Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 2 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу  1-17-2/78-16

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2016

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2016

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия УФАС по СПб) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 18.01.2016 №16/16 (в ред. от 16.02.2016 № 57/16)

 

в присутствии представителей:

СПб ГУДСП «Курортное» (далее - ответчик)

ЗАО «ТрансТех» (далее - заявитель)

ООО «ТЕХНОДОР»

         ООО «Производственное объединение «ТехноДор»

 

рассмотрев дело №1-17-2/78-16, возбужденное по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях организатора торгов – СПб ГУДСП «Курортное» – при организации и проведении открытого конкурса на поставку щеток дисковых съемных с ворсом из полипропилена, колец проставочных, подката металлического, ворса полипропиленового (извещение № 31502969275, далее — открытый конкурс), выразившимся в установлении в конкурсной документации требования к товару, подлежащего поставке, о соответствии его исключительно ТУ 4853-001-80520311-2014 – разработчиком (держателем) которого является ООО "ТЕХНОДОР" – победитель означенного открытого конкурса, что могло иметь результатом ограничение конкуренции при проведении указанного конкурса,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.12.2015 состоялось рассмотрение жалобы (вх.№26172 от 07.12.2015) ЗАО «ТрансТех» на действия организатора торгов – СПб ГУДСП «Курортное» при организации и проведении открытого конкурса на поставку щеток дисковых съемных с ворсом из полипропилена, колец проставочных, подката металлического, ворса полипропиленового (извещение № 31502969275, далее – Открытый конкурс).

По результатам рассмотрения жалобы ЗАО «ТрансТех» в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) принято решение о признании жалобы ЗАО «ТрансТех» необоснованной (Решение Т02-638/15 от 16.12.2015г., исх.№02/32753 от 16.12.2015) и о передаче названной жалобы в профильный отдел Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения заявления в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

 

По мнению заявителя, нарушение выразилось в установлении в конкурсной документации (в части IV) требования о соответствии подлежащего к поставке товара, конкретному техническому условию – ТУ 4853-001-80520311-2014, что привело к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса, а также созданию преимущественных условий участия в открытом конкурсе изготовителю/производителю товара, которому характеристики производимого товара известны и соответствуют ТУ 4853-001-80520311-2014.

Как было сообщено представителем заявителя на заседании Комиссии УФАС по СПб, ЗАО «ТрансТех» не смогло участвовать в открытом конкурсе по причине установленного требования о соответствии подлежащего к поставке товара, конкретному техническому условию – ТУ 4853-001-80520311-2014. За разъяснениями ЗАО «ТрансТех» к СПб ГУДСП «Курортное» не обращалось.

 

В обоснование своих доводов СПб ГУДСП «Курортное» сообщило (исх.№181 от 12.02.2016), что требование о соответствии товара, являющегося предметом открытого конкурса, исключительно ТУ 4853-001-80520311-2014, обусловлено следующим:

«Необходимость установления в конкурсной документации вышеуказанной закупки требования к качеству товара со ссылкой на технические условия – ТУ 4853-001-80520311-2014 обоснована многолетним опытом использования предприятием данного вида товара.

СПб ГУ ДСП «Курортное» - государственное унитарное предприятие, одним из основных видов уставной деятельности которого, является выполнение комплекса работ по ручной и механизированной уборке автомобильных дорог, тротуаров и других территорий общего пользования.

Щетки дисковые, съемные с ворсом из полипропилена, кольца проставочные, подкат металлический, ворс полипропиленовый постоянно применяются предприятием на спецтранспорте при проведении уборочных работ на территориях Кронштадтского и Курортного районов г. Санкт-Петербурга.

За длительный период своей деятельности (с 1956 года), предприятие неоднократно закупало данный товар у различных поставщиков и, соответственно, имело возможность оценить качество товара (прочность, эластичность, морозоустойчивость, изнашиваемость) и сформировать критерии оценки этого качества при организации наиболее экономичных для предприятия закупочных процедур.

ТУ 4853-001-80520311-2014 содержат полный перечень требований к продукции, являющейся предметом открытого конкурса (извещение №315029692750)

Поскольку на данный вид продукции отсутствует ГОСТ, а предприятие самостоятельно не имеет возможности разработать технические требования к качеству товара, поэтому, при организации и проведении открытого конкурса на поставку щеток дисковых съемных с ворсом из полипропилена, колец проставочных, подката металлического, ворса полипропиленового (извещение № 315029692750) СПб ГУДСП «Курортное» было сформировано техническое задание со ссылкой на технические условия ТУ 4853-001-80520311-2014».

Анализ заявления (жалобы) ЗАО «ТрансТех», а также документов и информации размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети интернет по извещению № 31502969275 показал следующее.

Извещение №31502969275 о проведении запроса котировок опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 18.11.2015 10:52. Начальная (максимальная) цена контракта 11 611 054,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок - 09.12.2015 в 09:00.

Дата и время рассмотрения заявок - 10.12.2015 в 11:00.

Дата и время подведения итогов - 11.12.2015 в 12:00.

Информация о товаре, работе, услуге: классификация по ОКДП - 3697372 Комплекты щеток для машин; классификация по ОКВЭД - 36.62 Производство метел и щеток; количество - 70 447 штук.

 

Конкурсная документация содержит указание на наименования товара, подлежащего поставке и соответствии его требованиям конкретного ТУ 4853-001-80520311-2014, что выражается в следующем.

Согласно п. 9 ч. 3.2.1.(Требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе) информационной карты конкурса, в список требуемых документов входящий в состав конкурсной заявки входит: «Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара  (Форма № 4), в виде оригинала».

В части IV Техническая часть конкурсной документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам с указанием количества поставляемого товара. По каждому из 26 наименований товара подлежащего поставке в столбце характеристика, указано на ТУ 4853-001-80520311-2014.

В форме № 4 (Предложение о функциональных и качественных характеристиках поставляемого товара) в п. 5 (Общие требования к товару) установлено: Щетки должны иметь гладкую однородную и одноцветную наружную поверхность, без заусенцев, загрязнений, царапин, пропусков ворса и дефектов полимерного материала, без пузырьков и посторонних включений.

Не допускается визуально различимый разнотон ворса в одном изделии.

Товар должен соответствовать: ТУ 4853-001-80520311-2014, ГОСТ 9045-93 (ГОСТ 9045-93 - Прокат тонколистовой холоднокатаный из низкоуглеродистой качественной стали для холодной штамповки. Технические условия).

Предмет договора: «Продавец обязуется поставить Покупателю: Наименование: щетки дисковые съемные с ворсом из полипропилена, кольца проставочные, подкат металлический, ворс полипропиленовый (далее Товар) стоимостью (),  в количестве и с основными характеристиками, указанными в Спецификации (Приложение № 1 к договору)».

В приложении № 1 к договору  установлены  наименования, количество и характеристики требуемого товара. В каждом наименовании товара в столбце характеристика, указано на ТУ 4853-001-80520311-2014, при этом все характеристики и их показатели не указаны.

Начальная (Максимальная) цена договора: 11 611 054 руб.

Согласно протоколу № 31502969275-02 от 11.12.2015 на открытый конкурс была подана 1 заявка: Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОДОР" (ИНН: 7817309889 КПП: 781001001). Согласно протоколу № 31502969275-03 от 11.12.2015 победителем признано ООО "ТЕХНОДОР", с которым заключен договор №31502969275 от 18.12.2015. Сумма договора 11 593 000 руб. (снижение составило 18000 руб, менее 0,15%).

 

Комиссия УФАС по СПб, изучив сведения и документы, имеющиеся в материалах дела № 1-17-2/78-16, извещение № 31502969275, заслушав пояснения сторон, установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Согласно ч. 1 ст. 9 (Глава 2. Торги) Положения о закупках СПб ГУДСП «Курортное», версия от 29.01.2014 (далее Положение СПб ГУДСП «Курортное»), под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании настоящего Положения о закупке.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Положения СПб ГУДСП «Курортное», Закупка товаров, работ, услуг может осуществляться следующими способами:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, а также торгов в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В силу ч. 7 ст. 2 Положения СПб ГУДСП «Курортное» Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется только в случаях, установленных настоящим Положением.

Порядок и случаи заключения договора способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) установлены в ст. 25 (Глава 4.) Положения СПб ГУДСП «Курортное».

 

В соответствии с пунктом 3.1 Межгосударственного стандарта "Единая система конструкторской документации. Технические условия. ГОСТ 2.114-95" (далее - ГОСТ), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 08.08.1995 N 425, технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.

В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТа технические условия (ТУ) являются частью технической документации на продукцию, и должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.

Технические условия (ТУ) разрабатываются как на одно конкретное изделие, материал, вещество, так и групповые: на несколько изделий, материалов, веществ (пункт 3.3 ГОСТа).

Согласно п. 3.7.2 ГОСТа обозначение ТУ на материалы, вещества и т.п. формируется из: кода "ТУ"; кода группы продукции по классификатору продукции страны разработчика ТУ; трехразрядного регистрационного номера, присваиваемого разработчиком; кода предприятия разработчика ТУ по классификатору предприятий страны - разработчика ТУ; года утверждения документа.

Держателем ТУ 4853-001-80520311-2014 (где 80520311 – является кодом предприятия разработчика ТУ по классификатору предприятий страны - разработчика ТУ (ОКПО предприятия), согласно поиску по коду ОКПО, является - ООО "ТЕХНОДОР" (ИНН 7817309889, ОГРН 1077847390125, ОКПО 80520311), единственно подавшее заявку на участие в открытом конкурсе, и ставшее победителем.

Согласно ТУ 4853-001-80520311-2014 разработчиком ТУ 4853-001-80520311-2014 является ООО «Производственное объединение «ТехноДор». Названное ТУ 4853-001-80520311-2014, согласно письма ООО «Производственное объединение «ТехноДор» (вх.№5694/16 от 15.03.2016), передано разработчиком - ООО «Производственное объединение «ТехноДор» ООО «ТЕХНОДОР»  на основании устной договоренности.

Сведения об опубликовании ТУ 4853-001-80520311-2014 в открытых источниках информации не представлены. Указанные ТУ 4853-001-80520311-2014 в свободном доступе не опубликованы (отсутствуют), что не отрицалось представителями ООО «Производственное объединение «ТехноДор», ООО "ТЕХНОДОР" на заседании Комиссии.

Таким образом, сведения о характеристиках и их показателях требуемого к поставке товара по предмету закупки №31502969275 Заказчиком не установлены, поскольку доступ к  ТУ 4853-001-80520311-2014 ограничен.

 

Довод СПб ГУДСП «Курортное» о том, что конкурсная документация содержит не только требования к ТУ 4853-001-80520311-2014, но и общие описания и сведения о технических характеристиках предполагаемого к закупке товара, ссылке на ГОСТ, не может являться исчерпывающим для принятия, потенциальным участником, решения об участии в закупке, где установлено обязательное требование о соответствии поставляемого товара ТУ 4853-001-80520311-2014, по причине отсутствия в общем описании товара, конкретных положений указанных в ТУ 4853-001-80520311-2014. Так, например, в техническом задании конкурсной документации отсутствуют макеты щеток, иные требования, в частности ТУ и ГОСТы поименованные в ТУ 4853-001-80520311-2014.

 

В соответствии с пунктами 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Утвержденная Заказчиком конкурсная документация предусматривает поставку щеток дисковых съемных с ворсом из полипропилена, колец проставочных, подката металлического, ворса полипропиленового. Установленное обязательное требование к лицу – потенциальному участнику поставить товар исключительно соответствующий ТУ 4853-001-80520311-2014 - разработчиком, которого является единственный участник, и победитель открытого конкурса в совокупности с отсутствием названного ТУ в свободном доступе создает условия, при которых любое лицо, в том числе производитель продукции по предмету закупки, заинтересованное в участии в открытом конкурсе, не имеет возможности оценить соответствие своей продукции требованиям ТУ 4853-001-80520311-2014, произвести товар в соответствии с требованиями ТУ 4853-001-80520311-2014 с целью принятия решения об участии в открытом конкурсе и поставке товара, создает преимущественные условия участия лицам, имеющим доступ/приоритетное ознакомление с ТУ 4853-001-80520311-2014.

Более того, данные обстоятельства свидетельствуют об ограничении конкуренции, что выражается в сужении Заказчиком круга лиц - потенциальных исполнителей контракта – не имеющих информации (характеристик) о товаре для его производства, а также определенных мощностей для производства товара именно в соответствии с ТУ 4853-001-80520311-2014.

Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, в силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.

 

Установленное Заказчиком требование привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов - потенциальных претендентов, способных предложить подлежащий к поставке товар надлежащего качества, и, как следствие, ограничило конкуренцию при проведении рассматриваемого открытого конкурса, что подтверждается следующими фактическими обстоятельствами:

Согласно п. 10 (приложение) ответа СПб ГУДСП «Курортное» (вх.№3479/16 от 15.02.2016) на определение о назначении дела № 1-17-2/78-16 от 19.01.2016, в Комиссию УФАС по СПб представлены сведения о проведенных закупках на поставку щеток дисковых съемных с ворсом из полипропилена, колец проставочных, подката металлического, ворса полипропиленового (в отдельности или в совокупности) в 2013, 2014, 2015 по форме таблицы (п. 4.7. определение о назначении дела № 1-17-2/78-16 от 19.01.2016).

В представленной информации содержатся сведения о проведенных торгах и их результатах:

- закупка №31300100595 – 7 участников, снижение начальной (максимальной) цены на 22%;

- закупка №31300642703 – 4 участника, снижение начальной (максимальной) цены на 34%;

- закупка №31401647671 – 6 участников, снижение начальной (максимальной) цены на 28%;

- закупка №31502291928 – 3 участника, снижение начальной (максимальной) цены на 1%;

в означенных торгах требование к товару, подлежащего поставке, о соответствии его исключительно ТУ 4853-001-80520311-2014 отсутствовало.

Согласно п. 4 (приложение) ответа СПб ГУДСП «Курортное» (исх.№351 от 22.03.16) на определение об отложении рассмотрения дела № 1-17-2/78-16 от 20.02.2016г., в Комиссию УФАС по СПб представлены сведения о проведенных закупках на поставку щеток дисковых съемных с ворсом из полипропилена, колец проставочных, подката металлического, ворса полипропиленового (в отдельности или в совокупности) в 2013, 2014, 2015, где установлено требование ТУ 4853-001-80520311-2014.

В представленной информации содержатся сведения о проведенной закупке по извещению № 31502969275 и её результатах: – 1 участник,  снижение начальной (максимальной) цены менее 0,5%.

 

На основании ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела. Копия заключения об обстоятельствах дела (исх.№78/5612/16 от 25.03.2016) направлена лицам, участвующим в деле.

СПб ГУДСП «Курортное» представило пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела (исх.№78/5612/16 от 25.03.2016). В пояснениях в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела (исх.№78/5612/16 от 25.03.2016) СПб ГУДСП «Курортное» не представлено иных доводов и доказательств, которые не были неизвестны Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России при принятии заключения об обстоятельствах дела № 1-17-2/78-16.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях организатора торгов – СПб ГУДСП «Курортное» при организации и проведении открытого конкурса на поставку щеток дисковых съемных с ворсом из полипропилена, колец проставочных, подката металлического, ворса полипропиленового (извещение № 31502969275), выразившееся в установлении в конкурсной документации требования к товару, подлежащего поставке, о соответствии его исключительно ТУ 4853-001-80520311-2014 – разработчиком (держателем) которого является ООО "ТЕХНОДОР" – победитель означенного открытого конкурса, что могло иметь результатом ограничение конкуренции при проведении указанного конкурса.

2. Выдать СПб ГУДСП «Курортное» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего впредь при организации и проведении закупок не допускать действий, ограничивающих конкуренцию при проведении торгов.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №1-17-2/78-16

 

15 апреля 2016                                                                          Санкт-Петербург

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия УФАС по СПб) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 18.01.2016 №16/16 (в ред. от 16.02.2016 № 57/16)

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения по делу № 1-17-2/78-16 о нарушении ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях организатора торгов – СПб ГУДСП «Курортное» при организации и проведении открытого конкурса на поставку щеток дисковых съемных с ворсом из полипропилена, колец проставочных, подката металлического, ворса полипропиленового (извещение № 31502969275), выразившимся в установлении в конкурсной документации требования к товару, подлежащего поставке, о соответствии его исключительно ТУ 4853-001-80520311-2014 – разработчиком (держателем) которого является ООО "ТЕХНОДОР" – победитель означенного открытого конкурса, что могло иметь результатом ограничение конкуренции при проведении указанного конкурса,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. СПб ГУДСП «Курортное» совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего впредь при организации и проведении торгов не допускать действий, ограничивающих конкуренцию при проведении торгов.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 29 мая 2016 года.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со  дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны