Решение №78/25175/18 Решение по делу в отношении ООО «СтритФуд» от 17 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF78/25175/18 от 17.08.2018
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №1-14.6-258/78-01-18
Резолютивная часть оглашена «14» августа 2018 г. |
Санкт-Петербург |
В полном объеме решение изготовлено «17» августа 2018 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
<…> |
– временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления, |
члены: |
|
<…> |
– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
<…> |
– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
рассмотрев дело №1-14.6-258/78-01-18 по признакам нарушения ООО «СтритФуд» (адрес: 198261, Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, д. 78, лит. А, пом. 7-Н, оф. 7 (36)) пункта 1 статьи 14.6 и статьи 14.8 статьи 14.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии на заседании:
от ответчика — <…> (по доверенности от 1.07.2018),
УСТАНОВИЛА:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление Егорова С.К. (вх.№17413/18 от 09.07.2018) о нарушении ООО «СтритФуд» антимонопольного законодательства. Заявитель сообщил, что ООО «Стритфуд» использует символику Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (далее — ФИФА). Заявитель представил изображение фасада дома, в котором ответчик осуществляет свою деятельность. На стекле заведения общественного питания ответчика нанесён товарный знак по свидетельству № 600424.
Товарный знак по свидетельству №600424 комбинированным обозначением со словесным обозначением «RUSSIA 2018». Данный товарный знак представляет собой изображение эмблемы кубка мира по футболу красно-синего цвета и словесное обозначение «Russia 2018» красного цвета. Правообладателем товарного знака по свидетельству №600424 является ФИФА. Дата государственной регистрации — 28 декабря 2016 года.
В силу пункта 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 данной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Согласно пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Пунктом 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
3) при выполнении работ, оказании услуг;
4) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Статьёй 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения. Так, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:
1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.
ФИФА не давала разрешения ООО «СтритФуд» использовать товарный знак по свидетельству № 600424. Следовательно, ответчик использует данный товарный знак незаконно.
ФИФА владеет комплексом имущественных прав, связанных с осуществлениями мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Полный перечень имущественных прав ФИФА, связанных с проведением Чемпионата, приведен в статье 17 Федерального закона от 07 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018, Кубка конфедераций 2017 и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о Чемпионате 2018 года).
Одним из таких прав является право определения коммерческих партнеров (спонсоров) FIFA, которым предоставляется эксклюзивное право ассоциировать себя (свои товары, работы, услуги) с FIFA и Чемпионатом, в том числе и не только посредством использования символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Действия третьих лиц, не являющихся коммерческими партнерами FIFA, по реализации (продвижению) товаров, работ или услуг, способные создать представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) о связи указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями — т есть коммерческую ассоциацию с ФИФА или мероприятиями — являются незаконными.
Согласно статье 20 Закона о Чемпионате 2018 года признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;
2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;
5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;
6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;
7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.
Объективную сторону нарушений, предусмотренных положениями Закона о Чемпионате 2018 года, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к ФИФА, поскольку, на восприятие покупателя влияет целый ряд факторов: как место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара при реализации, слоганы и содержание рекламной кампании и тому подобное.
ФИФА не заключала с ООО «СтритФуд» договоров, дающих право ассоциировать себя с Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 года, в том числе путём проведения маркетинговых акций и использования Символики спортивных соревнований. Следовательно, ответчик, сообщая неограниченному кругу лиц о своей причастности к ФИФА, вводит потребителей в заблуждение.
В связи с многообразием форм и методов недобросовестной конкуренции законодателем предусмотрен общий запрет на совершение актов недобросовестной конкуренции. Так, не допускаются не только формы недобросовестной конкуренции, предусмотренные статьями 14.1-14.7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», но и иные формы недобросовестной конкуренции. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции установлен статьёй 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
ООО «СтритФуд» разместило на стекле окна заведения общественного питания, которое оно использует для осуществления предпринимательской деятельности, товарный знак по свидетельству №600424. В этой связи оно получило ничем необоснованное преимущество, которое выразилось в том, что ввело потребителей в заблуждение относительно своего особого статуса и причастности к ФИФА.
ООО «СтритФуд» воспользовалось ситуацией, что в России проходит чемпионат мира по футболу FIFA 2018, и решило воспользоваться Символикой спортивных соревнований. При этом ответчик использовал товарный знак ФИФА. Действия ответчика является формой «паразитической» конкуренции. Ответчик решил воспользоваться заведомо позитивной и успешной репутацией ФИФА.
ООО «СтритФуд» получило ничем необоснованные преимущества, которые выразились в том, что ввело потребителей в заблуждение относительно своего особого статуса и причастности к ФИФА. При этом ответчик не понёс каких-либо расходов, связанных с вознаграждением ФИФА за использование её товарных знаков и (или) со спонсорством (иной поддержкой) ФИФА.
Ущерб хозяйствующим субъектам-конкурентам, который нанесли действия ответчика, следует отнести к упущенной выгоде. У граждан возникло ложное представление, что у ООО «СтритФуд» есть особая связь с ФИФА. В этой связи потребители вступили в правоотношения ООО «СтритФуд» вместо того, чтобы обратиться к представительству ФИФА, или например, к конкурентам, добросовестно воздерживающихся от использования обозначений, которые могут ввести потребителей в заблуждения об особой связи данных лиц с ФИФА. Своими действиями ООО «СтритФуд» лишило указанных лиц возможности получить доход от законной и добросовестной деятельности.
ООО «СтритФуд» осуществляет свою деятельность на конкурентом рынке общественного питания. Эти выводы также подтверждаются анализом состояния конкуренции на товарном рынке, который провело управление.
В этой связи комиссия усмотрела в действиях ООО «СтритФуд» нарушение пункта 1 статьи 14.6 и статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и приняла на заседании 1 августа 2018 года заключение об обстоятельствах дела.
На заседании комиссии 14 августа 29187 года ООО «СтритФуд» представило свои возражения на заключения об обстоятельствах дела. Данные возражения сводятся к несогласию с назначением ответчику административного штрафа за нарушения антимонопольного законодательства. Вопрос о размере штрафа в ходе рассмотрения настоящего дела не рассматривается.
ООО «СтритФуд» сообщило, что прекратило использовать товарный знак по свидетельству №600424. Следовательно, нет оснований для выдачи ответчику предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ООО «СтритФуд» (ОГРН 1187847133825, ИНН 7805727176) нарушение пункта 1 статьи 14.6 и статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в незаконном использовании (без разрешения ФИФА) товарного знака по свидетельству №600424.
2. Предписание ООО «СтритФуд» (ОГРН 1187847133825, ИНН 7805727176) не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель |
<…> |
Члены |
<…> |
|
<…> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.