Решение №78/25624/16, 78/25625/16 Решение по жалобе Университета ИТМО от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-657/16

 

21 ноября 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) ;

с участием представителей

ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" (далее – Организатор закупки) ;

Университета ИТМО (далее — Заявитель) ;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№25300/16 от 10.11.2016) Университета ИТМО на действия закупочной комиссии организатора торгов ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" при проведении открытого конкурса в бумажной форме на поставку лазера импульсно-периодического с длиной волны 2.5-5.5 мкм (извещение №31604180416, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

06 октября 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31604180416 о проведении открытого конкурса в бумажной форме на поставку лазера импульсно-периодического с длиной волны 2.5-5.5 мкм (далее – Извещение о закупке), включая документацию об открытом конкурсе (далее – Закупочная документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", версия 11 от 17.06.2016 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

16 000 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

06.10.2016 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

28.10.2016 в 16:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

01.11.2016 в 16:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

199053, г. Санкт-Петербург, Кадетская линия, д.5 к. 2

 

2. Заявитель в жалобе полагает неправомерными действия закупочной комиссией Организатора закупки (далее — Закупочная комиссия) по отклонению заявки Университета ИТМО, поданной на участие в Закупке.

Заявитель сообщает, что согласно Протоколу рассмотрения заявок от 07.11.2016 № 58/2 заявка Университета ИТМО не была допущена к участию в Закупке согласно п. 4.11.4 Закупочной документации, однако, по мнению Заявителя, отказ в допуске заявки Университета ИТМО неправомерен.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением №78/24676/16 от 14 ноября 2016 года, были предъявлены представителем Организатора закупки в ходе заседания Комиссии для обозрения.

 

3. Закон №223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 95.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалобы на действия (бездействие) заказчиков при организации и проведении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ дает возможность участнику закупки обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка подачи заявок на участие в закупке.

Порядок подачи заявок на участие в закупке устанавливается документацией и предполагает установление требований к участникам закупки, к подаваемым заявкам, перечню документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способам подачи заявок и прочее.

Учитывая, что в Законе №223-ФЗ содержатся минимальные требования к документации о закупке, такая документация может содержать положения, противоречащие требованиям законодательства, в том числе антимонопольного, что может препятствовать заинтересованному лицу подать заявку на участие в закупочной процедуре.

Так, в документации о закупке могут быть установлены избыточные или неизмеряемые требования к участникам закупки, которые не позволяют потенциальному участнику подать заявку на участие в закупке. В таком случае, потенциальный участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, положения закупочной документации, ограничивающие возможность участия в закупке.

Кроме того, в рамках одной закупки (одного лота) заказчик может объединить функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги, что может привести к ограничению числа участников такой закупки.

Заказчиком может быть нарушен порядок и сроки размещения информации о закупке, что может привести к ограничению числа участников закупки и нарушению прав лиц, которые желали подать заявку на участие в закупке, но в силу несвоевременного или неполного размещения информации о такой закупке, не смогли этого сделать.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупке заказчика.

Кроме того, согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган обязан рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе в случаях, не поименованных в ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Рассмотрение подобных жалоб в судебном порядке занимает более длительный срок, что может препятствовать восстановлению нарушенных прав заявителей, так как к моменту вынесения решения судом договор по результатам закупки может быть заключен.

Предусмотренный ст. 18.1 Закона №135-ФЗ порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав как участников закупки, так и лиц, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.

Также при установлении в рамках рассмотрения жалобы в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Закона №135-ФЗ, антимонопольный орган обязан принять необходимые меры по их устранению.

Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

4. ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя Протоколу рассмотрения заявок от 07.11.2016 № 58/2 заявка Университета ИТМО не была допущена к участию в Закупке согласно п. 4.11.4 Закупочной документации.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с п. 4.11.4 Закупочной документации Организатором закупки предусмотрен следующий порядок подачи заявок на участие в Закупке: «Оригинал заявки в печатном виде (на бумажном носителе), оформленную в соответствии с требованиями пунктов 4.5.7, должен быть запакован в бумажный конверт с указанием на нем следующей информации:

1) наименование и адрес организатора закупки в соответствии с извещением и п. 4 информационной карты;

2) предмет договора и номер закупки (при наличии), на участие в которой подается заявка в соответствии с извещением и п. 1 информационной карты;

3) почтовый адрес для возврата заявки в случае ее отзыва или опоздания.

Участник процедуры закупки вправе не указывать на конверте информацию, установленную в подпункте (3)».

Согласно пп. 1 п. 12.8.5 Положения о закупках Закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки в том числе в случае нарушения требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки.

Представитель Организатора закупки в заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя пояснил, что заявка Университета ИТМО не была запечатана в бумажный конверт, в связи с чем Закупочная комиссия отклонила заявку Университета ИТМО в соответствии с п. 4.11.4 Закупочной документации.

Заявителем в жалобе не оспаривались установленные Организатором закупки требования к оформлению и способу подачи заявок на участие в Закупке, что также было озвучено представителем Заявителя в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Университета ИТМО.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России учитывает тот факт, что установленное Организатором закупки требование о материале конверта для подачи заявки на участие в Закупке не может иметь какого-либо существенного значения для Организатора закупки, изменять суть содержания представленной заявки или оказывать влияние на результат заключения или исполнения договора по итогам Закупки.

Вместе с тем, несмотря на это, требование п. 4.11.4 Закупочной документации о необходимости подачи заявки на участие в Закупке в бумажном конверте, являясь формальным по отношению к процедуре Закупки, Университетом ИТМО соблюдено не было.

Исходя из изложенного Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России полагает принятое Закупочной комиссией решение об отклонении заявки Университета ИТМО от участия в Закупке соответствующим требованиям Закупочной документации и Положения о закупках, вследствие чего по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает нарушений порядка проведения Закупки в действиях Закупочной комиссии.

 

5. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с извещением о Закупке предметом Закупки является поставка лазера импульсно-периодического с длиной волны 2.5-5.5 мкм, с начальной (максимальной) ценой Закупки 16 000 000,00 рублей.

Согласно п. 16 Информационной карты Закупочной документации к участникам Закупки установлены в том числе квалификационные требования в соответствии с приложением №1 к Информационной карте.

Пунктом 3.2. Приложения №1 к Информационной карте в составе Закупочной документации одним из требований к участникам Закупки определено наличие у участников опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема, при этом под опытом успешной поставки продукции сопоставимого объема, понимается поставка продукции сопоставимого характера в количестве не менее 2 договоров за последние 2 года, на общую сумму не менее   20 000 000 (двадцати миллионов) руб. 00 коп.

В соответствии с п. 4.14.9 Закупочной документации Закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки в том числе в случае несоответствия участника процедуры закупки, в том числе несоответствие лиц (одного или нескольких), выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 14–16 информационной карты.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о чрезмерности и несоответствии стоимости поставки по предмету Закупки установленного в п. 3.2. Приложения №1 к Информационной карте в составе Закупочной документации требования, кроме того, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что ввиду установленного в п. 3.2. Приложения №1 к Информационной карте в составе Закупочной документации требования Организатором закупки созданы такие условия, следуя которым потенциальный участник Закупки, который осуществляет свою деятельность по предмету Закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства, располагающий необходимой квалификацией и ресурсами, но не имеющий опыта успешной поставки продукции сопоставимого объема на общую сумму не менее   20 000 000 рублей, в том числе и непосредственно за последние 2 года или в количестве не менее 2-х договоров, необоснованно ограничен в своем праве принять участие в процедуре Закупки.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в Закупочной документации чрезмерного требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних успешного опыта поставки продукции сопоставимого характера в количестве не менее 2 договоров за последние 2 года, на общую сумму не менее   20 000 000 (двадцати миллионов) руб. 00 коп, являющегося условием допуска к участию в Закупке, нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного при организации и проведении Закупки.

 

6. Рассмотрев жалобу (вх.№25300/16 от 10.11.2016) Университета ИТМО на действия закупочной комиссии организатора торгов ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" при проведении открытого конкурса в бумажной форме на поставку лазера импульсно-периодического с длиной волны 2.5-5.5 мкм (извещение №31604180416), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу (вх.№25300/16 от 10.11.2016) Университета ИТМО на действия закупочной комиссии организатора торгов ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" при проведении открытого конкурса в бумажной форме на поставку лазера импульсно-периодического с длиной волны 2.5-5.5 мкм (извещение №31604180416) необоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" при проведении открытого конкурса в бумажной форме на поставку лазера импульсно-периодического с длиной волны 2.5-5.5 мкм (извещение №31604180416) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем неправомерного установления в п. 3.2. Приложения №1 к Информационной карте в составе Закупочной документации условия по допуску к участию в Закупке, являющегося чрезмерными, не соответствующими предмету Закупки, а также необоснованно ограничивающего конкуренцию среди потенциальных участников Закупки.

 

3. Выдать организатору закупки ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в бумажной форме на поставку лазера импульсно-периодического с длиной волны 2.5-5.5 мкм (извещение №31604180416) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

21 ноября 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) на основании решения Комиссии от 21.11.2016 по жалобе № Т02-657/16 на действия закупочной комиссии организатора торгов ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" при проведении открытого конкурса в бумажной форме на поставку лазера импульсно-периодического с длиной волны 2.5-5.5 мкм (извещение №31604180416, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов ОАО "ГОИ им. С.И. Вавилова" совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения открытого конкурса в бумажной форме на поставку лазера импульсно-периодического с длиной волны 2.5-5.5 мкм (извещение №31604180416) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 12 декабря 2016 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны