Решение по жалобе ООО «Атлантик»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
28.12.2017
Управление:
Санкт-Петербургское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер документа:
№ 78/38295/17
Номер дела:
№ Т02-530/17

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-530/17

26 декабря 2017 года                                                                        Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителя от ФГАОУ ВО «Университет ИТМО» (далее – Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО «Атлантик» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. № 30561/17 от 19.12.2017) ООО «Атлантик» на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО «Университет ИТМО» при проведении аукциона с двумя частями заявок на право заключения договора на реализацию комплекса работ по совершенствованию инфраструктуры физико-технического факультета (помещения 2021, 2022) (извещение № 31705761958), заслушав пояснения,                                 

УСТАНОВИЛА:

20 ноября 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31705761958 о проведении аукциона с двумя частями заявок на право заключения договора на реализацию комплекса работ по совершенствованию инфраструктуры физико-технического факультета (помещения 2021, 2022) (далее – Закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «Университет ИТМО» (далее – Положение о закупках) в редакции от 09.08.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

9 808 900,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

20.11.2017

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

11.12.2017 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок

(по местному времени заказчика)

12.12.2017 в 17:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения заявок

http://utp.sberbank-ast.ru/Trade

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31705761958 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

1) Неразмещение проектной документации в составе Документации, а также пункта о разработке проектной документации подрядчиком.

2) Отсутствие мониторинга рыночных цен при обосновании начальной (максимальной) цены договора для единицы товара (материала), используемых при выполнении работ по предмету закупки.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 95.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следуя доводам жалобы, Заявитель в том числе, оспаривает неразмещение проектной документации в составе Документации, что прямо предусмотрено  п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ФГАОУ ВО «Университет ИТМО» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37274/17 от 20.12.2017 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

1) По первому доводу жалобы о неразмещении проектной документации в составе Документации, а также пункта о разработке проектной документации подрядчиком, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Из п. 3 Извещения следует, что предметом закупки является «реализация комплекса работ по совершенствованию инфраструктуры физико-технического факультета».

Как следует из п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно пп. 2 и 33 п. 4.1 Технического задания Документации предусмотрено выполнение работ, в том числе по разборке кирпичных перегородок на отдельные кирпичи, а также устройство перегородок из гипсокартонных листов (ГКЛВ) по системе «КНАУФ».

Помимо прочего, п. 4.2, 4.3 и 4.4 Технического задания Документации предусмотрены замена систем инженерно-технического обеспечения и (или) их элементов, в частности систем вентиляции, канализации, водоснабжения, отопления и электроснабжения.

Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что работы, предусмотренные Техническим заданием, относятся к капитальному ремонту, поскольку включают в себя замену строительных конструкций (элементов строительных конструкций) и систем инженерно-технического обеспечения (их элементов).

Исходя из ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Представитель Организатора торгов подчеркнул, что для выполнения капитального ремонта в состав Технического задания включены отдельные разделы проектной документации в графической форме, в том числе, «Схема расположения возводимых перегородок и дверей», «Принципиальная схема прокладки кабеля LAN и коммуникационных систем», «Принципиальная схема монтажа лотка», «Принципиальная схема групповой сети», «Принципиальная схема распределительной сети», «Схема воздуховодов и ЩУВ».

Вместе с тем Заявителем в заседание Комиссии СПб УФАС России не были представлены сведения, однозначно свидетельствующие о неразмещении Организатором торгов проектной документации в составе Документации, ограничивающем составление участником закупки надлежащего коммерческого предложения в соответствии с предметом проводимой закупки, ввиду чего Комиссия СПб УФАС России находит указанный довод жалобы неподтвержденным.

2) По второму доводу жалобы об отсутствии мониторинга рыночных цен при обосновании начальной (максимальной) цены договора для единицы товара (материала), используемых при выполнении работ по предмету закупки.

Исходя из п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Согласно п. 5 Извещения, являющегося неотъемлемой частью Документации, начальная (максимальная) цена договора составляет 9 808 900,00 руб.

Представитель Организатора торгов пояснил, что цены на большинство применяемых для выполнения работ материалов, указанных в Техническом задании, рассчитаны на основании «Федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве» (далее – ФССЦ).

В отношении материалов, не включенных в ФССЦ, Организатором торгов был произведен мониторинг цен.

Все указанные сведения размещены Организатором торгов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в составе Документации.

Комиссией СПб УФАС России учтено, что Законом № 223-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчиков указывать в составе Документации обоснование начальной (максимальной) цены договора для каждой единицы товара при проведении закупки на выполнение работ.

Вместе с тем, представители Заявителя в заседание Комиссии СПб УФАС России не явились, каких-либо документов, свидетельствующих об обоснованности указанного довода, в том числе, конкретные позиции технического задания и сметного расчета, вступающих в противоречие, не представили.

На основании изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит указанный довод не подтвержденным и не усматривает нарушений по данному доводу жалобы.

 

В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Как указано выше, исходя из п. 3 Извещения следует, что предметом закупки является «реализация комплекса работ по совершенствованию инфраструктуры физико-технического факультета».

Вместе с тем, Организатором торгов на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru предмет процедуры закупки классифицирован:

- по ОКПД2 как «43.3 Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях»;

- по ОКВЭД2 как «43.3 Работы строительные отделочные».

При этом в соответствии с п. 5 Раздела 1.2 «Информационная карта» Документации к участнику закупки предъявляются требования в соответствии  с законодательством РФ, в том числе, о необходимости участника быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - СРО). Документом, подтверждающим исполнение названного требования, предоставляемым в обязательном порядке в составе документации, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации (либо её копия, заверенная участником закупки).

Как указано выше, пп. 2 и 33 п. 4.1 Технического задания Документации предусмотрено выполнение работ, в том числе по разборке кирпичных перегородок на отдельные кирпичи, а также устройство перегородок из гипсокартонных листов (ГКЛВ) по системе «КНАУФ».

Также п. 4.2, 4.3 и 4.4 Технического задания Документации предусмотрены замена систем инженерно-технического обеспечения и (или) их элементов, в частности систем вентиляции, канализации, водоснабжения, отопления и электроснабжения.

Соответственно, установление требования о наличии у участника членства СРО обусловлено наличием в Техническом задании определенных видов работ, предусмотренных перечнем видов работ, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Вместе с тем, требование о наличии членства СРО,  установленное в Документации, не соответствует предмету процедуры закупки и не входит в перечень работ, относящихся к поименованным группам ОКДП2 и ОКВЭД2, классифицированным Организатором торгов.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем несоответствия требований Документации, в виде членства СРО, предмету процедуры закупки, а также к поименованным группам ОКДП2 и ОКВЭД2, классифицированным Организатором торгов.

 

Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно Протоколу рассмотрения заявок № 1 от 12.12.2017 г. на участие в процедуре закупки подано и допущено шесть заявок.

Также согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок № 2 от 13.12.2017 все допущенные заявки оценены и выбран победитель закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России воздерживается от выдачи предписания об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что установленное Комиссией СПб УФАС России нарушение не повлияло на результаты закупки и не ограничило конкуренцию между участниками закупки при проведении аукциона с двумя частями заявок на право заключения договора на реализацию комплекса работ по совершенствованию инфраструктуры физико-технического факультета (помещения 2021, 2022).

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу (вх. № 30561/17 от 19.12.2017) ООО «Атлантик» на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО «Университет ИТМО» при проведении аукциона с двумя частями заявок на право заключения договора на реализацию комплекса работ по совершенствованию инфраструктуры физико-технического факультета (помещения 2021, 2022) (извещение № 31705761958), необоснованной.
  2. Признать в действиях Организатора торгов п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем несоответствия требований Документации, в виде членства СРО, предмету процедуры закупки, а также к поименованным группам ОКДП2 и ОКВЭД2, классифицированным Организатором торгов.
  3. Не выдавать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что установленное Комиссией СПб УФАС России нарушение не повлияло на результаты закупки и не ограничило конкуренцию между участниками закупки при проведении аукциона с двумя частями заявок на право заключения договора на реализацию комплекса работ по совершенствованию инфраструктуры физико-технического факультета (помещения 2021, 2022).
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.