Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 13 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 1-00-52/78-03-16
20 декабря 2016 Санкт-Петербург
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Председатель Комиссии:
заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
начальник отдела контроля органов власти,
заместитель начальника отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей:
заявителя ООО Агентство «АрЭмСи»,
Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
Правительства Санкт-Петербурга
Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации,
Санкт-Петербургс
рассмотрев дело № 1-00-52/78-03-16 по признакам нарушения ч.ч. 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО, Комитет), выразившихся в наделении хозяйствующего субъекта - Санкт-Петербургс
УСТАНОВИЛА:
ООО «Агентство «АрЭмСи» обратилось в Санкт-Петербургс
Санкт-Петербургс
Санкт-Петербургс
Во исполнение предупреждения от 28.06.2016 № 78/14333/16 КИО письмом от 25.07.2016 № 80676-7 (вх. № 19546/16 от 19.08.2016) сообщил следующее.
КИО подготовлен проект соглашения о расторжении договора поручения от 15.11.1995 и направлен на согласование в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее – Комитет по печати) и для подписания в ГУП «ГЦРР».
Проектом соглашения о расторжении договора поручения предусмотрено осуществление взаиморасчетов между Комитетом по печати и Предприятием, подготовка отчета о заключенных ГУП «ГЦРР» договорах, отчета о проведенной претензионно-иск
Анализ полученного от КИО ответа выявил неисполнение Предупреждения Санкт-Петербургс
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Приказом от 19.09.2016 № 398/16 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле Комиссией Санкт-Петербургс
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.1995 № 22 «О совершенствовани
п.3.2. по согласованию с Департаментом по благоустройству и дорожному хозяйству до 01.09.1995 заключить договор поручения с Городским центром размещения рекламы, предоставляющий центру право от имени Санкт-Петербурга заключать договоры на предоставление в пользование участков на землях общего пользования, объектов благоустройства, а также находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданий, сооружений и объектов в целях размещения наружной рекламы и информации.
п. 3.3. предусмотреть в договоре поручения, заключаемом в соответствии с п. 3.2 настоящего постановления, что размер вознаграждения за выполнение Городским центром размещения рекламы обязательств по указанному договору, а также порядок перечисления средств от размещения рекламы в бюджет ежегодно определяются Департаментом по благоустройству и дорожному хозяйству по согласованию с Комитетом экономики и финансов.
15 ноября 1995 года между КУГИ и ГУП «ГЦРР» заключен договор поручения (далее – Договор поручения), в соответствии с п.1.1 которого КУГИ (доверитель по договору) предоставило ГУП «ГЦРР» (поверенному) право заключения с любыми третьими лицами от имени КУГИ договоров о предоставлении в пользование участков на землях общего пользования, объектов благоустройства, а также находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданий, сооружений и объектов в целях размещения рекламы и информации.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора поручения, Договор заключен на неопределенный срок. Договор поручения действует до настоящего времени.
Дополнительными соглашениями от 09.01.2008 г., от 29.12.2009 г., от 11.11.2010 г. в Договор поручения внесены изменения.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора поручения в редакции дополнительного соглашения от 11.11.2010 г. Поверенный обязуется заключать от имени Доверителя с любыми третьими лицами договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной собственности Санкт-Петербурга (за исключением недвижимого имущества, закрепленного за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве) на основе проводимых Поверенным от имени Доверителя торгов в соответствии с законодательство
Кроме того, согласно пункту 2.2 Договора поручения ГУП «ГЦРР» также исполняет следующие обязательства:
- выполняет работы и осуществляет функции, связанные с упорядочением рекламно-информа
- осуществляет ведение реестра предприятий, организаций и граждан, занимающихся установкой и размещением объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге и на административно подчиненных ему территориях;
- осуществляет функции специализированн
Согласно п.1 ст.975 Гражданского кодекса РФ юридические действия, предусмотренные договором поручения, совершаются на основании доверенности, выдаваемой доверителем поверенному. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительств
Комитет ежегодно наделят коммерческую организацию – ГУП «ГЦРР» соответствующими полномочиями для выполнения работ, оказания услуг.
