Решение №78/27751/16 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 7 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №1-14.2-388/78-01-16

 

Резолютивная часть оглашена «30» ноября 2016 г.                               Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «14»декабря 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело №1-14.2-388/78-01-16 по признакам нарушения
ООО «Частная пивоварня «Афанасий» статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции), выразившегося в распространении ООО «Частная пивоварня «Афанасий» в сети Интернет информации о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом,

в присутствии на заседании:

от ООО «ОПХ» <…>  (доверенность от 27 июля 2016 года № <…>),

от ООО «Частная пивоварня «Афанасий» <…>  (доверенность от 01 апреля 2016 года без номера),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — Санкт-Петербургское УФАС России, Управление) поступило заявление ООО «ОПХ» (вх.№ вх.№3662/16 от 17.02.2016) относительно возможного нарушения ООО «Частная пивоварня «Афанасий» статьи 14.2 Закона о защите конкуренции. Согласно поступившему заявлению Ответчик вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств медовухи «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» посредством размещения в сети Интернет недостоверную информации о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом.

1. Позиция Заявителя изложена в заявлении (вх.№ вх.№3662/16 от 17.02.2016), в дополнении к нему (вх.№9358/16 от 20.04.2016), в письменных (вх.№20031/16 от 26.08.2016, вх.№ 22397/16 от 30.09.2016, вх№24318 от 26.10.2016) и устных пояснениях по делу. Заявитель полагает, что Ответчик разместил на ряде страниц сайтов в сети Интернет недостоверную информацию о том, что что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом.

2. ООО «Частная пивоварня «Афанасий» изложило позицию по делу в письменных (вх.№20040-ЭП/16 от 26.08.2016, вх.№22342-ЭП/16 от 29.09.2016, вх.№22471-ЭП/16 от 30.09.2016, а также представленных в заседании Комиссии) и устных пояснениях по делу. Позиция Ответчика состоит в том, что сайт с доменным именем en.afanasy.ru является так называемой «англоязычной» версией сайта с доменным именем www.afanasy.ru. Данная «англоязычная» версия предназначена для англоговорящих посетителей сайта, а не для российского потребителя. При этом ООО «Частная пивоварня «Афанасий» сообщило, что не имеет возможности влиять на характер информации, размещённой на указанных ООО «ОПХ» страницах сайтов в сети Интернет.

3. Материалами дела №1-14.2-388/78-01-16 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

3.1. Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» даны следующие определения применительно к рассматриваемому делу:

алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

медовуха (медовый напиток) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8 процентов меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта;

пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода;

С учётом изложенного продуктовые границы товарного рынка определены как  производство и продажа пива и напитков брожения.

Согласно ответу ООО «Частная пивоварня «Афанасий» (вх.№9549/16 от 21.04.2016) на запрос Управления Ответчик осуществляет оптовую продажу продуктов питания в Тверской области. При этом покупатели данной продукции находятся в различных регионах России, их расположение Ответчик определил как географию реализации своей продукции. Заявителем представлены чеки,
согласно которым продукция Ответчика может быть приобретена в Санкт-Петербурге.

Заявитель сообщил, что основным видом его деятельности является производство пива. Также ООО «ОПХ» сообщило, что осуществляет деятельность на рынке по производству и продаже пива и напитков брожения в различных регионах России, в том числе в Санкт-Петербурге.

Таким образом, географическими границами товарного рынка по производству и продажа пива и напитков брожения является Россия, в том числе Санкт-Петербург и Тверская область.

Управлением установлено, что Заявитель и Ответчик являются конкурентами на рынке по производству и продаже пива и напитков брожения на территории России, в том числе в Санкт-Петербурге и Тверской области.

3.2 Пояснения ООО «Частная пивоварня «Афанасий», сертификат соответствия № РОСС RU.AE67.H04067 и декларация соответствия RU Д-RU.AE67.B01007 подтверждают, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является именно медовухой, а не пивом. Производителем данной медовухи является ООО «Частная пивоварня «Афанасий».

Письмом от 01.04.2016 №1190-С АО «РСИЦ» сообщило, что регистратором доменного имени www.afanasy.ru является ООО «Частная пивоварня «Афанасий».

Рассмотрев заявление ООО «ОПХ», Управление установило в действиях ООО «Частная пивоварня «Афанасий» признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

В этой связи Санкт-Петербургским УФАС России ООО «Частная пивоварня «Афанасий» выдано предупреждение от 17.05.2016 №78/10450/16 со сроком исполнения до 01 июля 2016 года о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Согласно данному предупреждению Ответчику надлежало удалить из публичного доступа, в том числе с сайта с доменным именем www.afanasy.ru, информацию о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом.

В установленный срок ООО «Частная пивоварня «Афанасий»  названное предупреждение исполнило лишь частично. Ходатайств о продлении срока исполнения предупреждений от Общества не поступало.

На основании изложенного издан приказ Управления от 15.07.2016 №294/16 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Частная пивоварня «Афанасий» статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в сети Интернет информация о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом размещена на следующих страницах в сети Интернет: https://vk.com/afanasy_voice?
w=wall-10473589_742, https://ok.ru/profile/333347341687/statuses/65256130344311, http://maclarin.ru/novosti-regiona/nashi-novosti/162-zapadnye-burzhui-napali-na-afanasij, https://vk.com/wall328082409_2300, https://vk.com/wall-27947528_4001.

Актом осмотра сайта, составленным Управлением, установлено, что на страницах сайтов в сети Интернет, размещённых по адресам: http://www.afanasy.ru/news/?id1=373 и http://en.afanasy.ru/news/?id1=373, информация  о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом снабжена астериском «Охота нашего» - слабоалкогольный напиток брожения медовуха (прим. производителя)». Данное уточнение было размещено ООО «Частная пивоварня «Афанасий» после возбуждения дела, что подтверждается объяснениями представителя данного Общества и материалами дела.

Вместе с тем иные доводы ООО «ОПХ» относительно размещения недостоверно информации о составе медовухи «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» в настоящее время на нашли своего достаточного подтверждения.

Доводы ООО «Частная пивоварня «Афанасий» о невозможности оказывать какое-либо влияние на действия своего единственного учредителя (участника) Ларина Максима Владиславовича отклоняются, поскольку Ларин М.В. и Общество входят в одну группу лиц. Согласно информации ЕГРЮЛ уставной капитал Ответчика составляет 12 000 000 рублей, единственным участником данного Общества является Ларин Максим Владиславович.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признаются хозяйственное общество и физическое лицо, если такое физическое лицо имеет более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие доли в уставном этого хозяйственного общества. При этом установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное (часть 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции).

Обществом не отрицается тот факт, что информация на страницах сайтов в сети Интернет https://ok.ru/profile/333347341687/statuses/65256130344311, http://maclarin.ru/novosti-regiona/nashi-novosti/162-zapadnye-burzhui-napali-na-afanasij, https://vk.com/wall328082409_2300, https://vk.com/wall-27947528_4001 размещена именно соучредителем Ответчика — Лариным М.В. Указанная информация размещена данным гражданином в интересах ООО «Частная пивоварня «Афанасий», поэтому в рассматриваемом случае действия Ларина М.В. не могут рассматриваться отдельно от деятельности ООО «Частная пивоварня «Афанасий». Тем более, что и Лариным М.В., и Ответчиком размещена практически идентичная информация. Кроме того, из информации сайта с доменным именем www.afanasy.ru следует, что Ларин М.В. позиционируется как «руководитель».

Доводы ООО «Частная пивоварня «Афанасий» о невозможности влиять на характер размещаемой информации на вышеназванных страницах в социальной сети «ВКонтакте» не подтверждаются материалами дела №1-14.2-388/78-01-16. На официальным сайте ООО «Частная пивоварня «Афанасий» в сети Интернет с доменным именем www.afanasy.ru размещена брошюра «Холдинг Афанасий», в которой содержится информация о том, что Богачев Павел Юрьевич занимает должность директора по маркетингу. В заседании 07.10.2016 представитель ООО «ОПХ» представлял на обозрение Комиссии информацию страницы «Холдинг Афанасий - интерактив» в социальной «Вконтакте», согласно информации представленной страницы Богачев Павел Юрьевич на момент осмотра данной страницы являлся администратором данной группы. Представитель Ответчика пояснил, что Богачев П.Ю. ранее занимал названную должность. Довод о том, что названный гражданин оказывал данные услуги ООО «НикитиН», входящее в одну группу лиц с Ответчиком, не подтверждены документально, Богачев П.Ю. действовал в интересах ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и с согласия последнего. В социальной группе «Холдинг Афанасий» размещена контактная информация Ответчика, а информация размещается сотрудниками группы лиц Ответчика.

Таким образом, в материалах рассматриваемого дела содержатся документальные доказательства факта распространения ООО «Частная пивоварня «Афанасий» информации о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО!Крепкое» является пивом, что запрещено статьёй 14.2 Закона о защите конкуренции.

3.3. Статьёй 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение. Так, не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Таким образом, в действиях ООО «Частная пивоварня «Афанасий», выразившихся в распространении данным Обществом в сети Интернет информации о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом, содержится нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ООО «Частная пивоварня «Афанасий» нарушение статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в распространении данным Обществом в сети Интернет информации о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом.

2. Выдать ООО «Частная пивоварня «Афанасий» предписание предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством изъятия из публичного доступа (снятия с распространения) из сети Интернет информации о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом.

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ №1-14.2-388/78-01-16

 

«14» декабря 2016 г.

Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «14» декабря 2016 г. по делу №1-14.2-388/78-01-16 о нарушении ООО «Частная пивоварня «Афанасий» (адрес места нахождения: 170002, Тверь, ул. Коминтерна, д. 95) статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Частная пивоварня «Афанасий» (адрес места нахождения: 170002, Тверь, ул. Коминтерна, д. 95) в срок до 20 февраля 2017 года прекратить нарушение статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в распространении данным Обществом в сети Интернет информации о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом, а именно: изъять из публично доступа в сети Интернет, в том числе на страницах сайтов, указанных в решении по настоящему делу, информацию о том, что медовуха «ОХОТА НАШЕГО! Крепкое» является пивом.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

<…>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны