Предупреждение №78/11350/18 от 12.04.2018 Предупреждение Правительству СПб и КИО от 12 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Правительство Санкт-Петербурга

 

190060, Смольный, Санкт-Петербург

 

 

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга

 

191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д.1 лит.Б

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В ходе рассмотрения заявлений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о даче согласия на предоставление хозяйствующим субъектам государственной преференции в порядке, установленном главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п.13 ч.1 ст.19 Закона о защите конкуренции) путем заключения договоров аренды в отношении объектов недвижимости (зданий, помещений, частей помещений, сооружений - участков набережных, подземных переходов и др.), находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским УФАС России выявлены действия (бездействие) Правительства Санкт-Петербурга, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, содержащие признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выраженные в неопубликовании полного перечня объектов недвижимости Санкт-Петербурга, предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в целях оказания имущественной поддержки, в том числе в форме государственной преференции.

 

Пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) определяет понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее – Программы, подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Статьей 14 Закона № 209-ФЗ установлены принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п.4); открытость процедур оказания поддержки (п.5).

Статьей 18 Закона № 209 установлено, что оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными Программами (подпрограммами).

 

Законом Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (далее – Закон СПб № 194-32) установлены формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч.1 ст.6 Закона СПб № 194-32 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге включает в себя:

финансовую поддержку;

имущественную поддержку;

информационную поддержку;

консультационную, в том числе правовую поддержку;

поддержку в сфере образования.

Этой же статьей закона предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, осуществляющих деятельность в определенных сферах:

внешнеэкономическую деятельность;

сельскохозяйственную деятельность;

деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

деятельность в сфере молодежного предпринимательства;

деятельность в социальной сфере;

деятельность в сфере строительства;

деятельность в области инноваций и промышленного производства;

деятельность в области ремесленной деятельности.

Также осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, являющихся субъектами семейного предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Частью 2 ст.6 Закона СПб № 194-32 установлено, что в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Правительство Санкт-Петербурга формирует, утверждает, ведет и осуществляет обязательное опубликование перечня имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, с ежегодным, до 1 ноября текущего года, дополнением такого перечня. Сведения об утвержденном перечне имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также об изменениях, вносимых в такой перечень, подлежат представлению в акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в целях проведения мониторинга в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона. Данная норма согласуется с требованием ч.4 ст.18 Закона № 209-ФЗ.

 

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 утверждена Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» (далее – Программа), разделом 4 которой определены пути достижения целей и задач государственной программы, в т.ч.:

- обеспечение доступности финансовых, кадровых и информационных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге,

- оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, Программа не содержит перечня государственного имущества (в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений и т.п.), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности, что ограничивает доступность субъектов малого и среднего предпринимательства к информационным ресурсам.

 

На официальном сайте Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по адресу: www.commim.spb.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в разделе «Объекты недвижимости / Объекты для малого и среднего бизнеса» размещен Перечень объектов для малого и среднего бизнеса, включающий здания, помещения, части помещений, большинство из которых имеют статус «занято», «в сделке», что означает, что объект уже передан в аренду.

Вместе с тем, в Санкт-Петербургское УФАС России поступают заявления Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о даче согласия на предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства государственной преференции в виде имущественной поддержки путем предоставления в аренду объектов недвижимости, отсутствующих в опубликованном Перечне.

Анализ Перечня объектов для малого и среднего бизнеса (http://www.commim.spb.ru/misp_1) показал, что в нем вообще отсутствуют сооружения:

1. участки набережных рек и каналов Санкт-Петербурга, используемых для установки (размещения):

- стационарных плавучих объектов с размещением на них отелей (гостиниц, хостелов и т.п.), объектов общественного питания, торговли, офисов, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных центров и иных объектов;

- понтонов, плавучих причалов, применяемых для швартовки плавательных средств, с целью посадки и высадки пассажиров;

- плавательных средств (без установки понтонов, плавучих причалов) с целью посадки и высадки пассажиров.

2. пешеходные тоннели, подземные переходы, используемые для размещения нестационарных торговых и иных объектов.

Установлено, что потребность в указанных объектах со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства существует.

 

В связи с тем, что отсутствует полная открытая, достоверная и доступная информация о находящихся в собственности Санкт-Петербурга объектах недвижимости, которые могут быть предоставлены в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, конкуренция за право владения/пользования такими объектами не допускается.

По указной причине Санкт-Петербургское УФАС России в 2015-2018 г.г. по результатам рассмотрения заявлений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга приняло более 50 решений об отказе в предоставлении государственной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с тем, что предоставление преференции приведёт к недопущению конкуренции за право владения/пользования указанным государственным имуществом поскольку испрашиваемые в заявлениях объекты недвижимости в перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге не включены.

Следовательно иные лица – субъекты малого и среднего предпринимательства не располагают сведениями о возможности аренды государственных объектов недвижимости, что может необоснованно препятствовать осуществлению деятельности такими хозяйствующими субъектами и содержит признаки нарушения п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Данное обстоятельство также свидетельствует о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам (в отношении которых Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга принимаются решения о предоставлении государственной преференции путем подачи в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление такой преференции) доступа к информации о государственных объектах недвижимости в приоритетном порядке, что запрещено п.6 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции и нарушает принцип открытости процедуры оказания государственной поддержки, гарантированный Законом № 209-ФЗ.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Санкт-Петербургское УФАС России предупреждает Правительство Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о необходимости в срок до 15 июня 2018 года прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения п.2, п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устранения причин и условий, способствовавших возникновению рассматриваемого нарушения, и принятия мер по устранению последствий такого нарушения для чего:

сформировать, утвердить и опубликовать перечень (перечни) объектов недвижимости Санкт-Петербурга (зданий, помещений, частей помещений, сооружений - участков набережных, подземных переходов и др.), находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в том числе:

- перечень сооружений специального назначения – участков набережных рек и каналов Санкт-Петербурга, используемых для установки:

стационарных плавучих объектов с размещением на них отелей (гостиниц, хостелов и т.п.), объектов общественного питания, торговли, офисов, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных центров и иных объектов,

понтонов, плавучих причалов, плавательных средств в целях использования в период навигации для швартовки плавательных средств с целью посадки и высадки пассажиров;

- перечень пешеходных тоннелей, подземных переходов, используемых для размещения нестационарных торговых и иных объектов.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением .

 

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны