Решение №78/35/17, 78/34/17 Решение по жалобе ООО "Основа" от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-761/16

 

29 декабря 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в отсутствие представителей ЛОГП «Ленфарм» (далее – Организатор закупки) и ООО «Основа» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Основа" (вх.№29314/16 от 20.12.2016) на действия организатора торгов ЛОГП «Ленфарм» при организации и проведении запроса котировок на выполнение косметического ремонта сан. узла в ЛОГП «Ленфарм» по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 57 (извещение №31604506753, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

16 декабря 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31604506753 о проведении запроса котировок на выполнение косметического ремонта сан. узла в ЛОГП «Ленфарм» по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 57, включая документацию о запросе котировок (далее – Закупочная документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров (работ, услуг) ЛОГП "Ленфарм" (далее – Положение о закупках) в редакции от 12.12.2016, утвержденным приказом генерального директора ЛОГП "Ленфарм" № 621 от 12.12.16, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

948 603,18 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

16.12.2016 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

20.12.2016 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

20.12.2016 в 15:20 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 57

 

2. По мнению Заявителя Организатор закупки неправомерно установил в Закупочной документации противоречащее Положению о закупках требование к участникам Закупки об обязательном представлении обеспечения заявки на участие в Закупке.

Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/28920/16 от 23 декабря 2016 года, не были представлены в заседание Комиссии, назначенное на 12-00 (МСК) 28 декабря 2016 года.

В соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ жалоба Заявителя и уведомление №78/28920/16 от 23 декабря 2016 года в установленные законом сроки были направлены на адрес электронной почты Организатора закупки, указанный в извещении о Закупке на Официальном сайте.

В связи с неявкой представителей Организатора закупки и непредставлением документов по Закупке заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя было перенесено на 11-00 (МСК) 29 декабря 2016 года, о чем Заявитель и Организатор закупки были своевременно извещены уведомлением от 28.12.2016 №78/29494/16.

В связи с повторной неявкой представителей Организатора закупки и непредставлением документов по Закупке заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя было повторно перенесено на 16-00 (МСК) 29 декабря 2016 года, о чем Заявитель и Организатор закупки также были своевременно извещены уведомлением от 29.12.2016 №78/29653/16, однако представители Организатора закупки на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы не явились, возражений по существу жалобы Заявителя не представлено.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России при рассмотрении жалобу Заявителя по существу руководствуется содержанием документов, опубликованных Официальном сайте в разделе процедуры Закупки.

Сведения о заключенном по итогам Закупки договоре в единой информационной системе реестра договоров на Официальном сайте отсутствуют.

 

3. Закон №223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 95.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалобы на действия (бездействие) заказчиков при организации и проведении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ дает возможность участнику закупки обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка подачи заявок на участие в закупке.

Порядок подачи заявок на участие в закупке устанавливается документацией и предполагает установление требований к участникам закупки, к подаваемым заявкам, перечню документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способам подачи заявок и прочее.

Учитывая, что в Законе №223-ФЗ содержатся минимальные требования к документации о закупке, такая документация может содержать положения, противоречащие требованиям законодательства, в том числе антимонопольного, что может препятствовать заинтересованному лицу подать заявку на участие в закупочной процедуре.

Так, в документации о закупке могут быть установлены избыточные или неизмеряемые требования к участникам закупки, которые не позволяют потенциальному участнику подать заявку на участие в закупке. В таком случае, потенциальный участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, положения закупочной документации, ограничивающие возможность участия в закупке.

Кроме того, в рамках одной закупки (одного лота) заказчик может объединить функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги, что может привести к ограничению числа участников такой закупки.

Заказчиком может быть нарушен порядок и сроки размещения информации о закупке, что может привести к ограничению числа участников закупки и нарушению прав лиц, которые желали подать заявку на участие в закупке, но в силу несвоевременного или неполного размещения информации о такой закупке, не смогли этого сделать.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупке заказчика.

Кроме того, согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган обязан рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе в случаях, не поименованных в ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Рассмотрение подобных жалоб в судебном порядке занимает более длительный срок, что может препятствовать восстановлению нарушенных прав заявителей, так как к моменту вынесения решения судом договор по результатам закупки может быть заключен.

Предусмотренный ст. 18.1 Закона №135-ФЗ порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав как участников закупки, так и лиц, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.

Также при установлении в рамках рассмотрения жалобы в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Закона №135-ФЗ, антимонопольный орган обязан принять необходимые меры по их устранению.

Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

 

4. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ЛОГП «Ленфарм» относится к государственным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Извещением о Закупке предусмотрено, что процедура Закупки проводится в форме запроса котировок.

В соответствии с п. 10 Закупочной документации Организатором закупки установлено обеспечение заявки на участие в  запросе котировок в размере 47430 руб. 16коп.

Как указано в пп. н) п. 19 Закупочной документации, заявка участника Закупки отклоняется от участия в случае, если на расчетный счет Заказчика на момент рассмотрения заявок не поступили денежные средства в обеспечение заявки участника или участником в составе заявки не была предоставлена банковская гарантия, оформленная в соответствии с документацией запроса котировок.

Вместе с тем, согласно п. 3.7 Положения о закупках Организатором закупки предусмотрено, что размер обеспечения заявки на участие в закупке, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления Заказчиком требования обеспечения заявки на участие в закупке устанавливаются в случае проведения закупки способом конкурса или аукциона.

Разделом 9 «Запрос котировок» Положения о закупках также не установлено право Организатора закупки определять размер или устанавливать обеспечение заявки на участие в запросе котировок.

Вследствие изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в Закупочной документации требования о представлении обеспечения заявки на участие в Закупке нарушений ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении требований Положения о закупках, а также в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.

 

5. Рассмотрев жалобу ООО "Основа" (вх.№29314/16 от 20.12.2016) на действия организатора торгов ЛОГП «Ленфарм» при организации и проведении запроса котировок на выполнение косметического ремонта сан. узла в ЛОГП «Ленфарм» по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 57 (извещение №31604506753), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ЛОГП «Ленфарм» нарушения требований ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Основа" (вх.№29314/16 от 20.12.2016) на действия организатора торгов ЛОГП «Ленфарм» при организации и проведении запроса котировок на выполнение косметического ремонта сан. узла в ЛОГП «Ленфарм» по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 57 (извещение №31604506753) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ЛОГП «Ленфарм» при организации и проведении запроса котировок на выполнение косметического ремонта сан. узла в ЛОГП «Ленфарм» по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 57 (извещение №31604506753) нарушения ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении требований Положения о закупках, а также в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенные вследствие неправомерного установления в Закупочной документации требования о представлении обеспечения заявки на участие в Закупке.

 

3. Выдать организатору закупки ЛОГП «Ленфарм» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок на выполнение косметического ремонта сан. узла в ЛОГП «Ленфарм» по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 57 (извещение №31604506753) путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Закупочную документацию, устраняющих выявленные нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке и последующего завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с требованиями Положения о закупках и нормами Закона №223-ФЗ.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений, в том числе, по факту непредставления ЛОГП «Ленфарм» запрашиваемой информации в срок в соответствии со ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

29 декабря 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) на основании решения Комиссии от 29.12.2016 по жалобе № Т02-761/16 на действия организатора торгов ЛОГП «Ленфарм» при организации и проведении запроса котировок на выполнение косметического ремонта сан. узла в ЛОГП «Ленфарм» по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 57 (извещение №31604506753, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов ЛОГП «Ленфарм» совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения запроса котировок на выполнение косметического ремонта сан. узла в ЛОГП «Ленфарм» по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 57 (извещение №31604506753) путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Т02-761/16 нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке и последующего завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с требованиями Положения о закупках ЛОГП «Ленфарм» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 23 января 2017 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны