Решение №05/932 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 3 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К12-46/14

 

«21 » января 2015 г.                                                                     г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2015 года.

Полный текст решения изготовлен         января 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Яковлев П.В.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Мультановская В.В.

-

начальник отдела контроля естественных монополий, член Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

заместитель начальника отдела контроля естественных монополий, член Комиссии,

 

рассмотрев дело № К12-46/14 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГЭС» (далее – ООО «ЭНЕРГЭС»; 199048, Санкт-Петербург, 17 линия В.О., д. 54; ИНН 7801089980) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей:

 

 

от ЗАО «Редэс Лтд» – заявитель:

Герасимова В.В. – представитель, по доверенности;

Селезнев Б.К. -  представитель, по доверенности

 

от ООО «ЭНЕРГЭС» – ответчик:

Муравьев К.В. – директор, на основании протокола Общего собрания участников ООО «ЭНЕРГЭС»;

Гераськин Р.Д.  - представитель, по доверенности;

Васильев В.В. - представитель, по доверенности.

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление ЗАО «Редэс Лтд» б/н б/д (вх. № 1564 от 29.01.2014) в связи с действиями ООО «ЭНЕРГЭС» при обеспечении водоснабжением и водоотведением объектов ЗАО «Редэс Лтд» по договору № 3.3 от 01.09.2001 года (далее – Объекты).

         В заявлении указывается следующее.

         Между ООО «ЭНЕРГЭС» и ЗАО «Редэс Лтд» заключен договор водоснабжения и водоотведения № 3.3 от 01.09.2001 г. (далее – Договор).

         В указанном Договоре предусмотрено, что стоимость услуг по обслуживанию водопроводных и канализационных сетей составляет 50% от стоимости фактического водопотребления и водоотведения (Приложение № 1 к Договору»).

         17.03.2014 сопроводительным письмом исх. №1-8/28 от 17.03.2014 (почтовая квитанция №05384) ЗАО «Редэс Лтд»» направленно в адрес ООО «Энергеэс» дополнительное  соглашение к договору № 3.3 от 01.09.2001   об изменении  в Протоколе согласования договорной цены (приложение №1) к договору  № 3.3 от 01.09.2011, изложив его в  следующей редакции:

         «ВОДООТВЕДЕНИЕ И ВЫОДОСНАБЖЕНИЕ:

Стоимость водопотребления и водоотведения – по тарифам ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Тем самым исключив стоимость услуг ООО «Энергэс»  - 50% от стоимости фактического водопотребления и водоотведения.

Ответа на указанное обращение не последовало.

02.04.2014 (вх. №6286 от 02.04.2014) в Управление поступило ходатайство  ЗАО  «Редэс»  от 26.03.2014  об исключении из п. 5.1. Договора № 3.3. от 01.09.2001   условия:

Расчеты за услуги по обслуживанию водопроводных и канализационных сетей производятся Абонентом согласно Протоколу согласования договорной цены.

И соответственно исключить из протокола согласования договорной цены (приложение №1) к договору  № 3.3 от 01.09.2001  условия:

Стоимость услуг ООО «Энергэс»  - 50% от стоимости фактического водопотребления и водоотведения.

 

Приказом  Управления от 28.04.2014 №160  возбуждено дело №К12-46/14 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГЭС» (местонахождение: 199048, Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., д. 54; ИНН 7801089980) (далее – ООО «ЭНЕРГЭС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) энергоснабжение может быть осуществлено только через присоединенную сеть при наличии у абонента энергопринимающего устройства.

Статья 2 Федерального закона от 07.12.2011   №416-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) определяет основные понятия:

- водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;

- гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

- транспортировка воды  (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

 

В соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является субъектом естественной монополии. Таким образом, ООО «ЭНЕРГЭС» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по водоотведению и водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры через канализационные сети, в географических границах территории, на которой расположены водопроводные и канализационные сети ООО «ЭНЕРГЭС».

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях, услуги по водоснабжении и водопотреблению относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

         Аналогичный вывод содержится в Анализе состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению  с использованием централизованных систем в точках присоединения объектов ЗАО «Редэс Лтд» к водопроводной и канализационной сетям ООО «ЭНЕРГЭС», имеющимся в материалах дела К12-46/14.

 

2. Рассмотрев представленную информацию по делу № К12-46/14, Комиссия отмечает следующее.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В п. 6 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п.п. 4, 5 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 7 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 названного Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.

Согласно п. 15 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

 

На момент рассмотрение дела К12-46/14 гарантирующая организация на территории Санкт-Петербурга не определена.

 

Согласно п. 3 ст. 11 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

В соответствии с п.1 ст.16 ФЗ «О водоснабжении и водопотреблении» по договору по транспортировке горячей или холодной воды (далее - договор по транспортировке воды) организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации.

Согласно п.2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644) «транзитная организация» - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.

В соответствии п.  7 (Правил № 644) до определения органами местного самоуправления гарантирующей организации абоненты заключают договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены объекты абонента.

Договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами (п. 18. Правил №644).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утв. Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которым в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:

а) в сфере холодного водоснабжения:

тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

тариф на техническую воду;

тариф на транспортировку воды;

 

Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утв. Методические указания по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в составе расчетов учитывающих  необходимую валовую выручку регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности.

 

 Между ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» и  ООО «Энергес» заключен договор № 05-02345/00 – О от 25.07.2001 г. на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.

 ООО «ЭНЕРГЭС», начиная с 2001 года, осуществляло отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в отношении объектов ЗАО «Редэс Лтд».

Между ООО «ЭНЕРГЭС» и ЗАО «Редэс Лтд» заключен договор № 3.3 от 01.09.2001 в соответствии с которым организация  осуществляется отпуск из системы водоснабжения по вводам внутриплощадочного водопровода.

Границы балансовой и эксплуатационной ответственности по техническому обслуживанию водопроводных и канализационных сетей установлены Актом (приложение №3 к указанному договору).

Таким образом, ООО «ЭНЕРГЭС»  по сетям находящимся  на балансе осуществляет транспортировку (перемещение воды) на объекты ЗАО «Редэс Лтд».

 Фактически отпущенную воду и прием сточных вод ЗАО «Редэс Лтд» осуществляет по счетам, выставляемым ООО «ЭНЕРГЭС».

В п. 5.1. Договора № 3.3. от 01.09.2001   содержится условие:

Расчеты за услуги по обслуживанию водопроводных и канализационных сетей производятся Абонентом согласно Протоколу согласования договорной цены.

Согласно протоколу согласования договорной цены (приложение №1) к договору  № 3.3 от 01.09.2001:

Стоимость 1 м. куб. водопотребления и водоотведения – по тарифам ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Стоимость услуг ООО «Энергэс»  - 50% от стоимости фактического водопотребления и водоотведения.

Согласно документам представленным в адрес Управления ЗАО «Редэс Лтд» оплачивало оказанные услуги с учетом услуг на обслуживание, составляющих 50% от фактических затрат,   что подтверждается счетами №№ 1132 от 31.12.2013, №1029 от 06.12.2013, №924 от 05.11.2013 и т.д.

Из пояснений представителей ООО «ЭНЕРГЭС» на заседаниях Комиссии Управления  и представленной письменной информации следует.

Задолженность по договору № 3.3. отсутствует.

Услуги  ООО «ЭНЕРГЭС» по обслуживанию водопроводных сетей включают следующие мероприятия:

  • Поддержание водопроводных и канализационных сетей в состоянии соответствующим требованиям.
  • Проведение технического обслуживания сетей.
  • Проведение планово-предупредительного ремонта водопроводных и канализационных сетей.
  • Своевременную ликвидацию неисправностей водопроводных и канализационных сетей и др.

Плата, взимаемая ООО «ЭНЕРГЭС» с ЗАО «Редэс Лтд»   на восполнение затрат по водоснабжению с учетом услуг  ООО «ЭНЕРГЕС» в размере 50% от стоимости фактического водопотребления и водоотведения, является составной частью тарифа на транспортировку.        В материалах дела  отсутствует информация  свидетельствующая  об обращения ООО «ЭНЕРГЭС» в  государственный орган исполнительной власти    (Комитет по тарифам Санкт-Петербурга) на предмет установления тарифа на регулируемый вид деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается действие (бездействие) занимающего  доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,  в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, комиссией сделан вывод о нарушении ОО «ЭНЕРГЭС» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в нарушении порядка ценообразования на услуги по транспортировке воды (сточных вод) объектов  ЗАО «Редэс Лтд».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «ЭНЕРГЭС», выразившихся в злоупотреблении доминирующем положением на рынке услуг  водоснабжения и водопотребления путем нарушения порядка ценообразования на услуги по водоснабжению и водоотведению, осуществляющиеся по сетям ООО «ЭНЕРГЭС» в отношении объектов ЗАО «Редэс ЛтД», результатом которого явилось ущемление интересов ЗАО «Редэс Лтд».

2. Выдать ООО «ЭНЕРГЭС» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                   П.В.Яковлев

 

Члены Комиссии                                                                               В.В. Мультановская

 

                 Е.В. Ивашова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суде.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

     «_21_»      января 2015 г.                                                           г. Санкт-Петербург

 

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Яковлев П.В.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Мультановская В.В.

-

начальник отдела контроля естественных монополий, член Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

заместитель начальника отдела контроля естественных монополий, член Комиссии,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения № 05/932 от 21.01.2015 по делу №К12-46/14 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГЭС» (далее – ООО «ЭНЕРГЭС»; 199048, Санкт-Петербург, 17 линия В.О., д. 54; ИНН 7801089980) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

Обществу с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГЭС»

 

  1. Прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем внесения изменений в договор водоснабжения и водоотведения № 3.3 от 01.09.2001 заключенный между ООО «ЭНЕРГЭС» и ЗАО «Редэс Лтд» в части стоимости услуг ООО «ЭНЕРГЕС».

 

  1. ООО «ЭНЕРГЭС» в срок до 01 марта 2015 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документы, свидетельствующие об исполнении ООО «ЭНЕРГЭС» настоящего предписания.

 

 

Председатель Комиссии                                                            П.В.Яковлев

 

Члены Комиссии                                                                            В.В. Мультановская

 

 

              Е.В. Ивашова

 

                                                                                                                      

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суде.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны