Решение б/н Решение по делу в отношении ПАО «Ростелеком» от 31 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                         

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-66/78-05-16

 

«31» марта 2017 г.                                                                    г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» марта 2017 года.

Полный текст решения изготовлен «31» марта 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела № 1-10-66/78-05-16 (далее – Комиссия) в составе:


рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10-66/78-05-16, возбужденное в отношении ПАО «Ростелеком» (место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15; ИНН 7707049388; ОГРН 1027700198767) в лице Макрорегионального филиала «Северо-Запад» (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 14/26) (далее – ПАО «Ростелеком») по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком»,

 

в присутствии:

- заявителя в лице представителя ООО «Альфа-Морион» 

- законный представитель ПАО «Ростелеком» (ответчик) и / или его представитель по доверенности на заседание Комиссии не явился, при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) поступило заявление ООО «Альфа-Морион» (далее – ООО «Альфа-Морион» или Заявитель) от 29.08.2016 № 287 (вх. № 20395/16 от 01.09.2016) на действия ПАО «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Северо-Запад» (далее – ПАО «Ростелеком» или Ответчик) при установлении цены услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком», а именно расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Петроградский район, ул. Академика Павлова, д. 16б, лит. А, в связи с производством ООО «Альфа-Морион» топогеодезических изысканий.

 

По результатам анализа вышеуказанного заявления, а также дополнительных документов и пояснений, представленных по запросам Управления ООО «Альфа-Морион», ПАО «Ростелеком», а именно Макрорегиональными филиалами: «Северо-Запад», «Центр» и «Урал», Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Северо-Западным филиалом ПАО «МегаФон», ПАО «Московская городская телефонная сеть», ООО «ПетербургГаз», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ПАО «Ленэнерго», а также с учетом результатов проведенного Анализа состояния конкуренции на рынке услуг по согласованию (сверке) расположения сетей связи эксплуатирующей организацией на представленной топографической съемке в 2015 – 2016 гг. в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Комиссией установлено.

 

ООО «Альфа-Морион» является коммерческой организацией и осуществляет деятельность на рынке инженерных изысканий и кадастровых работ, в том числе выполняет работы по исполнительной топографической съемке для дальнейшего проектирования, которое в последующем выполняют проектирующие организации. Работы выполняются по заказам и за счет средств заказчиков по договору. Планы надземных и подземных коммуникаций и сооружений составляются в том числе по данным исполнительных чертежей, материалам исполнительной и контрольной геодезических съемок, а также по результатам съемки и полевого обследования.

 

В соответствии с пунктом 5.174 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства», одобренного письмом Госстроя России от 14.10.1997 № 9-4/116, работы по съемке и обследованию существующих подземных сооружений включают в том числе:

- сбор и анализ имеющихся материалов о подземных сооружениях (исполнительных чертежей, инженерно-топографических и кадастровых планов, материалов исполнительной и контрольной геодезических съемок и др.);

- составление плана и при необходимости схемы сетей подземных сооружений с их техническими характеристиками;

- согласование полноты плана подземных сооружений и технических характеристик сетей, нанесенных на план, с эксплуатирующими организациями.

В соответствии с пунктом 5.4.4 «СП 47.13330.2012. Свод правил.  Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», утвержденного приказом Госстроя России от 10.12.2012 № 83/ГС, результаты инженерно-геодезических изысканий должны включать планы надземных и подземных коммуникаций и сооружений, согласованные с эксплуатирующими организациями, или ведомости согласования с эксплуатирующими организациями в порядке, установленном в субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 4.6 вышеуказанного СП 47.13330.2012 результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными.

В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке производства исполнительных топографических съемок масштаба 1:500 построенных (реконструированных) объектов в Санкт-Петербурге и на территориях ему подчиненных, утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 18.02.1994 № 143-р, материалы исполнительной топографической съемки после ее завершения предъявляются в отдел геолого-геодезической службы Комитета по градостроительству и архитектуре для приемки и оценки соответствия выполненных работ требованиям нормативных документов.

 

Письмом от 12.11.2015 № 6 Заявитель обратился к Ответчику с заявкой на сверку планового положения телефонных сетей по адресу: Санкт-Петербург, Петроградский район, ул. Академика Павлова, д. 16б, лит. А.

В ответ на вышеуказанное обращение Ответчик выставил Заявителю счет от 04.12.2015 № 29 на сумму 11 100,00 руб. (без НДС), стоимость с НДС составляет 13 098,00 руб., согласно которому в графе наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) значится: «Тех. условия, ИТД, работы по приемке».

С учетом того, что Заявитель не обращался в ПАО «Ростелеком» за оказанием услуг (выполнением работ), обозначенных в выставленном Ответчиком счете, письмом от 31.12.2015 № 626 Заявитель обратился к Ответчику с просьбой предоставить экономическое обоснование формирования цены за предоставляемую услугу по сверке расположения телефонных сетей на представленной топографической съемке, а также разъяснить соотношение выставленной к оплате услуги (работы) с фактически запрашиваемой Заявителем услугой.

Ответчик письмом в адрес Заявителя от 11.02.2016 № 02/05/2651-16 пояснил, что Прейскурантом № 01/15-4 «Тарифы на услуги связи Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком», утвержденным приказом Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» от 22.10.2015 № 02/01/840-15, предусмотрено взимание платы за услугу «Согласование документации на различные виды работ, проводимых на сооружениях филиала ПАО «Ростелеком», на выполнение строительно-монтажных работ вблизи охранной зоны кабелей связи ПАО «Ростелеком», на выполнение строительно-монтажных работ по установке кабельных колодцев сторонних организаций в кабельной канализации ПАО «Ростелеком», за 1 адрес, 1 трассу, 1 кабельный колодец» в размере 11 100 руб. (без НДС).

В дополнение Ответчик отметил, что так как Заявитель обратился к Ответчику для согласования (сверки) телефонных сетей по объекту, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Петроградский район, ул. Академика Павлова, д. 16б, лит. А, Ответчик считает правомерным выставление обозначенного выше счета за согласование проектных решений производства работ в охранной зоне существующих сооружений связи ПАО «Ростелеком» на топографической съемке.

Ответчик письмом в адрес ООО «Морион» от 31.03.2016 № 02/05/6439-16 сообщил, что плата за услуги согласно выставленному Заявителю счету в соответствии с новым Прейскурантом № 01/16-1 «Тарифы на услуги связи Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком», утвержденным приказом Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» от 21.01.2016 № 02/01/33-16, составляет 12 210,00 руб. (без НДС), стоимость с НДС составляет 14 407,80 руб.

Заявитель письмом от 16.02.2016 № 58 повторно обратился к Ответчику с просьбой предоставить экономическое обоснование формирования цены за предоставляемую услугу по сверке расположения телефонных сетей на представленной топографической съемке и выставить счет на запрашиваемую услугу, так как ранее представленные Ответчиком пояснения, по мнению Заявителя, не содержат информацию, подтверждающую законность и обоснованность выставленного Ответчиком счета. Ответ на данное обращение Заявителю не поступал.

Заявитель отмечает, что целью обращения к Ответчику является согласование (сверка) правильности нанесения подземных коммуникаций на  представленной топографической съемке. Представленная Заявителем топографическая съемка представляет собой карту и не является документацией на производство каких-либо видов работ.

Таким образом, согласование (сверка) расположения сетей не может быть рассмотрено как согласование документации на различные виды работ, проводимые на сооружениях филиала ПАО «Ростелеком», а именно, согласование документации на выполнение строительно-монтажных работ вблизи охранной зоны кабелей связи ПАО «Ростелеком», а также выполнение строительно-монтажных работ по установке кабельных колодцев сторонних организаций в кабельной канализации ПАО «Ростелеком», поскольку Заявитель по роду своей деятельности указанные работы не проводит и проводить не планирует.

 

Ответчик в обоснование своих действий по существу заявления ООО «Альфа-Морион» сообщил. Приказом Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» от 19.08.2016 № 02/01/858-16 утвержден новый Прейскурант № 01/16-3 «Тарифы на услуги связи Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» в соответствии с которым стоимость услуги по согласованию документации на различные виды работ, проводимых на сооружениях филиала ПАО «Ростелеком», на выполнение строительно-монтажных работ вблизи охранной зоны кабелей связи ПАО «Ростелеком», на выполнение строительно-монтажных работ по установке кабельных колодцев сторонних организаций в кабельной канализации ПАО «Ростелеком», за 1 адрес, 1 трассу, 1 кабельный колодец составляет 13 430,00 руб. (без НДС), стоимость с НДС составляет 15 847,40 руб.

Ответчик в своих пояснениях отмечает, что вышеуказанная позиция Прейскуранта № 01/16-3 является унифицированной для аналогичных услуг.

Заявителю на запрос о согласовании (сверке) расположения телефонных сетей на представленной топографической съемке был выставлен счет за оказание услуги по согласованию проектных решений производства работ в охранной зоне существующих сооружений связи ПАО «Ростелеком».

Ответчик отмечает, что в рамках оказания данной услуги проведена работа по проверке правильности отражения в графических материалах телефонных сетей на объекте и согласованию данных материалов.

Таким образом, несмотря на формулировку в счете, фактически Ответчиком оказывалась именно и только услуга по согласованию (сверке) расположения телефонных сетей на представленной топографической съемке.

 

Анализ представленного Ответчиком экономического обоснования цены услуги по согласованию расположения сетей связи и информации о реальных трудозатратах при оказании данной услуги показал, что представленная информация включает в себя позиции, которые не отвечают предмету запрашиваемой ООО «Альфа-Морион» услуги, по своей сути не являющемуся согласованием на производство земляных работ, что, в свою очередь указывает на применение Ответчиком экономически необоснованной цены за такое согласование, в части необоснованного отнесения затрат на себестоимость услуги, а именно в части включения следующих пунктов:

- указание условий, обеспечивающих сохранность сооружений и свободный доступ к действующим коммуникациям, находящимся вблизи проведения работ;

- изложение условий проведения земляных работ в охранных зонах, где имеются линейные сооружения;

- занесение контактных телефонов и наименования проектных и подрядных организаций в журнал согласований, с адресом и наименованием работ;

- составление, распечатка и согласование ТУ.

Таким образом, указывая в качестве наименования услуг: «Тех. условия, ИТД, работы по приемке», фактически Ответчик оказал услугу по сверке расположения сетей связи эксплуатирующей организации, которая и запрашивалась Заявителем.

 

С целью сопоставления выставляемой Макрорегиональным филиалом «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» цены услуги по согласованию расположения инженерных сетей на представленной топографической съемке (13 430,00 руб. (без НДС), сумма с НДС составляет 15 847,40 руб.) с размерами плат, установленными за оказание аналогичных услуг Макрорегиональными филиалами ПАО «Ростелеком», а именно «Центр» и «Урал», Северо-Западным филиалом ПАО «МегаФон», ПАО «Московская городская телефонная сеть», ООО «ПетербургГаз», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ПАО «Ленэнерго», Управлением были направлены запросы в данные организации. Согласно полученной информации установлено.

В соответствии с Прейскурантом на услуги (работы), оказываемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, использующим нежилые помещения утвержденным приказом ООО «ПетербургГаз» от 01.11.2016 № 869, стоимость согласования съемки подземных коммуникаций с протяженностью газопровода до 0,3 км составляет 900,00 руб. с НДС; свыше 0,3 до 5 км – 1 680,00 руб с НДС; свыше 5 км – 3 360,00 руб. с НДС. В части перечня работ, выполняемых в рамках оказания данной услуги, ООО «ПетербургГаз» отмечает: поиск дела в архиве согласно адресу объекта; сверка наличия газовых сетей с исполнительными чертежами; работа с актами ремонтных работ в части уточнения отсоединенных и переложенных газопроводов; согласование на съемке.

В соответствии с Прейскурантом на выполняемые работы и оказываемые услуги ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» юридическим и физическим лицам, утвержденным приказом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 30.06.2016 № 95, стоимость сверки расположения водопроводных / канализационных сетей на предоставленной топографической съемке М 1:500:

- без выезда специалиста за участок до 100 м включительно составляет 3 879,83 руб. с НДС;

- без выезда специалиста за участок свыше 100 м (за 100 п.м. сети) составляет 2 771,30 руб. с НДС;

- с выездом специалиста за участок до 100 м включительно составляет 7 568,94 руб. с НДС.

В части перечня работ, выполняемых в рамках оказания данной услуги, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» отмечает: определение места расположения водопроводных и канализационных сетей, подлежащих сверке (подготовка информации о номерах папок дел, проверка информации в информационной системе водоснабжения и водоотведения); поиск по номерам дел в папках технической документации исполнительных чертежей; совмещение плана исполнительного чертежа заявителя с технической документацией ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»; сверка и сопоставление расположения инженерных сетей на представленной топографической съемке.

В соответствии с Прейскурантом на оказание услуг по прочим видам деятельности на 2017 год, утвержденным приказом ПАО «Ленэнерго» от 29.12.2016 № 717, стоимость согласования топографичесих съемок и кадастровых планов в масштабе 1:200 и 1:500, площадь 1 участка до 6,25 га (250 x 250 м) включительно в срок до 23 рабочих дней составляет 1 764,97 руб. с НДС, в срок до 15 рабочих дней составляет 5 294,90 руб. с НДС, в срок до 10 рабочих дней составляет 8 824,84 руб. с НДС.

В части перечня работ, выполняемых в рамках оказания данной услуги, ПАО «Ленэнерго» отмечает: определение границ запрашиваемой информации; проверка по базе данных автоматизированной системы обработки информации представленных материалов заказчика на полноту и достоверность нанесения кабельных линий и сетевых сооружение.

Согласно информации, представленной Северо-Западным филиалом ПАО «МегаФон», услуга по согласованию (сверке) расположения на представленной топографической съемке сетей связи ПАО «МегаФон» оказывается на безвозмездной основе. Данная услуга заключается в сверке предоставленных данных на наличие / отсутствие расхождений с данными технического учета ПАО «МегаФон».

В соответствии с приказом ПАО «Московская городская телефонная сеть» от 20.12.2016 № 1124 «О тарифах на дополнительные услуги для производства работ на объектах инфраструктуры» стоимость согласования топографического плана (не является согласованием на производство земляных работ) составляет:

- для физических лиц 1 286,20 руб. (с учетом НДС);

- для юридических лиц 1 090,00 руб. (без учета НДС).

В соответствии с приказом Макрорегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком» от 25.10.2011 № 1542 «О внесении изменений в Единый Прейскурант Макрорегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком» № 125/2011 «Тарифы на услуги электросвязи» стоимость согласования топографических планов составляет 500,00 руб. В части перечня работ, выполняемых в рамках оказания данной услуги, Макрорегиональный филиал «Урал» ПАО «Ростелеком» отмечает работу с генсхемой и базой данных.

В соответствии с приказом Макрорегионального филиала «Центр» ПАО «Ростелеком» от 14.10.2015 № 03/01/598-15 «Об утверждении тарифов на неосновные виды деятельности по подготовке, согласованию и выдаче технической документации» стоимость согласования за 1 лист технической документации в части схем, планов размещения и т. д. при отсутствии линейно-кабельных сооружений связи на месте производства работ составляет 450,00 руб. (без учета НДС), при наличии линейно-кабельных сооружений связи на месте производства работ – 850 руб. (без учета НДС). В части перечня работ, выполняемых в рамках оказания данной услуги, Макрорегиональный филиал «Центр» ПАО «Ростелеком» отмечает идентификацию паспортов колодцев, паспорта кабельной канализации, схемы кабельной канализации и схемы кабелей связи с местом, представленным на топографической съемке.

 

 

Таблица. Соотношение цены услуги Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» по согласованию расположения инженерных сетей на представленной топографической съемке с ценами за оказание аналогичной услуги другими организациями, эксплуатирующими инженерные сети

 

Организации

Цены услуги по согласованию расположения инженерных сетей на представленной топографической съемке, включая НДС, руб.

Превышение

цены услуги Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»

цен на аналогичную услугу у других организаций

Макрорегиональный филиал «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»

15847,4

 

Макрорегиональный филиал «Центр»

ПАО «Ростелеком»

1003

Превышает в 16 раз

Макрорегиональный филиал «Урал»

ПАО «Ростелеком»

590

Превышает в 27 раз

Северо-Западный филиал ПАО «МегаФон»

бесплатно

 

ПАО «Московская городская телефонная сеть»

1286,2

Превышает в 12 раз

ПАО «Ленэнерго»

в срок до 23 раб. дней 1764,97

Превышает в 9 раз

в срок до 15 раб. дней 5294,9

Превышает в 3 раза

в срок до 10 раб. дней 8824,84

Превышает в 2 раза

ГУП «Водоканал

Санкт-Петербурга»

за участок до 100 м

3879,83

Превышает в 4 раза

за участок свыше 100 м (за 100 п.м. сети)

2771,3

Превышает в 6 раз

ООО «ПетербургГаз»

с протяженностью газопровода до 0,3 км  900

Превышает в 18 раз

свыше 0,3 до 5 км

1680

Превышает в 9 раз

свыше 5 км

3360

Превышает в 5 раз

Таким образом, услуга по согласованию расположения инженерных сетей на представленной топографической съемке оказывается Макрорегиональным филиалом «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» по цене, как правило, в 5 и более раз превышающей цену аналогичных услуг, оказываемых другими эксплуатирующими инженерные сети организациями. В частности, цена услуги Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» превышает цену данной услуги в других макрорегиональных филиалах ПАО «Ростелеком» («Урал», «Центр») более чем в 15 раз.

В практике договорных отношений эксплуатирующих сети организаций с потребителями, нуждающимися в согласовании (сверке) расположения сетей на представленной топографической съемке, данное согласование (сверка) является самостоятельной услугой (из вышеуказанных организаций исключение составляет только практика Макрорегионального филиала «Центр» ПАО «Ростелеком», между тем стоимость оказания рассматриваемой услуги значительно ниже стоимости, взимаемой Макрорегиональным филиалом «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»). То есть, исходя из предмета договора, заключенного в отношении товара, товар может быть предварительно определен как услуга по согласованию (сверке) расположения сетей связи эксплуатирующей организацией.

Услуга по согласованию (сверке) расположения сетей связи эксплуатирующей организацией не имеет потенциально взаимозаменяемых товаров, поскольку, в соответствии с указанными выше нормативными документами, при проведении топографической съемки для проектирования необходимо именно согласование (сверка) расположения сетей связи эксплуатирующей организацией.

Данная услуга может быть оказана только организацией (организациями), эксплуатирующими соответствующие сети, расположенные в зоне топографической съемки.

Альтернативой обращению за услугой по согласованию к эксплуатирующей данные сети организации могло бы быть обращение в государственный орган, располагающий актуальной информацией о расположении сетей или имеющий полномочия и функции по получению соответствующих согласований у эксплуатирующей организации. Такой механизм получения согласования мог бы предупреждать возможные случаи отказа, затягивания или завышения стоимости согласования (сверки) расположения сетей эксплуатирующими организациями и обеспечивать лучшие условия деятельности по проектированию объектов, более низкие барьеры входа на рынок в инвестиционно-строительной сфере. Однако в настоящее время такой механизм согласования (сверки) расположения сетей не предусмотрен.

По сведениям, представленным по запросу Управления Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, ни названный комитет, ни Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не обладают актуальной информацией, позволяющей осуществлять согласование (сверку) расположения инженерных сетей.

Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга сообщает лишь о подготовке в настоящее время законопроекта, предусматривающего создание сводного плана подземных коммуникаций и сооружений, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» и устанавливающего порядок предоставления таких сведений третьим лицам.

Таким образом, услуга по согласованию (сверке) расположения сетей связи эксплуатирующей организацией не имеет взаимозаменяемых товаров.

Единственным хозяйствующим субъектом, который может оказать услугу по согласованию (сверке) расположения сетей связи эксплуатирующей организацией, в случае, если такой эксплуатирующей организацией выступает ПАО «Ростелеком», является данная организацияПАО «Ростелеком».

Таким образом, в границах исследуемого рынка действует один хозяйствующий субъектПАО «Ростелеком».

Особенность услуги по согласованию (сверке) расположения сетей связи эксплуатирующей организацией заключается в том, что продавцом услуги может выступать только та единственная организация, которая эксплуатирует сети, расположение которых требует согласования (сверки). Поэтому рынок монополизирован в границах сетей каждой эксплуатирующей организации, которая занимает на нем доминирующее положение.

ПАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг по согласованию (сверке) расположения сетей связи эксплуатирующей организацией во всех случаях, когда требуется согласование (сверка) расположения сетей, эксплуатируемых ПАО «Ростелеком».

Следует отметить, что согласно данным проведенного ранее Управлением Анализа состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению кабельной канализации в 2014 г. более 89 % (по протяженности в км) кабельной канализации связи в Санкт-Петербурге принадлежало ПАО «Ростелеком».

По данным, представленным ПАО «Ростелеком» в Управление  письмом от 17.01.2017 № б/н (вх. № 1480/17 от 20.01.2017) общая  протяженность линий связи ПАО «Ростелеком» в границах Санкт-Петербурга увеличилась и составляет 4000,584 км (в 2014 г. – 3803,60 км).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в значительном числе случаев хозяйствующие субъекты, осуществляющие топографическую съемку для проектирования на территории Санкт-Петербурга, вынуждены приобретать услугу по согласованию (сверке) расположения сетей связи у ПАО «Ростелеком», занимающего доминирующее положение на рынке оказания данной услуги.

 

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара.

Согласно вышеуказанной норме Закона о защите конкуренции антимонопольный орган устанавливает наличие или отсутствие факта нарушения антимонопольного законодательства со стороны лица, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции:

- товаробъект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- товарный рыноксфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

- хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (статья 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

 

Цена услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком», оказываемой ПАО «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Северо-Запад» значительно (как правило, в 5 и более раз) превышает стоимость аналогичной услуги, оказываемой другими организациями, эксплуатирующими инженерные сети на территории Санкт-Петербурга, Москвы, в том числе более чем в 15 раз превышает цену данной услуги, оказываемой организациями, входящими в группу лиц ПАО «Ростелеком» на территории Центрального федерального округа и Уральского федерального округа.

При этом цена услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком», оказываемой ПАО «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Северо-Запад»:

- превышает сумму необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли (что показывает включение Ответчиком в экономическое обоснование цены услуги позиций, которые не отвечают предмету услуги);

- превышает цену, которая сформировалась на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

Таким образом цена услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком», оказываемой ПАО «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Северо-Запад», является монопольно высокой ценой в соответствии с определением монопольно высокой цены товара согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, установлена за пределами цены, сформированной на сопоставимом товарном рынке.

 

Таким образом, рассмотренные Комиссией действия ПАО «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Северо-Запад», выразившиеся в установлении, поддержании монопольно высокой цены услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком», нарушили пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части порядка ценообразования.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ПАО «Ростелеком» наличие нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  установлении, поддержании монопольно высокой цены услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком».

2. Выдать ПАО «Ростелеком» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

                                                                    

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«31» марта 2017 г.                                                                              г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела № 1-10-66/78-05-16 в составе:


 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения  по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10-66/78-05-16, возбужденному в отношении ПАО «Ростелеком» (место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15; ИНН 7707049388; ОГРН 1027700198767) в лице Макрорегионального филиала «Северо-Запад» (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 14/26) (далее – ПАО «Ростелеком») по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком»,

 

предписывает

ПАО «Ростелеком»:

 

1. Прекратить применение экономически необоснованной цены услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком».

 

2. Разработать методику экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цены услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения сетей связи, находящихся в границах Санкт-Петербурга и принадлежащих ПАО «Ростелеком».

 

3. ПАО «Ростелеком» в течение 90 дней со дня получения настоящего предписания представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу доказательства (документы, информацию и др.), свидетельствующие об исполнении ПАО «Ростелеком» пунктов 1 и 2 настоящего предписания.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны