Решение б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административно... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу об

административном правонарушении № 707-9489-13/6

 

 

«17» декабря  2013 г.                                                                                                        г. Самара

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области…………, рассмотрев протокол и материалы дела № 707-9489-13/6 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «Компания ЮНИМИЛК» …………….., по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось принятие Комиссией Самарского УФАС России решения от 24.09.2013 г. по делу № 63-9489-13/6, которым установлен факт нарушения ОАО «Компания ЮНИМИЛК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев дело № 63-9489-13/6 о нарушении антимонопольного законодательства, установила следующее.

 

1. Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжения и водоотведения (транспортировка питьевой воды и прием сточных вод) за 2012 г., 1-ый квартал 2013 г.

По результатам проведенного анализа Самарским УФАС России установлено следующее.

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», подразделу ЕА «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды».

Услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

 

Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) даны определения следующих понятий: водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

 

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила пользования системами), под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Таким образом, процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Из системного толкования действующего законодательства, следует, что транспортировка является неотъемлемой частью услуги водоснабжения и водоотведения.

 

В соответствии с пунктом 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

По смыслу статьи 545 ГК РФ предусмотрено, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

 

Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации абонентом – является юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

Вместе с тем, организация водопроводно-канализационного хозяйства - это предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы (абзац 23 пункта 1 правил пользования системами коммунального водоснабжения).

Лицо, названное в понятии «абонент» вышеуказанных Правил, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства, является субабонентом.

Абонент может передавать (принимать) субабоненту (от субабонента) воду (сточные воды), принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации).

 

Между МП г. Самары «Самараводоканал» (Предприятием ВКХ) и ОАО «Компания ЮНИМИЛК» (абонент) заключен договор № 831/08 от 28.05.2008 г. на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения), предусматривающий присоединение к абоненту субабонентов.

Вместе с тем, с 01.07.2012 г. право оказания услуг водоснабжения и водоотведения перешло от МП г. Самара «Самараводоканал» к ООО «Самарские коммунальные системы» сроком на 35 лет по итогам открытого конкурса на право аренды имущественного комплекса МП г. Самары «Самараводоканал». Таким образом, обязательства МП г. Самары «Самараводоканал» по исполнению договоров на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (услуги водоотведения) приняло на себя ООО "Самарские коммунальные системы". МП г. Самары «Самараводоканал» прекратило деятельность как самостоятельная ресурсоснабжающая организация и осуществляет деятельность в качестве агента ООО «Самарские коммунальные системы».

Учитывая изложенное, соглашением о замене стороны от 01.07.2012 г.  ООО «Самарские коммунальные системы» приобрело права и обязанности МП г. Самары «Самараводоканал» по договору № 831/08 от 28.05.2008 г. на отпуск питьевой воды (водоснабжение) и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения).

 

Как следует материалов дела № 63-9489-13/6 о нарушении антимонопольного законодательства между ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и ООО «Новый Эдем» заключен договор № 5/12 от 01.01.2012 г. на транспортировку питьевой воды и прием сточных вод промышленного потребителя.

Исходя из вышеизложенных положений законодательства следует, что в рассматриваемых отношениях  организацией водопроводно-канализационного хозяйства является ООО «Самарские коммунальные системы», абонентом по отношению к которому выступает ОАО «Компания ЮНИМИЛК», поскольку системы водоснабжения и канализации последнего непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и канализации ООО «Самарские коммунальные системы». ООО «Новый Эдем» в данных отношениях является субабонентом ОАО «Компания ЮНИМИЛК», поскольку между ООО «Новый Эдем» и ООО «Самарские коммунальные системы» также заключен договор № 958/09 от 27.05.2009 г.  на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения).

Таким образом, ООО «Новый Эдем» является субабонентом ОАО «Компания ЮНИМИЛК», по сетям которого происходит транспортировка питьевой воды и прием сточных вод к водопроводным  и канализационным сетям ООО «Самарские коммунальные системы».

Между ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и ООО «Новый Эдем» фактически сложились отношения по подаче питьевой воды и приему сточных вод от ООО «Новый Эдем» в канализационные сети ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и их транспортировка в централизованную систему коммунальной канализации.

 

Учитывая вышеизложенное, продуктовыми границами данного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения (транспортировка питьевой воды и прием сточных вод).

 

Из системного толкования норм Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации следует, что технологический процесс отпуска воды и сброса сточных вод связан с использованием сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории, состоящей из водопроводных и канализационных устройств и сооружений для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск), через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации.

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, централизованная система коммунального водоснабжения представляет собой комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, граница балансовой принадлежности – это линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а граница эксплуатационной ответственности – это линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.

Таким образом, для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями водопроводно-канализационного хозяйства потребителям в пределах расположения сетей водоснабжения и водоотведения. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к сетям инженерно-технического обеспечения которого он присоединен.  Присоединение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Как следует из материалов дела № 63-9489-13/6 о нарушении антимонопольного законодательства, водопроводные сети (внеплощадные сети канализационные (инв. №100185) и магистраль водопровода (инв. № 1001176)), по которым происходит подача ООО «Новый Эдем» питьевой воды и прием сточных вод, по данным бухгалтерского учета числятся на балансе ОАО «Компания ЮНИМИЛК» (Приложение № 8 к письму ОАО «Компания ЮНИМИЛК» от 20.05.2013 г. № 103-03).

Письмом от 05.09.2013 г. № 66 ООО «Новый Эдем» была предоставлена справка о балансовой принадлежности сетей водоснабжения и канализации. Данные коммуникации были переданы Обществу по договору продажи недвижимости от 12.11.1997 года № 29 заключенный между Кооперативом «Эдем» и ООО «Новый Эдем». В  Акте приема-передачи от 14.11.1997 года к вышеуказанному договору  указано, что объекты недвижимости передаются Продавцом (Кооператив «Эдем») Покупателю (ООО «Новый Эдем») вместе со всеми прилегающими к ним коммуникациями, в том числе водопроводом и канализацией, а также вместе с планами (Приложение № 4 к письму ООО «Новый Эдем» от 31.05.2013 г. б/н).

В соответствии с Приложениями № 2,3 к договору № 5/12 между ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и ООО «Новый Эдем» актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям соответственно установлены границы ответственности за эксплуатацию, обслуживание, комплектность, сохранность, работоспособность, нормальное техническое состояние указанных на схеме водопроводных и канализационных сетей.

Таким образом, ООО «Новый Эдем» приобретает услуги транспортировки питьевой воды и приема сточных вод через водопроводные и канализационные сети, непосредственно присоединенные к сетям ОАО «Компания ЮНИМИЛК». 

Присоединение водопроводных сетей потребителей ОАО «Компания ЮНИМИЛК» к сетям других хозяйствующих субъектов возможно только при строительстве отдельного водопровода и прокладки новой водопроводной трассы. Для выполнения указанных работ, необходимо произвести отвод земли под трассу (межевание, изменение целевого назначения, проведение процедуры регистрации прав на земельный участок), разработку проектно-сметной документации, получение ордера на земельные работы в местных органах власти. На отвод земельного участка со всеми согласованиями контролирующих и надзирающих органов, разработку и согласование проекта водопровода, выполнение технических условий на присоединение к системе водоснабжения, необходимо не менее года. Стоимость строительства новой водопроводной трассы может быть определена только после разработки проектно-сметной документации, поэтому возможность присоединения водопроводных сетей потребителей к сетям других хозяйствующих субъектов связано со значительными временными и денежными затратами, является экономически и технически нецелесообразной. В этой связи, в силу специфики оказания услуги водоснабжения, географические границы товарного рынка определяются территорией, охватывающей присоединенные канализационные и водопроводные сети ОАО «Компания ЮНИМИЛК».

Учитывая изложенное, географическими границами данного рынка являются границы сетей ОАО «Компания ЮНИМИЛК», присоединенные к сетям объекта водоснабжения и водоотведения ООО «Новый Эдем».

В географических границах рассматриваемого рынка единственным продавцом услуги водоснабжения и водоотведения (транспортировки питьевой воды и приема сточных вод) является ОАО «Компания ЮНИМИЛК».

 

По результатам проведенного анализа вышеуказанного рынка установлено, что ОАО «Компания ЮНИМИЛК» на рынке услуг водоснабжения и водоотведения (транспортировки питьевой воды и приему сточных вод) в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей ОАО «Компания ЮНИМИЛК» за 2012 г., 1-ый квартал 2013 г. составляет 100%.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Компания ЮНИМИЛК» на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению (транспортировки питьевой воды и приему сточных вод)  в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей ОАО «Компания ЮНИМИЛК»  является доминирующим.

 

По результатам рассмотрения заявления ООО «Новый Эдем» Самарским УФАС России Приказом от 02.07.2013 г. № 236 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Компания ЮНИМИЛК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

2. Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

Между ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и  ООО «Новый Эдем» заключен договор № 5/12 от 01.01.2012 г. на транспортировку питьевой воды и прием сточных вод промышленного потребителя. В соответствии с настоящим договором Транспортирующая организация обязуется транспортировать Абоненту питьевую воду по своим присоединенным водопроводным сетям в объемах договорной величины водопотребления и водоотведения и принимать у Абонента через свои присоединенные канализационные сети сточные воды, а Абонент обязуется возмещать Транспортирующей организации расходы за потребление питьевой воды и сточных вод (далее транспортировка воды и прием сточных вод).   

Согласно пункту 4.1 вышеуказанного договора, абонент оплачивает расходы за транспортировку количества потребляемой питьевой воды, и сброс сточных вод Транспортирующей организации согласно расчетных данных затрат на 1 м. куб. В случае изменения тарифов на отпуск питьевой воды, услуги водоотведения, расчеты производятся по новым тарифам, утвержденным в установленном порядке.

В соответствии с калькуляциями на транспортировку 1 куб. м. городской воды и сточных вод, являющимися Приложениями № 5, 6 к указанному договору, расчет стоимости услуг на транспортировку воды и прием сточных вод складывается из затрат на сырье и материалы, электроэнергии, заработной платы, ЕСН, рентабельности, оптовой цены транспортировки за 1 куб.м. воды, НДС, а также отпускной цены за 1 куб.м. воды.

Согласно представленным счетам-фактурам, выставленным ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в адрес  ООО «Новый Эдем»  стоимость 1 куб. м. воды в период:

- январь 2012 г. – январь 2013 г. составляла 4, 88 руб.;

- февраль 2013 г. – апрель 2013 г. составляла 5,43 руб.

При этом, «Новый Эдем» не имеет задолженности по выставленным счетам-фактурам, по оплате услуг транспортировки воды и стоков. Указанные услуги были оплачены в полном объеме, что подтверждается платежными документами, представленными ООО «Новый Эдем» в письме от 14.05.2013 г.

 

В материалы дела № 63-9489-13/6 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Компания ЮНИМИЛК» письмом от 20.05.2013 г. были представлены письменные пояснения относительно наличия/отсутствия обращений Общества в орган, исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для утверждения  тарифа на транспортировку воды и прием сточных вод. Согласно указанным пояснениям, нормативные акты, устанавливающие тарифы на транспортировку воды и сточных вод по сетям филиала уполномоченными органами власти не издаются.

Дополнительно, письмом от 15.07.2013 г. № 154-03 ОАО «Компания ЮНИМИЛК» пояснило, что не обращалось в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для утверждения тарифа на транспортировку воды и прием сточных вод, так как не является гарантирующей организацией или иной регулируемой организацией и не подпадает под действие Закона о водоснабжении и водоотведении.

 

Вместе с тем, указанные доводы Общества не могут быть приняты во внимание, по следующим обстоятельствам.

 

Как следует из содержания части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды. В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся прием и транспортировка сточных вод. Регулированию подлежат тарифы в сфере водоотведения, в том числе тариф на транспортировку сточных вод.

Аналогичные виды услуг, относящихся к сфере государственного регулирования определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». 

Таким образом, тарифы на транспортировку воды и тариф на транспортировку сточных вод подлежат государственному регулированию с 01.01.2013 г.

 

Документов свидетельствующих о том, что с 01.01.2013 г. – по настоящее время ОАО «Компания ЮНИМИЛК» обращалось в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области в сфере государственного регулирования цен за установлением тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод в материалы настоящего дела не представлено.

Устными пояснениями представителей ОАО «Компания ЮНИМИЛК» подтверждается, что Общество в период с 01.01.2013 г. – по настоящее время не обращалось за установлением тарифов на транспортировку воды и сточных вод.

На основании вышеизложенного, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в период с 01.01.2013 г. – по апрель 2013 г. применяло тарифы на оказание услуг транспортировки воды и стоков в отсутствии решения уполномоченного органа исполнительной власти Самарской области в сфере государственного регулирования цен. Указанные действия противоречат статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении и приводят к ущемлению интересов ООО «Новый Эдем».

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ОАО «Компания ЮНИМИЛК», выразившиеся в установлении тарифов на транспортировку воды и стоков (транспортировка сточных вод) в период с 01.01.2013 – по апрель 2013 г. в отсутствии решения, уполномоченного органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

3. Согласно части 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Таким образом, прекращение подачи энергии абоненту должно сопровождаться предупреждением о таком прекращении. Часть 3 статьи 546  ГК РФ указывает, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Кроме того, отраслевое законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает особый порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод.

 

Главой 7 Закона о водоснабжения и водоотведения установлен порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

Таким образом, статьей 21 Закона о водоснабжении и водоотведении установлен исчерпывающий перечень оснований временного прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.

 

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Таким образом, действующим законодательством установлена императивная норма, согласно которой организации  собственники, иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей, по которым происходит транспортировка воды и прием сточных вод, не вправе препятствовать такой транспортировке.

Учитывая вышеизложенное, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих прекращение или ограничение транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, не предусмотренным Законом о водоснабжении и водоотведении, противоречат действующему законодательству.

 

Из материалов дела № 63-9489-13/6 следует, что письмами от 07.06.2012 г., от 05.02.2013 г. ОАО «Компания ЮНИМИЛК» направило в адрес ООО «Новый Эдем» уведомления о прекращении договорных отношений по транспортировке воды и сточных вод.

В соответствии с указанными письмами ОАО «Компания ЮНИМИЛК» намерено было прекратить оказание услуг по приему сточных канализационных вод от ООО «Новый Эдем» в свои инженерные коммуникации, в дальнейшем прекратить существующие договорные отношения на оказание услуг по транспортировке электроэнергии, воды и промышленных стоков и отключить ООО «Новый Эдем»  от инженерных сетей филиала.

ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в рамках производства по делу № 63-9489-13/6 были представлены письменные пояснения относительно обоснования причин прекращения договорных отношений с ООО «Новый Эдем» по оказанию услуг транспортировки воды и сточных вод.

В соответствии с письмом от 20.05.2013 г., а также согласно устным пояснениям представителей ОАО «Компания ЮНИМИЛК» группа Компания Danone в России уделяет большое внимание охране окружающей среды и здоровью своих потребителей, поэтому было принято решение о строительстве очистных сооружений на площадках Группы Компаний Danone в России. При принятии решения о строительстве очистных сооружений  Группа Компаний Danone в России так же учитывала затраты за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации и требования по качеству сточных вод, установленные Постановлением Правительства Самарской области № 340 от 22.07.2009 г, Постановлением Администрации г.о. Самара № 1366 от  09.12.2009 г.

Таким образом, из представленных пояснений следует, что основаниями для направления писем от 07.06.2012 г., от 05.02.2013 г. ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в адрес ООО «Новый Эдем», содержащих угрозу прекращения оказания услуг по транспортировке воды и сточных вод, явилось строительство очистных сооружений на территории нахождения филиала.

При этом, письмом от 30.08.2013 г. № 208-03 ОАО «Компания ЮНИМИЛК» сообщило, что определить наличие или отсутствие технической возможности возобновления оказания услуг по транспортировке воды и приема сточных вод от субабонентов, в частности от ООО «Новый Эдем» после строительства очистных сооружений не представляется возможным.

Вместе с тем, пунктом 2.2.2 Договора № 5/12 на транспортировку воды и прием сточных вод, заключенного между ООО «Новый Эдем» и ОАО «Компания ЮНИМИЛК» установлено, что транспортирующая организация вправе прекратить полностью (отключить) подачу воды и прием сточных вод предварительно уведомив Абонента, не менее чем за 24 часа до отключения  в определенных случаях, установленных настоящим пунктом.

Указанный пункт содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения (отключения) подачи воды и приема сточных вод. Обстоятельства, послужившие основанием для направления уведомлений о прекращении оказания услуг в адрес ООО «Новый Эдем» не поименованы в пункте 2.2.2 указанного Договора в качестве оснований прекращения подачи воды и прием сточных вод.

Таким образом, действия ОАО «Компания ЮНИМИЛК», выразившиеся в направлении писем в адрес ООО «Новый Эдем» о прекращении оказания услуг по транспортировке воды и приему сточных вод, по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, а также договором № 5/12, приводят или могут привести к ущемлению интересов ООО «Новый Эдем».

 

Согласно представленным ООО «Новый Эдем» документам, возможность транспортировки воды и прием сточных стоков, минуя сети ОАО «Компания ЮНИМИЛК», существует от сетей находящихся на обслуживании ООО «Самарские коммунальные системы», от водопровода Д-200 мм по Заводскому шоссе, прием стоков в канализацию Д-200 мм, находящуюся на территории ООО «Тидбит-Самара» (письмо ООО «Новый Эдем» от 08.07.2013 г. № б/н).

Для подключения к сетям, находящимся на обслуживании ООО «Самарские коммунальные системы», необходимо проложить сети по чужим территориям, для чего необходимо получить нотариально заверенное согласие владельцев данных территорий, а именно: ООО «Тидбит-Самара», ООО Шоколадная фабрика «Добрые Вести».  Вместе с тем, указанные организации находятся в стадии банкротства и согласование по прокладке сети водоснабжения и водоотведения не представляется возможным (письмо ООО «Новый Эдем» от 05.09.2013 г. № б/н).

Кроме того, строительство системы водоснабжения и водоотведения будет проходить через железнодорожные пути, что приведет к большим затратам и процедуре согласования указанного строительства с компетентными службами.

ООО «Новый Эдем» была представлена смета на проектно-изыскательные работы по проектированию сетей водоснабжения и водоотведения к административно-производственному корпусу ООО «Новый Эдем», составленная ООО Научно-производственной фирмой «Экос». В соответствии с указанной сметой общая стоимость работ составляет 1172889,72 (Один миллион сто семьдесят две тысячи восемьсот восемьдесят девять рублей 72 копейки), в том числе НДС 18%. При этом, в указанную стоимость выполнения работ не входит стоимость выполнения «Проекта Планировки Территории», необходимость разработки которого может потребоваться при согласовании проекта с заинтересованными службами города (письмо ООО НПФ «Экос» от 22.07.2013 г. № 55/07).

Из устных пояснений представителя ООО «Новый Эдем», следует, что данная сумма является значительными затратами для Общества, поэтому возможность присоединения водопроводных сетей ООО «Новый Эдем» к сетям других хозяйствующих субъектов связано со значительными временными и денежными затратами, что является экономически и технически нецелесообразным для Общества.

Таким образом, на основании имеющихся материалов по делу № 63-9489-13/6 Комиссией Самарского УФАС России установлено, что иной действующей схемы водоснабжения у субабонентов ОАО «Компания ЮНИМИЛК», кроме как через сети, принадлежащие ОАО «Компания ЮНИМИЛК», не существует, а создание альтернативной схемы водоснабжения связано с рядом экономических и административных барьеров.

Присоединение водопроводных сетей потребителей ОАО «Компания ЮНИМИЛК» к сетям других хозяйствующих субъектов возможно только при строительстве отдельного водопровода и прокладки новой водопроводной трассы, что требует значительных экономических затрат.

 

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что указанные действия ОАО «Компания ЮНИМИЛК» создают угрозу незаконного прекращения получения соответствующих услуг без возможности возобновления оказания услуг по транспортировке воды и приема сточных вод, тем самым, создавая ограничение осуществления предпринимательской деятельности и ущемление интересов ООО «Новый Эдем».

 

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия ОАО «Компания ЮНИМИЛК», выразившиеся в угрозе прекращения оказания услуг по транспортировке воды и приема сточных вод, а также  в оказании услуг транспортировки воды и стоков в отсутствии решения органа исполнительной власти Самарской области в сфере государственного регулирования цен, об их установлении в период с 01.01.2013 г. – по апрель 2013 г., являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей

 

Таким образом, действия ОАО «Компания ЮНИМИЛК», выразившиеся в угрозе прекращения оказания услуг по транспортировке воды и приема сточных вод, а также  в установлении тарифов на оказание услуг транспортировки воды и стоков в отсутствии решения органа исполнительной власти Самарской области в сфере государственного регулирования цен, об их установлении являются злоупотреблением доминирующим положением и недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Принимая во внимание необходимость осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат по определению обстоятельств и причин совершения указанного административного правонарушения, руководствуясь частью 4 статьи 28.3, статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении», начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Н.В. Тишиной в отношении ОАО «Компания ЮНИМИЛК» было возбуждено дело № 707-9489-13/6 об административном правонарушении и вынесено Определение о возбуждении дела и проведении административного расследования (исх. № 13070/6 от 08.11.2013г.). Одновременно истребованы документы, указанные в пунктах 1-9 Определения об истребовании сведений (исх. № 13071/6 от 08.11.2013г.).

 

В ответ на Определение об истребовании от 08.11.2013 г., ОАО «Компания ЮНИМИЛК» (письмо от 19.11.2013 г.  № 308-03) представило сведения по пунктам 1-9.

05.12.2013 г. начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Н.В. Тишиной был составлен протокол по делу об административном правонарушении № 707-9489-13/6 в отношении ОАО «Компания ЮНИМИЛК».

На составление протокола явился представитель ОАО «Компания ЮНИМИЛК» ……..по доверенности 15.10.2013 г. № б/н., подтвердила пояснения, представленные ранее. Копия протокола вручена………..

Рассмотрение дела об административном правонарушении № 707-9489-13/6 было назначено на 17.12.2013г. на 14 часов 00 минут. ОАО «Компания ЮНИМИЛК» было надлежащим образом извещено Самарским УФАС России о времени и месте  рассмотрения дела об административном правонарушении № 707-9489-13/6.

 

До рассмотрения дела № 707-9489-13/6 об административном правонарушении ОАО «Компания ЮНИМИЛК» были представлены возражения на протокол об административном правонарушении № 707-9489-13/6 (письмо от 17.12.2013 г. № 333-03).

Согласно доводам, изложенным в указанных возражениях, действие Закона о водоснабжении и водоотведении распространяется на абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения. Таким образом, в действиях ОАО «Компания ЮНИМИЛК» не усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении.

ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в адрес ООО «Новый Эдем» было направлено письмо № 231-03 от 10.09.2013 г.  о том, что письмо направленное ранее (исх. № 28-09 от 05.02.2013 г.) было неверно истолковано и филиал не намерен 01.09.2013 г. и в дальнейшем отключать ООО «Новый Эдем» от систем водоснабжения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении ОАО «Компания ЮНИМИЛК» просит учесть смягчающие обстоятельства.

По мнению ОАО «Компания ЮНИМИЛК», вменяемое правонарушение не носит длящийся характер.

Кроме того, указанные возражения содержат ходатайство о прекращении производства по настоящему делу по малозначительности, в связи с тем, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства.

 

Вместе с тем, вышеуказанные возражения не находят подтверждения при рассмотрении настоящего дела, по следующим основаниям.

 

Как было указано ранее, правовой нормой части 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что  собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Как было установлено в рамках производства по делу № 63-9489-13/6 о нарушении антимонопольного законодательства, между ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и  ООО «Новый Эдем» заключен договор № 5/12 от 01.01.2012 г. на транспортировку питьевой воды и прием сточных вод промышленного потребителя. В соответствии с настоящим договором Транспортирующая организация обязуется транспортировать Абоненту питьевую воду по своим присоединенным водопроводным сетям в объемах договорной величины водопотребления и водоотведения и принимать у Абонента через свои присоединенные канализационные сети сточные воды, а Абонент обязуется возмещать Транспортирующей организации расходы за потребление питьевой воды и сточных вод (далее транспортировка воды и прием сточных вод).   

Кроме того, как было установлено ранее, между ООО «Новый Эдем» и ООО «Самарские коммунальные системы» заключен договор № 958/09 от 27.05.2009 г.  на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения).

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных договоров, ООО «Новый Эдем» является абонентом в понимании части 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении.

 

При вынесении постановления по настоящему делу рассмотрена возможность применения малозначительности.

Согласно статье 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Обстоятельства конкретного совершенного административного правонарушения и роль правонарушителя в нем свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае действия ОАО «Компания ЮНИМИЛК» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Данные действия содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области антимонопольного законодательства, что не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить юридическое лицо от административной ответственности по данному основанию.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, отсутствуют.

 

Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела не установлены.

 

Факт совершения ОАО «Компания ЮНИМИЛК» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ (событие административного правонарушения) подтверждается:

 - материалами дел № 63-9489-13/6, № 707-9489-13/6;

 - протоколом об административном правонарушении от 05.12.2013  г.;

 - решением Комиссии Самарского УФАС России (исх. № 10349/6 от 24.09.2013 г.).

 

Материалы дела свидетельствуют о том, что ОАО «Компания ЮНИМИЛК» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, однако данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что указывает на то, что данное правонарушение было совершено виновно (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ).

Сумма штрафа, подлежащего применению, рассчитана исходя из положений примечания к статье 14.31 КоАП РФ и Методических рекомендаций по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31,14.311, 14.312 , 14.32 и 14.33 КоАП РФ, утвержденных письмом ФАС России от 19.01.2012г. № ИА/1099.

Сумма………………...

При определении размера административного штрафа учтены положения частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, характер совершенного ОАО «Компания ЮНИМИЛК» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 

На основании вышеизложенного,  штраф, подлежащий применению, определён в размере 100 000 руб. (сто тысяч рублей).

 

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей  23.48, частью 1 статьи 29.9  29.10 КоАП РФ,      

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Применить к ОАО «Компания ЮНИМИЛК» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей 00 копеек.

Сумма штрафа, вынесенного за нарушение антимонопольного законодательства, исполняется в полном объеме на следующий счет:

Получатель: УФК по Самарской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области г. Самара).

Счет: 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области г. Самара

ИНН 6315802344

КПП 631501001

КБК 161 116 020 100 16000 140

БИК 043601001

ОКАТО 36401392000

Назначение платежа: административный штраф в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях, за нарушение ФЗ «О защите конкуренции», согласно постановлению Самарского УФАС России от 17.12.2013 г. по делу № 707-9489-13/6.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях, штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных  правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны