, указанные в заявке на участие в конкурсе и планируемые к обслуживанию маршрута.

Мнение Министерства об установленном для победителя открытого конкурса частью 4 статьи 21 Федерального закона № 220 – ФЗ девяностодневном сроке со дня утверждения результатов открытого конкурса на выполнение взятых обязательств по приобретению транспортных средств с заявленными характеристиками является ошибочным.

В данной правовой норме установлена обязанность лица, которому по результатам открытого конкурса выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту в течение определенного временного интервала. Однако часть 4 статьи 21 Федерального закона № 220 – ФЗ не предусматривает право победителя открытого конкурса приобрести указанные в заявке транспортные средства после определения результатов данного конкурса.

Кроме того, требование предоставления сведений о государственных регистрационных знаках заявленных транспортных средств с приложением копий свидетельств регистрации данных транспортных средств установлено Организатором открытого конкурса в конкурсной документации, в частности в подпункте «д» пункта 6.3.

Претендент на участие в открытом конкурсе обязан предоставить данные документы и сведения на этапе подачи заявок, а не после определения победителя открытого конкурса.

Необходимо отметить, что Организатор открытого конкурса установил правовые последствия за нарушение требований подпункта «д» пункта 6.3 конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 12.2 конкурсной документации по итогам рассмотрения заявок претендент не допускается конкурсной комиссией к дальнейшему участию в открытом конкурсе в том числе по такому основанию как: непредставление сведений и документов, предусмотренных пунктом 6.3 конкурсной документации либо наличие в таких документах недостоверных сведений о претенденте.

Кроме того, в разделе 1 «Общие положения» конкурсной документации указано, что данная документация подготовлена, в том числе, в соответствии с положениями постановления министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 24.01.2017 № 1 «Об утверждении Положения о регулировании отдельных отношений, связанных с выдачей свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок».

Подпунктом «д» пункта 7.3 указанного Положения предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать справку о транспортных средствах, планируемых для обслуживания маршрута, с указанием класса и марки транспортного средства, его вместимости, года выпуска, государственного регистрационного знака и условий пользования (собственность, лизинг, аренда) транспортным средством с приложением копий свидетельств регистрации транспортных средств, а в случае аренды, лизинга транспортного средства, дополнительно копию договора аренды, лизинга.

В соответствии с пунктом 8.5 Положения при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе претендент не допускается конкурсной комиссией к участию в открытом конкурсе в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 7.3 Положения, либо наличия в таких документах недостоверных сведений о претенденте.

Таким образом, исходя из анализа положений конкурсной документации Министерства, а также нормативной базы, на основании которой разработана данная конкурсная документация, Комиссия приходит к выводу, что непредоставление в составе заявки на участие в открытом конкурсе всех необходимых документов и сведений, предусмотренных пунктом 6.3 конкурсной документации, является основанием для не допуска претендента, подавшего такую заявку, к участию в открытом конкурсе.

Относительно довода Министерства об ошибочных ссылках Заявителя по тексту жалобы на федеральные законы, не регулирующие отношения, связанные с организацией проведения открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, Комиссия приходит к выводу, что данное обстоятельство не исключает возможного факта нарушения Министерством установленного порядка оценки и сопоставления заявок участников конкурса и определения победителя, в связи с чем не имеет принципиального значения для рассмотрения жалобы по существу.

Довод Министерства о том, что предмет рассмотрения жалобы Заявителя Е.В. не подпадает по действие статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку проведенная процедура открытого конкурса не является торгами, в связи с чем его результаты могут быть обжалованы только в судебном порядке, не может быть принят Комиссией во внимание ввиду следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы в том числе на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов.

Предмет жалобы Заявителя – неправомерные действия конкурсной комиссии Организатора открытого конкурса.

Исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) торги — это специальный порядок (способ) заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги (организатор торгов), проводят состязание между пожелавшими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги).

В соответствии с частью 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Таким образом, конкурс - это форма торгов. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Предметом открытого конкурса, проведенного Министерством, является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок «Рязань АВЦ - Чернава».

В соответствии с пунктом 13.3 конкурсной документации по результатам оценки и сопоставления заявок, каждой из них присваивается порядковый номер в порядке уменьшения ее оценки. Заявке, получившей высшую оценку, присваивается первый номер, а участник открытого конкурса, подавший эту заявку, признается победителем.

В основе проведенного Министерством конкурса лежит принцип состязательности, который предполагает предложение наиболее приемлемых условий участниками, оценку поступивших предложений конкурсной комиссией и выбор победителя.

Таким образом, Министерство при проведении данного открытого конкурса выступает в качестве организатора торгов, конкурсная комиссия которого производит все действия, направленные на определение победителя в данной процедуре.

Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что жалоба, поданная на действия конкурсной комиссии Организатора открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 555 «Рязань АВЦ - Чернава», подлежит рассмотрению антимонопольным органом в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Рязанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> обоснованной, конкурсную комиссию Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (<…>) нарушившей пункт 8.5 постановления министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 24.01.2017 № 1 «Об утверждении Положения о регулировании отдельных отношений, связанных с выдачей свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок», пункт 12.2 конкурсной документации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 555 «Рязань АВЦ - Чернава».

2. Выдать предписание конкурсной комиссии Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого конкурса.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии: <…>

 

Члены Комиссии: <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого конкурса

№ 408-07-1/2018

10 июля 2018 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 10 июля 2018 года по делу № 408-07-1/2018 о нарушении конкурсной комиссией министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (<…>) пункта 8.5 постановления министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 24.01.2017 № 1 «Об утверждении Положения о регулировании отдельных отношений, связанных с выдачей свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок», пункта 12.2 конкурсной документации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 555 «Рязань АВЦ - Чернава» (далее – конкурсная документация)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Конкурсной комиссии министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (<…>) в срок до 23 июля 2018 года прекратить нарушение пункта 8.5 постановления министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 24.01.2017 № 1 «Об утверждении Положения о регулировании отдельных отношений, связанных с выдачей свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок», пункта 12.2 конкурсной документации, выразившееся в нарушении установленного порядка оценки и сопоставления заявок участников конкурса и определения выбора победителя, а именно:

1. Отменить протоколы:

- рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок «Рязань АВЦ - Чернава», порядковый номер № 555, регистрационный № 61 от 22 июня 2018 года № 3 – рз;

- оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок «Рязань АВЦ - Чернава», порядковый номер № 555, регистрационный № 61 от 22 июня 2018 года № 1 – ос;

2. Повторно рассмотреть заявки на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 555 «Рязань АВЦ - Чернава».

4. О выполнении настоящего предписания сообщить в Рязанское УФАС России в срок до 27 июля 2018 года с приложением подтверждающих документов (копии решений об отмене указанных протоколов открытого конкурса, сведения о размещении и дате размещения указанной информации на официальном сайте министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, копии протоколов открытого конкурса, составленных по результатам пересмотра заявок участников, сведения о размещении и дате размещения данных протоколов на официальном сайте министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии: <…>

 

Члены Комиссии: <…>