Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 8 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаявитель:
Региональный
антикоррупционный центр
в Санкт-Петербурге
АНО «Центр антикоррупционных
исследований и инициатив
«Транперенси Интернешнл-Р»
195279, Санкт-Петербург,
Шоссе Революции, д. 69, лит. А,
офис 210
spb@transparency.org.ru
Ответчики:
Администрация Калининского
района Санкт-Петербурга
Арсенальная наб., д. 13/1
tukalin@gov.spb.ru
Общество с ограниченной
ответственностью «Мой дом»
191186, Санкт-Петербург,
Невский проспект, д. 22-24, литера А,
помещение 5Н
umkmydoctor@gmail.com
195299, Санкт-Петербург,
пр. Просвещения, д. 99, к. 2
Заинтересованные лица:
Комитет по здравоохранению
Санкт-Петербурга
191023, Санкт-Петербург,
ул. Малая Садовая, д. 1
kzdrav@gov.spb.ru
Государственное учреждение
«Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования
Санкт-Петербурга»
196084, Санкт-Петербург,
ул. Коли Томчака, д. 9, лит. А, офис 304
tfoms@tfoms.spb.ru
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-43/78-03-17
25 июля 2017 Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 07 августа 2017 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее − Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела
№ 1-00-43/78-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 12.07.2017 г. № 389/17,
рассматривая дело № 1-00-43/78-03-17, возбужденное по признакам нарушения:
УСТАНОВИЛА:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление регионального антикоррупционного центра в Санкт-Петербурге АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» (далее - Заявитель) (вх. № 8918-ЭП/17 от 12.04.2017 г.) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Калининского района Санкт-Петербурга при заключении с ООО «Мой доктор» Соглашения от 10.04.2015 о сотрудничестве для организации оказания первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу медицинского обслуживания.
Заявитель указал, что по сообщению Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, 10.04.2015 г. администрация Калининского района Санкт-Петербурга в целях доступности первичной медико-санитарной помощи населению и ее приближенности к месту проживания граждан заключила Соглашение о сотрудничестве с ООО «Мой доктор» для оказания помощи по территориально-участковому принципу медицинского обслуживания. На основании Соглашения о сотрудничестве и письма ООО «Мой доктор» от 17.10.2016 г. № 37 Государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга» (далее - ТФОМС) внесло изменения в базы данных о зонах обслуживания и сведения о прикреплении к ООО «Мой доктор» граждан, проживающих по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 99, для получения первичной медико-санитарной помощи, и не осуществивших ранее выбор иной медицинской организации в соответствии с порядком, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 г. № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», что привело (или могло привести) к необоснованному препятствованию осуществления деятельности по оказанию первичной медико-санитарной помощи гражданам, проживающим по адресу: Санкт-Петербург, проспект Просвещения, дом 99, иным хозяйствующим субъектам.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела материалы дела № 1-00-43/78-03-17, исследовала доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, проанализировала действующее законодательство, заслушала пояснения сторон и пришла к следующим выводам.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ) установлено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Право граждан на выбор медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи и на выбор врача в выбранной медицинской организации установлено частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном медицинском страховании) и статьей 21 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ гражданин в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Согласно части 2 статьи 21 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
В силу пункта 3 Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему бесплатной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 г. № 406н (далее – Порядок) выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - его родителями или другими законными представителями) (далее - гражданин), путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь.
Частью 4 Порядка установлено, что для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации. Положениями указанной части Порядка установлены требования к форме и содержанию заявления о выборе медицинской организации.
Часть 6 Порядка при осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров, с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому.
Таким образом, действующие нормативно-правовые акты не ограничивают граждан в выборе организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).
Письмом вх. от 05.06.2017 г. № 13790/17 Администрация Калининского района пояснила, что Соглашение о сотрудничестве от 10.04.2015 г. (далее – Соглашение) было заключено с целью повышения доступности оказания первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу амбулаторно и на дому жителям дома по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 99, поскольку ООО «Мой доктор» размещается в нежилых помещениях по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 99, и имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.
ТФОМС письмом вх. от 05.06.2017 г. № 13844/17 сообщил, что определение зон обслуживания амбулаторно-поликлинических учреждений Калининского района для оказания первичной медико-санитарной помощи населению находиться в компетенции отдела здравоохранения Администрации Калининского района.
На основании Соглашения, заключенного Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга с ООО «Мой доктор», и во исполнение требований пунктов 13 и 16 части 7 статьи 34, статей 43 и 44 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «О медицинском страховании в Российской Федерации», приказа Минздравсоцразвития от 25.01.2011г. № 29н «Об утверждении порядка персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования» ТФОМС внес изменения в базы данных о зонах обслуживания ООО «Мой доктор» и сведения о прикреплении граждан к указанной медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи застрахованным лицам.
По сообщению ТФОМС, граждане, проживающие по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 99, до их прикрепления к ООО «Мой доктор» были прикреплены для получения первичной медико-санитарной помощи к СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 86» по адресу: Санкт-Петербург, Киришская ул. д.5 корп.3, Санкт-Петербург, проспект Просвещения, дом 99 (офис общей врачебной практики).
Согласно пункту 1.1 Соглашения его предметом является сотрудничество по организации и оказанию первичной медико-санитарной помощи взрослому и детскому населению Калининского района Санкт-Петербурга в Центре общей врачебной практики (семейной медицины), а также предоставление медицинских услуг гражданам в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543 и «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», Закон Санкт-Петербурга от 28.12.2012 № 739-15 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге га 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня
В соответствии с пунктом 2.1.1 указанного Соглашения Общество обязано организовать оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому и детскому населению Калининского района по территориально-участковому принципу медицинского обслуживания граждан, в том числе амбулаторно и на дому, в Центре ОВП, расположенных на следующих территориях:
- Санкт-Петербург, проспект Просвещения, дом 99.
В силу пунктов 2.3.1-2.3.4 Администрация обязана согласовать адреса Центров ОВП; перечень адресов улиц и домов, предполагаемых для медицинского обслуживания взрослого населения в Центрах ОВП, являющийся приложением к настоящему Соглашению; численность предполагаемого населения для медицинского обслуживания взрослого и детского населения в Центрах ОВП в количестве 2000 человек (на 2015 и 2016 год в количестве 2000 человек); оказывать содействие в организации первичной медико-санитарной помощи взрослому и детскому населению в Центрах ОВП, информирования населения, предоставлении нормативных документов, регламентирующих порядок, правила и условия оказания первичной медико-санитарной помощи.
Согласно пункту 3.1 указанное Соглашение вступает в силу с момента подписания его всеми Сторонами и действует в течение 5 (пяти) лет с момента подписания.
Указанное Соглашение согласовано Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга и ТФОМС.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования вправе оказывать медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинского страхования.
Письмом вх. № 17753/17 от 20.07.2017 г. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга представил перечень организаций, территориально осуществляющих свою деятельность в районе проспекта Просвещения Санкт-Петербурга, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, и включенных в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 23.12.2016 г. № 718-123 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (приложение 1 к Территориальной программе):
1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерство здравоохранения Российской Федерации;
2. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 29»;
3. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 17»;
4. Общество с ограниченной ответственностью «СОЗВЕЗДИЕ»;
5. Общество с ограниченной ответственностью «ИНВИТРО СПб»;
6. Общество с ограниченной ответственностью «Мой доктор»;
7. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 63»;
8. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 96»;
9. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 86».
В ходе рассмотрения дела № 1-00-43/78-03-17 представители Комитета по здравоохранению Администрации Калининского района пояснили, что Общество с ограниченной ответственностью «СОЗВЕЗДИЕ» и Общество с ограниченной ответственностью «ИНВИТРО СПб» не оказывают первичную медико-санитарную помощь амбулаторно и на дому, а оказывают иные виды медицинских услуг.
Таким образом, не выявлено иных негосударственных организаций, помимо ООО «Мой доктор», оказывающих первичную медико-санитарную помощь амбулаторно и на дому на территории проспекта Просвещения.
Прикрепление на основании Соглашения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Просвещения, дом 99, по по территориально-участковому принципу медицинского обслуживания к ООО «Мой доктор» не лишило граждан возможности реализовывать право выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в частности первичную медико-санитарную помощь амбулаторно и на дому.
Соглашение не содержит условий и обязанности о безусловной оплате услуг ООО «Мой доктор». Оплата услуг медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию осуществляется в соответствии со статьей 39 Закона об обязательном медицинском страховании, разделом VIII. приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», согласно которому оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
В ходе рассмотрения дела Заявителем не представлены доказательства заинтересованности иных хозяйствующих субъектов в оказании первичной медико-санитарную помощи амбулаторно и на дому на территории проспекта Просвещения, а также ограничения рассматриваемым Соглашением доступа к осуществлению медицинской деятельности иным хозяйствующим субъектам.
На основании представленных в материалы дела № 1-00-43/78-03-17 документов и доказательств, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России не подтверждено нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга и ООО «Мой доктор» Соглашения от 10.04.2015, поскольку не доказано создание ООО «Мой доктор» преимущественных условий деятельности на товарном рынке медицинских услуг и недопущение конкуренции за право оказания медицинской помощи гражданам за счет средств фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что нормативными актами, регламентирующими осуществление деятельности по оказанию гражданам медицинской помощи за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, в том числе по оказанию первичной медико-санитарной помощи по территориальному (участковому) принципу амбулаторно и на дому, не предусмотрено заключение подобных Соглашений.
Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-00-43/78-03-17 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Администрации Калининского района Санкт-Петербурга и ООО «Мой доктор».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения, а также в коллегиальный орган ФАС России.