Так в соответствии с полномочиями, содержащимися в ежегодно выдаваемых Комитетом на основании Договора поручения доверенностях, ГУП «ГЦРР» от имени Комитета:
-заключает договоры на размещение рекламоносителей с любыми третьими лицами, исполняет все обязательства и осуществляет все права по указанным договорам, включая финансовые права и обязательства;
-выступает при рассмотрении судом (арбитражным судом) исков о понуждении владельцев объектов наружной рекламы и информации к исполнению обязательств, предусмотренных договорами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и договорами на установку и эксплуатацию объектов информации; исков о взыскании с владельцев объектов наружной рекламы и информации денежных средств, подлежащих уплате в качестве платы за использование объектов государственной собственности в целях размещения объектов наружной рекламы и информации, неустоек и убытков за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, неосновательного обогащения, возникающего вследствие неосуществления владельцами объектов наружной рекламы и информации демонтажа таких объектов; исков, предъявленных владельцами объектов наружной рекламы и информации либо иными лицами, вытекающих из договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций либо объектов информации.
Вместе с тем, содержащиеся в доверенностях, в т.ч. в доверенности от 30.12.2015 № 85257-42 полномочия по представлению интересов КИО при рассмотрении исков, вытекающих из договоров на установку рекламных конструкций, прямо договором поручения не предусмотрены.
КУГИ, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1589, проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга
Задачами КУГИ являются в т.ч. распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательство
Для выполнения указанных задач КУГИ обладает полномочием осуществлять распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга
-заключать от имени Санкт-Петербурга договоры о передаче государственного имущества Санкт-Петербурга в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование либо на иных правах (за исключением передачи жилых помещений по договорам найма, социального найма и аренды), договоры о передаче недвижимого государственного имущества Санкт-Петербурга для реконструкции или завершения строительства объектов незавершенного строительства.
-осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга
-обеспечивать в пределах своей компетенции защиту имущественных прав Санкт-Петербурга при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах, осуществляя полномочия истца, ответчика либо третьего лица. Совместно с Комитетом финансов Санкт-Петербурга обеспечивать защиту интересов Санкт-Петербурга при взыскании с Санкт-Петербурга денежных средств в судебном порядке.
Аналогичные задачи и полномочия КИО содержатся в Положении о КИО, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от № 98 от 16.02.2015г.
Таким образом, Договором поручения от 15.11.1995 и доверенностями КУГИ наделил ГУП «ГЦРР» функциями и правами органа государственной власти Санкт-Петербурга – Комитета в части распоряжения государственным имуществом и контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, что запрещено ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Комиссия СПб УФАС России установила, что:
- Договор поручения является смешанным и содержит как элементы договора поручения, так и элементы договора возмездного оказания услуг. Договор заключен и исполняется не только для осуществления функций органа власти - Комитета, а также для оказания юридических и консультационных услуг в целях обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга
- Договор поручения является возмездным. В соответствии с пунктом 3.1 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2008 г.) размер вознаграждения ГУП «ГЦРР» за выполнение предусмотренных Договором обязательств определяется Комитетом по печати, в ведении которого находится ГУП «ГЦРР» согласно п. 1.8 Положения о Комитете по печати, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2003 г. № 44.
Данный вывод подтверждается следующим.
По сообщению Комитета по печати (вх.№25267/16 от 09.11.2016) размер вознаграждения ГУП «ГЦРР» за исполнение обязательств, предусмотренных договором поручения от 15.11.1995, ежегодно устанавливается Комитетом по печати и оплачивается за счет средств, поступивших от платы за размещение (установку и эксплуатацию) рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга
Средства, подлежащие перечислению в бюджет Санкт-Петербурга
Согласно письмам Комитета по печати от 31.12.2013 №15-17-6004/13-0
Согласно представленным ГУП «ГЦРР» сведениям (вх.№12408-ЭП/16 от 25.05.2016г.) вознаграждение Предприятия за выполненные обязательства по договору поручения от 15.11.1995г. составило: в 2014г. – 121 291 722,16 руб., в 2015г. – 195 275 417,17 руб., за 1 кв. 2016г. – 52 535 489,66 руб.
Также в приложении к письму от 01.12.2013г. №02-506 «Обоснование размера вознаграждения поверенного по договору поручения от 15.11.1995, заключенного между ГУП «ГЦРР» и КУГИ на 2014г.» ГУП «ГЦРР» сообщает, что «…размер вознаграждения поверенного обусловлен уровнем расходов ГУП «ГЦРР», связанных с ведением текущей деятельности по заключению и контролю исполнения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и уровнем плановых накоплений, необходимых для развития предприятия и исполнения бюджета Санкт-Петербурга по перечислению части чистой прибыли».
В бюджет подлежит перечисление всех денежных средств, поступающих за право размещения объектов наружной рекламы и информации, в т.ч. полученных в результате проведения торгов. Иного порядка перечисления денежных средств в бюджет в результате проведения торгов, в том числе, за вычетом суммы, направленной на счета специализированн
Фактически ГУП «ГЦРР» получает вознаграждение за счет средств бюджета (недополученных бюджетом). При этом, ни размер вознаграждения, ни суммы, недополученные бюджетом, с Комитетом финансов не согласовываются.
Следовательно, порядок определения размера вознаграждения за исполнение обязательств, порядок оплаты услуг ГУП «ГЦРР», предусмотренных Договором поручения от 15.11.1995 в соответствии с п.3 указанного договора не основан на нормах права.
Таким образом установлено, что Договором поручения от 15.11.1995 и доверенностями Комитет передал ГУП «ГЦРР» полномочия, по заключению и сопровождению договоров, заключенных в отношении государственного имущества, за вознаграждение, что фактически, по своей природе, является оплатой за счет средств бюджета услуг, оказываемых ГУП «ГЦРР» по Договору поручения за выполнение функций органа власти, а также за оказание услуг на конкурентных товарных рынках – рынках юридических и консультационных услуг, включающем консультирование
Указанные действия Комитета создают преимущественные условия деятельности ГУП «ГЦРР» на товарных рынках по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, которые лишены возможности на конкурентным принципах заключения аналогичного договора с Комитетом в целях оказания услуг Комитету, что является нарушением ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Помимо вышеизложенного, Договором поручения ГУП «ГЦРР» переданы функции специализированн
Данная форма передачи функций специализированн
В соответствии со ст.40 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированн
Выбор специализированн
ВАС РФ в определении от 10.02.2012 № ВАС-5794/11 по делу №А56-32/2010 указал, что привлечение органом местного самоуправления организатора торгов без проведения открытого конкурса и аукциона по отбору специализированн
Таким образом, использование неконкурентных способов определения хозяйствующего субъекта – ГУП «ГЦРР» для исполнения на возмездной основе обязательств, указанных в договоре поручения от 15.11.1995г., осуществляемых на конкурентных рынках и относящихся к государственным нуждам приводят к ограничению конкуренции путем воспрепятствован
Согласно п.5, п.20 ст.4 Закона о защите конкуренции, организации, имеющие организационно-п
П.4 ст.8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон №161-ФЗ) установлено, что государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственно
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
- необходимости осуществления научной и научно-техническ
- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной
Как следует из п. 2.1 Устава ГУП «ГЦРР», Предприятие создано для достижения следующих целей:
- упорядочение рекламно-информа
- получение прибыли от рекламно-информа
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Уставом ГУП «ГЦРР» определены следующие виды деятельности, которые вправе осуществлять Предприятие для достижения вышеуказанных целей:
- выполнение работ, связанных с упорядочением рекламно-информа
- предоставление в пользование участков на землях общего пользования, объектов благоустройства, находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданий, сооружений и объектов в целях размещения наружной рекламы и информации на основании договора поручения, заключенного с учредителем;
- создание информационной базы по учету хозяйствующих субъектов юридических и физических лиц, занимающихся размещением объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге
- оказание информационных и рекламных услуг, в том числе оказание маркетинговых услуг и проведение исследований рекламного рынка, проведение исследований по улучшению качества рекламной продукции, выработке единых стандартов, разработке технических и эстетических требований к рекламной продукции и рекламоносителям
- оказание услуг, связанных с проведением рекламно-зрелищн
- оказание услуг юридическим и физическим лицам по вопросам организации размещения рекламоносителей на городских территориях, зданиях, сооружениях и объектов, организации объектов хранения рекламоносителей и объектов сервиса;
- выполнение работ, связанных с централизованным оформлением Санкт Петербурга к общегородским и праздничным мероприятиям;
- осуществление функций специализированн
- осуществление функций специализированн
- осуществление функций специализированн
- осуществление функций специализированн
Между тем, из плана-прогноза финансово-хозяйс
Таким образом, большинство видов деятельности, поименованных в Уставе, Предприятием не осуществляются, значительная часть доходов Предприятия формируется за счет осуществления ГУП «ГЦРР» упорядочения рекламно-информа
Цели создания ГУП «ГЦРР» и фактически осуществляемые им виды деятельности требованиям п.4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ не соответствуют.
В силу положений п. 1 ст. 37 Закона № 161-ФЗ уставы унитарных предприятий со дня вступления в силу указанного Федерального закона применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.
Исполнение Договора поручения, заключенного с Комитетом, выполнение функций специализированн
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции» установлен запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; создание дискриминационны
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции» запрещено наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Исполнение сторонами Договора поручения от 15.11.1995г. в нарушение требований антимонопольного законодательства ставит одного хозяйствующего субъекта - ГУП «ГЦРР» в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам на товарных рынках юридических и консультационных услуг, включающем консультирование
Не выявлено федеральных законов, разрешающих Комитету осуществлять рассматриваемые действия.
Согласно пояснениями, представленным КИО (письмо вх.№ 12624-ЭП/16 от 27.05.2016),
«Договор поручения от 15.11.1995 заключен между Комитетом и ГУП «ГЦРР» во исполнение п. 3.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.1995 № 22 «О совершенствовани
Пунктом 5 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 07.12.2000 №1272-р «О мерах по рекламно-информа
В связи с тем, что договор поручения заключался на неопределенный срок (п. 4.1 договора), необходимость ежегодного заключения Комитетом с ГУП «ГЦРР» соответствующих договоров поручения отсутствовала.
Согласно п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица, граждане. В 2009 году Правительство Санкт-Петербурга прямо наделило ГУП «ГЦРР» полномочиями по заключению от имени Санкт-Петербурга договоров на установку эксплуатацию рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и земельных участках, право государственной собственности на которые не разграничено.
С указанного момента ГУП «ГЦРР» реализует свои полномочия на основании пункта 1-1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 № 904 «О выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга
В этой связи Комитетом по печати подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 № 904, внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 487 и признании частично утратившим силу распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 07.12.2000 № 1272-р», в котором, в том числе, предусматриваетс
Пунктом 5.2 распоряжения № 1272-р, пунктом 3.1 Договора поручения предусматриваетс
Во исполнение п. 5.2 распоряжения № 1272-р Комитетом по печати распоряжением от 07.05.2002 № 55 утверждена Инструкция о порядке перечисления ГУП «ГЦРР» в бюджет Санкт-Петербурга средств от реализации права на размещение наружной рекламы и информации (признана утратившей силу распоряжением Комитета по печати от 02.11.2015 М. 74-р).
Пункт 2.2.1 Договора поручения не применяется сторонами, поскольку контроль за выполнением установленного порядка размещения объектов наружной рекламы и информации возложен на Комитет по печати постановлением № 904.
Торги на право оказания услуг, предусмотренных п. 2.2 Договора поручения, который был заключен в 1995 году, не проводились, поскольку Закон № 44-ФЗ» вступил в силу с 01.01.2014. На момент заключения договора поручения действовал Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в редакции от 19.06.1995), который регулировал размещение поставок продукции для федеральных государственных нужд. Заключение договора поручения не относилось к сфере регулирования данного федерального закона.»
Комиссия СПб УФАС России отмечает, что КИО фактически признал необходимость расторжения Договора поручения.
Проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы размещения рекламных конструкций, представленные КИО пояснения Комиссия СПб УФАС России выявила следующее.
Согласно ч.5.1 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательство
В ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 07.06.2006 № 302-42 «О мерах по реализации Закона о рекламе» (далее – Закон СПб № 302-43) установлено, что проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга
Закон СПб № 302-43 не наделяет ГУП «ГЦРР» исключительными полномочиями по заключению и исполнению договора поручения с Комитетом.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 № 904 Положение о Комитете по печати, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2003 № 44 дополнено пунктом 3.23-1 следующего содержания:
«3.23-1. Осуществлять полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные в статье 19 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с п.1-1 постановления № 904, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга
Договор поручения от 15.11.1995 заключен между КУГИ и ГУП «ГЦРР, в соответствии с п.1.1 которого КУГИ предоставило ГУП «ГЦРР» право заключения с любыми третьими лицами от имени КУГИ договоров о предоставлении в пользование участков на землях общего пользования, объектов благоустройства, а также находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданий, сооружений и объектов в целях размещения рекламы и информации, в том числе, на основе проводимых Поверенным от имени Доверителя торгов.
Договор поручения от 15.11.1995 заключен между КУГИ и ГУП «ГЦРР» до вступления в силу Закона СПб № 302-43, постановления № 904 и не относится к регулируемым ими отношениям, поскольку КУГИ не наделен полномочиями по проведению торгов, указанных в п.1.1 Договора поручения.
Вместе с тем, по сообщению ГУП ГЦРР (вх.№25177/16 от 08.11.2016) всего Предприятием по результатам торгов, проводимых также Предприятием, заключено 2193 договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (договоры заключены в 2011-2012гг.). Общее количество заключенных договоров на размещение рекламных конструкций составляет 8359 шт. из которых 6166 (более 70%) заключены без проведения торгов, что не соответствует условиям п.1.1 договора поручения, а также п.1.1. постановления № 904.
Таким образом, Доверителем по договору поручения от 15.11.1995 является КУГИ, который в свою очередь, не является уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга
В соответствии с п.5.1 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 07.12.2000 №1272-р «О мерах по рекламно-информа
В соответствии с п.5.2 распоряжения №1272-р КУГИ поручено при заключении договоров поручения с Предприятием согласовывать с Комитетом по печати и связям с общественностью размер вознаграждения за выполнение Предприятием обязательств по указанному договору.
Рассматриваемый Договор поручения заключен до издания и вступления в силу распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 07.12.2000 №1272-р, следовательно, указанное распоряжение не может рассматриваться как основание заключения Договора поручения от 15.11.1995. Иные договоры поручения, заключенные между КУГИ (КИО) и ГУП «ГЦРР» в соответствии с п.5.1 распоряжения №1272-р, отсутствуют.
Согласование Комитетом по печати размера вознаграждения ГУП «ГЦРР» с ГУП «ГЦРР», а не с КУГИ (КИО), как прямо указано п.5.2 распоряжения №1272-р, свидетельствует о невозможности применения данной нормы в обоснование заключения и исполнения договора поручения от 15.11.1995.
На основании изложенного, Комиссия СПб УФАС России делает вывод о несостоятельност
В соответствии с п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательство
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются указанным Федеральным законом.
Отношения, к которым в виде исключения не применяется Закон № 44-ФЗ, перечислены в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона.
Пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться государственным заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным
Следовательно, заказ размещается без проведения торгов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае, если соответствующие работы, услуги могут осуществляться (оказываться) исключительно подведомственным
Законодательным актом Санкт-Петербурга
Кроме того, судебными актами по арбитражному делу №А56-63226/2011 установлено противоречие ст. 7-1 Закона СПб №223-35 Федеральному закону о защите конкуренции, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, Закон Санкт-Петербурга
Согласно пояснениям, представленным заявителем ООО «Агентство «АрЭмСИ» (письмо вх.№ 12652/16 от 27.05.2016), «основным видом деятельности ООО «Агентство «АрЭмСи» является представление интересов юридических лиц и граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей
К деятельности ООО «Агентство «АрЭмСи», указанной в выписке из ЕГРЮЛ, относится и взыскание в претензионном (досудебном) порядке задолженности, оценка платежеспособнос
Также деятельностью ООО «Агентство «АрЭмСи» является оказание консультационных услуг по вопросам финансового управления предприятиями и организациями, по вопросам налогообложения, инвестиционным вопросам, оказание услуг по руководству проектами, оказание иных услуг, связанных с управлением предприятием, что относится к консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления (код по ОКВЭД 74.14), предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимы имуществом (код 70.3).
Деятельность в области права (код 74.11), предоставление прочих услуг (код 74.84), предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (код 70.3), для которых существует конкурентный рынок, соответствуют функциям и обязательствам, аналогичным в рассматриваемом Договоре поручения и доверенности, а именно заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламны конструкций и осуществление контроля за исполнением договоров, представлению интересов при рассмотрении судом (арбитражным судом) исков о понуждении владельцев объектов наружной рекламы и информации к исполнению обязательств, предусмотренных договорами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и договорами на установку и эксплуатацию объектов информации; исков о взыскании с владельцев объектов наружной рекламы и информации денежных средств, подлежащих уплате в качестве платы за использование объектов государственной собственности в целях размещения объектов наружной рекламы и информации, неустоек и убытков за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, неосновательного обогащения, возникающего вследствие неосуществления владельцами объектов наружной рекламы и информации демонтажа таких объектов; исков, предъявленных владельцами объектов наружной рекламы и информации либо иными лицами, вытекающих из договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций либо объектов информации.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственно
Частью 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупок, частью 6 этой статьи запрещается устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
ООО «Агентство «АрЭмСи» в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, располагает необходимыми материальными ресурсами, квалифицированны
Перечисленная в Договоре поручения и доверенности деятельность не подлежит лицензированию и согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ может осуществляться любыми коммерческими организациями, за исключением унитарных предприятий. Унитарное предприятие, в свою очередь, может иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, при этом цели и задачи унитарного предприятия, указанные в его уставе, должны соответствовать федеральному закону.»
Виды деятельности, осуществляемые ГУП «ГЦРР» и ООО «Агентство «АрЭмСи» в соответствии с выписками из ЕГРЮЛ:
СПБ ГУП «ГЦРР» |
ООО Агентство «АрЭмСи» |
Сведения об основном виде деятельности |
|
74.40 Рекламная деятельность |
74.11 Деятельность в области права |
Сведения о дополнительных видах деятельности |
|
70.31.12 Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества |
70.3 Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом |
74.14 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления |
74.14 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления |
74.13.1 Исследование конъюнктуры рынка |
74.15 Деятельность по управлению финансово-промыш |
74.13.2 Деятельность по изучению общественного мнения |
74.12 Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита |
|
74.84 Предоставление прочих услуг |
45.25.4 Монтаж металлических строительных конструкций |
73.20 Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук |
92.31.2 Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества |
65.23 Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки |
45.31 Производство электромонтажных работ |
|
Изложенное подтверждает, что оказание услуг по предмету Договора поручения осуществляется ГУП «ГЦРР» на конкурентных товарных рынках – рынках юридических и консультационных услуг, включающих консультирование
Упорядочение рекламно-информа
На основании изложенного, в действиях Комитета установлены нарушения ч.ч. 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия СПб УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела. Копия заключения об обстоятельствах дела № 1-00-52/78-03-16 (исх. № 78/25300/16 от 21.11.2016) направлена лицам, участвующим в деле.
Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
КИО пояснений, доказательств и доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии, не представлено. Представитель КИО устно поддержал ранее изложенную позицию и сообщил, что договор поручения от 15.11.1995, заключенный между КИО и ГУП «ГЦРР» до настоящего времени не расторгнут, доверенность от 30.12.2015 № 85257-42 КИО не отозвана.
ГУП «ГЦРР» представлены пояснения (исх. №11-07-1898/16-0
Согласно позиции СПб ГУП «ГЦРР»:
- Исполнение Договора поручения от 15.11.1995 не является целью создания Предприятия, а является одним из видов деятельности Предприятия, в связи с чем, цели создания Предприятия, как не имеющие исключительной связи с исполнением договора поручения, не входят в предмет изучения обстоятельств при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства
- В 2011г. Предприятием правомерно проводились торги и на их основании в 2011-2012гг. заключались договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций согласно п.1-1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 №904 (введенного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2009 №528),
- Договор поручения, действующий до настоящего времени, заключен на основании п.3.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.1995 №22 «О совершенствовани
Однако, Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 07.12.2000 №1272-р признаны утратившими силу п.п. 3.2, 3.3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.1995 №22, на основании которых между КУГИ и Предприятием заключен договор поручения, а также Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.1996 №6 утратило силу с 17 апреля 2014 года в связи с изданием постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.04.2014 N 266.
- Необходимости в ежегодном заключении новых договоров поручения не возникало, что не противоречит распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга от 07.12.2000 №1272-р,
- В настоящее время договор поручения от 15.11.1995 продолжает действовать в силу необходимости исполнения обязательств по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенных Предприятием от имени КУГИ. После исполнения всех обязательств, вытекающих из договоров, заключенных Предприятием от имени КУГИ до 2009г. (демонтаж рекламных конструкций, возмещение расходов, связанных с принудительным демонтажем) договор поручения от 15.11.1995 фактически утратит правовой смысл и закончит свое действие исполнением, либо будет расторгнут по соглашению сторон по тем же причинам,
- Размер вознаграждения Предприятия определяется в порядке и на основании решений Комитета по печати, содержащих ссылки на договор поручения и распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 07.12.2000 №1272-р, и не противоречит указанному Распоряжению.»
Комиссия СПб УФАС России отмечает, что ГУП «ГЦРР» фактически признало необходимость расторжения Договора поручения.
Рассмотрев представленные пояснения, Комиссия СПб УФАС России пришла к выводу, что лицами, участвующими в деле, не представлено иных доводов и доказательств, которые не были известны Комиссии СПб УФАС России при принятии заключения об обстоятельствах дела № 1-00-52/78-03-16 (исх. № 78/25300/16 от 21.11.2016 ).
Анализ действий Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия СПб УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение ч.ч. 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
2. Выдать Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем расторжения договора поручения от 15.11.1995г., отзыва доверенности от 30.12.2015 № 85257-42 (и выданной доверенности на 2017 год) и прекращения выдачи доверенностей, наделяющих Санкт-Петербургс