Решение №78/7128/17,78/7136/17 Решение и предписание по жалобе АО «Северен-Телеком» от 16 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-149/17

13 марта 2017 года                                                                      Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей от  ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» (далее – Организатор торгов); от АО «Северен-Телеком» (далее – Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.03.2017 № 4752/17) АО «Северен-Телеком» на действия Организатора торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на создание ситуационного информационного центра Ленинградской области (извещение № 31704749917), заслушав пояснения,                                 

УСТАНОВИЛА:

02 февраля 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31704749917 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на создание ситуационного информационного центра Ленинградской области (далее – процедура закупки), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» (далее – Положение о закупках) в редакции от 23.06.2015, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

20 330 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

02.02.2017

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

24.02.2017 в 23:30 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

27.02.2017 в 14:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения заявок

г. Санкт-Петербург, Петербургское ш. 10 каб. №210

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31704749917 не был заключен Договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в требованиях, установленных в Документации:

1) Заявитель считает, что Организатором торгов в Документации не указаны исходные данные, в соответствии с которыми потенциальный участник делает расчет предлагаемой им цены.

2) Заявитель в своей жалобе указывает, что Организатор торгов установил требования к поставляемому товару, исключающие поставку аналогов.

3) Организатором торгов в рамках одной процедуры объединены в один лот технически не связанные между собой товары, работы, услуги.

4) Также Заявитель считает, что установленные Организатором торгов сроки исполнения договора ограничивают число потенциальных участников процедуры закупки.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6021/17 от 06.03.2017 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

 

1) По доводу жалобы о том, что Организатором торгов в Документации не указаны исходные данные, в соответствии с которыми потенциальный участник делает расчет предлагаемой им цены, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 3.1.1 Технического задания Документации указано, что для выполнения работ Заказчика должен предоставить Исполнителю исходные данные, в том числе:

«- технические условия (ТУ) от операторов связи на присоединение оборудования ЛВС и ВКС к сети связи общего пользования;

- дополнительные требования надзорных органов».

Вместе с тем,  из п. 3.1.2 Технического задания Документации следует, что «форма предоставления исходных данных согласуется представителями Заказчика и Исполнителя в частном порядке в процессе выполнения работ».

Кроме того, согласно п. 4.1.1 Проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, Исполнитель должен предоставить Заказчику на согласование всю рабочую документацию не позднее 3-х рабочих дней с момента подписания Договора обеими Сторонами.

Комиссия СПб УФАС России установила, что при предоставлении исходных данных после подписания контракта на стадии выполнения работ, Исполнитель лишен возможности рассчитать стоимость работ в соответствии с Техническим заданием, а также разработать рабочую документацию не позднее 3-х рабочих дней с момента подписания Договора обеими Сторонами.

Таким образом, отсутствие исходных данных в составе Документации означает, что Организатор торгов не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает потенциального участника обоснованно сформировать свое ценовое предложение.

Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п.1 ч.1 ст. 3 Закона №223-Ф3, выразившееся в нарушении принципа информационной открытости закупки, путем не установления в Документации исходных данных, в соответствии с которыми потенциальный участник делает расчет предлагаемой им цены.

 

2) По второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России выявила следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4  Закона № 223-ФЗ  заказчик   в документации о закупке  вправе устанавливать требования  к  качеству, техническим  и функциональным характеристикам, потребительским свойствам товаров и  иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара  потребностям заказчика.  

Согласно п. 8.2.6 Положения о закупках        в закупочной документации могут содержаться указания на товарные знаки, знаки обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Пунктом 2.2 Технического задания Документации установлены технические характеристики аппаратно-программного комплекса актового зала Ситуационного информационного центра (далее – СИЦ), содержащие требования к поставляемому товару, исключающие поставку аналогов.

Комиссия СПб УФАС России установила, что ни  Закон № 223-ФЗ, ни Положение о закупках Организатора торгов не содержат запрета на указание в Документации требований к поставляемому товару, исключающих поставку аналогов, в рамках проведения процедур с подобным предметом.

Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений по данному доводу жалобы.

 

3) По доводу жалобы об объединении в один лот технически не связанных между собой товаров, работ, услуг, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

В соответствии с Разделом 3 Технического задания Документации установлен состав и содержание работ:

- Предпроектное обследование помещений СИЦ;

- Разработка рабочей документации на создание СИЦ;

- Монтаж и пуско-наладка оборудования, включающие, в том числе, поставку мебели по индивидуальным параметрам Организатора торгов, в соответствии с требованиями, установленными в Документации.

- Работы по обучению специалистов.

Вместе с тем, Организатором торгов на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru работы по предмету процедуры закупки объединены в один лот и классифицированы:

- по ОКПД2 как «47.43.10.000 Услуги по розничной торговле аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах»;

- по ОКВЭД2 как «47.43 Торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах».

Кроме того, Документация не содержит сведений о возможности привлечения к выполнению работ/поставке товаров/оказанию услуг субподрядных организаций.

Комиссия СПб УФАС России полагает, что осуществление хозяйствующими субъектами своей деятельности в рамках поставки, монтажа и пуско-наладки требуемого в соответствии с Техническим заданием Документации аппаратно-программного комплекса, в силу специфики деятельности, не предполагает поставку мебели и обучения специалистов.

В соответствии с вышеизложенным, услуги, связанные с поставкой, монтажом и пуско-наладкой требуемого в соответствии с Техническим заданием Документации оборудования, поставкой мебели и обучением специалистов, технологически и функционально не связаны между собой и являются услугами, представляемыми на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить указанные работы и услуги.

Ввиду отнесения указанных видов работ к различным группам ОКДП2 и ОКВЭД2, неограниченный круг потенциальных участников процедуры закупки, которые осуществляют свою деятельность непосредственно в рамках одного вида деятельности в полном соответствии с нормами действующего законодательства, а также, располагающих необходимой квалификацией и ресурсами, не могут принять участие в закупочной процедуре, объединяющей выполнение работ/поставку товаров/оказание услуг, относящихся к различным группам ОКДП2 и ОКВЭД2, вследствие чего Комиссия СПб УФАС России установила, что действия по объединению в один лот технически не связанных между собой товаров, работ, услуг, приводят к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в отдельных торгах по каждому из видов деятельности, являются препятствием для возникновения конкуренции и содержат нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Вместе с тем, объединение в один лот выполнения работ/поставки товаров/оказания услуг не гарантирует оптимальную стоимость каждого этапа, так как из-за сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в отдельных торгах по каждому из видов деятельности, снижается уровень конкуренции и как следствие нарушается установленный п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, допущенные вследствие объединения в один лот работ технически не связанных между собой товаров, работ, услуг.

 

4) По четвертому доводу жалобы об установлении Организатором торгов срока исполнения договора, ограничивающего число потенциальных участников процедуры закупки, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

В соответствии с Извещением, являющимся неотъемлемой часть Документации, срок заключения договора составляет «в течение 15 (пятнадцати) дней со дня опубликования протокола рассмотрения и оценки заявок на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru) и ЭТП (www.roseltorg.ru), но не ранее 10 дней».

Дата подведения итогов процедуры закупки – 28.02.2017 в 14:00.

Согласно п. 1.6 Проекта договора Техническое задание на создание СИЦ - (Приложение №1) является неотъемлемой частью настоящего Договора.

Кроме того, в соответствии с п. 3.1 Проекта договора срок поставки оборудования и выполнения работ по Договору (в соответствии с Техническим заданием – Приложение №1 к настоящему Договору):

- помещение «Мониторингового зала» - не позднее 10.04.2017г.

- помещение «Актового зала» - не позднее 25.04.2017г.

Вместе с тем в соответствии с Разделом 3 Технического задания Документации установлен состав и содержание работ:

- Предпроектное обследование помещений СИЦ;

- Разработка рабочей документации на создание СИЦ;

- Монтаж и пуско-наладка оборудования, включающие, в том числе, поставку мебели по индивидуальным параметрам Организатора торгов, в соответствии с требованиями, установленными в Документации.

- Работы по обучению специалистов.

Комиссия СПб УФАС России установила, что с учетом объема комплекса выполнения работ, поставки товара и оказания услуг, установленных Техническим заданием, срок исполнения договора несоразмерен действительно необходимому для выполнения обязательств по договору, что приводит к ограничению числа лиц, желающих принять участие в процедуре закупки.

Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем установления несоразмерного срока исполнения обязательств по договору.

 

В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно Извещению, являющемуся неотъемлемой частью Документации, одним из обязательных документов, представляемых участником в составе заявки, является акт осмотра особенностей места проведения работ, подъезда и складирования материалов.

Отсутствие данного документа является основанием для не допуска к участию в процедуре закупки.

Также Извещением установлено, что участник при составлении вышеуказанного акта должен согласовать дату и время выезда на место проведения работ с целью осмотра и подписания акта осмотра особенностей места проведения работ, подъезда и складирования материалов. (Майкова Дина Михайловна тел. 8 911 9899307).

Вместе с тем Документацией установлено, что при проведении открытого конкурса какие-либо переговоры заказчика или членов Закупочной комиссии по размещению заказа с участником размещения заказа не допускаются.

Кроме того, п. 3.1.2 Технического задания Документации установлено, что форма предоставления исходных данных согласуется представителями Заказчика и Исполнителя в частном порядке в процессе выполнения работ.

Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что установление обязательного требования о наличии в составе заявки акта осмотра особенностей места проведения работ, подъезда и складирования материалов, являющегося основанием допуска/ не допуска к участию в закупке по предмету процедуры, необоснованно ограничивает участие в закупке круга лиц, соответствующих обязательным требованиям действующего законодательства по предмету проведения процедуры.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушения пп. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем установления в составе Документации противоречивых, несправедливых и дискриминационных условий по отношению к участникам закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу (от 02.03.2017 № 4752/17) АО «Северен-Телеком» на действия Организатора торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на создание ситуационного информационного центра Ленинградской области (извещение № 31704749917), обоснованной.
  2. Признать в действиях Организатора торгов нарушения:

- п.1 ч.1 ст. 3 Закона №223-Ф3, выразившееся в нарушении принципа информационной открытости закупки, путем не установления в Документации исходных данных, в соответствии с которыми потенциальный участник делает расчет предлагаемой им цены;

- п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, допущенные вследствие объединения в один лот работ технически не связанных между собой товаров, работ, услуг, а также установления несоразмерного срока исполнения обязательств по договору;

- пп. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем установления в составе Документации противоречивых, несправедливых и дискриминационных условий по отношению к участникам закупки.

  1. Выдать Организатору торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

13 марта 2017 года                                                                      Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 13.03.2017 по делу № Т02-149/17 на действия Организатора торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на создание ситуационного информационного центра Ленинградской области (извещение № 31704749917), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. Организатору торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов, путем аннулирования процедуры путем отмены юридически значимых документов, составленных в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на создание ситуационного информационного центра Ленинградской области (извещение № 31704749917).

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 03 апреля 2017 года с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны