Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 08-110/2017 от 7 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-110/2017

 

07 сентября 2018 года г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

- <…>– ВРИО руководителя управления;

 

- <…>. – начальник отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации;

 

- <…> – государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

 

 

рассмотрев дело 08-110/2017, возбужденное в отношении Министерства сельского хозяйства Сахалинской области (693020, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, пр.Мира,107; ИНН: 6501026755), акционерного общества «Совхоз Корсаковский» (694006, Сахалинская область, Корсаковский район, с.Чапаево, ул.Корсаковская, д.21; ИНН: 6504014927), открытого акционерного общества «Агро-Союз Дальний Восток» (676941, Амурская область, Ивановский район, с.Ерковцы, ул.Гагарина, д.19/1; ИНН: 7707083893) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ответчика Министерства сельского хозяйства Сахалинской области – <…> действующего на основании доверенности б/н от 09.01.2018г.;

при отсутствии представителя ответчика акционерного общества «Совхоз Корсаковский», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (почтовое уведомление №80083625115607);

при отсутствии представителя ответчика открытого акционерного общества «Агро-Союз Дальний Восток», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (почтовое уведомление №80083625115614);

при отсутствии представителя заинтересованного лица акционерного общества «Росагролизинг», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (почтовое уведомление №80083625115621),

 

УСТАНОВИЛА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) поступило обращение Управления по Сахалинской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации (вх.№4147 от 27.10.2017г.) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства сельского хозяйства Сахалинской области (далее – Минсельхоз СО), акционерного общества «Совхоз Корсаковский» (далее - АО «Совхоз Корсаковский»), открытого акционерного общества «Агро-Союз Дальний Восток» (далее - ОАО «Агро-Союз ДВ») при осуществлении закупок крупного рогатого скота (далее - КРС) за счёт средств бюджета Сахалинской области.

По результатам рассмотрения обращения Сахалинским УФАС России издан приказ №576 от 27.11.2017г. о возбуждении дела №08-110/2017 по признакам нарушения Минсельхозом СО, АО «Совхоз Корсаковский», ОАО «Агро-Союз ДВ» статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 27.11.2017г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-110/2017 назначено на 17.01.2018г.

Определением от 17.01.2018г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-110/2017 было отложено на 20.02.2018г.

Определением от 20.02.2018г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-110/2017 было отложено на 10.04.2018г.

Определением от 20.02.2018г. срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-110/2017 был продлен на 6 месяцев по 27.08.2018г.

Определением от 10.04.2018г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-110/2017 было отложено на 11.05.2018г.

Определением от 11.05.2018г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-110/2017 было отложено на 08.06.2018г.

Определением от 08.06.2018г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-110/2017 было отложено на 18.07.2018г.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела определением от 18.07.2018г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-110/2017 было отложено на 27.08.2018г.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.

В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717, Закона Сахалинской области от 15.07.2011 №81-ЗО «О развитии сельского хозяйства Сахалинской области», во исполнение распоряжения Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 №728-р «Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области» постановлением правительства Сахалинской области от 06.08.2013 №427 утверждена Государственная программа «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы».

При этом Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области поручено предусмотреть финансирование программы в законах об областном бюджете Сахалинской области.

Согласно паспорту Государственной программы Сахалинской области ответственным исполнителем программы является Минсельхоз СО.

В Государственной программе предусмотрена подпрограмма №2 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» одной из задач которой является обновление генетического потенциала сельскохозяйственных животных с целью стимулирования использования высокопродуктивных животных.

В целях реализации Государственной программы на 2016 год Минсельхоз СО и унитарное сельскохозяйственное предприятие «Совхоз Корсаковский» заключили соглашение от 29.02.2016г. согласно которому Минсельхоз СО оказывает поддержку в виде субсидий из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.

23.03.2016 в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано АО «Совхоз Корсаковский», созданное путем реорганизации унитарного сельскохозяйственного предприятия «Совхоз Корсаковский» в форме преобразования.

Законом от 25.12.2015г. №124-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2016 год» предусмотрено распределение бюджетных ассигнований на предоставление органами государственной власти Сахалинской области, осуществляющими функции в соответствующей сфере деятельности, бюджетных инвестиций юридическим лицам, в том числе АО «Совхоз Корсаковский» на сумму 220 000 000 рублей на реализацию комплекса мероприятий по развитию акционерного общества.

Из пояснений сотрудника АО «Росагролизинг» следует, что 13-14 июня 2016г. в Минсельхозе Амурской области под председательством исполняющего обязанности министра <…>. состоялось совещание по вопросу погашения задолженности ОАО «Агро-Союз ДВ» перед АО «Росагролизинг», а также неисполнения мирового соглашения по погашению задолженностей. Между АО «Росагролизинг» и ОАО «Агро-Союз ДВ» был заключен договор финансовой аренды (лизинга) от 09.07.2012г. №0320318, предметом лизинга является КРС. С 2013 года у ОАО «Агро-Союз ДВ» появилась задолженность по обязательствам перед АО «Росагролизинг», которая не погашена. На совещании присутствовали генеральный директор ОАО «Агро-Союз ДВ» <..> представители ветеринарных служб Амурской области и министр сельского хозяйства Сахалинской области <…>. С целью решения вопроса о погашении задолженности <…> предложил продать КРС. В качестве контрагента по сделке были указаны сельхозпредприятия Сахалинской области, в том числе АО «Совхоз Корсаковский». Со своей стороны <…>. подтвердил возможность совершения такой сделки.

УФСБ по Сахалинской области в материалы дела представлена копия комплекса мероприятий по реализацию программы по развитию АО «Совхоз Корсаковский» за подписью руководителя и утвержденную министром сельского хозяйства Сахалинской области. Одним из мероприятий комплекса является приобретение сельскохозяйственных животных в 2016 году за счет бюджетных средств в сумме 100 000 000 рублей.

14.06.2016г. Минсельхоз СО вышло с предложением к Министерству финансов СО (письмо №3.07-1155/16) об увеличении финансирования Государственной программы путем внесения изменений в Закон Сахалинской области от 25.12.2015г. №124-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2016 год» с целью приобретения в том числе АО «Совхоз Корсаковский» поголовья крупного рогатого скота мясного направления на сумму 100 000 000 рублей. В предложении было точно указано место приобретения КРС – в Амурской области и срок поставки скота – сентябрь 2016 года. Главный распорядитель бюджетных средств – Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.

УФСБ по Сахалинской области в материалы дела представлены копии писем Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 26.07.2016 №3.04-2777/16, от 22.08.2016 №3.04-3358/16, адресованные АО «Совхоз Корсаковский» о необходимости предоставления документов в целях реализации программы развития акционерного общества, что свидетельствует о проводимой Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области работе по предоставлению бюджетных инвестиций.

Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области и АО «Совхоз Корсаковский» 26.08.2016г. подписали договор №1/16 об участии Сахалинской области в собственности субъекта инвестиций, согласно которому Сахалинская область участвует в собственности Общества в форме бюджетных инвестиций, которое оформляется взносом в уставный капитал АО «Совхоз Корсаковский» на основании отдельно заключаемого договора купли-продажи ценных бумаг.

Согласно пункту 2.2.1 договора АО «Совхоз Корсаковский» определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) и исполняет гражданско-правовые договоры, заключенные в целях реализации Госпрограммы, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 2.2.4. договора расходование средств с банковского счета АО «Совхоз Корсаковский» вправе только после акцепта Минсельхоза СО.

29.08.2016г. между Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области и АО «Совхоз Корсаковский» заключен договор купли - продажи акций №2/16 на сумму 220 000 000 рублей.

Пунктом 2.2. договора №2/16 предусмотрена обязанность Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области перечислить денежные средства на счет АО «Совхоз Корсаковский» при соблюдении последним условий, определенных договором №1/16 об участии Сахалинской области в собственности субъекта инвестиций.

Денежные средства перечислены по платежному поручению №498 от 01.09.2016.

УФСБ по Сахалинской области в материалы дела представлено Соглашение о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область, подписанного Минсельхозом СО и ОАО «Агро-Союз ДВ» 30.08.2016г. в городе Благовещенск, Амурской области.

Из текста документа следует, что Соглашение стороны подписали, руководствуясь ранее достигнутыми соглашениями о поставках КРС мясного направления между губернатором Сахалинской области и генеральным директором АО «Росагролизинг».

Стороны указали в соглашении о заинтересованности каждой в реализации проекта по передаче КРС хозяйствующим субъектам Сахалинской области, соглашение считается оконченным в момент заключения договора покупки КРС хозяйствующими субъектами Сахалинской области.

АО «Совхоз Корсаковский» в закупочной деятельности обязано руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон «О закупках»).

Законом «О закупках» установлено, что документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, является положение о закупке, в котором также содержатся условия, при которых закупка проводится без конкурентных процедур.

01.09.2016г. ОАО «Агро-Союз ДВ» и АО «Совхоз Корсаковский» заключили договор купли-продажи животных без проведения конкурентных процедур на сумму 47 202 800 рублей.

В указанное время АО «Совхоз Корсаковский» при закупках руководствовалось положением, утвержденным 14.06.2016г. и размещенным на сайте www.zakupki.gov.ru 15.06.2016г. В положении указан порядок проведения процедур при осуществлении закупки у единственного поставщика, закупка у единственного поставщика возможна, но с соблюдением процедуры, указанной в положении, для приобретения товаров (услуг), прямо поименованных в положении, и на сумму не превышающую 100 000 000 рублей в квартал.

Такой порядок АО «Совхоз Корсаковский» не соблюдался, сведения о закупке на сайте www.zakupki.gov.ru не размещены, закупка КРС у единственного поставщика в положении не предусмотрена.

Отбор поставщика КРС для нужд АО «Совхоз Корсаковский», по мнению Комиссии, необходимо было произвести на основании конкурентной процедуры.

Согласно пояснениям сотрудников АО «Совхоз Корсаковский» указанная закупка проводилась под контролем и с указаниями сотрудников Минсельхоза СО, министра и заместителя министра сельского хозяйства Сахалинской области, без проведения процедур, предусмотренных положением. Поставщик был отобран также в Минсельхозе СО (объяснения сотрудников в материалах дела под грифом «Для служебного пользования»).

При указанных обстоятельствах Минсельхоз СО произвел действия по отбору поставщика крупного рогатого скота для его приобретения АО «Совхоз Корсаковский» самостоятельно, используя властные полномочия, как при заключении соглашения с ОАО «Агро-Союз ДВ», предоставив ему определенные гарантии в совершении сделки, так и при заключении договора, согласовывая его условия и обязав совершить указанную сделку руководителя АО «Совхоз Корсаковский» без соблюдения процедур, установленных Положением о закупках предприятия.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: поставка крупного рогатого скота от ОАО «Агро-Союз ДВ» АО «Совхоз Корсаковский» в количестве 398 голов.

3. Географические границы товарного рынка: границы Сахалинской области.

В последующем при участии Минсельхоза СО производились следующие действия, направленные на исполнение соглашения по поставке скота, приобретенного по договору купли-продажи, заключенному АО «Совхоз Корсаковский» и ОАО «Агро-Союз ДВ».

В соответствии с платежными поручениями, имеющимися в материалах дела, оплата АО «Совхоз Корсаковский» за КРС осуществлялась не на счет продавца, а непосредственно на счет АО «Росагролизинг»:

- платежное поручение от 26.09.16 № 259 на сумму 24 750 000 (двадцать четыре миллиона семьсот пятьдесят тысяч) рублей от АО «Совхоз Корсаковский» на счет АО «Росагролизинг»;

- платежное поручение от 04.10.16 № 298 на сумму 17 160 000 (семнадцать миллионов сто шестьдесят тысяч) рублей от АО «Совхоз Корсаковский» на счет АО «Росагролизинг»;

- платежное поручение от 13.10.16 № 347 на сумму 1 870 000 (одни миллион восемьсот семьдесят тысяч) рублей от АО «Совхоз Корсаковский» на счет АО «Росагролизинг»;

- платежное поручение от 30.12.2016 № 723 на сумму 3 422 800 (три миллиона четыреста двадцать две тысячи восемьсот) рублей от АО «Совхоз Корсаковский» на счет АО «Росагролизинг».

Итого произошла полная оплата по договору 47 202 800 (сорок семь миллионов двести две тысячи восемьсот) рублей.

Специалисты и представители сторон исследуемых отношений выезжали на территорию Амурской области для отбора и изъятия крупного рогатого скота.

Указанный факт лицами, участвующими в деле, не отрицается. Дополнительно подтверждается объяснениями сотрудников АО «Росагролизинг», ОАО «Агро-Союз ДВ», АО «Совхоз Корсаковский» (объяснения сотрудников в материалах дела под грифом «Для служебного пользования»), распоряжением Минсельхоза СО №23-рп от 12.08.2016г. о командировании директора департамента животноводства и инвестиционного развития <…> с19 по 24 августа 2016г. в г.Благовещенск с целью: «Отбор скота для завоза в сельскохозяйственные предприятия области».

В материалах дела имеются следующие акты изъятия КРС:

  1. Акт от 21.09.2016г. о частичном изъятии КРС в количестве 225 голов, поставленных через АО «Росагролизинг» в ОАО «Агро-Союз ДВ» по договору финансовой аренды (лизинга) № 0320318 от 09.07.2012г.

Поголовье передано в АО «Совхоз Корсаковский». Акт подписан представителями АО «Росагролизинг», АО «Совхоз Корсаковский», ОАО «Агро-Союз ДВ».

  1. Акт от 30.09.2016г. о частичном изъятии КРС в количестве 133 головы, поставленных через АО «Росагролизинг» в ОАО «Агро-Союз ДВ» по договору финансовой аренды (лизинга) № 0320318 от 09.07.2012г.

Поголовье передано в АО «Совхоз Корсаковский». Акт подписан представителями АО «Росагролизинг», АО «Совхоз Корсаковский», ОАО «Агро-Союз ДВ».

  1. Акт от 07.10.2016г. о частичном изъятии КРС в количестве 17 голов, поставленных через АО «Росагролизинг» в ОАО «Агро-Союз ДВ» по договору финансовой аренды (лизинга) № 0320318 от 09.07.2012г.

Поголовье передано в АО «Совхоз Корсаковский». Акт подписан представителями АО «Росагролизинг», АО «Совхоз Корсаковский», ОАО «Агро-Союз ДВ».

Такой порядок расчетов и действий по фактической передаче КРС может быть осуществлен только при наличии соглашений между сторонами сделок купли-продажи КРС и сделки финансовой аренды (лизинга) КРС. Указанное поведение АО «Совхоз Корсаковский», АО «Росагролизинг», ОАО «Агро-Союз ДВ» полностью соответствует решениям о последующем поведении хозяйствующих субъектов, принятых на совещании Минсельхоза Амурской области и Минсельхоза СО 13-14 июня 2016 года и заключенному соглашению о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область, подписанного Минсельхозом СО и ОАО «Агро-Союз ДВ» 30.08.2016г.

Далее, в материалах дела №08-110/2017 представлен договор перевозки животных автомобильным транспортом от 22.09.2016 № 009, заключенный между ООО «Регион-Транс» (Перевозчик) и АО «Совхоз Корсаковский» (Заказчик), согласно которому перевозчик осуществляет поставку КРС заказчику в количестве 380 голов, по маршруту с. Братолюбовка (Амурская область, Ромненский район) – с. Чапаево (Сахалинская область, Корсаковский район).

В соответствии с платежными поручениями, имеющимися в материалах дела № 08-110/2017, оплата за перевозку КРС осуществлялась следующим образом:

- платежное поручение от 15.09.2016 № 213 на сумму 5 640 000 рублей от АО «Совхоз Корсаковский» на счет ООО «Регион-Транс» в соответствии с договором РТР00000707 от 12.09.16;

- платежное поручение от 29.09.2016 № 283 на сумму 3 290 000 рублей от АО «Совхоз Корсаковский» на счет ООО «Регион-Транс».

Указанные договоры исполнены, поставка КРС состоялась, цель соглашения достигнута.

Согласно пояснениям АО «Росагролизинг» (вх.№1098 от 10.04.2018г.) КРС переданный ОАО «Агро-Союз ДВ» по договору купли-продажи от 01.09.2016г. АО «Совхоз Корсаковский», находился в собственности АО «Росагролизинг» и был передан ОАО «Агро-Союз ДВ» в рамках договора финансовой аренды (лизинга) от 09.07.2012г. №0320318.

Право собственности на часть предмета лизинга перешло к ОАО «Агро-Союз ДВ» на основании дополнительного соглашения №9 от 30.12.2016 к договору №0320318.

Правовые и организационно-экономические особенности лизинга определены Федеральным законом от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

Указанным законом предусмотрено, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

Материалы дела свидетельствуют о том, что АО «Росагролизинг» известно о совершении сделки, так как общество получало плату за КРС до принятия решения о передаче права собственности.

В указанном случае КРС являлся собственностью АО «Росагролизинг», поэтому мог быть передан от ОАО «Агро-Союз ДВ» другому лицу только с согласия АО «Росагролизинг». В рассматриваемых отношениях АО «Росагролизинг» своим бездействием по отношению к передаче прав на предмет лизинга выразило молчаливое согласие на совершение сделки между ОАО «Агро-Союз ДВ» и АО «Совхоз Корсаковский». Подобное поведение АО «Росагролизинг» как собственника имущества свидетельствует о намерении исполнять соглашения, достигнутые на совещании Минсельхоза Амурской области и Минсельхоза СО 13-14 июня 2016 года и намерения действовать во исполнение соглашения о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область, подписанного Минсельхозом СО и ОАО «Агро-Союз ДВ» 30.08.2016г.

Кроме того не являясь фактическим собственником КРС ОАО «Агро-Союз ДВ» не смогло бы участвовать в конкурентных процедурах определения поставщика КРС для нужд АО «Совхоз Корсаковский».

ОАО «Агро-Союз ДВ» было заинтересовано в совершении сделки по причине влияния негативных обстоятельств на хозяйственную деятельность предприятия. У предприятия образовалась задолженность перед лизингодателем АО «Росагролизинг». Задолженность возникла по причинам, связанных с падежом скота и отсутствием кормовой базы ввиду стихийного бедствия – наводнения. Указанные обстоятельства подтверждаются обяснениями сотрудников АО «Росагролизинг», ОАО «Агро-Союз ДВ» (объяснения сотрудников в материалах дела под грифом «Для служебного пользования»), письменными пояснениями АО «Росагролизинг», ОАО «Агро-Союз ДВ».

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Опираясь на перечисленные доказательства, Комиссия Сахалинского УФАС России приняла заключение о том, что соглашение между Минсельхозом СО, ОАО «Агро-Союз ДВ», АО «Совхоз Корсаковский», связанное с согласованием условий и координацией действий при заключении и исполнении договора купли-продажи КРС, имеют признаки ограничения конкуренции на рынке (купли-продажи) поставки КРС на территории Сахалинской области, и признаки нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

АО «Совхоз Корсаковский» представило возражения на заключение (письмо от 27.08.2018г.) согласно которым АО «Совхоз Корсаковский» считает, что обоснованные выводы о наличии негативных последствий или возможности их наступления для конкурентной среды, а также о причинно-следственной связи между действиями Минсельхоза СО, ОАО «Агро-Союз ДВ», АО «Совхоз Корсаковский» и соответствующими негативными последствиями отсутствуют.

В возражениях отрицается достигнутая между Минсельхозом СО, ОАО «Агро-Союз ДВ», АО «Совхоз Корсаковский» договоренность с целью достижения общей цели-ограничения конкуренции при определении поставщика КРС.

Из возражений АО «Совхоз Корсаковский» следует, что предприятие самостоятельно определило поставщика КРС, роль Минсельхоза СО сводилась исключительно к направлению специалистов для обора КРС.

АО «Совхоз Корсаковский» ставит под сомнение достоверность сведений сообщенных в объяснениях сотрудников АО «Совхоз Корсаковский», как данных под воздействием недовольства от увольнения.

Минсельхоз СО представило возражения на заключение (письмо от 23.08.2018г. №3.07-2859/18) доводы которого соответствуют возражениям АО «Совхоз Корсаковский».

В ходе рассмотрения дела получены объяснения по обстоятельствам дела от Министра сельского хозяйства Сахалинской области <…>. согласно которым, он подтвердил фактические обстоятельства предшествующие заключению договора купли продажи КРС.

Вместе с тем министр сельского хозяйства Сахалинской области сообщает, что информация о том, как производилась закупка КРС, а также кому и когда были перечислены денежные средства в Минсельхозе отсутствует.

Из пояснений министра следует, что в конце января 2016 года в ходе рабочей встречи Губернатором Сахалинской области до представителей областных сельскохозяйственных предприятий была доведена информация о намеченных планах по развитию мясного скотоводства и рекомендовано провести работу по выбору поставщика.

В период с января по октябрь 2016 года, закупка КРС осуществлялась партиями небольшого объема у различных поставщиков ввиду отсутствия поставщика, который смог бы осуществить поставку большой партии.

Министр отмечает, что одним из возможных способов закупки является приобретение сельскохозяйственных животных в лизинг.

АО «Росагролизинг» - является агропромышленной лизинговой компанией созданной Правительством Российской Федерации для решения государственных задач по модернизации агропромышленного комплекса страны, которое реализуя эффективные лизинговые продукты и проекты, обеспечивает отечественных аграриев, в том числе и высоко продуктивным племенным скотом. От данного предприятия в Правительство Сахалинской области неоднократно поступала информация о возможности поставки племенной продукции для нужд сельскохозяйственных предприятий Сахалинской области. На территории Дальнего Востока услугами АО «Росагролизинг» продуктивно пользуется ОАО «Агро-Союз Дальний Восток».

Из объяснений министра следует, что в целях обмена опытом в июле 2016 года им был осуществлен выезд в командировку в Амурскую область, где совместно с представителями АО «Агро Союз Дальний Восток» и АО «Росагролизинг» он посетил хозяйство и произвел визуальный осмотр животных.

Учитывая, что Минсельхоз является курирующим органом исполнительной власти Сахалинской области по вопросам развития сельского хозяйства, осуществляет координацию деятельности хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Сахалинской области, по устной просьбе представителей сельскохозяйственных предприятий АО «Совхоз Южно-Сахалинский», АО «Совхоз Корсаковский» в оказании им консультативной помощи для выбора поголовья, в августе 2016 года совместно со специалистами хозяйств, зоотехниками АО «Совхоз Южно-Сахалинский», АО «Совхоз Корсаковский», в Амурскую область как специалист-эксперт был командирован директор департамента животноводства и инвестиционного развития министерства <…>

Перед отбором, специалистами ОАО «Агро-Союз Дальний Восток» была проведена комплексная оценка племенных и продуктивных качеств животных. Представлено на отбор и оценено 1660 голов.

По результатам отбора было установлено, что все животные имеют идентификационные уникальные номера, большинство из которых имеют австралийское происхождение. Животные, по данным учета австралийской ассоциации, были рождены в 2011 году. Каждая голова зафиксирована в базе австралийской ассоциации по породе и имеет сертификат.

На момент отбора возраст животных составлял 5 лет, количество отелов равно трем.

Министр сельского хозяйства отмечает, что преимущества пятилетних коров для последующего их использования в отличии от молодняка заключаются в возможности быстрого получения лучшего приплода, оценке показателей молочности и гарантии получения отличных продуктивных качеств.

Вместе с тем министр отмечает, что по результатам отбора около 50% из представленных на отбор животных были выбракованы специалистами сельскохозяйственных предприятий по причине болезни глаз.

Министр подтверждает факт заключения соглашение о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область от 30.08.2016. Согласно условиям соглашения ОАО «Агро-Союз Дальний Восток» должно было выполнить необходимый комплекс ветеринарных мероприятий в отношении неотобранного поголовья, в целях дальнейшей продажи заинтересованным хозяйствам. То есть, данное соглашение являлось стимулом ОАО «Агро-Союз» к излечению крупного рогатого скота, что в дальнейшем в случае заинтересованности сельскохозяйственных предприятий, позволило бы им провести отбор высококачественного скота и не допустить завоза в Сахалинскую область поголовья с низкими продуктивными качествами для сельскохозяйственных предприятий области.

Со слов министра сельского хозяйства, соглашение между Минсельхозом и ОАО «Агро-Союз Дальний Восток» было заключено после самостоятельного определения предприятиями АО «Совхоз Корсаковский», АО «Совхоз Южно-Сахалинский» в качестве поставщика последнего, проведения мероприятий отбора и поставки КРС на карантин в августе 2016 года. Заключение указанного соглашения было направлено исключительно на обеспечение возможности специалистам министерства провести экспертную оценку, предлагаемых к поставке сельскохозяйственных животных и не допустить в последующем закупку для нужд Сахалинской области крупного рогатого скота ненадлежащего качества.

Вместе с тем, министр отрицает наличие каких-либо соглашений или согласованных действий, которые могли бы привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции не осуществлялось, поскольку поставщика крупного рогатого скота предприятия определяли самостоятельно.

Пояснения Министра сельского хозяйства Сахалинской области <…> соответствуют установленным Комиссией фактическим обстоятельствам дела, но имеют противоположную оценку их последствий.

Изучив материалы дела, в том числе возражения на заключение об обстоятельствах дела, Комиссия установила, что фактические обстоятельства дела соответствуют действительности и лицами, участвующими в деле, не опровергаются.

Комиссия приходит к выводу о том, что целям Государственной программы «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» более соответствует покупка племенного КРС в категории «нетели» и «быки» с целью более долгосрочного и эффективного использования репродуктивных свойств животных.

Поэтому, предмет договора купли-продажи от 01.09.2016г. – животные в возрасте от 5 лет в категории «коровы» и «быки» является менее предпочтительным.

Используя конкурентные процедуры АО «Совхоз Корсаковский» мог получить преимущественные условия предоставления КРС по качеству. Кроме того, в качестве потенциального поставщика КРС мог выступить и АО «Росагролизинг» предложив более выгодные условия по цене или предоставления КРС на условиях лизинга.

При указанных обстоятельствах Минсельхоз СО, предприняло следующие действия для ограничения или устранения конкуренции на рынке (купли-продажи) поставки КРС на территории Сахалинской области:

- в силу возложенных на него обязанностей по реализации положений Государственной программы «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», предприняло действия по созданию финансовых условий для покупки КРС АО «Совхоз Корсаковский», а именно заключило соглашение от 29.02.2016г. согласно которому Минсельхоз СО оказывает поддержку в виде субсидий из областного бюджета; вышло с предложением к Министерству финансов СО об увеличении финансирования Государственной программы с целью приобретения в том числе АО «Совхоз Корсаковский» поголовья крупного рогатого скота мясного направления на сумму 100 000 000 рублей;

- произвело отбор поставщика КРС о чем свидетельствуют объяснения сотрудников АО «Росагролизинг», указание в предложении об увеличении финансирования Государственной программы места приобретения КРС – в Амурской области и срок поставки скота – сентябрь 2016 года;

- заключило 30.08.2016г. с ОАО «Агро-Союз ДВ» Соглашение о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область, тем самым предоставив последнему гарантии заключения договора и успешного совершения сделки с третьим лицом АО «Совхоз Корсаковский»;

- координировало действия АО «Совхоз Корсаковский» при заключении сделки, акцептировало оплату поставленного скота, контролировало поставку КРС.

АО «Совхоз Корсаковский», предприняло следующие действия для ограничения или устранения конкуренции на рынке (купли-продажи) поставки КРС на территории Сахалинской области:

-отказалось от проведения конкурентных процедур определения поставщика КРС;

- по указаниям Минсельхоза СО заключило 01.09.2016г. с ОАО «Агро-Союз ДВ» договор купли-продажи животных, исполнило договор, производило оплату поставки КРС.

ОАО «Агро-Союз ДВ», предприняло следующие действия для ограничения или устранения конкуренции на рынке (купли-продажи) поставки КРС на территории Сахалинской области:

-заключило 30.08.2016г. с Минсельхозом СО Соглашение о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область;

- заключило 01.09.2016г. с АО «Совхоз Корсаковский» договор купли-продажи животных без проведения конкурсных процедур, хотя при условиях добросовестного поведения, должно и могло знать о необходимости проведения АО «Совхоз Корсаковский» указанного вида закупки с учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом действия Минсельхоза СО создали возможность для АО «Совхоз Корсаковский» и ОАО «Агро-Союз ДВ» в одностороннем порядке воздействовать на условия реализации товара на рынке (купли-продажи) поставки КРС на территорию Сахалинской области ограничивая конкуренцию на указанном рынке. Соглашение в равной степени отвечало целям каждого из участников.

Соглашение между Минсельхозом СО, ОАО «Агро-Союз ДВ», АО «Совхоз Корсаковский», выразившееся с согласованием условий и координацией действий при заключении и исполнении договора купли-продажи КРС, заключении и исполнении договора купли-продажи КРС без проведения конкурентных процедур, ограничили конкуренцию путем ограничения доступа хозяйствующих субъектов на рынок (купли-продажи) поставки КРС на территорию Сахалинской области, и являются нарушением статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

В результате нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Агро-Союз ДВ» получило доход на сумму 47 202 800 (сорок семь миллионов двести две тысячи восемьсот) рублей.

Согласно подпункту к) пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обладает полномочиями выдать хозяйствующему субъекту обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО «Агро-Союз ДВ» обязательного для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода в сумме 47 202 800 (сорок семь миллионов двести две тысячи восемьсот) рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство сельского хозяйства Сахалинской области нарушившим требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Признать Акционерное общество «Совхоз Корсаковский» нарушившим требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Признать Открытое акционерное общество «Агро-Союз Дальний Восток» нарушившим требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

4. Выдать Открытому акционерному обществу «Агро-Союз Дальний Восток» обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

5. Направить решение и материалы по делу № 08-110/2017 в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

 

Члены Комиссии <….

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны