Решение №78/31052/18, 78/31053/18 Решение по жалобе ООО «Сервис Ком» от 17 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-354/18

12 октября 2018 года                                                                        Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей от ПАО «Сбербанк России» (далее – Организатор торгов); от ООО «Сервис Ком» (далее – Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. от 03.10.2018 № 25021-ЭП/18) ООО «Сервис Ком» на действия Организатора торгов ПАО «Сбербанк России» при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию (КТО) объектов (извещение № 31806673226), заслушав пояснения,                                 

УСТАНОВИЛА:

29 июня 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31806673226 о проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию (КТО) объектов (далее – Закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг  ПАО «Сбербанк России» (далее – Положение о закупках) в редакции от 26.09.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

111 161 821,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.06.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

23.07.2018 в 18:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика)

10.08.2018 в 11:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения заявок

191124, г. Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д.2

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31806673226 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации критерия «Наличие персонала».

Заявитель полагает, что количество требуемого персонала по критерию «Наличие персонала» не соответствует количеству персонала, обязательно требуемого для оказания услуг по предмету Закупки.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия СПб УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

ПАО «Сбербанк России» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/30162/18 от 08.10.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Оспариваемая Закупка (извещение № 31806673226) проводится в электронной форме на Электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» и осуществляется по двум лотам.

Исходя из Протокола заседания Конкурсной комиссии от 31.07.2018 № 84, на участие в Закупке было подано 6 (шесть) заявок: 3 (три) заявки по Лоту № 1 и 3 (три) заявки по Лоту № 2, в том числе заявка Заявителя ООО «Сервис Ком». Все поданные заявки были допущены к этапу оценки и сопоставления заявок.

Согласно п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с п. 11.1 Документации Закупочная комиссия Организатора торгов оценивает конкурсные заявки в соответствии с порядком оценки и сопоставления предложений участников, установленным Приложением № 5 к Документации.

На основании п. 2 Приложения № 5 к Документации установлены следующие критерии оценки заявок и их значимость:

№ п/п

Наименование критерия оценки

Вес (в процентах)

Формула расчета значения критерия

 
 

1

Предложение по цене.

Оценивается на основании Ценового предложения, полученного в ходе аукциона, являющегося 2-м этапом конкурса 

50%

А= А2 / А1, где

А – балл предложения по цене

А2 - минимальное предложение по цене среди предложений Участников аукциона, являющегося 2-м этапом конкурса;

А1 - предложение Участникааукциона, являющегося 2-м этапом конкурса

 

2

Наличие представительства (офиса) на территории региона оказания услуг.

10 %

В – балл наличия представительства (офиса) на территории оказания услуг.

Нет офиса – 0 баллов

Есть офис – 1 балл

(в случае подачи заявки на два лота представительство (офис) должны быть в каждом регионе оказания услуг).

 

3

Наличие опыта в области оказания услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий /помещений за 2015-2017 годы

20 %

С – балл наличия опыта работы

нет опыта работы за 2015-2017 года  – 0 баллов

опыт работы за 2015-2017 года на сумму от 1 руб. до 10 000 000 руб. включительно  – 0,5 баллов

опыт работы за 2015-2017 года на сумму свыше  10 000 000 руб.– 1 балл

 

 

4

Наличие персонала

20 %

D –наличия персонала.

менее 100 человек – 0 баллов

от 100человек и более – 1 балл

 

Итого:

100%

 

 

 

Приложением № 2 к Документации  установлено, что для оценки и сопоставления предложений участников по критерию «Наличие персонала» в соответствии с Приложением № 5 Документации участником предоставляются следующие документы:

«Для персонала, находящегося в штате Участника – выписка из штатного расписания и копии трудовых книжек сотрудников.

Для персонала не входящего в штат Участника – копии договоров ГПХ и копии паспортов сотрудников. (при наличии в числе персонала лиц иностранного государства или лиц без гражданства дополнительно к указанным выше документам предоставляются копии документов установленной законодательством РФ формы, подтверждающие право таких лиц на работу в РФ)».

При этом указанным пунктом также установлено, что отсутствие в составе заявки участника вышеназванных  документов не является основанием для отклонения заявки такого участника, но влечет получение участником «0» (ноль) баллов по соответствующему критерию.

Вместе с тем пп. 2.1 п. 2 Технического задания Документации установлены обязательные требования к квалификации участника о наличии у участника или готовность привлечения следующих специалистов:

«- специалистов, имеющих группы 4 по электробезопасности – не менее 2 человек (в случае подачи заявки на два лота – не менее 4 человек);

- специалистов, имеющих группы 3 по электробезопасности – не менее 5 человек (в случае подачи заявки на два лота – не менее 10 человек);

- специалистов, допущенных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, как ответственных за эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей - не менее 5 человек (в случае подачи заявки на два лота – не менее 10 человек);

- специалистов, прошедших обучение на ответственных за промышленную безопасность – не менее 2 человек(в случае подачи заявки на два лота – не менее 4 человек);

- специалистов, прошедших обучение по направлению ТО и ремонту климатического оборудования имеющих свидетельства – не менее 8 человек(в случае подачи заявки на два лота – не менее 16 человек)».

Таким образом, исходя из требований пп. 2.1 п. 2 Технического задания Документации при подаче заявки на один лот для допуска к участию в Закупке участнику необходимо предоставить сведения о наличии не менее 22 специалистов.

На основании п. 1.1 Документации Закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия, в том числе среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части.

Заявитель в своей жалобе указывает, что установление критерия «Наличие персонала» с возможностью получения баллов только при наличии у участника штатной численности не менее 100 человек, делает невозможной победу участника, относящегося к субъектам малого предпринимательства.

Комиссия СПб УФАС России полагает, что установленный порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Наличие персонала», при проведении закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства, не может быть применен в качестве инструмента, выявляющего наилучшее предложение среди участников, так как участник Закупки, относящийся к субъектам малого предпринимательства, не может получить баллы по указанному критерию.

С учетом того, что Закупка проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства, при наличии установленного обязательного требования о предоставлении в составе заявки всех необходимых документов, свидетельствующих о наличии квалифицированного персонала (пп. 2.1 п. 2 Технического задания), Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что возможность получения баллов только при наличии у участника штатной численности не менее 100 человек ограничивает в получении баллов участников Закупки, относящихся к субъектам малого предпринимательства, так как в соответствии с действующим законодательством среднесписочная численность работников малых предприятий составляет менее ста человек, вследствие чего установленный порядок оценки по критерию «Наличие персонала» (менее 100 человек – 0 баллов, от 100 человек и более – 1 балл) не может выступать критерием определения степени предпочтительности того или иного участника, или свидетельствовать о степени квалификации участника.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 и п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-Ф3, выразившееся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в Приложении № 5 к Документации порядка оценки по критерию «Наличие персонала», ограничивающего участников Закупки, относящихся к субъектам малого предпринимательства в получении баллов по указанному критерию.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу (вх. от 03.10.2018 № 25021-ЭП/18) ООО «Сервис Ком» на действия Организатора торгов ПАО «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию (КТО) объектов (извещение № 31806673226), обоснованной.
  2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 и п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-Ф3, выразившееся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в Приложении № 5 к Документации порядка оценки по критерию «Наличие персонала», ограничивающего участников Закупки, относящихся к субъектам малого предпринимательства в получении баллов по указанному критерию.
  3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены  Протокола заседания Конкурсной комиссии № 106 от 21.09.2018, повторного проведения этапа оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке по Лоту № 1 и Лоту № 2 без учета критерия «Наличие персонала» и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией, действующим Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Сбербанк России» и Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

12 октября 2018 года                                                                    Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 12.10.2018 по делу № Т02-354/18 на действия Организатора торгов ПАО «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию (КТО) объектов (извещение № 31806673226), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. Организатору торгов ПАО «Сбербанк России» совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов, путем отмены  Протокола заседания Конкурсной комиссии № 106 от 21.09.2018, повторного проведения этапа оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке по Лоту № 1 и Лоту № 2 без учета критерия «Наличие персонала» и завершения процедуры Закупки (извещение № 31806673226) в строгом соответствии с Документацией, действующим Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Сбербанк России» и Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 09 ноября 2018 года с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны